Главная / ИЗО, МХК / статья и презентация на тему "Создание художественного образа при работе в различных техниках на уроках ИЗО"

статья и презентация на тему "Создание художественного образа при работе в различных техниках на уроках ИЗО"

Название документа Копия создание художественного образа.docx

СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ПРИ РАБОТЕ В РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИКАХ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Искусство – это мир человеческих чувств и мыслей, и поэтому оно волнует и трогает людей. Произведения искусства раскрывают не только красоту природы и человека. Они заставляют нас думать о правде, о добре и зле, о несправедливости. Умение наслаждаться искусством приходит не сразу. Не сразу открывается неопытному глазу красота картины. Для того чтобы лучше почувствовать произведение живописи, надо научиться понимать язык красок и линий. Ведь художнику одного вдохновения мало, чтобы создать произведение искусства. Многие годы он учится рисовать и писать красками.

Изобразительная деятельность приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Б.М.Неменский говорит: «Художественный образ, созданный учащимися, отражает духовный (внутренний) мир ребенка, не поддающийся прямому воспроизведению, а лишь косвенно выражающий цветом, языком декоративной или реалистической манеры живописи эмоциональное состояние школьника».

Умение ребёнка определить свой художественный замысел и воплотить его в оригинальном рисунке, способствует эмоционально-эстетическому развитию его личности.

Овладение разными техниками изображения даёт чувство уверенности ребёнка в своих силах, развивает его познавательную активность и самостоятельность в выборе и выполнении работы. Ребёнок себя чувствует свободным в изображении задуманного и выражении своего отношения к изображаемому, не боится экспериментировать с материалами. Художественные образы становятся яркими, насыщенными, что говорит о развитии ребёнка как творческой личности.

Основная цель обучения изобразительному искусству – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений.

Большое внимание детскому изобразительному творчеству уделял Е.И.Чарушин. Он придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности. Он проявлял заботу о том, чтобы техника работы карандашами и красками не затрудняла, а облегчала детям создание изображения.

Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и выражения, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения – рисунок, композиция, колорит – «работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, типичное, существенное в изображаемой действительности.

С этими особенностями живописи и графики, их основными средствами выразительности в создании художественного образа нужно знакомить школьников, тогда их работы будут более глубокими, яркими, эмоциональными, а правильно выбранные техники и материалы помогут осуществить и передать задуманное в работе.

Цветными карандашами лучше рисовать спокойные, мягкие, лирические картины (это предполагает их спокойный тон). Фломастеры, как техника более яркая, требуют рисования каких-то ярких событий, например: извержение вулкана, шторм в море, гроза, яркий солнечный день, багровый закат и т.д. Такие темы как нельзя более подходят для рисования фломастерами. Эти две техники можно смешивать, используя, где нужно, мягкость и лиричность одной и яркость и звучность другой.

Использование мягкого и жесткого рисования в технике карандаши «живопись» позволяет добиться очень выразительных результатов. Все мягкое, не имеющее четких очертаний, можно делать по сырой бумаге, а детали, требующие более точной проработки, - по сухой бумаге.

Не менее выразительные рисунки можно делать в технике тушь и перо или кисть, с помощью нажима показывая толстое и тонкое, мягкое и твердое, острое и тупое, передавая характер растения, фактуру предмета. Есть вещи, которые лучше и проще рисовать кистью. Особенно выразительны рисунки полусухой кистью мягких, пушистых вещей. Сочетая рисование мягкими и жесткими кистями с рисованием пером, можно нарисовать различные состояния природы: туман, дым, дождь; различные фактуры: мех, пух, пыль и др.

Пастель незаменима для передачи тонких и нежных оттенков. Она позволит передать то, что не в состоянии передать другая техника: чуть заметный румянец на щеках, нежный пушок на кожице персика. Тончайшие изменения состояний природы также доступны этой технике, как никакой другой. Пастель позволит нарисовать, например, висящие над болотом клочья тумана, легкие, еле заметные тучки в небе, снег и дождь.

Кроющая способность гуаши позволяет рисовать, используя технику послойной живописи, т.е. рисование в несколько приемов.

Акриловые краски позволяют получать разнообразные спецэффекты: на неразбавленной краске можно процарапать различные линии, придавая ей шероховатость, поверх одного просохшего цвета нарисовать детали другим.

Самая сложная художественная техника – акварель. Существует четыре приема работы акварелью: «а-ля прима», «лессировка», «пуантилизм», «по сырой бумаге».

Многие техники поддаются смешиванию. С помощью смешивания техник можно передавать различные фактуры, состояния природы и т.д.

На что нужно обращать внимание при изучении детских работ с точки зрения их выразительности?

1. Творческий замысел ребёнка, эмоциональная и волевая направленность на создание определённого изображения, на выразительную характеристику явления.

2. Подбор, владение и использование различных техник и приёмов рисования для создания ярких художественных образов, для реализации замысла.

3. Выбор и использование различных материалов, способы работы с ними, понимание их выразительности.

4. Свободное изображение предметов и явлений окружающей жизни.

5. Величина изображения; умение выделить главное в работе, используя разные способы выразительности, передача формы, пропорций, характер линий, манера накладывания краски, закрашивание карандашом.

6. Цветовая гамма, построение композиции, заполнение пространства листа.

7. Использование в работе мелких деталей (прорисовка черт лица, детали костюма и т.п.) для создания более выразительного образа.

 Несмотря на одинаковость изобразительных задач, решаемых детьми, выделяются особенности манеры выполнения у разных детей. Индивидуальные различия сказываются в изображении отдельных предметов, использовании цвета, расположении изображений на листе бумаги и т.д. Индивидуальная манера изображения начинает проявляться особенно ярко тогда, когда дети овладевают техническими навыками и умениями рисования. Хорошо, когда большинство детей могут решать изобразительные задачи, проявляя индивидуальную манеру.

Т.Комарова  не только подчёркивает необходимость формирования у детей навыков  рисования, но и считает целесообразным приобщение школьников к нетрадиционной технике рисования. Использование нетрадиционных художественных техник является эффективным средством для создания выразительности образов, т.е. для проявления и развития детской одарённости в рисовании. Образы получаются яркими, живыми, разнообразными, смелыми, неповторимыми.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями школьников. Начинать работу следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. Использование на занятиях по изодеятельности музыкального сопровождения способствует созданию ребёнком выразительного художественного образа.

Для создания объемных рисунков можно использовать клей ПВА, который высыхая, оставляет выпуклую линию. Затем этот рельефный рисунок покрывают краской. Силуэтные рисунки восточных городов эффектно получаются разбрызгиванием по фону на цветной бумаге. Чтобы выполнить полупрозрачные работы на тему «Подводный мир», подойдет папиросная бумага разного цвета и целлофан. Необычные и фантастические рисунки можно выполнить в техниках кляксографии, выдувания и процарапывания. Если посыпать акварельный рисунок солью, соль пропитывается краской и при высыхании создает эффект зернистости. Если соль оставить на рисунке, получится эффект шероховатости, как будто песчаной поверхности. Эффект потрескавшегося воска (старины) получится, если смять рисунок, выполненный восковыми карандашом, и покрыть его краской, которая впитывается в трещины. Интересно получается аппликация из кусочков бумаги, раскрашенная при помощи разбрызгивания краски.

Изображая сказочный лес, можно применить технику «Печатка». Из картофеля вырезаются разные формы: треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему.

Техника «Притирание» (проступающий рисунок) также дает неожиданные результаты. Только тут для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Это очень интригует ребят. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.

На уроке “Сказочная птица” возможно использование нетрадиционной техники «Ниткография». Для работы берут обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускают в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладут их на чистый лист бумаги. Лист сворачивают, сильно прижимают рукой, а ниточку вытягивают за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета.

Урок “Поле цветов” можно выполнить в технике “Обрывной аппликации”. Аппликация выполняется как обычно, только все лепестки цветов и листья выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук. Клеится только кончик обрывка.

К уроку “Букет цветов” необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить работу в технике “Флористика”. Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей.

Урок на тему “Натюрморт” можно провести при помощи “Лоскутной техники”. Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры, задуманные предметы быта, посуду и цветы.

Необычные техники создания изображения:

1.Техника напыления

2.Парафиновая техника (граттаж, цветной граттаж)

3.Техника потрескавшийся воск

4.Восковые мелки

5.Монотипия (предметная монотипия)

6.Диатипия

7.Гравюра по аппликации (отпечатки живописными листочкам)

8.Оттиск поролоном, смятой бумагой, целлофаном.

9.Батик

10.Кляксография

11.Техника выдувания

12.Техника рисования водорастворимыми карандашами

13.Тушь

14.Ниткопись

15.Изонить

16.Вмазывание пластилина по силуэту

17.Техника формовки

18.Бумажная пластика ( оригами )

19.Аппликация (объемная и многослойная )

20.Плетение из конфетных обверток

21.Мозаика ( из бумаги и природного материала, бисера)

22.Витраж

23.Техника «пуантилизм»

24.Техника высветления

25.Техника письма по-сырому на сжатой бумаге

26.Рисование на тонированной бумаге

27.Лепка из соленого теста

Смешанные техники

28.Пастель + акварель

29.Акварель + водорастворимые карандаши

30.Акварель + цветные карандаши

31.Акварель + фломастеры

32.Акварель + простой карандаш

33.Акварель + тушь ( гелиевые ручки)

34.Акварель + восковые мелки

35.Акварель + соль, сахар.

36.Апликация + графика

Текстильная техника

37.Лоскутная мозаика

38.Инкрустация

39.Аппликация

Нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивают у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи.

Таким образом, овладение детьми живописными, графическими и нетрадиционными техниками способствует созданию художественного образа в рисунке.







Название документа Создание художественного образа при работе в различных техниках.pptx

Создание художественного образа при работе в различных техниках на уроках изо...
Цветные карандаши Фломастеры
Карандаши «Живопись»
Тушь и перо или кисть
Пастель
Гуашь
Акриловые краски
Акварель «а-ля прима» «лессировка» «пуантилизм» «по сырой бумаге»
На что нужно обращать внимание при изучении детских работ с точки зрения их в...
Рисование пальчиками
Объемный рисунок
Разбрызгивание по фону
Техника выдувания
Граттаж
Рисунки с солью
Техника потрескавшийся воск
Аппликация из бумаги с брызгами краски
Проступающий рисунок
Ниткография
Обрывная аппликация
Флористика
Необычные техники создания изображения 1.Техника напыления 2.Парафиновая техн...
Смешанные техники 28.Пастель + акварель 29.Акварель + водорастворимые каранда...
Текстильная техника 37.Лоскутная мозаика 38.Инкрустация 39.Аппликация
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Создание художественного образа при работе в различных техниках на уроках изобра
Описание слайда:

Создание художественного образа при работе в различных техниках на уроках изобразительного искусства

№ слайда 2 Цветные карандаши Фломастеры
Описание слайда:

Цветные карандаши Фломастеры

№ слайда 3 Карандаши «Живопись»
Описание слайда:

Карандаши «Живопись»

№ слайда 4 Тушь и перо или кисть
Описание слайда:

Тушь и перо или кисть

№ слайда 5 Пастель
Описание слайда:

Пастель

№ слайда 6 Гуашь
Описание слайда:

Гуашь

№ слайда 7 Акриловые краски
Описание слайда:

Акриловые краски

№ слайда 8 Акварель «а-ля прима» «лессировка» «пуантилизм» «по сырой бумаге»
Описание слайда:

Акварель «а-ля прима» «лессировка» «пуантилизм» «по сырой бумаге»

№ слайда 9 На что нужно обращать внимание при изучении детских работ с точки зрения их выра
Описание слайда:

На что нужно обращать внимание при изучении детских работ с точки зрения их выразительности Творческий замысел ребёнка, эмоциональная и волевая направленность на создание определённого изображения, на выразительную характеристику явления. 2. Подбор, владение и использование различных техник и приёмов рисования для создания ярких художественных образов, для реализации замысла. 3. Выбор и использование различных материалов, способы работы с ними, понимание их выразительности. 4. Свободное изображение предметов и явлений окружающей жизни. 5. Величина изображения; умение выделить главное в работе, используя разные способы выразительности, передача формы, пропорций, характер линий, манера накладывания краски, закрашивание карандашом. 6. Цветовая гамма, построение композиции, заполнение пространства листа. 7. Использование в работе мелких деталей (прорисовка черт лица, детали костюма и т.п.) для создания более выразительного образа.

№ слайда 10 Рисование пальчиками
Описание слайда:

Рисование пальчиками

№ слайда 11 Объемный рисунок
Описание слайда:

Объемный рисунок

№ слайда 12 Разбрызгивание по фону
Описание слайда:

Разбрызгивание по фону

№ слайда 13 Техника выдувания
Описание слайда:

Техника выдувания

№ слайда 14 Граттаж
Описание слайда:

Граттаж

№ слайда 15 Рисунки с солью
Описание слайда:

Рисунки с солью

№ слайда 16 Техника потрескавшийся воск
Описание слайда:

Техника потрескавшийся воск

№ слайда 17 Аппликация из бумаги с брызгами краски
Описание слайда:

Аппликация из бумаги с брызгами краски

№ слайда 18 Проступающий рисунок
Описание слайда:

Проступающий рисунок

№ слайда 19 Ниткография
Описание слайда:

Ниткография

№ слайда 20 Обрывная аппликация
Описание слайда:

Обрывная аппликация

№ слайда 21 Флористика
Описание слайда:

Флористика

№ слайда 22 Необычные техники создания изображения 1.Техника напыления 2.Парафиновая техника
Описание слайда:

Необычные техники создания изображения 1.Техника напыления 2.Парафиновая техника (граттаж, цветной граттаж) 3.Техника потрескавшийся воск 4.Восковые мелки 5.Монотипия (предметная монотипия) 6.Диатипия 7.Гравюра по аппликации (отпечатки живописными листочкам) 8.Оттиск поролоном, смятой бумагой, целлофаном. 9.Батик 10.Кляксография 11.Техника выдувания 12.Техника рисования водорастворимыми карандашами 13.Тушь 14.Ниткопись 15.Изонить 16.Вмазывание пластилина по силуэту 17.Техника формовки 18.Бумажная пластика ( оригами ) 19.Аппликация (объемная и многослойная ) 20.Плетение из конфетных обверток 21.Мозаика ( из бумаги и природного материала, бисера) 22.Витраж 23.Техника «пуантилизм» 24.Техника высветления 25.Техника письма по-сырому на сжатой бумаге 26.Рисование на тонированной бумаге 27.Лепка из соленого теста

№ слайда 23 Смешанные техники 28.Пастель + акварель 29.Акварель + водорастворимые карандаши
Описание слайда:

Смешанные техники 28.Пастель + акварель 29.Акварель + водорастворимые карандаши 30.Акварель + цветные карандаши 31.Акварель + фломастеры 32.Акварель + простой карандаш 33.Акварель + тушь ( гелиевые ручки) 34.Акварель + восковые мелки 35.Акварель + соль, сахар 36.Апликация + графика

№ слайда 24 Текстильная техника 37.Лоскутная мозаика 38.Инкрустация 39.Аппликация
Описание слайда:

Текстильная техника 37.Лоскутная мозаика 38.Инкрустация 39.Аппликация

статья и презентация на тему "Создание художественного образа при работе в различных техниках на уроках ИЗО"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Изобразительная деятельность приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Овладение разными техниками изображения даёт чувство уверенности ребёнка в своих силах, развивает его познавательную активность и самостоятельность в выборе и выполнении работы.

Использование нетрадиционных художественных техник является эффективным средством для создания выразительности образов, т.е. для проявления и развития детской одарённости в рисовании. Образы получаются яркими, живыми, разнообразными, смелыми, неповторимыми.

 

Автор Федоренко Светлана Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1167
Номер материала 45170
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓