Главная / Русский язык и литература / Статья Формирование функциональной грамотности учащихся полилингвальной школы на основе использования современных педагогических технологий.

Статья Формирование функциональной грамотности учащихся полилингвальной школы на основе использования современных педагогических технологий.

Формирование функциональной грамотности учащихся полилингвальной школы на основе использования современных педагогических технологий.


Южно-Казахстанская специализированная школа-интернат №1 для одаренных детей с обучением на трех языках

Казахстан, Шымкент


Аннотация


Материал статьи представляет собой обобщение опыта работы учителя

русского языка и литературы в полилингвальной школе. Автор, используя инновационные технологии, стремится достичь на уроках современной цели обучения неродному языку – формирование коммуникативной, компетенции, представленной языковым, речевым, социокультурным и учебно-познавательным компонентами. Планируемый результат – достижение выпускниками функциональной грамотности в овладении языками.



  Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия развития и совершенствования личности ребенка:

1) использование субъектного опыта ребенка;

2) актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие,

способствующее пониманию и введению нового знания;

3) вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;

5) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы) ;

6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).

В основе моего опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

Сравнивать способности детей вообще не дело учителя.

И не имеет никакого к его работе отношения.

От педагога требуется, чтобы каждый индивид

получил возможность использовать свои способности

в осмысленной деятельности.

Дж.Дьюи

В последние годы получила распространение модель развивающего об­разования, в которой отдается предпочтение развитию способно­стей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активно­сти в познании. Главной идеей развивающей модели является умение учащих­ся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осу­ществлять перенос в новую ситуацию.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Педагогика сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как инновационные.В основе своего опыта рассматриваю планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результатив-

ности.

К сожалению, многие наши ученики не могут грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль, поэтому целью уроков является формирование коммуникативных умений учащихся, умений необходимых для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания); формировать умение создавать устное выступление, анализировать текст.

Чтобы реализовать эти требования необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому даю своим ученикам возможность

- думать свободно;

- говорить непринуждённо, эмоционально;

- читать много, внимательно;

- анализировать много текстов;

- осознавать, как эти тексты сделаны;

- писать много, свободно, эмоционально.

Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.

В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.

Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, учащиеся начинают и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в 7– 8 классах дают качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.

Особое внимание в процессе обучения, основным каналом взаимодействия учителя и ученика становится речь.


Колоссальные возможности для гуманизации учебного взаимодействия обучения содержатся в речи педагога. Речь учителя насыщает, обогащает учебный материал, учит создавать проблемные ситуации, не только пробуждает, но и создаёт условия для творчества.

Используя уроки речевого мастерства, учу ребят видеть, слышать, чувствовать текст, здесь же использую речевые тренинги, которые развивают образное мышление учеников, развивают устную и письменную речь, способствуют осознанному отбору речевых конструкций для собственных текстов, которые затем совершенствуются.

Особое внимание уделяю самоконтролю и взаимоконтролю. Формирование речевого самоконтроля в объёме макроструктуры текста тесно связано с реализацией коммуникативной цели сообщения и в объёме микроструктуры текста, т. е. способности предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения.

Особое значение для развития умения речевого самоконтроля имеет отсроченная повторная работа с тестом изложения, сочинения, когда ученик редактирует изложения своих одноклассников. Результатом такой работы является умение учащихся правильно выражать свои мысли, строить свою речь, писать изложения и сочинения с использованием языковых средств, приобретая собственный стиль речи.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.

Прекрасные условия для развития речи складываются во время экскурсий, путешествий, где возникает желание поделиться увиденным с товарищами, родителями, написать творческую работу, а погружаясь в художественные миры писателей, поэтов, живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь, сопереживать.

Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности, начинаю вести ее с пятого класса. После того как ученики познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.

Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Таким образом, я пришла к выводу, что успешное написание изложения или сочинения невозможно без словарной работы на уроках русского языка. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Умение пользоваться толковым словаремимеет большое социальное значение. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:

- Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?

- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о наречии», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они правильно писать наречия, им было предложено из текста выбрать наречия и объяснить их правописание. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.

На следующем этапе урока учащиеся должны были пронаблюдать за ролью наречий в тексте. Двое учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без наречий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль играют наречия в нем.

В данном случае групповая работа развивает орфографическую зоркость учащихся, дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

Часто использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.

В связи возросшими требованиями к культуре речи школьников необходимо работать  не только над количественным, но и над качественным обогащением их словарного запаса. В этой связи большой интерес представляет работа над многозначностью слова, причем очень важно раскрывать многозначность уже известных детям слов. Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и  - шире – над многозначностью вообще. Дети не знают, а часто не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, особенно переносное. Систематически налаженная словарная работа помогает решить и эту проблему.




Литература


  1. Сысоев П.В.Концепция языкового поликультурного образования: Монография.- М.: «Еврошкола», 2003. – 406 с.

  2. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей»// Иностранные языки в школе. – 2007. - №3. – с.27-35

  3. Дьюи Д. Демократия и образование. – М.: «Педагогика Пресс»


Статья Формирование функциональной грамотности учащихся полилингвальной школы на основе использования современных педагогических технологий.
  • Русский язык и литература
Описание:

  Материал статьи представляет собой обобщение опыта работы учителя

 

русского языка и литературы в полилингвальной школе. Автор, используя инновационные технологии, стремится достичь на уроках современной цели обучения неродному языку – формирование коммуникативной, компетенции, представленной языковым, речевым, социокультурным и учебно-познавательным компонентами. Планируемый результат – достижение выпускниками функциональной грамотности в овладении языками.Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

 

Автор Найманбаева Марина Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 504
Номер материала 24392
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓