Время не стоит на месте. Меняется жизнь,
ученики. В связи с этим должна меняться и школа. Учитель находится в постоянном
поиске: как научить ребенка мыслить, учиться, действовать самостоятельно? В
наше время умение мыслить, действовать самостоятельно нужно гораздо больше, чем
просто знания. Ребенка нужно учить искать, творить, думать, делать. Именно на
это направлен ФГОС нового поколения. В основу разработки новых стандартов
положен системно-деятельностный подход.
Хочу поделиться опытом, как изменились
урок и результаты, с тех пор, как я начала использовать образовательные
технологии деятельностного типа в начальной школе. Цели урока мы ставим
совместно с учениками. Например, я задаю наводящие вопросы, обучающиеся
определяют цели. Например, вы знаете, как назвать всех членов семьи? Вы можете
рассказать о своей семье? (Нет). Значит, о чем мы будем сегодня говорить? Чему
вы научитесь? А для чего вам это пригодится?
При введении нового грамматического
материала, я не даю его готовым. Я показываю обучающимся примеры, исходя из
которых они сами формулируют правило. При закреплении лексико-грамматического
материала в речи, я предлагаю им разыграть ситуации. Например, по теме
«Квартира»: один ученик-риэлтор, он описывает продаваемое жилье, другие -
покупатели, они задают вопросы, что есть и чего нет в квартире. Затем,
прослушав риэлтора, покупатели определяются, согласны они на это приобретение
или нет.
Когда ребятам дается задание пересказать
текст, то им предлагается сделать это в качестве эксперта, или как будто они
являются героем этой истории. После каждого этапа стараемся проводить
рефлексию. Например, я задаю вопрос: «Что вы сейчас сделали?» Они отвечают:
«Пересказывали рассказ» - «А что вы для этого сделали?» - «Прочитали текст,
перевели, выделили главное, рассказали». Таким образом, ученики начинают
понимать, что они делают, а главное для чего они это делают.
При введении новой лексики, я предлагаю,
если это возможно, самим догадаться о значении слов. Например, при введении
лексики по теме «Еда», я раздала им картинки, дальше я называла новые слова, а
они догадывались, какое это слово, показывали картинку. При введении слов по
теме «Спорт», ребята заинтересовались, почему многие слова заканчиваются на “ball”,
они перевели слова “ball”, “basket,
foot”,
и сделали выводы.
Есть
еще один тип упражнений, который я использую в своей учебной деятельности –
театр. В учебнике Spotlight
2 класс очень много диалогов, которые мы разыгрываем. Я прошу обучающихся представить,
что они выступают на сцене перед зрителями. Инсценируя сказки, диалоги дети
учатся само регуляции и прогнозированию результатов а это значит, происходит
формирование и развитие регулятивных учебных действий. Учащиеся
должны слушать и слышать других, обсуждать совместные действия, а это значит,
что развиваются коммуникативные УУД.
При
закреплении лексического материала я использую следующий метод - «Подумай,
обсуди с соседом, поделись вашим мнением с другими одноклассниками». Например,
ребятам предлагается вставить пропущенные слова, они сначала думают
самостоятельно, затем обсуждают с соседом по парте, доказывают, объясняют,
переубеждают, исправляют, затем они делятся своим мнением с другими
одноклассниками. На каждое задание дается определенное время. Таким образом,
идет сотрудничество, всем ребятам приходится включаться в процесс, в отличие от
обычного фронтального опроса.
Таким
образом, используя образовательные технологии деятельностного типа, я заметила,
что почти все ученики вовлекаются в процесс обучения, они взаимодействуют друг
с другом, у них повышается интерес к изучению иностранного языка, они сами
добывают знания и учатся учиться.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.