Главная / Другое / статья "Использование технологии деятельностного подхода в дошкольном образовании"

статья "Использование технологии деятельностного подхода в дошкольном образовании"

hello_html_m2c0ab1fe.gifhello_html_160dfb04.gifhello_html_3660bb13.gifhello_html_5c365bb1.gifhello_html_m2a1835f9.gifhello_html_2cece992.gifhello_html_cc3711c.gifhello_html_181c79a0.gifhello_html_m7b366d65.gifhello_html_m12a883d8.gifИспользование технологии деятельностного подхода в дошкольном образовании


Одним из необходимых условий успешного обучения ребёнка от первых шагов до выпускного класса является реализация принципа непрерывности, т.е. преемственность должна прослеживаться на уровне концепции, содержания, и технологии. Целью данной статьи является подробное разъяснение особенностей технологии деятельностного подхода в дошкольном образовании.

Вначале приводятся основные этапы технологии, далее представляется их более подробное описание, проиллюстрированное примерами из занятий.


Основные этапы технологии.

1 Введение в игровую ситуацию.

1.Создание психологической направленности на игровую деятельность.

2.Проверка готовности к занятию.

3.Определение содержательных рамок игровой деятельности

данного занятия и связь их с рамками предыдущих занятий.

4.Повторение правил взаимодействия.

2. Мотивационная игра:

1.Актуализация прошлого опыта;

2.Представление реквизита, используемого в игре;

3. Объявление педагогом правил игры и демонстрация их понимания детьми;

4.Самоопределение и коррекция;

5.Распределение ролей;

6.Игровое действие;

7.Самостоятельная коррекция детьми возникших ошибок.

3. Затруднение в игровой ситуации:

1.Появление в деятельности ребёнка затруднения и его фиксация в речи:

2.Выявление причин затруднения.

3.Фиксация детских вопросов.

4.Формулирование темы занятия или главного вопроса.

5. Целеполагание на основе детских вопросов

4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации:

1.Предметное действие, анализ видео фрагмента или проблемное изложение материала в виде подводящего диалога.

2.Следование одному из трёх направлений (см. таблицу)

3.Оформление в речи детей согласованного варианта выхода из затруднения.

4.Коррекция педагогом детской речи и появление нового варианта действия.

5.Возвращение в игровую ситуацию и доигрывание с учётом новых обстоятельств без затруднения.

5.Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях:

1.Работа с пособием;

2.Нахождение места “нового” в системе представлений ребёнка.

3.Возможное применение “нового” в повседневной жизни.

4.Самопроверка и коррекция.

6. Повторение и развивающие задания.

Проведение дидактических игр, не связанных с темой занятия, направленных

на тренировку задатков к мыслительной деятельности.

7. Итог занятия.

1. Фиксация движения по содержанию;

2. Выяснение практического применения нового содержательного шага;

3. Эмоциональная оценка занятия;

4. Рефлексия групповой деятельности;

5. Рефлексия собственной деятельности.




  1. Введение в игровую ситуацию ( 1-2 мин)


Создание психологической направленности на игровую деятельность.


Для того, чтобы переключить ребёнка с одного вида деятельности на другой и настроить его на занятие, педагог выбирает приём, соответствующий ситуации и особенностям данной группы детей, создания психологической направленности к игровой деятельности на занятии. Это может быть приветствие, стихотворение , произнесённое хором, упражнение на концентрацию внимания и многое другое.

Проверка готовности к занятию.

Для более успешной организации занятия важно проверить готовность рабочего места ребёнка к занятию, т.е. наличие пособий, тем самым приучаем его с самоорганизации. Теперь дети имеют чёткое представление о том, какого рода занятие им предстоит.

Определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь их с рамками предыдущих занятий.

Чтобы настроить ребёнка на работу в определённом информационном пространстве следует ввести содержательные рамки занятия и представить их в процессе диалога.

1 вариант

( «Ты- словечко, я – словечко» Курцева З.И. Занятие №19 «Можно ли общаться без слов?»)

  • Ребята, вспомните, в какую игру мы играли на прошлом занятии? (Мы в игре старались быть приветливыми.)

  • А сегодня поиграем ещё? (Конечно, поиграем)

  • Сегодня поиграем в знакомство. Хотите узнать об этом что-то новое? (Очень интересно)

  • А умеем ли мы с вами знакомиться? (Конечно, мы знаем, как это делать.)

2 вариант

( «Раз- ступенька, два- ступенька» часть 1 Кочемасова Е.Е. Занятие 27 «Число и цифра 5» )

  • Что помогало нам в игре на прошлом занятии по математике? (Нам помогал числовой отрезок.)

  • А сегодня, хотите поиграть? Я покажу вам картинки, а вы догадайтесь, что нам будет помогать играть.



( Мы думаем, что нам будут помогать геометрические фигуры. )

3 вариант.

(«Путешествие в прекрасное» часть 1 Куревина О.А, Селезнёва Г.Е. Занятие 3. «Прощание с летом»)

  • Во что мы играли на прошлом занятии? Выберите картинку.


hello_html_3c9b4774.gifhello_html_m6b662abd.gifhello_html_57061ebc.gif


(Мы выбираем последнюю картинку. Мы играли и учились вежливо прощаться со сказочными

героями.)

- Сегодня будем играть и рисовать. Не забудем и о том , как нужно вежливо прощаться.

Повторение правил взаимодействия.

Для реализации принципа комфортности необходимо вспомнить с детьми правила:

- комфортно - это когда каждому удобно.

- не нужно перебивать друг друга в игре - все смогут высказаться.

- не стоит мешать играть и отбирать игрушки у других - всем игрушек хватит.

И так далее.

Эти правила сформулированы детьми и в виде условных обозначений находятся в группе. Дети при конфликтных ситуациях обращаются к ним.


2. Мотивационная игра (3 –5 минут)

Чтобы тема занятия возникла не случайно, не была навязана воспитателем, важно в первую очередь дать ребёнку подействовать в хорошо знакомой ситуации, а потом создать затруднение, которое, активизируя мыслительные процессы воспитанника, вызывает интерес к теме занятия. Это первый этап творческого процесса – встреча с затруднением. Если в жизни человек сам сталкивается с затруднениями в деятельности, то на занятии затруднение создаётся педагогом.

Актуализация прошлого опыта.

Для того, чтобы можно было более успешно организовать игровую деятельность детей нужно актуализировать первичный опыт детей по данной теме.

1 вариант

( «Ты- словечко, я – словечко» Курцева З.И. Занятие №19 «Можно ли общаться без слов?»

- Прежде, чем начать игру, давайте вспомним, ребята, как мы знакомились?

(Мы это делали так:

1. Здороваемся

2. Называли своё имя.

3 Спрашиваем имя собеседника

4. Рассказываем о себе: кто мы, и откуда.

5.Просим рассказать собеседника о себе.)

* Такие алгоритмы изображаются в виде схем. Дети выбирают нужный плакат и работают с ним.

2 вариант

( «Раз - ступенька, два - ступенька» часть 1 Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.

Занятие 27 «Число и цифра 5» )

  • Ребята, что мы знаем о геометрических фигурах?

(Каждая фигура:

- имеет название;

  • имеет свою форму;

  • имеет или не имеет углов;

  • имеет стороны;

  • внутреннее пространство.)

* Такая информация предлагается в виде схемы. Дети выбирают нужный плакат и работают с ним.

3 вариант.

(«Путешествие в прекрасное» часть 1 Куревина О.А, Селезнёва Г.Е. Занятие 3. «Прощание с летом»)

  • Ребята, чем мы с вами обычно рисуем?

(Чаще всего простым карандашом.)

  • Как мы это делаем?

( 1. Внимательно смотрим и описываем предмет.

  1. Изображаем контур предмета или обводим нужный шаблон.)

  • Догадайтесь, что мы будем рисовать. Зимой в домике сидят, весной на свет появляются, летом от жары закрывают, осенью - глаз радуют. Что это?

(Это листочки)

  • Посмотрите на картинку (стр. 6) Листья каких деревьев вы видите?

( Мы заметили листья рябины, дуба, клёна и берёзы.)

Представление реквизита, используемого в игре.

Дети 3-4 лет играют с конкретными предметами. Дети 5-6 лет, могут использовать в игре уже изображения предметов. Поэтому необходимо представить данные предметы и картинки перед началом игры. Каждый ребёнок получает реквизит. Но прежде дети узнают предметы, предполагают, как они будут использоваться в игровой ситуации.

1 вариант

( «Ты- словечко, я – словечко» Курцева З.И. Занятие №19 «Можно ли общаться без слов?»)

- Посмотрите, на картинки, кто на них изображен?

* Педагог держит несколько карточек у себя в руках. Это ситуации знакомства с героями разных сказок

( достаточно иметь три варианта). Ситуации представлены набором картинок в соответствии с алгоритмом. Они в беспорядке разбросаны по столу.

(Это ситуации знакомства. Мальвина знакомится с Буратино, Лиса с Колобком, а Мыши с Котом Леопольдом.)

2 вариант

( «Раз - ступенька, два - ступенька» часть 1 Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.

Занятие 27 «Число и цифра 5» )

  • Посмотрите, ребята, что расположено у нас на полу.

* На полу изображены геометрические фигуры разного цвета, такого размера, чтобы ребёнок мог запрыгнуть в неё.

(Это геометрические фигуры. Их очень много, они разного цвета.)

3 вариант.

(«Путешествие в прекрасное» часть 1 Куревина О.А, Селезнёва Г.Е. Занятие 3. «Прощание с летом»)

  • Перед вами предметы, что это?

* На столе лежат листы белой бумаги, простые карандаши и картонные трафареты листьев больших и маленьких. На стене висит изображение деревьев: берёзы, дуба и клёна .

  • Мы увидели разные листочки, изображение деревьев, карандаши и белые листы бумаги.

  • Какие деревья изображены?

(Здесь изображены дуб, клён, и берёза)

  • Листья каких деревьев вы видите?

(Здесь маленькие и большие листья этих же деревьв.)

Объявление педагогом правил игры и демонстрация их понимания детьми.


Необходимым условием возникновения игровой ситуации является предъявление воспитателем правил игры, и ролей. Далее успешной деятельности ребёнка педагог должен организовать демонстрацию понимания детьми предложенного материала. Игра предусматривает фиксацию в речи детей всех игровых шагов. Это позволяет проверить наличие у воспитанников сформированной способности, или выявить затруднения.

1 вариант

( «Ты- словечко, я – словечко» Курцева З.И. Занятие №19 «Можно ли общаться без слов?»)

  • Скажите, ребята, сколько мы разберём ситуаций?

(Мы думаем, что три.)

  • Как вы думаете, какие роли будут в каждой ситуации.

(Мы считаем, что по две:

Мальвины и Буратино;

Колобка и Лисы;

Мышонка и Кота Леопольда.)

  • А теперь садитесь на ковёр и внимательно слушайте правила игры. Покажите, кто уже готов слушать? Итак.

  1. Каждый подходит и берёт одну картинку.

  2. Ищет свою пару с аналогичной картинкой.

  3. Договаривается о том, кто какую роль будет играть.

  4. Находит своё место по схеме знакомства.

  5. Готовит выступление.

  6. Дожидается своей очереди и выступает.

  7. Следит за правильностью выступления других.

Проговорите по цепочке правила игры, если кто-то останавливается, то ему могут оказать помощь.

2 вариант

( «Раз - ступенька, два - ступенька» часть 1 Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. )

  • Сколько разных цветов в изображении фигур встречается? (Мы видим три цвета)

  • Сколько групп примут участие в игре? ( Мы думаем, что три.)

  • А теперь, садитесь на ковёр и внимательно слушайте правила игры. Покажите, кто уже готов слушать? Итак.

  1. Подойдите к коробочке и вытяните цветовую полоску.

  2. Назовите цвет полоски и займите позицию около фигуры аналогичного цвета.

  3. Когда я назову ваш имя, назовите вашу фигуру и её цвет.

  4. Запрыгивайте в фигуру и замирайте.

  5. Следите за соблюдением правил игры другими ребятами.

  6. Ждите, когда ваше имя опять назовут.

  7. Ищите фигуру такого же цвета, называйте её и прыгайте.

Проговорите по цепочке правила игры, если кто-то останавливается, то ему могут оказать помощь.



3 вариант.

(«Путешествие в прекрасное» часть 1 Куревина О.А, Селезнёва Г.Е. Занятие 3. «Прощание с летом»)

  • Сколько разных команд у нас будет? (Мы думает, что если деревьев три, столько же будет и команд.)

  • Место первой команду около дуба, второй у берёзы, третьей у клёна. Садитесь на ковёр и внимательно слушайте правила игры. Покажите, кто уже готов слушать? Итак.

  1. Подойдите к столу возьмите карандаш.

  2. Выберите трафарет листочка большого и маленького с одного дерева и назовите его.

  3. Займите своё игровое место в нужной команде.

  4. Ждите задание.

  5. Обведите нужный листочек.

  6. Прикрепите его к дереву.

  7. Следите за соблюдением правил другими детьми.

Проговорите по цепочке правила игры, если кто-то останавливается, то ему могут оказать помощь.

Самоопределение и коррекция:

Необходимым условием для самоопределения ребёнка к игровой деятельности – соблюдение воспитателем чёткости и краткости при объяснений правил игры.

В результате каждый ребёнок должен:

  1. Понимать, что от него требуется в игре;

  2. Определить, может он играть в эту игру или не может;

  3. Хочет он играть в эту игру или не хочет.

Если ребёнок решил, что он играть не может или не хочет или ему не понятны правила, необходимо произвести коррекцию, т.е.:

а) предложить определить воспитаннику, в чём его затруднение;

б) если он не понял правила, предложить детям ответить на его вопросы;

в) если он испытывает трудности, связанные с владением информацией по данному вопросу – попросить понаблюдать за работой детей и встроиться в работу, когда всё станет понятным.

г) если ребёнок просто не имеет желания играть, следует попросить его заняться каким–то интересным ему делом и мешать остальным.


Распределение ролей.

Чтобы соблюсти принцип деятельности, необходимо, чтобы в игре принял участие каждый воспитанник. Значит, на этом этапе нужно активно использовать работу в группе.

1 вариант

( «Ты- словечко, я – словечко» Курцева З.И. Занятие №19 «Можно ли общаться без слов?»)

  • Ребята, начинаем играть и распределяем роли.

* Дети выбирают картинки, ищут пар , договариваются о ролях и занимают место относительно схемы:

1. Здороваемся

2. Называем своё имя.

3 Спрашиваем имя собеседника

4.Рассказываем о себе: кто мы, и откуда.

5.Просим рассказать собеседника о себе.

  • Посмотрите внимательно, все ли точно справились с заданием?

* Если есть ошибки, дети находят и исправляются.

2 вариант

( «Раз - ступенька, два - ступенька» часть 1 Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. )

  • Ребята, начинаем играть и распределяем роли.

* Дети выбирают полоски и занимают позиции.

  • Посмотрите внимательно, все ли точно справились с заданием?

* Если есть ошибки, дети находят и исправляются.

3 вариант.

(«Путешествие в прекрасное» часть 1 Куревина О.А, Селезнёва Г.Е. Занятие 3. «Прощание с летом»)

  • Ребята, начинаем играть и распределять роли.

* Дети берут листочки , карандаши и занимают место у нужного дерева.

  • Посмотрите внимательно, все ли точно справились с заданием?

* Если есть ошибки, дети находят и исправляются.




Игровое действие.

Напоминаем, что сначала ребёнок, играя не испытывает никаких затруднений в своей деятельности. Разбирается одна или две знакомые ситуации. Отслеживается соблюдение детьми правил игры.

* Во всех представленных ситуации начинается игровое действие в соответствии с правилами игры.

Самостоятельная коррекция детьми возникших ошибок.

Если кто-то из детей ошибается, то коррекцию могут вносить либо дети из той же группы или представители другой команды. Воспитатель исправляет ошибки в исключительных случаях. Мы даём возможность детям сделать первые шаги по овладению взаимопроверкой.


3.Затруднение в игровой ситуации. (2-3 минуты):

Появление в деятельности ребёнка затруднения и его фиксация в речи.

В последней части мотивационной игры возникает ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей. Ребята фиксируют наличие затруднение и невозможность соблюдения правил. Игра останавливается.

* Все многообразие проблемных ситуаций можно объединить в группы. Существует хорошо известный способ классификации проблемных ситуаций, предложенный Е.Л.Мельниковой. Она предлагает разбить проблемные ситуации на две большие группы по тому, какие эмоций у ребёнка возникают:

  • или затруднение: даётся практическое задание, не выполнимое вообще;

даётся практическое задание, не сходное с предыдущим;

даётся невыполнимое задание, сходное с предыдущим и доказывается, что дети с

ним не справились.

- или удивление: возникновение противоречия между двумя или более положениями;

между житейским представление детей и научным фактом.

Подробнее о данном подходе можно узнать из книги Мельниковой Е. Л. “Проблемный урок или как открывать знания с учениками” Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Москва 2002 год.

Подход Е.Л.Мельниковой затрагивает проблемные ситуации, возникающие не только в деятельности детей, но и в коммуникации. Деятельностный подход рассматривает только затруднение в деятельности и предлагает следующую классификацию:

1 ситуация:

Новое знание предполагает внесение изменения в одну из частей известного алгоритма, остальные шаги алгоритма остаются неизменными.

2 ситуация:

При открытии нового знания дети описывают с помощью известных терминов новый объект, остаётся только дать название понятию.

3 ситуация:

Случай, когда применение прежнего способа действия приводит к неудобству: работа отнимает очень много времени ли получается не очень качественный продукт. Из этого следует вывод, что старый инструмент в данном случае не пригоден.

Такая классификация позволяет связать проблемную ситуацию с мотивационной игрой и дает возможность сконструировать мотивационную игру. Интересно, что при таком подходе удаётся осуществить связь и со следующим этапом занятия по поиску выхода из проблемной ситуации

1 ситуация:

1.Прохождение в игре прошлого алгоритма с фиксацией шагов; 2.Появление новой ситуации; 3.Фиксация в речи
недостаточности прошлого алгоритма в данной ситуации в какой-то его части.

( «Ты- словечко, я – словечко» Курцева З.И. Занятие №19 «Можно ли общаться без слов?»)

  • Ребята, как здорово вы научились знакомиться от имени героев сказок друг с другом. Правильно ли я вас поняла, что человеку общаться с другими людьми помогают слова?

  • Да, конечно?

  • Тогда, вот вам собеседник. Этот мальчик приехал из далёкой африканской страны. Познакомьтесь с ним.

* Дети получают картинки, распределяют роли и начинают играть. Но , на определённом шаге останавливаются.

  • Мы же разговариваем на разных языках и друг друга не сможем понять и познакомиться, следуя предложенным правилам..

  • Разве вы не умеете знакомиться, разве вы не говорили, что слова помогают общаться. Как же поступить в этом случае?


2 ситуация:

1.Во время игры дети сталкиваются с понятиями и их признаками, позволяющими описать новое явление. 2. Появление новой ситуации; 3. Фиксация в речи возможности описания понятия и в то же время недостаточности имеющейся у детей терминологии для названия нового явления.

( «Раз - ступенька, два - ступенька» часть 1 Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. )

  • Ребята, вы очень хорошо знаете геометрические фигуры. Теперь прыгайте и называйте следующую фигуру.

* Далее изображён пятиугольник. Дети не прыгают.

  • Почему же вы остановились?

  • Мы ещё не знаем такой фигуры.

  • Но разве вы не сможете её описать? Почему же вы не прыгаете?

3 ситуация:

1. Работа с известным алгоритмом;
2. Появление случая, для которого использование прежнего алгоритма неудобно т. к. это ведёт или к большим затратам времени или к появлению некачественному продукту;
3.Фиксация в речи неудобства ранее используемого алгоритма

(«Путешествие в прекрасное» ,часть 1. Куревина О.А, Селезнёва Г.Е. Занятие 3. «Прощание с летом»)

  • Ребята, вы чудесно рисуете простыми карандашами. Теперь нарисуйте и осенние листья.

* Дети начинают рисовать. Далее рисунки вешаются на дерево и сравниваются осенний листочек с летним..

- Найдите, ребята, в чем отличие осенних листьев летних.(Их нельзя отличить.)

  • Почему? Разве вы не умеете изображать осенние и летние листочки.(Умеем.)

Выявление причины затруднения.

Следующим шагом является поиск причины затруднения. Выстраивается логическая цепочка, которая подводит ребёнка к причине затруднения. Здесь уместно применять подводящий диалог - метод, соответствующий в данном случае возрастным особенностям воспитанников.

Фиксация детских вопросов

Формулирование темы занятия или главного вопроса.

Целеполагание на основе детских вопросов

После этого воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с ребятами определяет тему занятия или главный вопрос. Это первые самостоятельные шаги ребёнка в целеполагании.

1 ситуация.

( «Ты- словечко, я – словечко» Курцева З.И. Занятие №19 «Можно ли общаться без слов?»)

Дети должны выяснить что, в прежних правилах игры не позволяет справиться с заданием. Находится часть, где в данной ситуации они не применимы.

-. Соответствует ли эта ситуации знакомству? Как же поступить в этом случае? Почему он не поймет вас?

(Он не знает русского языка.)

  • А что нам нужно сделать?

(Рассказать о себе.)

  • Можем мы это сделать? В чем затруднение?

(Можем рассказать о себе, но он не знает наших слов.)

  • Как же мы делали раньше? Можем ли мы поздороваться?

  • (Да)

  • А назвать своё имя?

  • (Пожалуй, в данном случае надо действовать как-то по-другому.)

  • Так, выделяем знакомство.

* Аналогично поступаем и с остальными пунктами. Дети делают вывод, что начиная со второго пункта нужно изменить свои действия.

  • Какие вопросы у вас возникают?

(Как сделать речь более понятной иностранцу?

Как, не обучая его русскому языку, и, не постигая его язык, суметь понять друг друга?)

- Чем мы будем сегодня заниматься на занятии?)

(Отвечать на данные вопросы и изменять наш прежний план действий.)

2 ситуация

( «Раз - ступенька, два - ступенька» часть 1 Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. )

Дети описывают фигуру, останавливаются и не прыгают .

  • Почему же вы остановились?

(Мы ещё не встречались с такой фигурой.)

  • Но разве вы не можете её описать?

(Мы можем её описать, но раньше мы не встречались с такой фигурой и поэтому не знаем ,как она называется.)

  • Что же нам предстоит сделать на занятии?

(Мы узнаем, как называется данная фигура.)

  • Знакомы ли мы с её особенностями?

(Нет. Значит, ещё мы поговорим о её особенностях.)

  • Что будем искать?

(Каждая фигура:

- имеет название;

  • имеет свою форму;

  • имеет или не имеет углов;

  • имеет стороны;

  • внутреннее пространство.

  • Наверное, понаблюдаем за количеством сторон, углов, определим, чем она похожа на другие …)


3 ситуация:

(«Путешествие в прекрасное» ,часть 1. Куревина О.А, Селезнёва Г.Е. Занятие 3. «Прощание с летом»)

- Найдите, ребята, где изображён осенний листок, и где летний.

(Мы не можем это определить.)

- Почему? Разве вы не знаете какими бывают осенние и летние листочки?

(Умеем.)

-Почему же вы это не сделали?

(Осенний и летний листок отличаются цветом, а наши карандаши имеют одинаковый цвет. Ими нельзя показать разницу. Нельзя использовать для данного задания простые карандаши?)

-Что же следует обдумать на занятии?

(Подумаем и определим, чем надо воспользоваться, чтобы выполнить задание и

научимся пользоваться теми предметами, которые помогут изобразить цвет.)

*Понятно, что дети не обладают таким словарным запасом. Здесь предъявляется вариант, предложенный детьми и откорректированный педагогом.)


  1. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации. (5-7 минут)

1.Предметное действие, анализ видео фрагмента или проблемное изложение материала в виде подводящего диалога.

2.Следование одному из трёх направлений (см. таблицу)

3.Оформление в речи детей согласованного варианта выхода из затруднения.

4.Коррекция педагогом детской речи и появление нового варианта действия.

5.Возвращение в игровую ситуацию и доигрывание с учётом новых обстоятельств без затруднения.


Происходит всегда в одном и том же месте (месте для обдумывания), где ребёнок может чувствовать себя комфортно.

Предметное действие, анализ видео фрагмента или проблемное изложение материала в виде подводящего диалога.


Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей, помогает детям самостоятельно найти выход из затруднительной ситуации.

Оформив в речи “новое” знание, ребята возвращаются к игровой ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят её, используя новый способ действия.

Следует отметить, что в организации творческой деятельности детей сохраняются три ранее указанных подхода.

1 ситуация

1. В результате предметной деятельности появилось представление о новом.

2.Формулирование «нового» в виде некоторых шагов.

3. Вставка "новых шагов" в определённое место существующего алгоритма, с которым работали дети во время мотивационной игры.
4. Прохождение усовершенствованного алгоритма с фиксацией с речи с начала до конца.

5.Возвращение в игровую ситуацию и прохождение её без затруднения.


( «Ты- словечко, я – словечко» Курцева З.И. Занятие №19 «Можно ли общаться без слов?»)

В результате предметной деятельности появилось представление о новом.

- Мы решили откорректировать наш прежний план действия. Давайте подумаем и выясним, можно ли что-то сказать человеку, не произнося слов. ( Да, например, если кивнуть, то это значит, что ты согласен с чем-то. Если показать кулак- значит обозначить угрозу.)

  • Как вы думаете, если применить этот подход , поймёт ли вас мальчик из другой страны?

(Думаем, что поймёт.)

Формулирование нового в виде некоторых шагов.

  • Подумайте, какие жесты вам помогут выполнить задание? (Приветствие- это пожатие руки.

Чтобы он понял, как тебя зовут можно показать на себя и только произнести отчётливо своё имя.

Чтобы узнать имя мальчика, можно показать на грудь собеседника, потом на себя и ещё раз произнести своё имя.

Вставка "новых шагов" в определённое место существующего алгоритма, с которым работали дети во время мотивационной игры.
- Итак, обратимся к плану нашего прошлого действия. Давайте добавим недостающие шаги и назовём ситуацию, когда мы будем так поступать.

( При знакомстве с людьми другой страны, которые не знают нашего языка, будем поступать так:

1. Поздоровались (Кивнули или пожали руку).

2. Называли своё имя (Показали на себя и чётко произнесли только своё имя.)

3 Спрашиваем имя собеседника. ( Показать на грудь собеседника, потом на себя и ещё раз произнести своё имя вопросительно.)

4. Рассказывали кто мы, и откуда. ( Назвать чётко страну и город, котором живёшь.)

5.Просили рассказать собеседника о себе. ( Показать на грудь собеседника, потом на себя и ещё раз назвать страну и город и произнести его им вопросительно.)

* Далее алгоритм превращается в схему.

Прохождение усовершенствованного алгоритма с фиксацией с речи с начала до конца.

- Давайте, потренируемся действовать в данной ситуации. Расскажите друг другу план действий и проследите, чтобы не было ошибок.

Возвращение в игровую ситуацию и прохождение её без затруднения.

  • Ну а теперь можно возвратиться к игре и закончить её? Вспоминаем правила и распределяем роли.

*Игра доводится до конца.

  • Ребята, так что нам больше помогло в данной ситуации для появления понимания.

(Мы пользовались больше жестами, а не словами.)

  • Какова тема нашего занятия? Что помогает лучше понять собеседника, когда не возможно использовать слова для общения? (Нам помогали жесты. )

  • Какова тема нашего занятия. (Язык жестов.)

  • Вспомним наши вопросы, на все ли мы с вами ответили? Или какие-то вопросы у вас остались? (Где и когда ещё применяют жесты?)

Давайте откроем тетрадь и найдем ответ на этот вопрос.

2 ситуация

1. В результате предметной деятельности появилось представление о новом.

2. Продумывание детьми названия нового понятия. Введение педагогом нового термина.
На основе подробного представления происходит выявление детьми характерных особенностей нового явления. Формулируются и согласуются результаты наблюдения детей.
3. Более четкое оформление в речи результатов наблюдения
4. Связь нового понятия с предыдущими понятиями.

5.Возвращение в игровую ситуацию и прохождение её без затруднения.

( «Раз - ступенька, два - ступенька» часть 1 Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. )

В результате предметной деятельности появилось представление о новом.

  • Ребята, внимательно посмотрите на эту фигуру, вспомните предметы, которые она напоминает. Посовещайтесь в группе

Продумывание детьми названия нового понятия. Введение педагогом нового термина.
На основе подробного представления происходит выявление детьми характерных особенностей нового явления. Формулируются и согласуются результаты наблюдения детей.

- Придумайте, название такой фигуры. (Можно назвать её листочком. Можно назвать щитом….)

Ребята, вы просто молодцы. Вы очень наблюдательные. Но эту фигуру уже назвали математики. Перед вами множество таких фигур. Рассмотрите их получше, найдите общее, ответив на вопросы. Сколько сторон у этих фигур?

  • Эту фигуру назвали пятиугольником. Догадались почему?

Более четкое оформление в речи результатов наблюдения.

- Сколько сторон у фигур?

(У этих фигур пять сторон.)

  • Сколько у них углов?

(У этих фигур пять углов. Теперь понятно, почему их так назвали.)
- Ну а теперь давайте расскажем, как мы определить, что это пятиугольник?

1.Убедиться, что перед нами геометрическая фигура

2.Посчитать количество углов. Их должно быть пять.

3.Посчитать количество сторон. Их должно быть пять.

Связь нового понятия с предыдущими понятиями.

  • С каким числом можно связать данную фигуру? Какие фигуры напоминает на пятиугольник?

(Пятиугольник, конечно же, связан с числом 5. Эта фигура напоминает квадрат, т.к. у неё могут быть равные стороны.)

Возвращение в игровую ситуацию и прохождение её без затруднения.

Скажите, теперь мы можем доиграть в нашу игру. Вспоминаем правила, роли и играем дальше.


3 ситуация

1. В результате предметной деятельности появилось представление о новом.

2. Поиск более рационального способа работы и появление необходимого для этого приспособления, инструмента. Обучение пользованию с эти инструментом.
Формулирование в речи нового способа действия и согласование вариантов.
3. Формулирование нового способа действия в виде шагов алгоритма.
4. Связь нового способа действия с ранее применяемыми детьми в игре.

5.Возвращение в игровую ситуацию и прохождение её без затруднения.

(«Путешествие в прекрасное» ,часть 1. Куревина О.А, Селезнёва Г.Е. Занятие 3. «Прощание с летом»)

В результате предметной деятельности появилось представление о новом.

- Что нам может пригодиться для работы?

* На столе лежат цветные карандаши, цветная бумага, пластилин, фломастеры.

(Мы думаем цветные карандаши или фломастеры.)

- Раньше мы ими пользовались, когда выполняли рисунок?

( Нет, значит, поучимся пользоваться ими сегодня.)

  • А что нам нужно сделать с помощью цветных карандашей?

(Разукрасить листочек летний в зелёный цвет, а осенний в жёлтый или красный.)

Поиск более рационального способа работы и появление необходимого для этого приспособления, инструмента. Обучение пользованию с эти инструментом.

- Вот вам черновички, попробуйте разукрасить, а потом мы сравним и подведём итоги.

Дети рисуют

- Посмотрите, у кого получились самые яркие осенние листья? У кого не очень? Почему?

(Наверное, ребята не полностью закрасили листочки или плохо нажимали на карандаш или не ровно распределили цвет.)

-У кого листочки получились аккуратные, а у кого нет, почему?

(Возможно, дети не следили за контуром и всегда заходили за него.)

  • Что же нужно не забыть, чтобы цветные карандаши помогли нам выполнить красивый аккуратный рисунок?

Формулирование нового способа действия в виде шагов алгоритма.

  1. Соблюдай контур рисунка;

  2. Нажимай на карандаш равномерно;

  3. Разукрашивай, не оставляя белых пятен.

  • А теперь проговорите друг другу, как вы будете пользоваться цветными карандашами и следите за тем, чтобы не было ошибок.

* Дети работают в парах выполняют просьбу педагога.

Связь нового способа действия с ранее применяемыми детьми в игре.

- Что мы умели делать раньше? Как мы рисовали листочки? Что нужно добавить?

( 1. Внимательно посмотри и опиши предмет.

2. Обведи нужный шаблон.

Мы считаем, что можно для этой работы взять цветные карандаши. А дальше добавить новые шаги

3 Разукрась рисунок.

4.Соблюдай контур;

5.Нажимай на карандаш равномерно;

6.Разукрашивай, не оставляя белых пят.)

  • Какое время года заставило нас обратиться к цветным карандашам?( Это сделала осень.)

Возвращение в игровую ситуацию и прохождение её без затруднения.

- Ребята, а теперь мы можем продолжить нашу игру? Вспоминаем правил и роли. Что можно изменить в предыдущих отрывках игры? (Можно разукрасить весенние и летние листочки тоже, а также и деревья.)

5.Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях. (2-3 минуты)

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание.

Работа с пособием;

Выполняется работа в учебной тетради. При чём, важно учесть вариативный характер подобранных заданий и развивающую направленность. Совершенно не обязательно выполнять все предложенные учебником номера. Здесь необходимо учитывать принцип минимакса и принцип комфортности. На этом этапе очень полезно использовать групповую работу.

Нахождение места “нового” в системе представлений ребёнка.

Подводятся итоги и собираются все ситуации, где на занятии были применены новые знания.

Возможное применение “нового” в повседневной жизни.

Подбираются задания, где дети выясняют в каком случае в их повседневной жизни они могут воспользоваться новым знанием.

Самопроверка и коррекция.

В конце продумывается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребёнком нового материала. Каждый из ребят, работая индивидуально и самостоятельно, выбирает из трёх предложенных вариантов ответов один верный и относит карточку в указанное место. На столе собирается общая картинка всей группы. Далее ребёнку остаётся только сверить свой вариант ответа с имеющимся образцом на “общем столе”. Происходят первые шаги самооценки ребёнком своей деятельности по освоению нового знания. Он убеждается в том ,что справился с заданием без ошибок или исправляет свои ошибки. Совместно с воспитателем находит причина затруднения: не понял задание, принес не ту картинку случайно…

Здесь детям предлагается только самые простые варианты. Более сложные задания можно делать чуть раньше вместе или в группе.









1 ситуация.

( «Ты- словечко, я – словечко» Курцева З.И. Занятие №19 «Можно ли общаться без слов?»)

- Выбери из предложенных картинок жесты, заменяющие речь.

hello_html_m6b662abd.gifhello_html_m7bd77da0.gifhello_html_m4131501e.gif


2 ситуация

( «Раз - ступенька, два - ступенька» часть 1 Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. )

- Выбери из предложенных картинок ту, на которой изображен пятиугольник.




3 ситуация

(«Путешествие в прекрасное» ,часть 1. Куревина О.А, Селезнёва Г.Е. Занятие 3. «Прощание с летом»)

- Разукрась картинку сам.








6. Повторение и развивающие задания.

Проведение дидактических игр, не связанных с темой занятия, направленных

на тренировку задатков к мыслительной деятельности.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

7.Итог занятия.

1. Фиксация движения по содержанию;

- Что нового узнали?

2. Выяснение практического применения нового содержательного шага;

- Где новое знание пригодится?

3.Эмоциональная оценка занятия;

- Что больше всего понравилось и запомнилось?

4. Рефлексия групповой деятельности;

  • Чья работа на занятии больше всего понравилась. С кем приятно было играть?

Положи оценочную карточку в кармашек каждому.

5. Рефлексия собственной деятельности.

  • Понравилась ли своя деятельность?

Положи оценочную карточку в свой кармашек. Если хочешь, расскажи о своей работе.


***

Такая структура занятия способствует формированию и тренировке способностей к необходимым для дошкольного периода видам деятельности и реализует принципы, лежащие в основе Концепции Образовательной системы «Школа 2100».

Данная технология создаёт:

- положительную мотивацию к учебной деятельности;

  • эмоциональную направленность на коллективное взаимодействие в условиях игровой ситуации;

тренирует:

  • способности к самоопределению, самореализации, целеполаганию, самооценке,

  • способности к нормореализации и нормотворчеству воспитанников,

  • способность к согласованию в общении;

  • способность к познанию мира в условиях жизнедеятельности;

  • задатки к мыслительной деятельности;

Это является гарантом реализации на дошкольной ступени социального заказа, сформулированного в 14 статье “Закона об образовании РФ”.

Следует отметить и её специфику. Формирование и тренировка способностей у дошкольников происходит в игровой деятельности, свойственной этому возрасту.

Обращаем внимание на то, что чёткое соблюдение педагогом технологии вызывает у детей стойкую мотивацию к игровой и учебной деятельности, что создаёт иллюзию того, что занятие может продолжаться бесконечно долго. А это отрицательно влияет на здоровье ребёнка. Продолжительность занятия не должна превышать 20 минут. Во время занятие дети работают за столами 2-3 минуты. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомления детей средствами релаксационных упражнений.

Данная технология является новым инструментом в работе педагога. Значит, сначала воспитателю необходимо обозначить для себя полезность данной структуры занятия и делать первые шаги в освоении. Конечно, данный подход в начале, более комфортен для ребёнка, чем для педагога. Но, научившись пользоваться этим инструментом, воспитатель сможет адаптировать любое занятие к уровню ребят его группы, будет застрахован от неожиданностей детских ответов, получит отличные результаты в процессе воспитания детей, благодарность родителей, одобрение руководства. Кроме теоретического представления о технологии необходимы практикумы и семинары. Данная работа проводится на базе внедренческих площадок Образовательной системы “Школа 2100” города Москвы. Разработана специальная адаптационная лекционно–практическая программа освоения технологии деятельностного подхода. Работа ведётся со всем педагогическим коллективом садика во время обеденного сна воспитанников. На занятиях используется проблемный подход и групповая форма организации. В конце курса проводится внутренний семинар ДОУ, позволяющий педагогу самостоятельно оценить уровень овладения, им данного содержания.


hello_html_m72ab36f8.gifhello_html_6bcd2b05.gif




hello_html_m8554b9f.gif








  • Как вы понимаете эту картинку?

  1. Любое живое существо нуждается в еде;

  2. Оно должно быть приспособлено к капризам природы;

  3. Оно должно иметь удобное места обитания;

  4. Имеет потребность в потомстве;

  5. Действует самостоятельно или о нём кто-то заботится.

- Это нам очень поможет в игре.



С удивлением :

  1. Возникновение противоречия между двумя или более положениями. В данном случае, чтобы заострить противоречие педагог должен одновременно предъявить:

- противоречивые факты, теории или точки зрения.

При погружении в воду все поверхность живых существ покрывается водой и охлаждается. Белый медведь на Северном полюсе ныряет в холодную воду и не замерзает. Почему? (“Здравствуй, мир” Кочемасова Е.Е. , Вахрушев А.А.)

- или столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим

заданием.

Взрослые что-то оживлённо обсуждают и не замечают никого. Ты вошёл. Нужно ли тебе поздороваться?

Дети предлагают свои варианты .

(“Ты – словечко, я – словечко” З.И. Курцева)

  1. Между житейским представление детей и научным фактом.

Для этого педагог сначала обнажает житейское представление ребят в игровой ситуации или практическом действии.

***

  • Ребята, вы все изображали птиц в полёте. Правильно ли я вас поняла, что, по вашему мнению, все птицы умеют летать?

  • Да, мы так считаем.

  • Как вы думаете, а курица и страус летают? Так правы ли вы были раньше? Как же происходит на самом деле?

(“Здравствуй, мир” Кочемасова Е.Е. , Вахрушев А.А.)

***

  • Ребята, как здорово вы научились общаться друг с другом. Правильно ли я вас поняла, что человеку общаться с другими людьми помогают слова?

  • Да, конечно?

  • Тогда, вот вам собеседник. Этот мальчик приехал из далёкой африканской страны. Расскажите ему о себе и расспросите его о том, как его зовут, откуда он приехал.

  • Мы друг друга не поймём.

  • Разве вы не говорили, что слова помогают общаться. Соответствует ли это данной ситуации? Как же поступить в этом случае?

(“Ты – словечко, я – словечко” З.И. Курцева)

С затруднением:

Возникает противоречие между необходимостью и невозможностью ребёнком выполнить задание педагога.

3)даётся практическое задание, не выполнимое вообще.

***

  • Ребята, вы чудесно рисуете простыми карандашами. Теперь нарисуйте летний и осенний листок.

Дети начинают рисовать. Далее рисунки сравниваются.

  • Найдите, ребята, где же изображён осенний листок, а где летний.

  • Их нельзя отличить.

  • Почему? Разве вы не умеете изображать осенние и летние листочки.

  • Умеем.

  • Почему же у вас не получилось?

4)даётся практическое задание, не сходное с предыдущим.

***

  • Ребята, вы так хорошо описали и назвали геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник. Теперь прыгайте и называйте следующую фигуру.

Дети описывают фигуру и останавливаются, не прыгают .

  • Почему же вы остановились?

  • Мы ещё не встречались с такой фигурой.

  • Но разве вы не смогли её описать?

  • Почему же вы не прыгаете?

5)даётся невыполнимое задание, сходное с предыдущим и доказывается, что дети с ним не справились.

***

Дети во время игры делили нарисованный апельсин на части, заранее разрезанный педагогом. Нужно было только раздать дольки куклам. Далее раздавать смородину с веточки. За тем педагог просит поделить яблочко, на котором обозначены пунктиром места разделения.

  • Ребята, разделите яблочко, раздаете куклам и расскажите, как вы это сделали?

Дети пробуют это сделать, но останавливаются.

  • Почему вы остановились? Вы же только сейчас очень хорошо справлялись с заданием.

  • Мы не можем действовать так, как прежде.

Почему?


Технология деятельностного подхода на этапе дошкольной подготовки детей.


1 Введение в игровую ситуацию.(1-2 минуты)

а) Создание психологического настроя на игровую деятельность.

б) Проверка готовности к занятию.

в) Определение содержательных рамок игровой деятельности

данного занятия и связь их с рам ками предыдущих занятий.

г) Повторение правил взаимодействия.

2. Мотивационная игра (3 –5 минут)

а) актуализация прошлого опыта;

б) представление реквизита, используемого в игре;

в) объявление правил игры;

г) самоопределение и коррекция;

д)распределение ролей;

е) игровое действие;

ж) коррекция детьми ошибок.

Соединение мотивационной игры с затруднением в игровой ситуации:

1 ситуация:

1.Прохождение в игре прошлого алгоритма с фиксацией шагов; 2.Появление новой ситуации; 3.Фиксация в речи
недостаточности прошлого алгоритма в данной ситуации в какой-то его части.

2 ситуация:

1.Во время игры дети сталкиваются с понятиями и их признаками, позволяющими описать новое явление. 2. Появление новой ситуации; 3. Фиксация в речи возможности описания понятия и в то же время недостаточности имеющейся у детей терминологии для названия нового явления.

3 ситуация:

1. Работа с известным алгоритмом;
2. Появление случая, для которого использование прежнего алгоритма неудобно т. к. это ведёт или к большим затратам времени или к появлению некачественному продукту;
3.Фиксация в речи неудобства ранее используемого алгоритма

3. Затруднение в игровой ситуации. (2-3 минуты)

1.Появление в деятельности ребёнка затруднения и его фиксация в речи:

а) связанного с фиксацией в речи не соответствия некоторых шагов применяемого ими алгоритма;

б) описание нового понятия и фиксация в речи недостаточности имеющейся у детей терминологии для названия нового явления;

в) фиксация в речи детей того, что применение прошлого инструмента не позволяет выполнить работу качественно и быстро, нужен новый инструмент.

2Выявление причин затруднения.

3Фиксация детских вопросов.

4Формулирование темы занятия или главного вопроса.

5Целеполагание на основе детских вопросов.

  1. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации. (5-7 минут)


1.Предметное действие, анализ видео фрагмента или проблемное изложение материала в виде подводящего диалога.

2.Следование одному из трёх направлений (см. таблицу)

3.Оформление в речи детей согласованного варианта выхода из затруднения.

4.Коррекция педагогом детской речи и появление нового варианта действия.

5.Возвращение в игровую ситуацию и доигрывание с учётом новых обстоятельств без затруднения.



5.Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях.

(2-3 минуты)

  1. Работа с пособием;

  2. Нахождение места “нового” в системе представлений ребёнка.

  3. Возможное применение “нового” в повседневной жизни.

  4. Самопроверка и коррекция.

6. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога дидактические игры не связанные с темой занятия при наличии свободного времени.

7. Итог занятия.

Дети фиксируют в речи:

1. Что нового узнали?

2. Где новое знание пригодится?

3. Чья работа на занятии больше всего понравилась. С кем приятно было играть?

4. Понравилась ли своя деятельность?

Примечание. Во время занятие дети работают за столами 2-3 минуты. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомления детей средствами релаксационных упражнений.




19


статья "Использование технологии деятельностного подхода в дошкольном образовании"
  • Другое
Описание:

Одним из необходимых условий успешного обучения ребёнка от первых шагов до выпускного класса является реализация принципа непрерывности, т.е.  преемственность должна прослеживаться на уровне концепции,  содержания, и технологии.   Целью данной статьи является  подробное разъяснение особенностей технологии деятельностного подхода в дошкольном образовании.

Вначале приводятся основные этапы технологии, далее представляется их более подробное описание, проиллюстрированное примерами из занятий.

Автор Коломиец Светлана Александровна
Дата добавления 19.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 417
Номер материала 56678
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓