Главная / Логопедия / Статья "Использование современными школьниками нецензурной брани".

Статья "Использование современными школьниками нецензурной брани".

3


Использование ненормативной лексики школьниками.


Учитель-логопед ГБОУ СОШ №1 Шрамко И.И.


Мат-это бессильный крик несостоявшейся души.

Л.Сухоруков.


В русском языке есть слова, которые необходимо стыдится. Это бранные слова, нецензурная лексика или, проще говоря, мат. О мате говорят и пишут очень много. Русский мат – предмет лингвистических исследований, общественных и бытовых споров.

По данным различных социологических опросов в России нецензурно выражается 70% населения, при этом, подавляющее большинство россиян, негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию. Учитывая эту «особенность национального колорита» российской психологии, педагоги должны быть готовы обсуждать тему нецензурной брани в школе. Мат сложно запретить т.к. сегодня с этим явлением ребёнок может столкнуться в разных областях жизни. Задача педагогов и родителей научить правильному отношению к сквернословию.

Когда ребенок произносит бранное слово впервые, оно, как это ни странно, в его устах вполне невинно. Для него это еще одно слово, которое ничем не отличается от других. Родительский гнев данную проблему не разрешит, а только усугубит ее. В сознании ребенка такое слово обретет еще более сильную эмоциональную окраску. Ситуация неприятная и нельзя оставлять ее без внимания. Реакция родителей должна быть однозначно отрицательной, но не бурной. Необходимо ясно дать понять ребенку, то что вы услышали вам не приятно. 1

По мере взросления проблема приобретает все более серьезный характер. Бранная лексика приобретает роль символа зрелости и независимости. Школьники быстро усваивают: если мат – лексика старших, запретная для него, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, если нарушить табу. Тем более что дело-то нехитрое! Срабатывает механизм, который аналогичен тому, который порождает подростковое курение: с привлекательного образца «слизывается» самый доступный, поверхностный слой.

В качестве конкретных советов можно предложить следующий алгоритм действий.

Проводя беседу о нецензурных словах и их вреде, необходимо спросить у ребёнка, что означают те бранные слова, которые он употребляет, пусть объяснит их значение (может быть, он даже не понимает, что говорит).

Обязательно необходимо выяснить, когда он пользуется ненормативной лексикой: только в тех случаях, когда он рассерженный или обиженный, или в кругу его товарищей сквернословие используют в ходе повседневного общения.

Дальше необходимо поговорить с ребёнком о нецензурных словах: из-за чего они возникают, какая бывает брань (обычная ругань и сквернословие), когда необходимо сдерживать себя, а когда можно побраниться (без сквернословия), то есть спокойно и в доступной для ребёнка форме побеседовать с ним об этом.

Нужно рассказать ребёнку, что, ругаясь, он оскорбляет и унижает не только адресата своих высказываний, но и себя, и свою семью, так как он наносит удар и по репутации своих родителей.

С ребёнком вместе можно определить слова, жесты, выражения, считающиеся в русском языке оскорбительными и почему. Родители могут купить словарь ненормативной лексики для того, чтобы выработать понимание у ребёнка значения произносимых им слов.

Итак, подобные разъяснения ребёнку помогут и прекратят его неосмысленное, подражательное сквернословие.2

А что делать, если ребёнок вам признался, что осознанно использует нецензурные слова, но только в тех случаях, когда сердится или выясняет с кем-то из сверстников отношения?

На самом деле, сквернословием часто выражают отрицательные эмоции. Большое количество родителей и педагогов знают, что все эмоции детей, особенно – подростков, важны и нужны: испытывать и проявлять гнев, обиду, страх и т.д. – это нормально. Задача родителя в этом случае – научить ребёнка проявлять отрицательные эмоции без грубых слов и решать межличностные конфликты со сверстниками, не оскорбляя друг друга.

Когда ребёнка переполняют отрицательные эмоции, помогите ему выяснить, какие эмоции он чувствует – злость, обида, печаль, гнев и т.д. Если ребёнок распознал и произнес данные чувства, то тогда он сможет управлять своим поведением. Данный прием используют психологи, чтобы уменьшить негативные эмоции. Очень хорошо снимают напряжение разрушительные действия, которые направлены вовне. К примеру, посоветуйте ему ударить диванную подушку (или «грушу», которую специально приобрели для этих целей), порвать или сломать что-нибудь такое, что в семье давно уже собирались выбросить. 3

В беседах с учениками средней и старшей школы можно обсудить, что брань бывает аффективная (когда человек роняет на ногу кирпич) и паразитическая (для связи слов). Паразитическая брань, равно как и другие слова-паразиты, (это самое, короче, ну, вообще и т.п.) – это неосознанное желание восполнить бедность словарного запаса. Таким образом, нецензурно выражаясь, человек указывает на собственную необразованность и низкий уровень интеллекта.

Педагог в беседе так же может указать, как борется с матом закон. Статья 130 «Оскорбление» УК РФ гласит: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда…»

Научите ребёнка высказывать какие-то замещающие слова или фразы, которые уничижают своим юмором (ничто так эффективно не снимает гнев и напряжение, как юмор). К примеру, для ребят постарше – в стиле поэта В. Вишневского: «Я б Вас послал, но вижу – Вы уже оттуда», «Сказал бы Вам …, но очень жалко бисер» и т.п.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Гаряев П.П. Ген как духовная сущность // Духовно-нравственное воспитание. 2001. №1

  2. Куртышева М.А. «Как сохранить здоровье детей» - М.: Просвещение, 2005. – 320 с.

  3. Степанов С.С. «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений» – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 224 с.

  4. http://www.rian.ru/society/20060329/44957173.html

  5. http://mts.ivgsm.ru/news/20020926153809.html


1Куртышева М. «Как сохранить здоровье детей» - М.: Просвещение, 2005.


2Гаряев П.П. Ген как духовная сущность // Духовно-нравственное воспитание. 2001. №1


3Степанов С.С. «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений» – М.: Дрофа-Плюс, 2006.


Статья "Использование современными школьниками нецензурной брани".
  • Логопедия
Описание:

        Статья посвящена проблеме использования  современными школьниками нецензурной брани. Проанализированы возможные причины употребления ненормативной лексики детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста с точки зрения психологии. Указано на необходимость готовности  любого педагога к беседе с учениками на эту тему. Приведены некоторые советы для учителей и родителей, имеющих сложности в общении с детьми, употребляющими бранные слова в школе и за её пределами.

 

Автор Шрамко Ирина Ивановна
Дата добавления 12.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 739
Номер материала 53885
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓