Главная / Биология / Статья "Использование мультимедиа технологий при работе с одарёнными детьми"

Статья "Использование мультимедиа технологий при работе с одарёнными детьми"

Использование мультимедиа технологий при работе с одарёнными детьми


Сотникова Татьяна Ивановна

Муниципальное образовательное учреждение

СОШ № 51 г.Волгограда

учитель биологии

Российская Федерация

г.Волгоград


В современном обществе высоко ценится свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире. Одна из задач сегодняшней школы - создание условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся.

Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Его индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению эмоций, в интересах, склонностях и т.д. Перед нами ребенок со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира.

Гении в природе рождаются редко. Но талантливых, одарённых детей достаточно. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ему реализоваться в области, где наиболее ярко проявляются его интересы. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» Имануил Кант.

Условно выделяют три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте)

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ)

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психологического склада, незаурядными умственными резервами (чаще всего встречаются в старшем школьном возрасте.

Все педагоги наверняка знакомы с методиками выявления одарённых детей и методиками работы с ними. Сегодня мы поговорим о том, как могут помочь при работе с одарёнными детьми информационные технологии.

Приоритетной целью обучения одарённых детей является создание условий для развития личности.

Большое значение для развития заинтересованной личности в образовательном процессе играет применение наглядности на любых уроках.

Наглядность в понимании Коменского, становиться решающим фактором усвоения учебного материала и развития личности. Наглядность означает чувственное познание, которое является источником знаний. Поэтому чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, тем, следовательно, лучше развивается разум.

Есть предметы, изучение которых без наглядности, практически невозможно и, соответственно, невозможно развитие одарённой личности. Например, биология – предмет, который преподаю в МОУ СОШ № 51 г.Волгограда. Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Наглядный метод является одним из ведущих при работе в области биологии.

Учебно-материальной базой преподавания биологии должен являться рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения,

хранения и использования учебного оборудования. Перечни современного учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований. Вряд ли в каждой школе есть такие оснащённые кабинеты. Могу с уверенностью сказать, что в нашем городе с миллионным населением из всех 148 школ имеют что-то подобное единицы. Ваша покорная слуга таковым кабинетом не обладает. Всё, что когда-то имелось из наглядных пособий пришло в негодность, новых поступлений практически нет из-за недостаточности средств, которые выделяются на финансирование учебного заведения.

Когда-нибудь время придёт такое,

Мне же его не застать,

Кабинет биологии будет чудо сплошное,

О котором только можно мечтать.

Будет в нём всё, что так необходимо,

Чтоб достойно уроки проводить.

Будет, но пока что всё не так, и дни проходят мимо.

Я же вечерами в творческих мучениях опять.

Думаю, творю и сочиняю,

И с крадущимся борюсь я сном…

Что посеешь, мы-то точно знаем,

То пожнём и на ЕГЭ потом.

Нет, не жалуюсь нисколько

Ведь сама я путь сей избрала.

Об одном прошу судьбу я только,

Чтоб успеть всё, силы мне дала.

И вот здесь-то и приходит на помощь чудо техники – компьютер. Применение компьютера на уроках стал новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Мультимедийные презентации следует отнести к наиболее эффективным формам представления материала по биологии, которые помогает сделать уроки яркими, интересными, увлекательными не только для заинтересованных предметом ребят, но и для всех обучающихся.

Презентации могут быть использованы на уроке на различных этапах.

1.Объяснение нового материала.

2. Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование опытов, которые невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски).

3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов (подготовка учениками индивидуально или в группе презентации для сопровождения своего собственного доклада, создание фотоальбомов как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту).

4. Корректировка и тестирование знаний (проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или на домашнем компьютере, когда отставшие или отсутствующие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций).

Начиная работать с шестиклассниками, учу заинтересованных биологией ребят создавать собственные презентации, помогаю ориентировать в многочисленных ресурсах Интернета по предмету, и в итоге такой совместной работы получаются замечательные помощники, которые превосходят своего учителя в плане создания мультимедийный продукции.

Как пример, предлагаю вашему вниманию первый слайд игры-викторины, созданной восьмиклассником Клиновым Михаилом. Данная игра содержит интереснейшие факты по трём паркам Волгоградской области. Эту игру можно использовать на уроках в 9, 11 классах при изучении тем, связанных с природоохранной деятельностью и в качестве внеклассного мероприятия по биологическому краеведению Волгоградской области.


hello_html_m586fa8d8.gif

Создавая собственные компьютерные презентации, учитываю наличие в классе таких вот одарённых ребят. Для них всегда делаю ссылки на различные сайты с интересными фактами, привлекаю к участию в создании, как индивидуальных проектов, так и групповых. Такие дети с большим интересом участвуют в исследовательской деятельности и для защиты своих работ создают отчёты в виде мультимедийных презентаций.

Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, в какой бы сфере обучения и воспитания он ни происходил и какой бы предмет ни затрагивал. Прежде всего, он требует от учителя хороших знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями. Он требует постоянного роста и мастерства учителя. Такие дети не дают нам стоять на месте. Благодаря им мы совершенствуемся, осваиваем новые технологии (конкретно компьютерную) сколько бы нам не было лет.



Электронные ресурсы

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtml

http://www.child-psy.ru/ngkids/295.html

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5696




Статья "Использование мультимедиа технологий при работе с одарёнными детьми"
  • Биология
Описание:

Статья о применени мультимедиа технологий при работе с одарёнными детьми.

Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, в какой бы сфере обучения и воспитания он ни происходил и какой бы предмет ни затрагивал. Прежде всего, он требует от учителя хороших знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями. Он требует постоянного роста и мастерства учителя. Такие дети не дают нам стоять на месте. Благодаря им мы совершенствуемся, осваиваем новые технологии (конкретно компьютерную) сколько бы нам не было лет.

 

 

 

 

Автор Сотникова Татьяна Ивановна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 564
Номер материала 4791
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓