Главная / Другое / статья ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАЦИЙ

статья ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАЦИЙ

В статье приводится описание и аналитика опыта проведения мероприятии по формированию психологического здоровья подростков. Представлена психопрофилактическая программа «Путь к успеху», используемая в работе с подростками по формирование здорового жизненного стиля и высоких эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов подростков.

Проблема формирования психологического здоровья ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте только активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние. Современная цивилизация порождает кризисные явления и в школьной среде. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность рост числа нарушений поведения у детей подросткового возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, прогулов школы, разрушений чужой собственности, случаев физического насилия.

По данным статистики, в России более 700 тысяч детей сирот, 4 млн. подростков в возрасте от 11 лет и старше употребляют наркотики, 2 млн. подростков неграмотны [Наркотики РУ Новости.File:\\F:\ htm].

В настоящее время, когда дети плохо поддаются влиянию авторитета и к тому же постоянно слышат и видят нечто обратное тому, что им говорят, методы бесед и запугивания не являются высокоэффективными. Важно обращаться к личности подростка на равных, не внушая ему желательное поведение, а пытаясь создать вместе с ним нечто позитивное, что позволило бы сознательно и ответственно делать свой выбор.

Необходимо создать в школе такие условия, чтобы подросток имел возможность и желание говорить о своих проблемах вслух. Только в этом случае можно считать школьную среду психологически благоприятной.

Одним из направлений деятельности социально-психологической службы нашей школы являются психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика девиантного поведения обучащихся. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную разнообразными факторами. Можно выделить 4 основных факторов, обуславливающих девиантное поведение ребёнка: биологические факторы (неблагоприятные физические и анатомические особенности организма человека, затрудняющие его социальную адаптацию), социально-экономические (социальное неравенство и социальная напряженность в обществе), психологические (наличие у ребенка психопатии или акцентуаций отдельных черт характера) и социально- педагогические (дефекты школьного, семейного или общественного воспитания)[Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. М.: Педагогика, 1998. 159с.].

Следует также выделить определённые стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию девиантного поведения: дисгармоничный, нестабильный (конфликтный) и асоциальный [Шурыгина И.И. Влияние социального статуса семьи подростков на их отношение к различным формам девиантного поведения // Семья в России. 1999. № 1-2 ].

Итак, одной из основных причин возникновения девиантного поведения детей является существенное снижение воспитательной роли семьи, а наиболее важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребёнка является неблагополучие семьи. На данный период в нашей школе поставлены на внутришкольный контроль 37 обучащихся, что составляет 4,3% от общего числа обучающихся. Это те дети, которые систематически опаздывают на уроки, пропускают учебные и внеучебные занятия, имеют плохую успеваемость и отличаются недисциплинированностью как во время уроков, так и во время внеурочных мероприятий. Изучив социальные паспорта, которые составляются ежегодно классными руководителями нашего ОУ, мы пришли к очевидному выводу, что 17 обучающихся, поставленных на ВШК, что составляет 45% - это дети из малообеспеченных и неполных семей, в том числе - 3 обучающихся, что составляет 10% - это дети из неблагополучных семей. Таким образом, 20 человек из 37-ми, что составляет 55% - это дети из тех семей, которые входят в группу риска возникновения и формирования девиантного поведения. Обучающиеся, состоящие на ВШК из семей, где явно не проявляется внешнее неблагополучие: полные и обеспеченные семьи, составляют 45% от общего числа поставленных на ВШК обучающихся. Причину формирования девиантного поведения в таких семьях мы видим в том, что в них проявляются нежелательные стили семейного воспитания.

Таким образом, психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения школьников немыслима без совместной работы с родителями или лицами их заменяющими. Учитывая вышесказанное, мы делаем вывод, что необходимо уделять большое внимание профилактике и коррекции девиантного поведения детей через семью.

Задача работы социально-психологической службы школы заключается в создании у подростков личностных ресурсов, позволяющих находить выход из трудных жизненных ситуаций, обучении навыкам уверенного поведения, формировании установки на самостоятельный выбор, обсуждении и демонстрации преимуществ здорового образа жизни. Данная работа в нашей школе проводится как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные консультации и коррекционные занятия, беседы проводят с учащимися психолог и социальный педагог в течение всего учебного года по запросам родителей и учителей, а также по обращениям самих подростков. Как правило, в основном это работа проводится с подростками из неблагополучных семей и, к сожалению, очень редко совместно с родителями учащихся. Бывает очень сложно объяснить и доказать взрослым людям, что в проблемах ребенка есть и их вина, и что изменившись они смогут изменить ситуацию к лучшему.

В работе по профилактике девиаций социально - психологическая служба школы использует программу « Путь к успеху». Цели: адаптация подростков данной категорий в социуме и формирование личностных нравственных качеств подростков. Задачи: вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию; сдерживание вовлечения подростков в употребление наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни; формирование личной ответственности за свое поведение; привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности; воспитание гражданских качеств и толерантности у подростков через организацию социально - значимой деятельности.

Программа реализуется в три этапа: первый этап – организационный (сентябрь) – анализ состояния правопорядка в микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» подростков; второй этап – деятельностный (октябрь-май) - координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией; третий этап – итоговый (июнь) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа. Ожидаемые результаты, их социальная эффективность: уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде; формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни; обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками; удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной работе.

Программа «Путь к успеху» отвергает поучения, морализаторство, навязывание «правильной жизни», какое- либо давление на личность. Обучение по данной программе реализуется преимущественно в интерактивных формах. В работе с подростками «группы риска» применяют разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество), но наиболее эффективными считаются следующие методы и формы:

метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков), метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью), групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссий, мозговые штурмы, беседы, встречи, лекции, ролевые игры, психогимнастика, просмотр и обсуждение видеофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, родительские лектории.

Групповая работа проводится в форме социально-психологических тренингов, направленных на умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях («Вместе мы выбираем жизнь», «Умей сказать нет»). Используется также игровое моделирование реальных жизненных ситуации выбора. При применении этого метода подросткам предлагается представить себя в ситуации, требующей реализации их жизненного опыта, умений и навыков. Это дает им возможность проверить на практике модели поведения, которым они обучились в ходе моделирования. Темы игр «Быть уверенным – это здорово!», «Мир глазами агрессивного человека», «Я выбираю жизнь!». Иногда ребята сами высказывают пожелание обсудить и «прожить» какую-то волнующую их ситуацию.

Проводятся имитации популярных телешоу с темами для обсуждения: «Мое будущее», «В здоровом теле - здоровый дух», «Закон о нас и мы о Законе», «Преступление и наказание», «Вечная проблема отцов и детей в современном обществе», которые акцентируют внимание на вариантах адекватного поведения, приводящего к достижению намеченной цели. В работе с подростками привлекаются и старшеклассники из школьного Совета. Они выступают не только как ведущие, но и как герои передачи, чье поведение обсуждают присутствующие. Мероприятия готовятся под руководством школьного психолога и социального педагога. При проведении «Мозгового штурма» и групповых дискуссии по темам «Что такое алкоголизм?», «Табак – мифы и реальность», «Наркомания – это болезнь?!», «Что такое успех?» с участниками устанавливается обратная связь в виде реакции на их поведение. Они поощряются за желательное социальное поведение.

В рамках осуществления губернаторской программы, стартовавшей в 2010-2011 учебном году по теме «Ценностные ориентиры подростков и молодёжи» наша социально-психологическая служба школы подготовила и провела мероприятие с 10 классом на базе Красноярского отделения ЗАГС, где присутствовали специалисты отдела образования и отделения ЗАГС Красноярского района.

Также в рамках данной программы на базе нашей школы был проведен круглый стол, на котором присутствовали представители общественности: духовенство, работники областного и районного отделения ЗАГС, специалисты отдела образования Красноярского района и инспекции по делам несовершеннолетних. Были приглашены обучающиеся и специалисты СПС КСОШ №2, Забузанской СОШ, ПУ №25. С ребятами было проведено мероприятие, целью которого было морально-нравственное воспитание и профилактика отклоняющегося поведения.

Очень важное место занимает психодиагностика среди учащихся начальной школы, что позволяет выявлять проблемы как можно раньше. Так, рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек», проводимый среди обучающихся первых классов, позволяет выявить на ранней стадии такие симптомокомплексы, как враждебность, конфликтность, тревожность, трудности общения, а также изучить уровень самооценки младшего школьника. Данная диагностическая работа проводится в целях раннего выявления и коррекции психологических проблем детей и оказания помощи как классным руководителям, так и родителям в подборе индивидуальных и дифференцированных методов воспитания и развития каждого ребёнка. В 2011-2012 учебном году среди учащихся первых классов психологом по начальной школе была проведена диагностика на определение эмоционального отношения к школе младших школьников, которая позволила выявить трудности, возникающие у детей в процессе обучения в первом классе, выявить предпочтения по отдельным предметам, определить их эмоциональное состояние в коллективе одноклассников. Классным руководителям даются необходимые рекомендации.

Для более успешной профилактики девиантного поведения подростков в план работы социально-психологической службы школы включаются классные часы на различные темы. Так, были проведены классные часы: «Зачем человеку правила?» (6 класс), «Из Конвенции о правах ребёнка», «Межличностные конфликты в коллективе подростков» (8 класс), «Факторы, негативно влияющие на здоровье ребёнка» (5 класс), «Профилактика зависимости детей от компьютерных игр» (5, 6, 7 классы), «Конфликт и его последствия» (8 класс), а также среди учащихся начальной школы по темам: «Что такое хорошо, а что такое плохо?», «Школа – мой второй дом», «Мои поступки – мой портрет», «Профилактика школьного травматизма» и др.

Огромное значение в формировании психического здоровья подростков имеет работа с семьями детей «группы риска». В нашей школе ее составляющими являются диагностические исследования личности учащихся и их семей; создание и корректировка банка данных семей обучающихся по социальному статусу (многодетные, неполные, опекаемые, «трудные»). Профилактическая работа с неблагополучными семьями включает ежедневный контроль посещаемости школьных занятий, еженедельная работа социального педагога с инспектором ПДН, работа с семьей по месту проживания совместно с классными руководителями каждую учебную четверть.

Зная особенности семейного воспитания, характер детско-родительских отношений, внутрисемейные проблемы значительно легче понять причины отклонения в поведении подростка и своевременно оказать психологическую помощь, помочь найти выход из проблемной ситуации.

Кроме того, повышение уровня педагогического и психологического образования родителей также позволяет решить многие проблемы психологического здоровья подростков. Каждую учебную четверть в нашей школе проходит неделя родительских собраний с приглашением специалистов: психолога, социального педагога, медицинских работников, специалиста районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора ПДН. Тематические лектории стали традицией («Психологический климат в семье и его влияние на развитие младшего школьника», «Возрастные особенности подростков», «Стили семейного воспитания», «Родительский авторитет и его влияние на ребёнка», «Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе», «Как помочь пятикласснику преодолеть трудности новых учебных условий?»). На лекториях родители с удовольствием задают вопросы, участвуют в анкетировании, маленьких экспериментах, знакомятся с результатами диагностических исследований. Работа планируется так, чтобы в каждом классе хотя бы раз в год побывали специалисты. Участвуя в классных родительских собраниях, специалисты стараются так построить встречу с родителями, чтобы они смогли понять, в чём они допускают ошибки, воспитывая своего ребёнка. С этой целью проводятся и анкетирования, экспресс-диагностики, тесты («Слышите ли вы своего ребёнка?», «Выявление характера отношений родителей с подростками», «Выявление характера эмоциональной связи с подростком», «Как я воспитываю своего ребёнка?»), обрабатываем их совместно с родителями и обсуждаем возможные пути выхода из создавшейся ситуации. Большое значение уделяется профилактике употребления психоактивных веществ подростками. В марте 2010-2011 учебного года родители и педагоги нашей школы были приглашены для участия в областном родительском всеобуче по профилактике употребления ПАВ, где они приняли участие в тренинге, проводимом специалистами по профилактике наркомании.

И конечно, большое значение имеет участие школы в организации досуга обучающихся. К этому обязывает и то, что большую часть времени дети и подростки проводят именно в стенах школы, и то, что отсутствие знаний, навыков, стратегии поведения у взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие. Общешкольные праздники, традиционный «День Здоровья» в начале учебного года, работа спортивных секции и кружков, организация спортивных игр, хореографическая студия, хоровой кружок позволяют создать адекватное социальное окружение. Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть реализована в благоприятной среде. Кружковой работой охвачены более 42% учащихся средней и старшей ступени и более 87% начальной ступени учащихся школы. Еще 23% входят в различные научные сообщества и Совет старшеклассников. Результатом проводимой работы можно считать улучшение показателей посещаемости, снижение числа состоящих на учете в КДН и ПДН.

Успешность в формировании психологического здоровья обучающихся зависит в целом не только от работы социально-психологической службы, но и от совместного сотрудничества педагогического коллектива, родительского сообщества и самих детей. Работа по коррекции девиантного поведения детей в рамках ОУ представляет собой очень сложную, длительную, целенаправленную и систематическую деятельность классных руководителей, педагогов-психологов, социальных работников, администрации школы и родителей. Педагогам необходимо прислушиваться к рекомендациям, которые даются психологами, т.к. порой им самим тоже бывает полезно переосмысливать своё отношение к ребятам, проявляющим девиантное поведение, изменять воспитательные подходы, стараясь глубоко и внимательно вникать в проблему ребёнка, и видеть не только то, что лежит на поверхности. При условии выполнения педагогами рекомендаций специалистов СПС, соблюдения единых требований к обучающимся, учитывая их возрастные, психические особенности, можно добиваться положительных результатов. Ибо, как говорит китайская мудрость: «Бывает только неправильный путь, не бывает безвыходного положения».

Литература:

1. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. М.: Педагогика, 1998. 159с.

2. Наркотики РУ Новости.File:\\F:\ htm.

3.Шурыгина И.И. Влияние социального статуса семьи подростков на их отношение к различным формам девиантного поведения // Семья в России. 1999. № 1-2.














статья ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАЦИЙ
  • Другое
Описание:

В статье приводится описание и аналитика опыта проведения мероприятии по формированию психологического здоровья подростков. Представлена психопрофилактическая программа «Путь к успеху», используемая в работе с подростками по   формирование здорового жизненного стиля и высоких эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов подростков.

Проблема формирования психологического здоровья ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте только активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

Автор Галимзанова Айгуль Сагатбаевна
Дата добавления 27.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 577
Номер материала 55089
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓