Главная / Иностранные языки / Статья: Индивидуальный образовательный маршрут

Статья: Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут

Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях и различиях. Возникновение их связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нём различные типологические особенности высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальными особенностями обусловлено формирование всех качеств.

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развития человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Обучение не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различие в темпе и степени усвоения материала. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в котором происходит формирование личности. По своей сущности индивидуальное обучение есть ни что иное как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса заданий, однако, если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учётом учебных возможностей.

Подобно тому как детей различают по своим физическим качествам, говорил Сухомлинский В. А., так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника. Особое внимание у В. А. Сухомлинского привлекли слабоуспевающие дети. Он чётко указывает на их главный недостаток - неразвитость умственных способностей, неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, бедность речи, отсутствует любознательность, неразвитость эмоциональной сферы. Индивидуальные потребности в усвоении и применении знаний связывают с обучаемостью, которая включает: умственную выносливость, работоспособность, быстроту или замедленность, усвоение учебного материала, гибкость мыслительных процессов. Особого внимания требуют индивидуальные особенности неуспевающих и недисциплинированных детей.


Цели и задачи индивидуально – ориентированной программы:


1.Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.

2.Психолого – педагогическая поддержка учащихся.

3.Повышение уровня учебной мотивации.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей ученика происходят в ходе образовательного движения по индивидуальному маршруту. Если мы видели конкретные личностные способности учащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности по предмету, то путь освоения этого предмета будет определяться суммой личностных способностей каждого ученика. Ученик сможет продвигаться по индивидуальному маршруту во всех образовательных областях, в том случае, если ему будут представлены возможности:

1. определить индивидуальный смысл изучения учебной дисциплины

2. ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела

3. выбирать оптимальные формы и темпы обучения

4. применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям

5. рефлексивно осознавать полученные результаты.

6. осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.



Возможность индивидуального маршрута образования ученика предполагает что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов:

1. образное или логическое познание

2. углубленное изучение

3. ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ учеников отличаются не только по объёму, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответственно их видами деятельности, применяемыми учащимися при изучении одного и того же образовательного объекта.

На уроке дети с пониженной способностью к обучению должны получать задания, которые гарантировали бы им успех в работе. Для этого учителю следует выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующее задание. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребёнка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Неуспеваемость ученика приравнивается к его неспособности. И всё же речь идёт не о прирождённой «неспособности», а о неумении найти правильный подход именно к этому ученику. Индивидуальные особенности учащихся (склонности и интересы, задатки и уровень их развития, способность к обучению и т.п.) можно учесть и использовать для индивидуального подхода к учащимся. Изобразим метод обучения схематически:

hello_html_2ee69437.jpg



Индивидуальный образовательный маршрут необходим, прежде всего детям с низкими учебными возможностями. Учитель, внимательно прислушиваясь к поведению учеников, обязательно протестирует их, чтобы определить уровень учебных возможностей, выбрать способ работы с каждым. Необходим и совет родителей. Выделены несколько групп причин, затрудняющих обучение. Есть дети, страдающие инфантилизмом, есть с недостаточным уровнем сформированности двигательных умений, что также затрудняет им процесс учения, а у некоторых учеников недостаточно развиты пространственные представления или нарушена память. Я думаю, что именно для таких детей целесообразно составить индивидуальный образовательный маршрут, где должно быть присмотрено всё - от наглядности и использования «опор» до специальных приёмов тренировки памяти.

Учение должно быть трудным, но посильным. Умение определить нужный уровень посильности учебного материала для учеников данного класса дидакт М. Н. Скаткин считает большим искусством. Однако, большое искусство - это то, чем владеют далеко не все. А учить детей на нужном уровне трудности должен каждый педагог.

У каждого учителя есть принципы, помогающие в повседневной педагогической повседневной работе:

1. Прими всё то, что есть в ребёнке. ;

2. Сопроводи его позитивную самореализацию.

3. Старайся ничему не учить ребёнка напрямую. Всегда учись сам.

4. Ищи истину вместе с ними.

5. Искренне восхищайся всем красивым.

6. Ничего не делай просто так.

7. Осознанно наблюдай за ребёнком.


МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, НЕ ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ НАВЫКОВ:

1. переход от простого к сложному

2. поощрение успеха


Современная психолого – педагогическая литература называет следующие причины учебных затруднений :

  • неумение учиться;

  • отсутствие интереса к учёбе;

  • неуверенность в своих силах.


Обеспечение в школе реализации индивидуально – образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определение цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.


В результате работы с индивидуально – образовательными маршрутами учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умения и навыков (логических и коммуникативных), знаний, умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности.


Работа с индивидуально – образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и , несомненно, даёт шанс ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность.


Рекомендации по планированию работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.


Ученик может отставать в обучении также по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • Пропуски занятий по болезни;

  • Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

  • Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

  • Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

  • Прогулы.


Для улучшения работы с учащимися, не имеющими общеучебных навыков:

1. Выявить уровень навыков и возможностей учащихся.

2. Создать в классе моральную обстановку, способствующую раскрытию положитель¬ных черт учащихся с низкими учебными возможностями.

3. Разработать индивидуальную программу для таких учащихся, используя при обуче¬нии:

а) инструкции, карты и работу по образцу.

б) индивидуальный тренинг, индивидуальную обработку операций на практике, индивидуальный подбор перечня работы

в) консультации сильных учащихся

г) систематический контроль домашнего задания

д) оценка знаний и умений с учётом возможностей

е) использование поощрений для исключения неуверенности учащегося в себе и исключения страха перед «2».


В работе следует учитывать возрастные особенности учащихся. В условиях работы с классом коррекционно- развивающего вида необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование прочных умений и навыков для всех учащихся, которое в этом возрасте идет на фоне некоторого мыслительного спада. Это можно объяснить особенностями мотивации учения у учащихся 7-8 классов, которая характеризуется стойким интересом к определенному предмету; мотивом избегания неудачи; желанием иметь высокую отметку, даже если оно (желание) не подкрепляется знаниями как подтверждение высокого статуса в коллективе; познавательным интересом только у высокомотивированных учащихся; подростковыми установками на достижение результатов в учении (подсказки, списывание, обман учителя и др.). Отмечается психологами и то, что мотив достижения успеха в учебе в этом возрасте не развивается (по Н. В. Немовой). Формирование умений и навыков в подростковом возрасте идет на фоне некоторого мыслительного спада, а развитие речи, в свою очередь, связано с развитием мыслительных процессов. Именно поэтому в этом возрасте возникают проблемы с подробным и выборочным изложением материала, написанием сочинений-рассуждений на морально-этические темы, с совершенствованием изложения и сочинения в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, с умением находить и исправлять различные языковые ошибки.

Образовательная программа может быть дополнена другими программами, например, программами внеучебной деятельности, взаимосвязанными с учебными программами, программами дополнительного образования и т.д.

Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Чтобы преодолеть затруднения в учёбе, нужно ориентироваться на внутренние силы ребенка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка.

Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь ребенку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.

Можно выделить три основные составляющие:

  • образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);

  • психологическая, основанная на развитии мотивации учения;

  • личностно – ориентированная.

Тенденции составляющих педагогической культуры нашли своё отражение в реализации индивидуально – ориентированной программы учителя по ликвидации пробелов знаний у учащихся, испытывающих трудности в обучении и учащихся с низким уровнем мотивации

Чем больше информации, методов и инструментов использует педагог в своей работе, тем эффективнее его деятельность. Чем больше желание педагога работать над собой, тем выше его способность творить, экспериментировать, делиться знаниями и опытом, приобретенным в процессе образования.


Статья: Индивидуальный образовательный маршрут
  • Иностранные языки
Описание:

Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях и различиях. Возникновение их связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нём различные типологические особенности высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальными особенностями обусловлено формирование всех качеств.

Автор Куденцова Ирина Владимировна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1390
Номер материала 9719
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓