Главная / Начальные классы / СТАТЬЯ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА – ПАТРИОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

СТАТЬЯ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА – ПАТРИОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»



Заявка на участие в конференции



КОСТИНА Ирина Алексеевна



МАОУ СОШ № 30 г. Тамбова, учитель начальных классов



педагогический стаж: 23 года





адрес: 392005, г.Тамбов, ул. Астраханская, д.159



телефон: (0752) 47-84-51, 8 910 757 04 65



E-mail: irina-kostina3010@mail.ru



Название доклада: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА –

ПАТРИОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»



НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.»







Всероссийская научно-практическая конференция (заочная)

«ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»




ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА – ПАТРИОТА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»


И.А.КОСТИНА



Учитель начальной школы МАОУ СОШ №30 г.Тамбова

e-mail:irina-kostina3010@mail.ru



















г.Тамбов – 2014 г.

« Историческое значение каждого человека

измеряется его заслугами Родине, а человеческое

достоинство – силою его патриотизма».

Н.Г.Чернышевский.



Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, способных отстаивать её интересы, заботящихся о ней. Воспитание гражданина – патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для российского общества.

Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированных основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлении своими действиями всемерно служить государственным интересам. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основы укрепления государства [1].

Воспитание патриотизма – объективная необходимость для подрастающего поколения. Нельзя сказать, что современное поколение негативно относится к идее патриотизма. Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И задача учителя вывести это чувство на первый план. Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека – гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное при забвении о национальном достоинстве [2]. Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание детей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из жизни и истории, так как идея гражданственности и патриотизма глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.

Учителю следует усилить роль внеклассной работы через практическую деятельность младших школьников. Вовлечь детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе в поисковую и исследовательскую деятельность по истории родного края. Общеизвестно, что именно с истории родного края начинается путь к осознанию мира. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации воспитательного процесса: беседы, классные и информационные часы, читательские конференции; тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями; торжественные линейки, уроки Мужества, экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания; просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности; конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества; ролевые игры, проигрывание ситуаций; встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности следует вести по направлениям:

1.Гражданско-патриотическое направление - основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству;

2.Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений;

3.Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки [3].

Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать в перспективе основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью. Заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом будущего гражданина.



Список литературы




1. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание

школьников. – 2005. – № 8. – С.


2. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.


3. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2001.

СТАТЬЯ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА – ПАТРИОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
  • Начальные классы
Описание:

« Историческое значение каждого человека

                                           измеряется его заслугами Родине, а человеческое

 достоинство – силою его патриотизма».

Н.Г.Чернышевский.

 

 

              Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает  сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, способных отстаивать её интересы, заботящихся о ней. Воспитание гражданина – патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для российского общества.

            Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированных основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлении своими действиями всемерно служить государственным интересам. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основы укрепления государства [1].

Воспитание патриотизма – объективная необходимость для подрастающего поколения. Нельзя сказать, что современное поколение негативно относится к идее патриотизма. Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И задача учителя вывести это чувство на первый план. Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека – гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное при забвении о национальном достоинстве [2]. Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание детей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из жизни и истории, так как идея гражданственности и патриотизма глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.

Учителю следует усилить роль внеклассной работы через практическую деятельность младших школьников. Вовлечь детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе в поисковую и исследовательскую деятельность по истории родного края. Общеизвестно, что именно с истории родного края начинается путь к осознанию мира. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации воспитательного процесса: беседы, классные и информационные часы, читательские конференции; тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;  торжественные линейки, уроки Мужества,  экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания;  просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности; конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества; ролевые игры, проигрывание ситуаций;  встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда,     знаменитыми земляками.

           Работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности следует вести  по направлениям:

          1.Гражданско-патриотическое направление - основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству;

         2.Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений;

          3.Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

          Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки [3].

Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать в перспективе основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.  Заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом  будущего гражданина.

 

 

 

                                               Список литературы

 

 

 

  1. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание

     школьников. – 2005. – № 8. – С.

 

  2.  Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование  // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.

 

 

  3. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2001.

Автор Комиссарова Елена Николаевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1025
Номер материала 11230
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓