Главная / Школьному психологу / Статья "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ"

Статья "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ"

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ

Лисиченкова Инна Александровна

МБОУ СОШ № 6

педагог-психолог


Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово–это основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.

И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М.Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.А.Смаги, Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и др.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Экспериментальная работа проводилась в экспериментальной группе с 26марта 2012 года по 27апреля 2012 года на базе МБДОУ №68 «Айболит» г. Орла. Всего в эксперименте приняло участие 10 детей. В ходе исследования выявлялись следующие задачи, может ли ребенок называть предметы и их основные части, их качества и свойства, действия и функции, некоторые профессии людей, детенышей животных; обозначать различные действия соответствующими глаголами; подбирать прилагательные к существительным, использовать антонимы. По результатам эксперимента, на высоком уровне находится трое детей , что составляет 30% .У этих детей активный словарный запас , они правильно называют предъявленные им предметы, их части, действия и состояния, умеют дифференцировать обобщающие понятия. Умеют сопоставлять предметы подбирать слова с противоположным значением, выбирать подходящее по смыслу слово, понимают разные значения многозначного слова. На среднем уровне находятся шесть детей, что составляет 60%. Дети правильно называют предметы и их части, употребляет соответствующие глаголы для обозначения действия и состояния. Могут назвать, один-два признака предмета, правильно использует обобщающие слова. Могут подобрать слова с противоположным значением, с помощью взрослого подбирают слова близкие по смыслу. Понимают значения многозначных слов. На низком уровне находится один ребенок, 10%. Ребенок затрудняется в назывании предметов и их частей, действий и состояний, называет один признак предмета, выраженный названием цвета.

Таким образам работа над формированием словаря очень актуальна, поэтому необходимо более глубоко работать над следующими вопросами: активизировать употребление в речи прилагательных, употреблять слова–антонимы, использовать в речи наиболее употребляемые существительные, многозначные слова. Были подобраны занятия, речевые игры и упражнения, которые по работе формированию словаря. Приведем примеры некоторых занятий.

Я начну, а ты продолжи.

Цель – обогащать словарь детей. Учить подбирать синонимы к заданным словам.

- я скажу предложение, а вы к одному из слов, указанному мною, подберите близкие по смыслу слова. « мама достала из шкафа чистую рубашку». Продолжите ряд, слов: чистую…(свежую, негрязную, выстиранную).

« Заяц убегает от лисы». Подберите другие слова вместо убегает ( мчится, несется, удирает, уносит ноги).

« на диване сидит лентяй…» ( ленивец, лежебока, бездельник, лодырь).

Кто больше вспомнит?

Цель – обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия, процессы.

Картинки – метель, дождь, белка, ворона, ветер, врач; игрушка – Карлсон.

- Карлсон приносит посмотреть на картинки и рассказать, что на них происходит, используя слова, близкие по смыслу.

Метель – метет, вьюжит, пуржит.

Дождь – льет, моросит, накрапывает, начинается, идет, хлещет.

Белка – прыгает, перелетает, собирает, запасает, прячет, грызет.

Ворона – летает, сидит, каркает, садится.

Ветер – воет, дует, задувает, листья срывает, пыль поднимает, колышет, покачивает ветки деревьев.

Врач – лечит, слушает, выписывает рецепты, назначает, смотрит.

Скажи наоборот.

Цель –учить подбирать слова, противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слова.

Игрушка – медвежонок.

- медвежонок говорит, что он знает, чем занимаются ребята в детском саду, во что играют, но просит подсказать ему слова, противоположные по смыслу.

Мишка называет слова, а дети подбирают противоположные к ним ( антонимы).

Утро- вечер. Герой- трус, друзья – враги, день – ночь, быстро- медленно, много – мало, высоко – низко, светло – темно, сесть – встать, смеяться – плакать, говорить – молчать, закрывать – открывать, приносить – уносить, надевать – снимать, входить – выходить, смелый – трусливый, горький – сладкий, легкий, тяжелый, острый – тупой, высокий – низкий, большой –маленький, длинный – короткий. Противоположное значение.

Цель –учить заканчивать предложения, подбирая противоположные значения. Контролировать правильность побора слов и понимание их значений.

Закончите предложения.

Вариант 1

Сахар сладкий, а перец….( горький).

Летом листья зеленные, а осенью….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка…( узкая).

Пластилин мягкий, а камень.. ( твердый).

Ручей мелкий, а река….. (глубокая).

Девочка говорит громко, а мальчик …. ( тихо).

Вариант 2

Деревья в лесу высокие и …(низкие).

Кашу варят густую и …( жидкую).

Звери бывают смелые и …( трусливые).

Лекарства делают горькие и….( сладкие).

Яблоки бывают мелкие…( крупные).

Какое что бывает?

Цель - учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнить, сопоставлять и подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

- давайте расскажем Незнайке, что бывает:

Зеленным- огурец, крокодил, листья, цветочки, елка, краски, военные самолеты, нитки.

Широким – река, дорога, лента, улица.

Новым – шубы, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, машина, журнал, мебель.

Маленьким – котенок, мышка, брат, мальчик, хомячок, лисенок.

Вкусным – конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт.

Пушистым – белка, кошка, пух, волосы, кофта, шарф, лиса.

Холодная – чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, мороженное, сосулька, компот.

Высоким – дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура.

Круглым – стол, мяч, апельсин, яблок, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.








Статья "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ"
  • Школьному психологу
Описание:

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ

Лисиченкова Инна Александровна

МБОУ СОШ № 6

педагог-психолог

 

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово–это основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.

И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М.Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.А.Смаги, Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и др.

 В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Экспериментальная работа проводилась в экспериментальной группе с 26марта  2012 года по 27апреля 2012 года на базе МБДОУ №68 «Айболит» г. Орла. Всего в эксперименте приняло участие 10 детей. В ходе исследования выявлялись следующие задачи, может ли  ребенок называть предметы и их основные части, их качества и свойства, действия и функции, некоторые профессии людей, детенышей животных; обозначать различные действия соответствующими глаголами; подбирать прилагательные к существительным, использовать антонимы. По результатам  эксперимента, на  высоком уровне находится трое детей , что составляет 30% .У  этих детей активный словарный запас , они правильно называют  предъявленные им предметы, их части,   действия и  состояния, умеют дифференцировать обобщающие понятия. Умеют сопоставлять предметы    подбирать слова с  противоположным значением,  выбирать  подходящее по смыслу слово, понимают разные значения многозначного слова. На среднем уровне находятся шесть детей, что составляет 60%. Дети правильно называют предметы и их части, употребляет соответствующие глаголы для обозначения действия и состояния. Могут назвать,  один-два признака предмета,  правильно использует обобщающие слова. Могут подобрать  слова с противоположным значением, с помощью взрослого  подбирают слова  близкие по смыслу. Понимают значения многозначных слов. На низком уровне находится один ребенок, 10%. Ребенок затрудняется в назывании предметов и их частей,  действий и состояний, называет один признак  предмета, выраженный названием цвета.

Таким образам работа над формированием словаря очень актуальна, поэтому  необходимо более глубоко работать над следующими вопросами: активизировать употребление в речи прилагательных, употреблять слова–антонимы, использовать в речи наиболее употребляемые существительные, многозначные слова. Были подобраны занятия, речевые игры и упражнения, которые по работе формированию словаря. Приведем примеры некоторых  занятий.

Я начну, а ты продолжи.

Цель – обогащать словарь детей. Учить подбирать синонимы к заданным словам.

- я скажу предложение, а вы к одному из слов, указанному мною, подберите близкие по смыслу слова. « мама достала из шкафа чистую рубашку». Продолжите ряд, слов: чистую…(свежую, негрязную, выстиранную).

« Заяц убегает от лисы». Подберите другие слова вместо убегает ( мчится, несется, удирает, уносит ноги).

« на диване сидит лентяй…» ( ленивец, лежебока, бездельник, лодырь).

Кто больше вспомнит?

Цель – обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия, процессы.

Картинки – метель, дождь, белка, ворона, ветер, врач; игрушка – Карлсон.

- Карлсон приносит посмотреть на картинки и рассказать, что на них происходит, используя слова, близкие по смыслу.

Метель – метет, вьюжит, пуржит.

Дождь – льет, моросит, накрапывает, начинается, идет, хлещет.

Белка – прыгает, перелетает, собирает, запасает, прячет, грызет.

Ворона – летает, сидит, каркает, садится.

Ветер – воет, дует, задувает, листья срывает, пыль поднимает, колышет, покачивает ветки деревьев.

Врач – лечит, слушает, выписывает рецепты, назначает, смотрит.

Скажи наоборот.

Цель –учить подбирать слова, противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слова.

Игрушка – медвежонок.

- медвежонок говорит, что он знает, чем занимаются ребята в детском саду, во что играют, но просит подсказать ему слова, противоположные по смыслу.

Мишка называет слова, а дети подбирают противоположные к ним ( антонимы).

Утро- вечер. Герой- трус, друзья – враги, день – ночь, быстро- медленно, много – мало, высоко – низко, светло – темно, сесть – встать, смеяться – плакать, говорить – молчать, закрывать – открывать, приносить – уносить, надевать – снимать, входить – выходить, смелый – трусливый, горький – сладкий, легкий, тяжелый, острый – тупой, высокий – низкий, большой –маленький, длинный – короткий. Противоположное значение.

Цель –учить заканчивать предложения, подбирая противоположные значения. Контролировать правильность побора слов и понимание их значений.

Закончите предложения.

Вариант 1

Сахар сладкий, а перец….( горький).

Летом листья зеленные, а осенью….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка…( узкая).

Пластилин мягкий, а камень.. ( твердый).

Ручей мелкий, а река….. (глубокая).

Девочка говорит громко, а мальчик …. ( тихо).

Вариант 2

Деревья в лесу высокие и …(низкие).

Кашу варят густую и …( жидкую).

Звери бывают смелые и …( трусливые).

Лекарства делают горькие и….( сладкие).

Яблоки бывают мелкие…( крупные).

Какое что бывает?

Цель - учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнить, сопоставлять и подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

- давайте расскажем Незнайке, что бывает:

Зеленным- огурец, крокодил, листья, цветочки, елка, краски, военные самолеты, нитки.

Широким – река, дорога, лента, улица.

Новым – шубы, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, машина, журнал, мебель.

Маленьким – котенок, мышка, брат, мальчик, хомячок, лисенок.

Вкусным – конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт.

Пушистым – белка, кошка, пух, волосы, кофта, шарф, лиса.

Холодная – чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, мороженное, сосулька, компот.

Высоким – дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура.

Круглым – стол, мяч, апельсин, яблок, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.

 

 

 

 

 

 

Автор Лисиченкова Инна Александровна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 1158
Номер материала 10242
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓