Главная / ОБЖ / Статья и презентация " Рефлексия на современном уроке"

Статья и презентация " Рефлексия на современном уроке"

Название документа Рефлексия на современном уроке.pptx

Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном ур...
  Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к ...
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефле...
Рефлексия: размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. размышление...
Одним из приоритетов для школьного курс ОБЖ на этапе основного общего образо...
Функции рефлексии в педагогическом процессе: Диагностическая Проектировочная ...
 Классификация рефлексии.
По функции: рефлексия, связанная с исследованием субъектом самого себя, резул...
По типу урока: рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как э...
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности Этап учебной д...
Вначале работы по теме урока содержательная рефлексия Помочь учащимся осозна...
Рефлексия содержания учебного материала Приём незаконченного предложения Тема...
Рефлексия в форме синквейна 1. Название темы (одно существительное) 2. Описа...
Рефлексия деятельности Вопрос -Что я делал? -С какой целью? -Почему я это дел...
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать н...
Испытываю затруднение Усвоил знание, но ещё нужна помощь Усвоил новое знание...
Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на ...
Метод «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так ...
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, до...
7. Вопросы, требующие многовариантных ответов: Почему было трудно? Что открыл...
Метод «Благодарю…». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать ...
Ничего не понял Получил удовольствие Удивился Узнал что-то новое Расстроился ...
«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика...
Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратк...
Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастн...
Лист рефлексии Ф.И _________ Вопрос: Ответ+ / - 1 Комфортно ли вам было на ур...
Я справился отлично! Мне нужна помощь! Мне ещё надо работать! Выше программн...
 «Плюс-минус-интересно». + -
« Пятерочка» М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б ...
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая де...
Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повы...
Использованная литература: Новиков П. В. Развитие рефлексии у младших школьн...
1 из 40

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном уроке
Описание слайда:

Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном уроке. Выполнил: Плужников Алексей Павлович, преподаватель ОБЖ МКОУ Руднянской СОШ им.А.С.Пушкина, Волгоградской области.

№ слайда 2   Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к сис
Описание слайда:

  Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в образовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. И более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения

№ слайда 3 Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлекси
Описание слайда:

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие Слово рефлексия происходит от латинского «reflexio»– обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

№ слайда 4 Рефлексия: размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. размышление, п
Описание слайда:

Рефлексия: размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. самоанализ деятельности и ее результатов.

№ слайда 5 Одним из приоритетов для школьного курс ОБЖ на этапе основного общего образован
Описание слайда:

Одним из приоритетов для школьного курс ОБЖ на этапе основного общего образования являются рефлексивная деятельность: - владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; - организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

№ слайда 6 Функции рефлексии в педагогическом процессе: Диагностическая Проектировочная Орг
Описание слайда:

Функции рефлексии в педагогическом процессе: Диагностическая Проектировочная Организаторская Коммуникативная Смыслотворческая Мотивационная Коррекционная.

№ слайда 7  Классификация рефлексии.
Описание слайда:

Классификация рефлексии.

№ слайда 8 По функции: рефлексия, связанная с исследованием субъектом самого себя, результа
Описание слайда:

По функции: рефлексия, связанная с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений  По содержанию: устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов. Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого).

№ слайда 9 По типу урока: рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это
Описание слайда:

По типу урока: рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п. По цели: рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Рефлексия содержания используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

№ слайда 10 Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности Этап учебной деят
Описание слайда:

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности Этап учебной деятельности Цель Содержание Варианты вопросов Этап организационного момента и целеполагания Обеспечивает побуждение учащихся к деятельности Выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков. Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок. С чего вы начнёте? На этапе актуализации ЗУН учащихся Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности Каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

№ слайда 11 Вначале работы по теме урока содержательная рефлексия Помочь учащимся осознать
Описание слайда:

Вначале работы по теме урока содержательная рефлексия Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности Как поможет вам работа в парах? На завершающем этапе Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. - Что дала вам работа в парах? - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных? - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».

№ слайда 12 Рефлексия содержания учебного материала Приём незаконченного предложения Тема се
Описание слайда:

Рефлексия содержания учебного материала Приём незаконченного предложения Тема сегодняшнего урока помогла мне понять, что … Мне (не) понравилась героиня, т.к. она Трудолюбива Груба Скромна Высокомерна

№ слайда 13 Рефлексия в форме синквейна 1. Название темы (одно существительное) 2. Описание
Описание слайда:

Рефлексия в форме синквейна 1. Название темы (одно существительное) 2. Описание темы в двух словах (2прилагательных) 3. Описание действия (3 глагола) 4. Предложение их 4 слов, показывает отношение к теме 5. Синоним, который повторяет суть темы

№ слайда 14 Рефлексия деятельности Вопрос -Что я делал? -С какой целью? -Почему я это делаю
Описание слайда:

Рефлексия деятельности Вопрос -Что я делал? -С какой целью? -Почему я это делаю так? -Какой результат я получил? Самооценка активности на каждом этапе урока

№ слайда 15 Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на д
Описание слайда:

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. «Лестница успеха».

№ слайда 16 Испытываю затруднение Усвоил знание, но ещё нужна помощь Усвоил новое знание и
Описание слайда:

Испытываю затруднение Усвоил знание, но ещё нужна помощь Усвоил новое знание и научился применять его на практике

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сек
Описание слайда:

Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

№ слайда 19 Метод «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и п
Описание слайда:

Метод «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно

№ слайда 20 Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, допол
Описание слайда:

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 6. Метод «Анкета». 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал /устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным

№ слайда 21 7. Вопросы, требующие многовариантных ответов: Почему было трудно? Что открыли,
Описание слайда:

7. Вопросы, требующие многовариантных ответов: Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?

№ слайда 22 Метод «Благодарю…». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать тол
Описание слайда:

Метод «Благодарю…». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.

№ слайда 23 Ничего не понял Получил удовольствие Удивился Узнал что-то новое Расстроился Нау
Описание слайда:

Ничего не понял Получил удовольствие Удивился Узнал что-то новое Расстроился Научился Я «Лист самооценки».

№ слайда 24 «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика___
Описание слайда:

«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика_____________________________ Вид задания Отметка

№ слайда 25 Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких
Описание слайда:

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы. «Бортовой журнал».

№ слайда 26 Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный
Описание слайда:

Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия). «Дневники».

№ слайда 27 Лист рефлексии Ф.И _________ Вопрос: Ответ+ / - 1 Комфортно ли вам было на уроке
Описание слайда:

Лист рефлексии Ф.И _________ Вопрос: Ответ+ / - 1 Комфортно ли вам было на уроке? 2 Поняли ли вы тему урока? 3 Смогли ли вы выполнить самостоятельно: -Карточку № 1 -Технологическую карту № 1 -Карточку № 2 … 4 Требовалась ли вам помощь А) учителя Б) учебника В)соседа по парте? 5 Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе

№ слайда 28 Я справился отлично! Мне нужна помощь! Мне ещё надо работать! Выше программного
Описание слайда:

Я справился отлично! Мне нужна помощь! Мне ещё надо работать! Выше программного Программный Необходимый Ниже необходимого Сам поставил задачу (проблему), сам решил, сам оценил Сам решил поставленную задачу правильно, сам оценил Задание выполнил только по образцу, сам оценил Мне нужна помощь! Сам поставил задачу (проблему), сам решил, но не уверен, сам оценил Умею открывать новые знания (с учителем), сам оцениваю Прошу небольшой помощи учителя Ура!Я - молодец! Ура! Успех! Успех!

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30  «Плюс-минус-интересно». + -
Описание слайда:

«Плюс-минус-интересно». + -

№ слайда 31 « Пятерочка» М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (бе
Описание слайда:

« Пятерочка» М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

№ слайда 32
Описание слайда:

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34
Описание слайда:

№ слайда 35
Описание слайда:

№ слайда 36
Описание слайда:

№ слайда 37
Описание слайда:

№ слайда 38 Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деяте
Описание слайда:

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Заключение

№ слайда 39 Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышен
Описание слайда:

Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования.

№ слайда 40 Использованная литература: Новиков П. В. Развитие рефлексии у младших школьнико
Описание слайда:

Использованная литература: Новиков П. В. Развитие рефлексии у младших школьников // XXX Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им. M.E. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 1. - Саранск, 1994 –С. 30-31.  Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2  Халперн Д. Психология критического мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»). http://www.vashpsixolog.ru/

Название документа Статья.Рефлексия на уроке..docx

hello_html_2278daef.gifhello_html_m5b6e0b58.gifhello_html_47486899.gifhello_html_m30dc2e80.gifhello_html_6d58291a.gifhello_html_159c5581.gifМуниципальное казенное образовательное учреждение Руднянская средняя общеобразовательная школа им.А.С.Пушкина

Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном уроке.

статья










Информация об авторе:

Плужников Алексей Павлович,

преподаватель ОБЖ







р.п.Рудня

2014г.

Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном уроке.



«Великая цель образования это не знания, а действия»

Г.Спенсер

С 2014/2015 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт на ступени основного общего образовании. В нашей школе учащиеся 7 классов стали обучатся по стандартам 2 поколения и по предмету ОБЖ. Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в образовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. И более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения

Одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexio»– обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Примерная программа по ОБЖ предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Одним из приоритетов для школьного курса ОБЖ на этапе основного общего образования являются

рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Изучив огромное количество литературы и информации по теме «Рефлексия на уроке», я стал использовать на уроках материал, который предоставляю своим коллегам. Может, быть, моя статья сэкономит чье-то время.














Таблица №1. Классификация рефлексии.


hello_html_76b64c4b.png
































По функции: рефлексия, связанная с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений


По содержанию: устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого).

По типу урока: рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

По цели: рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ.

Рефлексия содержания используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.


Таблица №1. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности


Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап организационного момента и целеполагания

Обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

Выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.


С чего вы начнёте?

На этапе актуализации ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

Каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания


В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет вам работа в парах?


На завершающем этапе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

- Что дала вам работа в парах?

- Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных?

- Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».





Таблица №3. Применение рефлексии на различных этапах урока


Классификация

Этап урока

Задачи

Приемы

Вопросы

Рефлексия настроения и эмоционального состояния


В начале урока

Установления эмоционального контакта с группой

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

  • Я почувствовал, что…

  • Было интересно…

  • Меня удивило…

  • Своей работой на уроке я…

  • Материал урока мне был…

  • Мне захотелось…

  • Мне больше всего удалось…

  • Моё настроение…

  • Заставил задуматься…

  • Навел на размышления…

  • Могу похвалить своих одноклассников…

В конце деятельности.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Рефлексия деятельности

На этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ

Осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее

рациональных

Прием «лестницы успеха», графического организатора «рыбья кость»


  • У меня получилось…

  • Я научился

  • Сегодня на уроке я смог…

  • Урок дал мне для жизни…

  • За урок я…




В конце урока

Оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

Рефлексия содержания учебного материала

Этап изучения учебного материала

Выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял что…

  • Теперь я могу…

  • Я приобрёл…

  • Я научился…

  • Урок для меня показался…

  • Для меня было открытием то, что…

  • Мне показалось важным…

  • Материал урока был мне…


Приемы проведения рефлексии:


1.Устная рефлексия:

  • Двухрядный круглый стол

В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.


2. Письменная рефлексия:

  • Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь. Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

  • Бортовой журнал" (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

  • Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

  • Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

  • Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

  • Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся или студентов, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, "бортовых журналов", видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это - спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся


3. Закончи предложение (Письменное интервью)

Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…


теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…




4.Анкета самоанализа

Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Вариант 1.



  • На уроке я работал

  • Своей работой на уроке я

  • Урок для меня показался

  • За урок я

  • Мое настроение

  • Материал урока мне был

  • Домашнее задание


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно




Вариант 2.


"Каким было общение на уроке?”

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

-радостным

-дружелюбным


5.«Плюс-минус-интересно».

Цель: подведение итогов урока. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Содержание: Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


6.«Комплимент»

Цель оценить свою активность и качество работы.

Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

7. «Поездок».

Цель: оценка содержания урока

Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика



7. «Графическая рефлексия»

Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию

Содержание: Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок

- понравилось выполнять - было трудно

- не очень понравилось - не очень было трудно

- не понравилось вообще - не трудно


8. «Самопроверка»

Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников

Содержание: Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа по парте. Задаются примерные вопросы: Что получилось. Что нет. Какую поставили бы оценку.

9. «Мини эссе»

Цель: выявление самооценки детей

Содержание. Детям предлагается расшифровать оценку учителя (письменно, устно). Оценка дана в виде значка. Почему я получил такую оценку?

10. «Оценочная лесенка»

Цель: развитие умений критериального оценивания

Содержание: Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

11. «Определи критерий»

Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков.

Содержание: Детям предлагается перед началом работы определить критерии, по которым будет выставляться оценка. А по завершении работы поставить себе оценку прокомментировав почему? опираясь на критерии.

12. «Синквейн»

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.


Заключение.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования. Умение рефлектировать пригодится ребёнку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни.

В нашей профессии нет предела совершенству. Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, а серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- что я делаю?

- каковы результаты моей деятельности?

- что я буду делать дальше?

Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост.







Список используемой литературы:

  1. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с.

  2. http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/57-training-with-teachers/702-exercises-to-promote-reflection


  1. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/refleksiya_v_pedagogike.html

Статья и презентация " Рефлексия на современном уроке"
  • ОБЖ
Описание:

        Одной из задач современного урока  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.В своей статье я рассматриваю методические приемы для проведения рефлексии на современном уроке.

Автор Плужников Алексей Павлович
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 1000
Номер материала 47676
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓