Выбранный для просмотра документ Статья.Рефлексия на уроке..docx
Скачать материал "Статья и презентация " Рефлексия на современном уроке""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Рефлексия на современном уроке.pptx
Скачать материал "Статья и презентация " Рефлексия на современном уроке""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном уроке.
Выполнил:
Плужников Алексей Павлович,
преподаватель ОБЖ
МКОУ Руднянской СОШ им.А.С.Пушкина, Волгоградской области.
2 слайд
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в образовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. И более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения
3 слайд
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexio»– обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
4 слайд
Рефлексия:
размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.
самоанализ деятельности и ее результатов.
5 слайд
Одним из приоритетов для школьного курс ОБЖ на этапе основного общего образования являются рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
6 слайд
Функции рефлексии в педагогическом процессе:
Диагностическая
Проектировочная
Организаторская
Коммуникативная
Смыслотворческая
Мотивационная
Коррекционная.
7 слайд
Классификация рефлексии.
8 слайд
По функции: рефлексия, связанная с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений
По содержанию: устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.
Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого).
9 слайд
По типу урока: рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
По цели: рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.
Рефлексия содержания используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
10 слайд
Применение рефлексии на различных
этапах учебной деятельности
11 слайд
12 слайд
Рефлексия содержания учебного материала
Приём незаконченного предложения
Тема сегодняшнего урока помогла мне понять, что …
Мне (не) понравилась героиня, т.к. она
Трудолюбива
Груба
Скромна
Высокомерна
13 слайд
Рефлексия в форме синквейна
1. Название темы (одно существительное)
2. Описание темы в двух словах (2прилагательных)
3. Описание действия (3 глагола)
4. Предложение их 4 слов, показывает отношение к теме
5. Синоним, который повторяет суть темы
14 слайд
Рефлексия деятельности
Вопрос
-Что я делал?
-С какой целью?
-Почему я это делаю так?
-Какой результат я получил?
Самооценка активности на каждом этапе урока
15 слайд
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
«Лестница успеха».
16 слайд
Испытываю
затруднение
Усвоил знание,
но ещё нужна
помощь
Усвоил новое
знание
и научился
применять
его на практике
17 слайд
18 слайд
Техника «рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
19 слайд
Метод «Плюс-минус-интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
20 слайд
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
6. Метод «Анкета».
21 слайд
7. Вопросы, требующие многовариантных ответов:
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
22 слайд
Метод «Благодарю…».
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.
23 слайд
Ничего не понял
Получил удовольствие
Удивился
Узнал что-то новое
Расстроился
Научился
Я
«Лист самооценки».
24 слайд
«Лист самоконтроля».
Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
25 слайд
Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
«Бортовой журнал».
26 слайд
Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).
«Дневники».
27 слайд
Лист рефлексии Ф.И _________
28 слайд
Я справился отлично!
Мне нужна помощь!
Мне ещё надо работать!
29 слайд
30 слайд
«Плюс-минус-интересно».
31 слайд
« Пятерочка»
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
32 слайд
33 слайд
34 слайд
35 слайд
36 слайд
37 слайд
38 слайд
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Заключение
39 слайд
Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования.
40 слайд
Использованная литература:
Новиков П. В. Развитие рефлексии у младших школьников // XXX Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им. M.E. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 1. - Саранск, 1994 –С. 30-31.
Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2
Халперн Д. Психология критического мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»).
http://www.vashpsixolog.ru/
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.В своей статье я рассматриваю методические приемы для проведения рефлексии на современном уроке.
6 625 484 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Плужников Алексей Павлович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.