Главная / Русский язык и литература / Статья «Использование различных видов, форм контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы»

Статья «Использование различных видов, форм контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы»

«Использование различных видов, форм контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы»



М.И. Найманбаева , учитель русского языка и литературы

Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления



г. Шымкент





К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более.

Требования к структуре говорят о необходимости:

Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);

Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;

Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

Найти оптимальное место для домашнего задания

На своих уроках русского языка и литературы стараюсь использовать разные и развивающие виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля. В последнее время активно использую тестовые задания. Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. (Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ также считается неверным.) Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, так как при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа.

Например, при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму», предлагаем ученикам (каждому) распечатанный тест, состоящий из 8 вопросов:

Что не входило в обязанности Герасима:

А) привезти бочку с водой

Б) наколоть дрова

В) копать огород

Затем уже ребята получают домашнее задание – составить тест самостоятельно, состоящий из 10 вопросов, в классе на уроке ребята обмениваются тестами (под руководством и контролем учителя), решают, затем отдают на проверку тест тому, кто его составлял, проверяющий отмечает, сколько ошибок допущено, и сдает тест учителю. В итоге ученик получает 2 оценки: как составил тест (насколько содержательны, интересны, оригинальны вопросы) и как решил. Оценки в журнал заношу через дробь (составил/решил). Уже к концу 5 класса ребята уверенно, активно составляют тесты не только по литературе, но и по русскому языку. В старших классах, при подготовке к экзамену, люблю использовать большие по объему упражнения, но не для того, чтобы ребята просто их списали, а для того, чтобы они составили по образцу (как правила, из книги для подготовки к экзаменам) тест из 15 заданий. Работа с тестами продолжается вплоть до 11 класса.

В последнее время в среднем звене на уроках литературы активно используем прием «кластер» (из теории критического мышления), опять же для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру (фронтально). В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие – объясняют. В каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: «шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д.»

Интересен такой вид контроля, как «шляпная дискуссия». Класс делится на четыре группы по пять человек. Определяются границы темы, по которой будут составляться вопросы. Выбирается «совет мудрейших». Команды пишут пять вопросов, заранее обсудив и проверив правильность ответов. На уроке все вопросы складываются в шляпу (у каждой группы своя шляпа). Шляпами обмениваются, каждый из участников достаёт по одному вопросу и даёт ответ. Игра длится 8-10 минут, за это время можно опросить 10 человек+3 человека из «совета мудрейших». Эта игра развивает коммуникативные отношения между участниками, привлекает всех повторить изученный материал, найти дополнительные сведения по теме, развивает лингвистическую компетентность.

На уроках русского языка и литературы после изучения какой – либо темы (например, причастие, творчество М.Ю.Лермонтова и другие) ученик готовит карточки, на которых предлагается самостоятельная работа (первоначальный контроль), состоящая из:

двух вопросов, составленных в виде теста;

двух вопросов в виде кроссворда;

трёх задач;

двух теоретических вопросов.



Удачной находкой считаем проведение уроков литературы в форме урока-пресс-конференции ( по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Дубровский», «Отцы и дети» и т.д.)

Во время проведения этого урока осуществляется возможность всесторонне проверить и систематизировать знания учащихся, организовать коллективную познавательную деятельность, работу над развитием речи и мышления учащихся

Для проведения пресс-конференции распределяются роли:

2-е ведущих с задачей подготовить вступительное и заключительное слово, регулировать темп, проведение пресс-конференции, работу «журналистов»;

Герои литературных произведений отвечают на предполагаемые вопросы «журналистов»;

Работа учителя в ходе пресс-конференции: фиксировать вопросы «журналистов» для дальнейшего их анализа и оценки; а также ответы «героев произведения» и работу ведущих.

Вопросы задаются не только по содержанию текста, но и на осмысление идеи произведения.

Часто применяется такое задание – «дезинформация». Сознательно допускаю фактические ошибки при изложении материала, задача уч-ся - увидеть их. Можно этот прием использовать при изучении жизненного пути писателя (А.С.Пушкин родился на берегах Невы. Л.Н.Толстой получил прекрасное образование, окончив Симбирский университет). На уроках русского языка в старших классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ составляется учителем текст сочинения (резенции) – часть С с орфографическими, пунктуационными, грамматическими, речевыми ошибками. Задача выпускников – найти все эти ошибки и поставить баллы в соответствии с критериями.

В последнее время популярна стала игра «Данетки». Учитель дает ребятам задание, они отвечают «Да – нет». Это можно использовать на уроках русского языка и литературы. Например, дан текст:



ПОЛЕЗНЫЕ ХИЩНИКИ

(В)доль берега озера тянет(?)ся стежка (не)больших следов. То (в)право, то (в)лево сворачивает запута_ая стежка а то (в)друг (не)ожида_о обрывает(?)ся. Здесь зверек нырнул (под)снег подбираясь (к)норам мышей и полевок. И снов_ зверек (на)снегу снов_ застрочили маленьк_ аккуратн_ следочки.
Так что же это за зверек, который так суетливо снует (по)зимнему лесу старательно обследуя упавшие листья кучки хвороста ныряет (под)корни деревьев? Этот ловкий, красивый и в то же время очень кров_жадный зверек – горностай.
Горностай – один из самых полезных наших хищников. Благодаря своим маленьким размерам проворству горностаи уничтожают вредителей сельского хозяйства (в)таких местах, куда (не)проб_рется н_какой другой зверь: ни еж(?) ни лисица ни кошка. Под снег мыши спрячут(?)ся (в)кротовую нору залезут но н_где (не)спасеш(?)ся (от)горностая.

I. Грамматические задания.
Ответьте
да или нет.

1. Первое предложение I абзаца – сложное.
2. Во 2-м предложении I абзаца есть однородные члены.
3. В 3-м предложении I абзаца есть деепричастный оборот.
4. В I абзаце – восемь наречий.
5. Кров_жадный (зверек) – сложное слово.
6. Во II абзаце есть деепричастный оборот.
7. Причастие запута_ая (стежка) соответствует схеме hello_html_m32954abb.png
8. Последнее предложение текста сложное и с однородными членами.
9. Упавшие (листья) – это деепричастие.
10. В последнем предложении есть отрицательное наречие.

И самый распространенный и легкий вид контроля – викторина Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Когда родился Тургенев?

Что знаете об отце и матери Тургенева?

Где учился Тургенев?

Когда учился в Берлинском университете?

Кто был идейным вдохновителем “Записок охотника”?

Какое произведение из “Записок охотника” было напечатано первыми?

В чем примечательность (значение) “Записок охотника”?

Какова тема повести “Ася”?

Какой роман И. С. Тургенева можно назвать прощанием писателя с дворянским героем?

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. И поэтому традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний учащихся должны разнообразить урок, сделать его интересным, насыщенным, эффективным.

В связи с понятием «оценка» мне вспоминаются слова известных ученых Фишмана И.С. и Голуб Г.Б. о том, что ученика можно сравнить с растением, а « внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». Оценивание – обычная процедура для современной системы преподавания. Оно обычно весьма предсказуемо и традиционно. При этом существует масса вариантов оценивания, которые удовлетворяют потребностям учителей и учеников.
Хотя тесты и экзамены никуда не исчезнут из системы школьного преподавания, успеваемость учащихся может заметно повыситься, если использовать данные, полученные в результате применения разных способов оценивания в преподавании, осуществлять обратную связь и оценивать работу и участие, то есть речь идет о формирующем оценивании.

Ряд стратегий формирующего оценивания обеспечивает учащихся и учителей информацией, необходимой для повышения успеваемости:

Стратегии для оценки потребностей учащихся, такие как проверка работ, анализ графических средств визуализации знаний и мозговой штурм

Стратегии поощрения самостоятельности, такие как самооценка, обратная связь от сверстников и совместная работа в группе

Стратегии мониторинга прогресса, такие как неформальные наблюдения, интересные случаи и дневники учащихся

Стратегии проверки понимания, такие как конспекты, интервью и неформальные вопросы.

Известно также, насколько болезненно ученики реагируют на оценивание их суммирующих знаний. У некоторых детей существует страх, особенно во время выполнения письменных работ: они беспокоятся о возможной реакции учителя, одноклассников и иногда родителей на допущенные ошибки, которые повлияют на оценку. Поэтому нашей задачей стало, во-первых, обеспечить защищенность каждого ребенка, уходящего с урока, от разного рода страхов, во- вторых, научить делать выводы из ошибок, видеть перспективу своего дальнейшего успешного развития. Первоначальная цель была научить работать над правописанием путем анализа собственных ошибок. Вначале учитель просит детей подобрать ассоциации к слову «ошибка» и написать вопросы, которые их волнуют, чтобы узнать, что вообще думают и чувствуют они, когда сталкиваются с ошибками. Среди ассоциаций встретились такие слова как «страх», «обида», «путаница», «забывчивость». Стало понятно, что дети испытывают страх перед письмом из-за ошибки.

После очередного диктанта были проверены работы, и для того, чтобы дети не пребывали в страхе, проведен устный анализ. После общего анализа дети рассмотрели свои работы и допущенные ошибки. Затем были выписаны на доске названия орфограмм, оказавшиеся наиболее проблемными. То есть, создана своеобразная « рубрика». Сначала ребята работали индивидуально, а затем обсуждали в парах, доказывая, что слова относятся именно к этим группам. Затем следовала презентация перед классом результатов своей совместной деятельности и сравнение слов, в которых были допущены ошибки. Далее дети определяли проблемную орфограмму и выбирали карточку с аналогичным примером. Выполняя эту работу, дети были спокойны, и было заметно, что собственные ошибки не вызывают у них страха. Нам кажется, что удалось несколько изменить отношение учеников к ошибке, так как дети стали сами зачастую исследовать свои работы с желанием их проверить и даже обращаются к одноклассникам с просьбой о проверке своей тетради. Кроме этого, мы совместными усилиями подготовили несколько «рубрик» для оценивания различных видов работ. Так, например, ребята знают, по каким критериям будут оценены их творческие работы. С критериями они знакомятся заранее. Они включают:

- соответствие содержания теме;

- логика изложения;

- уровень самостоятельности;

- владение материалом;

- эстетика оформления;

- грамотность;

- эмоциональность;

- культура речи;

Оценивание происходит по пятибалльной системе. Затем все баллы складываем, находим среднеарифметический. Мы думаем, что на первом этапе оценивание будет проходить с помощью учителя, а в последующем – посредством самооценки и взаимооценки. Хотим остановиться на одном уроке, который помог пересмотреть вопросы оценивания. При планировании данного урока учитель четко определил цели и задачи, так как оцениванием деятельности учеников предполагалось, что будет рубрика, а критерии и рубрика неразделимо связаны именно с целями и задачами урока. Итак, целью урока было усвоить навыки написания гласных в корнях с чередованием. Задачи определились быстро, так как учитель опирался на классическую методику преподавания.

Перед началом работы мы предложили ознакомиться с рубрикой самооценки. Каждому ученику были предложены рубрики, и было дано объяснение, как с ними работать. Особого интереса они у ребят не вызвали, и дети отложили их в сторону.

Лист самооценки

Ученик --------------------

Класс-----------------------

Название работы ---------




hello_html_m6362b318.gif

hello_html_m4607bddb.gif

hello_html_m633d7008.gif

Как я понимал и как работал?

Всегда демонстрирует отличное умение понимать и творчески применять

Часто демонстрирует хорошее умение понимать и творчески применять

Редко демонстрирует умение понимать и применять полученные знания

Как я писал?

Всегда демонстрирует аккуратное умение записывать слова

Часто демонстрирует аккуратное умение записывать слова

Редко демонстрирует аккуратное умение записывать слова

Как я работал в группе?




Комментарии учителя






На уроке ребята знакомились с правилами правописания гласной в корнях с чередованием в группах, велось активное обсуждение при тренировочных упражнениях. При закреплении темы ребята презентовали групповые работы – составление опорных схем по данному правилу.

Когда наступил момент рефлексии, учитель напомнил ребятам о листах самооценки, о которых, казалось, они позабыли. Посыпались вопросы : А куда писать? А что писать? Как отмечать? Карандашом или ручкой? А Вы нам действительно верите? Как тогда казалось, первый опыт знакомства с самооцениванием оказался не совсем удачным, но, тем не менее, было видно, насколько это для них важно. Они пытались разобраться в вопросах, требовали пояснения, и как оказалось, самооценка была дана ими объективно. Мы поняла, что данный вид работы позволяет учащимся наглядно увидеть и оценить свои успехи и неудачи на уроке. Мы увидели, что ученикам стало интересно, как же они могут оценить свою деятельность на уроке, и стали вспоминать и размышлять насколько они старались выполнять предложенные задания. После этого урока мы твердо уверовали в необходимость самооценивания и в то, что такая работа помогает оценивать не только достижения учеников, но и учителя.



Но оценка деятельности учащихся может быть выражена не только в балльной системе. Иногда одно поощрительное слово стимулирует ученика так, что в следующий раз он будет стараться выполнить задание лучше, чем в прошлый раз. Пусть только через два месяца он получит первую пятерку, но это будет честно заработанная оценка его ученического труда. Главное, что у ученика появилось желание самостоятельно учиться. Не все виды деятельности можно оценить в балльной системе. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что они на уроке не бездельничали, что у них есть ежедневные, пусть маленькие, но позитивные перемены. Таким образом, можно сделать выводы о том, что правильно организованная оценочная деятельность учителя и самих учащихся даст эффективные результаты в развитии учащихся как активной, с высокой самооценкой личности.



















































Аналитический рефлективный анализ урока, на котором учащиеся оценивали свои знания.

Меня всегда волновало, как и какие применить способы коммуникации для более эффективной работы на уроке, а также каким способом изучить состояние учащихся после состоявшегося урока и оценить уровень удовлетворённости совместной деятельностью на уроке. На курсах я узнала, что на завершающем этапе урока используется рефлексия учащихся через самооценку собственной активности и продуктивности работы на уроке.

Хочу остановиться на одном уроке, который помог мне пересмотреть вопросы оценивания. При планировании данного урока я четко определила цели и задачи, так как оцениванием деятельности учеников предполагала, что будет рубрика, а критерии и рубрика неразделимо связаны именно с целями и задачами урока. Итак, целью урока было усвоить навыки написания гласных в корнях с чередованием. Задачи определились быстро, так как я опиралась на классическую методику преподавания.

Перед началом работы я предложила ознакомиться с рубрикой самооценки. Каждому ученику были предложены рубрики, и было дано объяснение, как с ними работать. Особого интереса они у ребят не вызвали, и дети отложили их в сторону.

Лист самооценки

Ученик --------------------

Класс-----------------------

Название работы ---------




hello_html_m6362b318.gif

hello_html_m4607bddb.gif

hello_html_m633d7008.gif

Как я понимал и как работал?

Всегда демонстрирует отличное умение понимать и творчески применять

Часто демонстрирует хорошее умение понимать и творчески применять

Редко демонстрирует умение понимать и применять полученные знания

Как я писал?

Всегда демонстрирует аккуратное умение записывать слова

Часто демонстрирует аккуратное умение записывать слова

Редко демонстрирует аккуратное умение записывать слова

Как я работал в группе?




Комментарии учителя





На уроке ребята знакомились с правилами правописания гласной в корнях с чередованием в группах, велось активное обсуждение при тренировочных упражнениях. При закреплении темы ребята презентовали групповые работы – составление опорных схем по данному правилу.

Когда наступил момент рефлексии, я напомнила ребятам о листах самооценки, о которых, казалось, они позабыли. Посыпались вопросы : А куда писать? А что писать? Как отмечать? Карандашом или ручкой? А Вы нам действительно верите? Как мне тогда казалось, первый опыт знакомства с самооцениванием оказался не совсем удачным, но, тем не менее, было видно, насколько это для них важно. Они пытались разобраться в вопросах, требовали пояснения, и как оказалось, самооценка была дана ими объективно. Я поняла, что данный вид работы позволяет учащимся наглядно увидеть и оценить свои успехи и неудачи на уроке. Я увидела, что ученикам стало интересно, как же они могут оценить свою деятельность на уроке, и они стали вспоминать и размышлять насколько они старались выполнять предложенные задания. После этого урока я твердо уверовала в необходимость самооценивания и в то, что такая работа помогает оценивать не только достижения учеников, но и мои.




Статья «Использование различных видов, форм контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы»
  • Русский язык и литература
Описание:

  К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более.

  На своих уроках русского языка и литературы  стараюсь использовать разные и развивающие виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля. В последнее время активно  использую  тестовые задания. Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ.

  

Автор Найманбаева Марина Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 875
Номер материала 24363
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓