Главная / История / Статья Формирование интереса к истории Отечества во внеклассной и внеурочной работе по предмету

Статья Формирование интереса к истории Отечества во внеклассной и внеурочной работе по предмету

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДМЕТУ

А.Х. Ромбаева

учитель высшей категории

Областная специализированная школа-лицей для одаренных детей ЛОРД


Главная цель общего среднего образования на национальном уровне: способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны. Конкурентоспособная личность – это личность способная к самостоятельному мышлению и самостоятельной работе. Именно такая личность сможет самостоятельно ориентироваться в общественно-политической ситуации, складывающейся в обществе.

Определяя иерархию главных задач исторического образования, необходимо поставить на первое место развитие исторического мышления.

Историческое мышление - это способность к познанию исторических событий и явлений, осознание исторических процессов через обобщение сущности связей и отношений исторических событий и явлений, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Учителю при формировании исторического мышления важно найти стержень, своеобразную ось исторического движения, важнейшие факторы в жизни человеческого общества. Учащиеся должны овладеть историческими знаниями, которые будут являться конструктивным компонентом. Мышление не может быть беспредметным. В историческом мышлении решающую роль играет исторический факт. Исторический факт сам по себе не имеет своего смысла и значения. Знание любого факта вне существенных его связей лишено содержательного смысла, а это вызывает необходимость рассматривать любое историческое событие дивергентно. Важно, чтобы ученик понял, осознал и вывел логическую цепочку исторического факта. Л.С.Выготский отмечал, что в обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания в готовом виде. Американский педагог Дж. Дьюи подчеркивал мышление должно быть воспитано, что означает не простое приобретение знаний, а овладение методами исследования и рассуждения.

В связи с этим, возникает вторая задача: развитие способностей осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, в их уникальности.

Гносеологическими основами исторического мышления являются:

1. умение описывать явления в его существенных проявлениях;

2. интерес к историческому факту, его анализу и истолкованию в свете связей с другими фактами в зависимости от той или иной закономерности;

3. установка на выяснение причин и условий возникновения явления, его развития, значения последствий;

4. установка на поиск социальных мотивов их возникновения и развития;

5.убеждённость в познаваемости исторического процесса на основе повторяемости типичных исторических явлений;

6. установка на выяснение закономерности исторических явлений и связанных с ними процессов, стремление обнаружить в частном явлении черты общей закономерности. Внимание к специфике закономерностей истории;

7.задача на выяснение тенденции развития, заложенной в каждом историческом явлении

Применяя системный подход, можно любое историческое событие рассмотреть в системе и взаимосвязи с другими историческими событиями и увязать его в единое целое. Анализ исторических ситуаций вызывает необходимость развития способности к интерпретации, которую можно рассматривать как способность понимать, осознавать и на основе этого моделировать новые знания, новые варианты развития исторической ситуации.

Все это требует специальной и нелегкой работы ученика и учителя. Только в этом случае можно развить интерес и уважение к истории и культуре своего и других народов.

Резервом формирования исторического мышления учащихся является грамотно организованная внеклассная и внеурочная работа по предмету. При правильном сочетании внеклассной и урочной работы обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в школе в целом. Создавая у учащихся положительные эмоции, внеклассная работа способствует мотивации учения, т.е. формирует у учащихся потребность в изучении предмета.

Внеклассная работа должна проводиться на всех этапах обучения, изменяясь по форме и содержанию в соответствии с возрастом и потребностями и интересами учащихся. Определяя содержание внеклассной работы, нужно идти от реальных знаний, умений и навыков учащихся («зона актуального развития») к «зоне ближайшего развития», т. е. предлагать содержание с некоторым опережением, то, чем еще предстоит овладеть на уроках. При этом необходимо учитывать условия конкретного образовательного учреждения, особенности контингента учащихся, готовность заниматься.

В разнообразии форм внеклассной работы можно выделить три основные группы: формы периодические (круглые столы, конференции, устные журналы, диспуты, конкурсы, путешествия, олимпиады, интеллектуальные игры), регулярные (исторический кружок, ЗИВ (занятия индивидуального выбора), комбинированная формы внеурочной работы – декада истории.

Учащиеся среднего звена лицея являются активными участниками таких игровых интеллектуальных конкурсов как «Тарих ата» и «Золотое руно» (за последние пять лет более 30-ти победителей)

Визитной карточкой нашего лицея является конкурс универсалов – Ломоносовский турнир. Задания турнира позволяют проявить гибкость мышления и творческий подход к решению задач.

Занятия индивидуального выбора позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности учащихся. Данная работа дает свои плоды: учащиеся лицея ЛОРД показывают высокие результаты по истории Казахстана на предметных олимпиадах (2011 г 1 место областной олимпиады, серебряная медаль республиканской олимпиады - Ромбаева М, 10 класс, грамота за особые успехи областная олимпиада - Фоминцева А, 10 класс; 2012 г: 1 место областной олимпиады Фоминцева А, 11 класс, 1 место Калантаевский К, 9 класс, грамота за особые успехи Ромбаева М, 11 класс )

Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Внеклассная работа помогает углубить приобретаемые на уроках знания, расширить кругозор, повысить общую культуру учащихся, способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Историческое мышление, формируемое в процессе учебной и внеурочной деятельности, ориентируется не только на прошлое. Оно проецирует историческое сознание на современность. В условиях действия парадигмы «Образование в течение всей жизни» развитие исторического мышления обеспечит систематическое развитие человека как субъекта деятельности на протяжении всей его жизни, станет основой успешной социализации.

Вашему вниманию предлагаются фрагменты мероприятий из опыта внеклассной работы по отечественной и всемирной истории.

Содержание представленных внеклассных мероприятий имеет гражданско-патриотическую и познавательную направленность, дает возможность активизировать социальную активность школьников, развить их способности.

Приложение № 1

Задания Ломоносовского турнира

6 класс

В русских сказках за хорошего коня отдавали полцарства, казахи называли коня крыльями джигита. Как эта тема отражена в культуре древнего Казахстана и символике независимого Казахстана? (10 баллов)

8 класс

От рождения до смерти человека сопровождают обычаи и традиции. Какие обычаи и традиции казахского народа тебе известны. Какой глубокий смысл в них заложен, почему они живут уже много сотен лет? (10 баллов)

9 класс

Казах, находясь в бескрайней степи, стремился сконцентрироваться, сжать пространство. Юрта в степи казалась маленькой черной точкой, но внутри содержала все многоцветье природы. Сфера юрты стала маленькой копией сферы небосвода над степью…

Что может рассказать юрта о жизни, быте, мировоззрении казахского народа?

(10 баллов)

10 класс

Казахи и русские в контексте веков. Напиши эссе по проблеме «Казахстан и Россия. Предпосылки создания единого пространства: исторические, экономические, цивилизационные, политические» (10 баллов)


Приложение №2

Историко-краеведческая викторина для учащихся 5 класса

  1. Как назвали древнего воина-принца найденного в Иссыкском кургане? Сейчас он является узнаваемым символом независимого Казахстана (Золотой человек)

  2. Как звали легендарную царицу саков-массагетов? В нашем городе ее имя носит театр моды (Томирис)

  3. Какое место в мире Казахстан занимает по территории? (9)

  4. Какой город Казахстана называют «шахтерская столица»?(Караганда)

  5. Город - «северные ворота Казахстана»? (Петропавловск)

  6. В каком городе хранится тай-казан? (Туркестан)

  7. Какому животному не нашлось места в казахском календаре? (верблюд)

  8. Что является символом семейного благополучия, мира, спокойствия в гербе Республики Казахстан? (шанырак)

  9. Как называется казахстанская валюта? (тенге)

  10. Знаменитый казахский хан, музей которого открыт в нашем городе (Абылай)

  11. Детство писателя Ершова прошло в Петропавловске, именно здесь он увидел диковинных животных и написал сказку «Конек-горбунок». Каких животных он увидел? (верблюдов)

  12. Сказочный цветок, «выросший» на одной из площадей Астаны, символ независимости? (Байтерек)

Приложение №3

Конкурс эрудитов для 5-7 классов

1. Сказочная птица, которая жила на древе жизни Байтерек (Самрук)

  1. Отец истории на Западе (Геродот)

  2. Какую историческую эпоху назвали «детство человечества» (первобытность)

  3. Назовите адрес синантропа (Китай)

  4. Какой конь оставил след в истории (Троянский)

  5. Этот археолог был почитателем творчества Гомера и сделал величайшее открытие - нашел древнюю Трою (Генрих Шлиман)

  6. Тигр, которого не посадишь в клетку (река Тигр)

  7. Караванная дорога из Китая в страны Средней Азии (Великий шелковый путь)

  8. Идеальный царь, мудрый правитель и судья. На его перстне было высечено «И это пройдет» (Соломон)

  9. Персидский царь, голова его, согласно легенде, была брошена царицей саков в бурдюк с кровью со словами «Ты хотел крови, так насыться же ею…» (Кир)

  10. Древнейшая письменность, созданная шумерами (клинопись)

  11. Материал для письма изготовленный из стеблей тростника (папирус)

  12. Что искали аргонавты? (золотое руно)

  13. Какой узел Александр Македонский разрубил ударом меч(Гордиев)

  14. Драматическое произведение, предназначенное для театральной постановки. Буквальный перевод с греческого звучит как - «песня козлов» (трагедия)

Конкурс эрудитов для 8-11 классов

  1. Событие, послужившее основанием для переименования реки Яик в Урал (Восстание Емельяна Пугачева)

  2. Сказочное древо жизни в казахской мифологии (Байтерек)

  3. Какой сакский воин повторил подвиг Ивана Сусанина (Ширак)

  4. В империи Карла Великого анналы, у славян летопись, а у казахов…(жылнама)

  5. Находка из Иссыкского кургана, ставшая символом Казахстана (Золотой человек)

  6. Назови настоящее имя завоевателя, которого азиаты прозвали Искандер Зулькарнай (Александр Македонский)

  7. Как казахи называли человека, который служил гарантом мира между различными племенами и народами (аманат)

  8. Традиционное приветствие казахов, которое свидетельствует об особой роли скота в жизни кочевников (Мал-жан аман ба?)

  9. Какой современный город называли в средневековье Византий, Царь-град, Константинополь (Стамбул)

  10. Название какой мусульманской святыни дословно переводится «Черный камень» (Кааба)

  11. Кыпчак, который поднялся от раба до султана Мамлюкского государства (Бейбарс)

  12. Какое животное имеет отношение и к основанию Рима и к созданию Тюркского каганата (волчица)

  13. Солдаты римской армии, которые после окончания срока службы оставались при войске и пользовались различными льготами (ветераны)

  14. Великий завоеватель, правитель Самарканда, «Железный хромец» (Тамерлан (эмир Тимур))

  15. Гимн французских революционеров («Марсельеза»)

Приложение №4


Фрагмент открытого урока 7 класс

Образ Родины. Казахстан и казахи

1. В каком облике мужском или женском вы представляете Казахстан? Почему? Нарисуйте.

2. Какой запах может быть символом Казахстана? Почему?

3. Какое музыкальное произведение, ритм, танец наилучшим образом подчеркивает дух казахского народа. Напеть мелодию, станцевать

4. Какое произведение искусства или литературы (литературный, сказочный герой) может быть символом Казахстана?

5. Как бы вы связали природу (степь) и духовный мир казахского народа



Статья Формирование интереса к истории Отечества во внеклассной и внеурочной работе по предмету
  • История
Описание:

Вниманию коллег предлагается опыт работы учителя по формированию интереса к истории Казахстана во внеклассной и внеурочной работе по предмету. В статье приводятся вопросы и задания, которые можно использовать при подготовке воспитательных мероприятий как в среднем звене так и в старших классах, фрагменты мероприятий из опыта внеклассной работы по отечественной и всемирной истории. Содержание представленных мероприятий имеет гражданско-патриотическую и познавательную направленность, дает возможность активизировать социальную активность школьников, развить их способности. 

Автор Ромбаева Айгуль Хуанышевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 441
Номер материала 34060
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓