Использование ненормативной лексики школьниками.
Учитель-логопед ГБОУ СОШ
№1 Шрамко И.И.
Мат-это бессильный крик
несостоявшейся души.
Л.Сухоруков.
В русском языке
есть слова, которые необходимо стыдится. Это бранные слова, нецензурная лексика
или, проще говоря, мат. О мате говорят и пишут очень много. Русский мат –
предмет лингвистических исследований, общественных и бытовых споров.
По данным
различных социологических опросов в России нецензурно выражается 70% населения,
при этом, подавляющее большинство россиян, негативно относится к использованию
ненормативной лексики в публичных выступлениях, в программах и материалах,
рассчитанных на массовую аудиторию. Учитывая эту «особенность национального
колорита» российской психологии, педагоги должны быть готовы обсуждать тему
нецензурной брани в школе. Мат сложно запретить т.к. сегодня с этим явлением
ребёнок может столкнуться в разных областях жизни. Задача педагогов и родителей
научить правильному отношению к сквернословию.
Когда ребенок
произносит бранное слово впервые, оно, как это ни странно, в его устах вполне
невинно. Для него это еще одно слово, которое ничем не отличается от других.
Родительский гнев данную проблему не разрешит, а только усугубит ее. В сознании
ребенка такое слово обретет еще более сильную эмоциональную окраску. Ситуация
неприятная и нельзя оставлять ее без внимания. Реакция родителей должна быть
однозначно отрицательной, но не бурной. Необходимо ясно дать понять ребенку, то
что вы услышали вам не приятно.
По мере
взросления проблема приобретает все более серьезный характер. Бранная лексика
приобретает роль символа зрелости и независимости. Школьники быстро усваивают:
если мат – лексика старших, запретная для него, то приобщиться к вожделенному
взрослому миру можно, если нарушить табу. Тем более что дело-то нехитрое!
Срабатывает механизм, который аналогичен тому, который порождает подростковое
курение: с привлекательного образца «слизывается» самый доступный,
поверхностный слой.
В качестве конкретных
советов можно предложить следующий алгоритм действий.
Проводя беседу о нецензурных
словах и их вреде, необходимо спросить у ребёнка, что означают те бранные
слова, которые он употребляет, пусть объяснит их значение (может быть, он даже
не понимает, что говорит).
Обязательно необходимо
выяснить, когда он пользуется ненормативной лексикой: только в тех случаях,
когда он рассерженный или обиженный, или в кругу его товарищей сквернословие
используют в ходе повседневного общения.
Дальше необходимо
поговорить с ребёнком о нецензурных словах: из-за чего они возникают, какая
бывает брань (обычная ругань и сквернословие), когда необходимо сдерживать себя,
а когда можно побраниться (без сквернословия), то есть спокойно и в доступной
для ребёнка форме побеседовать с ним об этом.
Нужно рассказать ребёнку,
что, ругаясь, он оскорбляет и унижает не только адресата своих высказываний, но
и себя, и свою семью, так как он наносит удар и по репутации своих родителей.
С ребёнком вместе можно
определить слова, жесты, выражения, считающиеся в русском языке оскорбительными
и почему. Родители могут купить словарь ненормативной лексики для того, чтобы
выработать понимание у ребёнка значения произносимых им слов.
Итак, подобные
разъяснения ребёнку помогут и прекратят его неосмысленное, подражательное
сквернословие.
А что делать, если ребёнок
вам признался, что осознанно использует нецензурные слова, но только в тех
случаях, когда сердится или выясняет с кем-то из сверстников отношения?
На самом деле,
сквернословием часто выражают отрицательные эмоции. Большое количество
родителей и педагогов знают, что все эмоции детей, особенно – подростков, важны
и нужны: испытывать и проявлять гнев, обиду, страх и т.д. – это нормально.
Задача родителя в этом случае – научить ребёнка проявлять отрицательные эмоции
без грубых слов и решать межличностные конфликты со сверстниками, не оскорбляя
друг друга.
Когда ребёнка переполняют
отрицательные эмоции, помогите ему выяснить, какие эмоции он чувствует –
злость, обида, печаль, гнев и т.д. Если ребёнок распознал и произнес данные
чувства, то тогда он сможет управлять своим поведением. Данный прием используют
психологи, чтобы уменьшить негативные эмоции. Очень хорошо снимают напряжение
разрушительные действия, которые направлены вовне. К примеру, посоветуйте ему
ударить диванную подушку (или «грушу», которую специально приобрели для этих
целей), порвать или сломать что-нибудь такое, что в семье давно уже собирались
выбросить.
В беседах с учениками
средней и старшей школы можно обсудить, что брань бывает
аффективная (когда человек роняет на ногу кирпич) и паразитическая (для связи
слов). Паразитическая брань, равно как и другие слова-паразиты, (это самое,
короче, ну, вообще и т.п.) – это неосознанное желание восполнить бедность
словарного запаса. Таким образом, нецензурно выражаясь, человек указывает на
собственную необразованность и низкий уровень интеллекта.
Педагог в беседе так же может
указать, как борется с матом закон. Статья 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
«Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в
неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров
оплаты труда…»
Научите ребёнка
высказывать какие-то замещающие слова или фразы, которые уничижают своим юмором
(ничто так эффективно не снимает гнев и напряжение, как юмор). К примеру, для
ребят постарше – в стиле поэта В. Вишневского: «Я б Вас послал, но вижу – Вы
уже оттуда», «Сказал бы Вам …, но очень жалко бисер» и т.п.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гаряев П.П. Ген как духовная сущность // Духовно-нравственное
воспитание. 2001. №1
2.
Куртышева М.А. «Как сохранить здоровье детей» - М.:
Просвещение, 2005. – 320 с.
3.
Степанов С.С. «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети:
грамматика отношений» – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 224 с.
4.
http://www.rian.ru/society/20060329/44957173.html
5.
http://mts.ivgsm.ru/news/20020926153809.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.