Главная / Математика / Статья "Формирование универсальных учебных действий при обучении математики в среднем звене"

Статья "Формирование универсальных учебных действий при обучении математики в среднем звене"

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Нарыкова Екатерина Юрьевна

МКОУ «Скороднянская СОШ»

Большесолдатский район

В настоящее время в связи с модернизацией образования, постепенным введением стандартов второго поколения задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности, и как следствие, быть успешными в жизни. Поэтому главная цель учителя – развить у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Этого можно добиться благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путём вовлечения детей в активный процесс изучения математики. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные УУД формируются, когда:

учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Регулятивные УУД формируются, когда

учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой либо задачи, оценивать.

Познавательные УУД формируются, когда:

учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».

Коммуникативные УУД формируются, когда:

ученик учится: отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет.

обучающихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

Примеры заданий по математике, формирующие универсальные учебные действия.


УУД / виды знаний формирующие УУД

Примеры заданий

(Н.Я.Виленкин и др. Математика 6 класс)

Личностные (творческие задания, имеющие практическое применение)

33. Назовите:

а) два чётных числа, кратных 5;

б) два нечётных числа кратных 5;

в) два чётных числа, которые не делятся на 5;

г) два нечётных числа, которые не делятся на 5.



867. С помощью тонкой нити измерьте длину какой-нибудь окружности (на стакане, ведре, тарелке), измерьте длину диаметра. Найдите отношение длины окружности к длине диаметра и сравните полученный результат с числом hello_html_m5a1dd49f.gif.


Регулятивные (поиск информации, самоконтроль и взаимоконтроль, диспут, поиск ошибки).

462. В алфавите племени Аоку всего 6 букв – А, К, М, О,Р,У. Все слова в языке этого племени состоят из четырёх букв. Какое наибольшее число слов может быть в языке племени Аоку? В скольких из этих слов буквы не повторяются?

Познавательные (работа с таблицами, графиками, составление схем, «найди отличия», «поиск лишнего»).

558. Подсчитайте по модели, сколько граней, вершин, рёбер у треугольной пирамиды; у четырёхугольной пирамиды. Попробуйте догадаться, сколько граней, вершин, рёбер у шестиугольной пирамиды.

1443. Высота сосны изменялась в зависимости от её возраста следующим образом:

Возраст сосны

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Высота сосны

0

3,2

6

9,2

12,4

14,9

17

19,2

21,3

24

Постройте график зависимости высоты сосны от её возраста. Пользуясь графиком, найдите:

а) высоту сосны в 15 лет; в 35 лет; в 75 лет;

б) возраст сосны, когда её высота была 10м; 16 м; 20 м;

в) на сколько метров выросла сосна за первые 20 лет; за вторые 20 лет; за третьи 20 лет;

г) на сколько метров выросла сосна за время от 15 до 45 лет.





Коммуникативные (оценка работы товарища, составить задание , групповая работа, «опиши устно», «объясни…» ).

211. Используя рисунок 9, объясните, почему равны дроби:

hello_html_6232b624.gif.





















234. Составьте задачу по выражению: hello_html_m3940ac2d.gif+hello_html_m520ca43f.gif.



Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей  зависит от способов организации учебной деятельности школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.





















Литература:

  1. Н.Я. Виленкин В.И.Жохов А.С.Чесноков С.И. Шварцбурд Математика 6 класс- Мнемозина, Москва 2011.

Статья "Формирование универсальных учебных действий при обучении математики в среднем звене"
  • Математика
Описание:

В статье рассматриваются примеры заданий по  формированию универсальных учебных действий на примере заданий из учебника Н.Я.Виленкин и др. Математика 6 класс.

В настоящее время в связи с модернизацией образования, постепенным введением стандартов второго поколения задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности, и как следствие, быть успешными в жизни. Поэтому главная цель учителя – развить у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Этого можно добиться благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

 

В широком значении термин  «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Учебный предмет "Математика" имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. 

 

Автор Нарыкова Екатерина Юрьевна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 1021
Номер материала 4282
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓