Главная / ИЗО, МХК / Статья "Использование методов проблемного обучения и средств ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Статья "Использование методов проблемного обучения и средств ИКТ на уроках изобразительного искусства"

Использование методов проблемного обучения и средств ИКТ на уроках изобразительного искусства

В.И. Ульченко

учитель изобразительного искусства и черчения

МОУ СОШ №26 г. Волгограда

Формирование творческой, инициативной личности, способной к достижению вершин саморазвития и самореализации – задача образовательного пространства современной школы. Гуманитарная направленность образовательной среды включает значимые для человека знания и использование комфортных, принимаемых школьниками технологий обучения.

Поиск педагогических путей развития индивидуальности школьника, формирования его жизненной позиции, сознательного отношения к своему творчеству привел меня к изучению и применению в своей деятельности методов проблемного обучения (ПО) и средств ИКТ, на уроках и во внеурочной изобразительной деятельности школьников. Они позволяют решить одну из самых важных задач современного социально-личностного заказа школе – формирование творческих качеств личности. Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, материал не дается, а задается как предмет поиска.

Проблемное обучение необходимо не только для того, чтобы развивать творческое мышление или «чтобы было интересно учиться», а в первую очередь для воспитания успешно мыслящего и действующего человека.

На уроках и во внеурочной деятельности проблемное обучение помогает развивать: творческую активность, включает учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность. В работе с младшими школьниками используется вид проблемного обучения – проблемное изложение материала и элементы частично-поискового метода. Так, например, на уроке в 3 классе «Витрины магазинов» проблемность в обучении начинается с особой конструкции проблемных вопросов: почему? (какова причина?) – почему мистер Смит не может найти магазин «Овощи и фрукты», «Хлеб» – Не зная русского языка, он не может прочитать название! А каким образом ему можно помочь?

На уроке в 3 классе «В музеях хранятся картины – натюрморты» проблемный вопрос: «Что изменилось бы на картине, если бы месяц февраль представить не в жанре пейзажа, а натюрморта?» помогает вспомнить тему прошлого урока (жанр пейзажа), заинтересовать новой темой (жанр натюрморта), побудить учеников к активному обсуждению проблемы и познакомить с натюрмортом художника А.Лактионова «Февраль».

В средней и старшей школе проблемное обучение формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые способности и умения, открывает возможности творческого сотрудничества учителя и учеников, способствует глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности при этом используются частично-поисковый и исследовательский методы. Происходит активное вовлечение учеников в процесс решения проблемы. Процесс протекает в виде решения задач, беседы, анализа ситуаций, дискуссии, выполнения и защиты проектов. При изучении в 8 классе темы «Мода, культура и ты» выдвигается проблема: «Человек – хозяин или раб своей «оболочки»?

Проблема комплексная, охватывающая несколько тем.

1) «Дизайн современной одежды»;

2) «Мода – бизнес - психология»;

3) «Лицо – как объект дизайна. Прическа»;

4) «Костюм – как социальный и композиционно-конструктивный объект дизайна». Эта комплексная проблема решается в процессе выполнения проектов, причем дети не ограничены в выборе способов и техник художественной деятельности. Это и традиционное живописное или графическое решение работ, техника коллажа, использование нетрадиционных материалов, выполнение проекта в объеме или рельефе, а также использование компьютерных игр («Стильные девчонки»), с распечаткой и оформлением «модного журнала».

При выполнении проектов школьниками, я планирую деятельность художника-модельера, визажиста, стилиста под определенными девизами: «Стихии природы», «Волшебство лета», «Мой город» и т.п., помогаю детям определить свою собственную позицию, творчески реализовать её и проанализировать выполненные проекты.

Уже начиная с начальной школы, я использую следующие приемы проблемного обучения:

  • создание проблемных ситуаций путем сопоставления данных обыденного и научного опытов, так в 6 классе, при изучении темы «Цвет. Основы цветоведения», свойства цвета изучаются не только с точки зрения изобразительного искусства, но и законов физики. Я считаю, что любое знакомство с противоречивыми фактами уже подталкивает к проблемному мышлению. Необходимо умение учителя находить факты, открытые для дополнения, не устоявшиеся, парадоксальные, не имеющие однозначной трактовки.

  • установление сходства там, где очевидно различие и наоборот: «Всегда подчеркивается различие романского и готического стилей, а в чем их сходство?»

  • постановка проблематичных целей деятельности: «Зачем изучать законы живописи, когда есть цветная фотография?»

Часто проблемная ситуация, перерастает как в увлекательную деловую игру, где дети максимально активны, так и в дискуссию, где осуществляется совместный поиск истины. Всё это помогает ребятам в работе над реализацией проектов. В полной мере используется и реализовывается личностный потенциал ученика. Надежным гарантом активности ученика является представление ему возможности выполнять деятельность, имеющую для него безусловный смысл, деятельность, в которую он включается без напряжения, проявляя и реализуя себя в ней. Увлеченность современных школьников информационными технологиями помогает проведению уроков на новом, современном уровне. Мной разработан веб-сайт «Ярмарка народных промыслов», технологии подачи учебного материала на интерактивной доске, а также электронные презентации, которые помогают не только преподносить учебный материал разнообразно и интересно, но и организовывать проверку знаний («выполнить проект-презентацию», «дополнить презентацию», «удалить лишнее», «презентация-викторина» и т.п.). Возможности Интернет позволяют использовать программы по составлению анкет (www.anketer.ru), контрольных схем (www.bubbl.us), которые необходимы для выявления знаний на итоговых уроках.

На уроках и занятиях студии изобразительного искусства я стараюсь, чтобы присутствовало учение, включенное в структуру игры, жизненной ситуации и творчества, осуществлялся совместный поиск решения в диалоге, происходило совместное переживание ценностей. При выполнении творческого задания учащиеся принимают решения с личностным отношением. Для меня важно признавать право детей на собственное мнение и в процессе общения, и в процессе выполнения работы. Так, в 8 классе, при выполнении задания «создать конструктивное и декоративно-цветовое решение комнаты для себя», на уроке присутствует диалог как преобладающий стиль общения. Ученики слушают друг друга, высказывают своё мнение, проявляют взаимную толерантность, и приходят к общему мнению, что дизайн интерьера – оформление и декорирование помещения, это организация удобной и комфортной среды для работы, сна, бытовых нужд, но дом это и нечто сугубо личное, и одновременно некая витрина. Дети сами составляют алгоритм выполнения задания, выбирают художественные материалы. Обязательно предполагаю возможность вариативности задания: по желанию ученики объединяются в пары, группы и создают интерьер человека определенной профессии.

Уроки, проводимые мной, с использованием активных методов обучения предоставляют ученику возможность сформировать опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностное отношение к миру.

Литература

  1. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева.– М.: Просвещение, 2007

  2. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004



Статья "Использование методов проблемного обучения и средств ИКТ на уроках изобразительного искусства"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Уроки изобразительного искусства это, в первую очередь, уроки творчества и сотворчества, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. Для учителя на уроках изобразительного искусства остро стоит проблема подачи большого объема материала за минимальный промежуток времени. И традиционными способами сегодня обойтись просто невозможно. На помощь приходят активные методы обучения, основанные на современных информационных технологиях. Использование методов проблемного обучения на уроках и во внеурочной деятельности уже давно помогают мне создавать условия для развития и самореализации творческой инициативы и индивидуальности учащихся. Моё педагогическое кредо: «Не талантливых детей ­ нет!»

Автор Ульченко Валентина Ивановна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Другое
Просмотров 1110
Номер материала 3171
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓