Инфоурок ОБЖ Другие методич. материалыСтатья и презентация " Рефлексия на современном уроке"

Статья и презентация " Рефлексия на современном уроке"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Статья.Рефлексия на уроке..docx

Муниципальное казенное образовательное учреждение Руднянская средняя общеобразовательная школа им.А.С.Пушкина

Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном уроке.

статья

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

                                                                            Информация об авторе:

                                                             Плужников Алексей Павлович,

                                                               преподаватель ОБЖ

 

 

 

 

 

                                                  р.п.Рудня

                                                  2014г.


  Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном уроке.

 

                                      «Великая цель образования это не знания, а действия»

                                                                                                     Г.Спенсер                                                     

 С 2014/2015 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт на ступени основного общего образовании.  В нашей школе учащиеся 7 классов   стали  обучатся по стандартам 2 поколения и по предмету  ОБЖ.                                                                   Образовательные   стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в образовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. И более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения

        Одной из задач современного урока  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

 Слово рефлексия происходит от латинского «reflexio»– обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако  процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

         Примерная программа  по ОБЖ предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Одним из приоритетов  для школьного курса ОБЖ  на этапе основного общего образования являются       

рефлексивная деятельность:

      •   владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

      •   организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Изучив огромное количество литературы и информации по  теме «Рефлексия на уроке», я стал использовать на уроках материал, который предоставляю своим коллегам. Может, быть, моя статья сэкономит чье-то время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1. Классификация рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По функции: рефлексия, связанная с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений

 

По содержанию: устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). 

По типу урока: рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

            По цели:  рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

       Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ.

Рефлексия содержания используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

 

      

Таблица №1. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

 

Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап организационного момента и целеполагания

Обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

Выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.

 

С чего вы начнёте?

На этапе актуализации ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

Каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

 

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет  вам работа в парах?                       

 

На завершающем этапе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

- Что дала вам работа в парах?

 - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить  степени сравнения прилагательных?

 - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».

 

 

 

 

      Таблица №3. Применение  рефлексии на различных этапах урока

 

 

Классификация

Этап урока

Задачи

Приемы

Вопросы

 

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

 

В начале урока

Установления эмоционального контакта с группой

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

·         Я почувствовал, что…

·         Было интересно…

·         Меня удивило…

·         Своей работой на уроке я…

·         Материал урока мне был…

·         Мне захотелось…

·         Мне больше всего удалось…

·         Моё настроение…

·         Заставил задуматься…

·         Навел на размышления…

·         Могу похвалить своих одноклассников…

 

В конце деятельности.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Рефлексия деятельности

На этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ

Осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее

рациональных

Прием «лестницы успеха», графического организатора «рыбья кость»

 

·         У меня получилось…

·         Я научился

·         Сегодня на уроке я смог…

·         Урок дал мне для жизни…

·         За урок я…

 

 

 

В конце урока

Оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

 

Рефлексия содержания учебного материала

Этап изучения учебного материала

Выявления уровня осознания содержания пройденного,  выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта,  прием синквейна

·         Сегодня я узнал…

·         Было трудно…

·         Я выполнял задания…

·         Я понял что…

·         Теперь я могу…

·         Я приобрёл…

·         Я научился…

·         Урок для меня показался…

·         Для меня было открытием то, что…

·         Мне показалось важным…

·         Материал урока был мне…

 

Приемы проведения рефлексии:

 

1.Устная рефлексия:

·         Двухрядный круглый стол

В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

 

2. Письменная рефлексия:

·         Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь. Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

·         Бортовой журнал" (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

·         Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный  дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

·         Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

·         Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

·         Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся или студентов, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, "бортовых журналов", видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это - спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся 

 

3. Закончи предложение (Письменное интервью)

Цель: подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

 

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

 

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

 

 

4.Анкета самоанализа

Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

            Вариант  1.

 

 

·         На уроке я работал

·         Своей работой на уроке я

·         Урок для меня показался

·         За урок я

·         Мое настроение

·         Материал урока мне был

·         Домашнее задание

 

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

 

 

 

Вариант 2.

 

"Каким было общение на уроке?”

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

-радостным

-дружелюбным

 

5.«Плюс-минус-интересно».

Цель: подведение итогов урока. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Содержание: Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

6.«Комплимент»

Цель оценить свою активность и качество работы.

Содержание:  учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

7. «Поездок».

Цель: оценка содержания урока

Содержание: На парте перед каждым ребенком  два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось  не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

 

 

7. «Графическая рефлексия»

Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию

Содержание: Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок

- понравилось выполнять                              - было трудно

- не очень понравилось                                - не очень было трудно

- не понравилось вообще                              - не трудно

 

8. «Самопроверка»

Цель:  развитие оценочной деятельности одноклассников

Содержание: Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа по парте. Задаются примерные вопросы: Что получилось. Что нет. Какую поставили бы оценку.

9. «Мини эссе»

Цель: выявление самооценки детей

Содержание. Детям предлагается расшифровать оценку учителя (письменно, устно). Оценка дана в виде значка. Почему я получил такую оценку?

10. «Оценочная лесенка»

Цель: развитие умений критериального оценивания

Содержание: Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

11. «Определи критерий»

Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков.

Содержание: Детям предлагается перед началом работы определить критерии, по которым будет выставляться оценка. А по завершении работы поставить себе оценку прокомментировав почему? опираясь на критерии.

12. «Синквейн»

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

 

     

Заключение.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него.  Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

        Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования. Умение рефлектировать пригодится ребёнку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни.

    В нашей профессии нет предела совершенству. Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.           

         Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, а серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

   - что я делаю?

   - каковы результаты моей деятельности?

   - что я буду делать дальше?

     Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с.

2.     http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/57-training-with-teachers/702-exercises-to-promote-reflection

 

3.     http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/refleksiya_v_pedagogike.html

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья и презентация " Рефлексия на современном уроке""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Рефлексия на современном уроке.pptx

Скачать материал "Статья и презентация " Рефлексия на современном уроке""

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном ур...

    1 слайд

    Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном уроке.
    Выполнил:
    Плужников Алексей Павлович,
    преподаватель ОБЖ
    МКОУ Руднянской СОШ им.А.С.Пушкина, Волгоградской области.

  •  Образовательные   стандарты второго поколения предъявляют новые требования...

    2 слайд

     

    Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в образовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. И более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения

  • Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефле...

    3 слайд

    Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие
    Слово рефлексия происходит от латинского «reflexio»– обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

  • Рефлексия:

размышление о своем внутреннем состоянии...

    4 слайд

    Рефлексия:

    размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
    размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.
    самоанализ деятельности и ее результатов.

  • Одним из приоритетов  для школьного курс ОБЖ на этапе основного общего об...

    5 слайд

    Одним из приоритетов для школьного курс ОБЖ на этапе основного общего образования являются рефлексивная деятельность:
    - владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
    - организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

  • Функции рефлексии в педагогическом процессе:
Диагностическая
Проектировочная...

    6 слайд

    Функции рефлексии в педагогическом процессе:

    Диагностическая
    Проектировочная
    Организаторская
    Коммуникативная
    Смыслотворческая
    Мотивационная
    Коррекционная.

  •  Классификация рефлексии.

    7 слайд


    Классификация рефлексии.

  • По функции: рефлексия, связанная с исследованием субъектом самого себя, резул...

    8 слайд

    По функции: рефлексия, связанная с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений 
    По содержанию: устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.
    Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
    Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого).

  • По типу урока: рефлексия может осуществляться не только в конце урока, к...

    9 слайд

    По типу урока: рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
    По цели: рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
    Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ.
    Рефлексия содержания используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

  • Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

    10 слайд


    Применение рефлексии на различных
    этапах учебной деятельности

  • 11 слайд

  • Рефлексия содержания учебного материалаПриём незаконченного предложения
Тема...

    12 слайд

    Рефлексия содержания учебного материала
    Приём незаконченного предложения
    Тема сегодняшнего урока помогла мне понять, что …
    Мне (не) понравилась героиня, т.к. она
    Трудолюбива
    Груба
    Скромна
    Высокомерна

  • Рефлексия в форме синквейна 
1.  Название темы  (одно существительное)...

    13 слайд

    Рефлексия в форме синквейна

    1. Название темы (одно существительное)
    2. Описание темы в двух словах (2прилагательных)
    3. Описание действия (3 глагола)
    4. Предложение их 4 слов, показывает отношение к теме
    5. Синоним, который повторяет суть темы


  • Рефлексия деятельностиВопрос
-Что я делал?
-С какой целью?
-Почему я это дела...

    14 слайд

    Рефлексия деятельности
    Вопрос
    -Что я делал?
    -С какой целью?
    -Почему я это делаю так?
    -Какой результат я получил?
    Самооценка активности на каждом этапе урока

  • Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать н...

    15 слайд


    Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

    «Лестница успеха».

  • Испытываю
 затруднениеУсвоил знание, 
но ещё нужна 
помощьУсвоил новое 
знани...

    16 слайд

    Испытываю
    затруднение
    Усвоил знание,
    но ещё нужна
    помощь
    Усвоил новое
    знание
    и научился
    применять
    его на практике

  • 17 слайд

  • Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на...

    18 слайд

    Техника «рефлексивная мишень».

    На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

  • Метод «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так...

    19 слайд

    Метод «Плюс-минус-интересно».

    Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  • Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, до...

    20 слайд

    Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

    6. Метод «Анкета».

  • 7. Вопросы, требующие многовариантных ответов:Почему было трудно? 
Что откры...

    21 слайд

    7. Вопросы, требующие многовариантных ответов:

    Почему было трудно?
    Что открыли, узнали на уроке?
    Оправдались ли ваши ожидания от урока?
    Что вы взяли с сегодняшнего урока?
    Над чем заставил задуматься урок?

  • Метод «Благодарю…». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать...

    22 слайд

    Метод «Благодарю…».

    В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.

  • Ничего не понялПолучил удовольствиеУдивилсяУзнал что-то новоеРасстроилсяНаучи...

    23 слайд

    Ничего не понял
    Получил удовольствие
    Удивился
    Узнал что-то новое
    Расстроился
    Научился
    Я
    «Лист самооценки».

  • «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя учен...

    24 слайд

    «Лист самоконтроля».

    Ведется на протяжении всего урока.

    Фамилия, имя ученика_____________________________

  • Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратк...

    25 слайд

    Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

    «Бортовой журнал».

  • Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастн...

    26 слайд

    Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

    «Дневники».

  • Лист рефлексии  Ф.И _________

    27 слайд

    Лист рефлексии Ф.И _________

  • Я справился отлично!Мне нужна помощь!Мне ещё надо работать!

    28 слайд

    Я справился отлично!
    Мне нужна помощь!
    Мне ещё надо работать!

  • 29 слайд

  • 
«Плюс-минус-интересно».

    30 слайд



    «Плюс-минус-интересно».

  • « Пятерочка»М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (...

    31 слайд

    « Пятерочка»
    М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
    Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
    С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
    У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
    Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

  • 32 слайд

  • 33 слайд

  • 34 слайд

  • 35 слайд

  • 36 слайд

  • 37 слайд

  • Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая де...

    38 слайд

    Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

    Заключение

  • Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повы...

    39 слайд

    Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования.

  • Использованная литература: 

Новиков П. В. Развитие р...

    40 слайд

    Использованная литература:

    Новиков П. В. Развитие рефлексии у младших школьников // XXX Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им. M.E. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 1. - Саранск, 1994 –С. 30-31. 
    Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2 
    Халперн Д. Психология критического мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»).
    http://www.vashpsixolog.ru/

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

        Одной из задач современного урока  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.В своей статье я рассматриваю методические приемы для проведения рефлексии на современном уроке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 484 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Положение о пятидневных сборах по ОВС
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
  • Тема: Глава 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
  • 01.10.2020
  • 1088
  • 17
«Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
День безопасности дорожного движения
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
  • Тема: Глава 2. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
  • 01.10.2020
  • 387
  • 0
«Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1131
    • RAR 2.8 мбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Плужников Алексей Павлович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Плужников Алексей Павлович
    Плужников Алексей Павлович
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1648
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в профессиональном образовании

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 26 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 255 человек из 65 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности")

Учитель физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 28 регионов

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе