Использование методов проблемного обучения и
средств ИКТ на уроках изобразительного искусства
В.И. Ульченко
учитель изобразительного искусства и черчения
МОУ СОШ №26 г. Волгограда
Формирование творческой, инициативной
личности, способной к достижению вершин саморазвития и самореализации – задача
образовательного пространства современной школы. Гуманитарная направленность
образовательной среды включает значимые для человека знания и использование
комфортных, принимаемых школьниками технологий обучения.
Поиск педагогических путей развития
индивидуальности школьника, формирования его жизненной позиции, сознательного
отношения к своему творчеству привел меня к изучению и применению в своей
деятельности методов проблемного
обучения (ПО) и средств ИКТ, на уроках и во внеурочной изобразительной
деятельности школьников. Они позволяют решить одну из самых важных задач
современного социально-личностного заказа школе – формирование творческих
качеств личности. Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности
не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, материал
не дается, а задается как предмет поиска.
Проблемное обучение необходимо не только для
того, чтобы развивать творческое мышление или «чтобы было интересно учиться», а
в первую очередь для воспитания успешно мыслящего и действующего человека.
На уроках и во внеурочной деятельности проблемное
обучение помогает развивать: творческую
активность, включает учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность. В работе с младшими
школьниками используется вид проблемного обучения – проблемное изложение
материала и элементы частично-поискового метода. Так, например, на уроке в 3
классе «Витрины магазинов» проблемность
в обучении начинается с особой конструкции проблемных вопросов: почему? (какова
причина?) – почему мистер Смит не может найти магазин «Овощи и фрукты», «Хлеб» –
Не зная русского языка, он не может прочитать название! А каким образом ему
можно помочь?
На уроке в 3 классе «В музеях хранятся картины
– натюрморты» проблемный вопрос: «Что изменилось бы на картине, если бы
месяц февраль представить не в жанре пейзажа, а натюрморта?» помогает
вспомнить тему прошлого урока (жанр пейзажа), заинтересовать новой темой (жанр
натюрморта), побудить учеников к активному обсуждению проблемы и познакомить с натюрмортом
художника А.Лактионова «Февраль».
В средней и старшей школе проблемное обучение формирует
познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые способности и
умения, открывает возможности творческого сотрудничества учителя и
учеников, способствует глубокому и прочному усвоению материала и
способов деятельности при этом используются частично-поисковый и
исследовательский методы. Происходит активное вовлечение учеников в процесс решения проблемы. Процесс протекает
в виде решения задач, беседы, анализа ситуаций, дискуссии, выполнения и защиты
проектов. При изучении в 8 классе темы «Мода, культура и ты» выдвигается проблема: «Человек – хозяин или раб своей «оболочки»?
Проблема комплексная, охватывающая несколько тем.
1) «Дизайн современной одежды»;
2) «Мода – бизнес - психология»;
3) «Лицо – как объект дизайна. Прическа»;
4) «Костюм – как социальный и
композиционно-конструктивный объект дизайна». Эта комплексная проблема
решается в процессе выполнения проектов, причем дети не ограничены в выборе
способов и техник художественной деятельности. Это и традиционное живописное
или графическое решение работ, техника коллажа, использование нетрадиционных
материалов, выполнение проекта в объеме или рельефе, а также использование
компьютерных игр («Стильные девчонки»), с распечаткой и оформлением «модного
журнала».
При выполнении проектов школьниками, я
планирую деятельность художника-модельера, визажиста, стилиста под определенными
девизами: «Стихии природы», «Волшебство лета», «Мой город» и т.п., помогаю детям
определить свою собственную позицию, творчески реализовать её и проанализировать
выполненные проекты.
Уже начиная с начальной школы, я использую следующие
приемы проблемного обучения:
·
создание проблемных
ситуаций путем сопоставления данных обыденного и научного опытов, так в 6 классе, при изучении темы
«Цвет. Основы цветоведения», свойства цвета изучаются не только с точки зрения
изобразительного искусства, но и законов физики. Я считаю, что любое знакомство с противоречивыми фактами уже
подталкивает к проблемному мышлению. Необходимо умение учителя находить факты,
открытые для дополнения, не устоявшиеся, парадоксальные, не имеющие однозначной
трактовки.
·
установление сходства
там, где очевидно различие и наоборот: «Всегда
подчеркивается различие романского и готического стилей, а в чем их сходство?»
·
постановка
проблематичных целей деятельности: «Зачем изучать законы живописи, когда есть цветная фотография?»
Часто проблемная ситуация, перерастает как в
увлекательную деловую игру, где дети максимально активны, так и в дискуссию,
где осуществляется совместный поиск истины. Всё это помогает ребятам в работе
над реализацией проектов. В полной мере используется и реализовывается
личностный потенциал ученика. Надежным гарантом активности ученика является
представление ему возможности выполнять деятельность, имеющую для него
безусловный смысл, деятельность, в которую он включается без напряжения,
проявляя и реализуя себя в ней. Увлеченность современных школьников
информационными технологиями помогает проведению уроков на новом, современном
уровне. Мной разработан веб-сайт «Ярмарка народных промыслов», технологии
подачи учебного материала на интерактивной доске, а также электронные
презентации, которые помогают не только преподносить учебный материал
разнообразно и интересно, но и организовывать проверку знаний («выполнить
проект-презентацию», «дополнить презентацию», «удалить лишнее», «презентация-викторина»
и т.п.). Возможности Интернет позволяют использовать программы по составлению
анкет (www.anketer.ru), контрольных схем (www.bubbl.us), которые необходимы для выявления знаний на
итоговых уроках.
На уроках и занятиях студии изобразительного
искусства я стараюсь, чтобы присутствовало учение, включенное в структуру игры,
жизненной ситуации и творчества, осуществлялся совместный поиск решения в
диалоге, происходило совместное переживание ценностей. При выполнении творческого
задания учащиеся принимают решения с личностным отношением. Для меня важно признавать
право детей на собственное мнение и в процессе общения, и в процессе выполнения
работы. Так, в 8 классе, при выполнении задания «создать конструктивное и
декоративно-цветовое решение комнаты для себя», на уроке присутствует диалог
как преобладающий стиль общения. Ученики слушают друг друга, высказывают своё
мнение, проявляют взаимную толерантность, и приходят к общему мнению, что дизайн
интерьера – оформление и декорирование помещения, это организация удобной и
комфортной среды для работы, сна, бытовых нужд, но дом это и нечто сугубо
личное, и одновременно некая витрина. Дети сами составляют алгоритм выполнения
задания, выбирают художественные материалы. Обязательно предполагаю возможность
вариативности задания: по желанию ученики объединяются в пары, группы и создают
интерьер человека определенной профессии.
Уроки, проводимые мной, с использованием
активных методов обучения предоставляют ученику возможность сформировать опыт
творческой деятельности и эмоционально-ценностное отношение к миру.
Литература
1.
Морева Н.А. Современная
технология учебного занятия / Н.А. Морева.– М.: Просвещение, 2007
2.
Сергеев И.С. Основы
педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.