Формирование функциональной грамотности
учащихся полилингвальной школы на основе использования современных
педагогических технологий.
Южно-Казахстанская специализированная школа-интернат
№1 для одаренных детей с обучением на трех языках
Казахстан, Шымкент
Аннотация
Материал статьи представляет собой
обобщение опыта работы учителя
русского языка и литературы в полилингвальной
школе. Автор, используя инновационные технологии, стремится достичь на уроках
современной цели обучения неродному языку – формирование коммуникативной,
компетенции, представленной языковым, речевым, социокультурным и
учебно-познавательным компонентами. Планируемый результат – достижение
выпускниками функциональной грамотности в овладении языками.
Признание ученика главной действующей фигурой всего
образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно -
ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы.
Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения,
формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний,
развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса
освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы
педагогической деятельности, необходимые для условия развития и
совершенствования личности ребенка:
1) использование
субъектного опыта ребенка;
2) актуализация
имеющегося опыта и знания как важное условие,
способствующее
пониманию и введению нового знания;
3) вариативность заданий,
предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач,
использование наиболее значимых для него способов проработки учебного
материала;
4) обеспечение на
уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе
сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не
только результата, но и процесса его достижения ;
5) создание
ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно
проделанной работы) ;
6) создание благоприятной
атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и
понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и
интересующих ребят).
В основе моего
опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на
основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую
речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие
творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного
труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
Сравнивать способности детей вообще не дело учителя.
И не имеет никакого к его работе отношения.
От
педагога требуется, чтобы каждый индивид
получил
возможность использовать свои способности
в
осмысленной
деятельности.
Дж.Дьюи
В
последние годы получила распространение модель развивающего образования, в
которой отдается предпочтение развитию способностей личности: памяти,
внимания, мышления, ее самостоятельности и активности в познании. Главной идеей
развивающей модели является умение учащихся самостоятельно мыслить, добывать
знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос в новую ситуацию.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к
ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для
творчества и самоактуализации личности.
Педагогика
сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, является воплощением
нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной
мере входящей во многие современные педагогические технологии как
инновационные.В основе своего опыта рассматриваю
планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится
активной, разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной
деятельности учащихся. Остановлюсь на некоторых формах, методах и
приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною,
позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результатив-
ности.
К сожалению, многие наши ученики не могут
грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль, поэтому целью уроков
является формирование коммуникативных умений учащихся, умений необходимых для
построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать
свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания); формировать умение
создавать устное выступление, анализировать текст.
Чтобы реализовать эти требования необходимо
создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии
чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому даю
своим ученикам возможность
- думать свободно;
- говорить непринуждённо,
эмоционально;
- читать много,
внимательно;
- анализировать много
текстов;
- осознавать, как эти тексты
сделаны;
- писать много, свободно,
эмоционально.
Известно, что научиться строить свою речь
правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь
постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.
В процессе анализа текста ученики выделяют те
языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и
композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают
собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.
Приобретя опыт анализа чужих образцовых
текстов, учащиеся начинают и сами пользоваться их языковыми средствами,
создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия
анализом текстов в 7– 8 классах дают качественный скачок в освоении именно
грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.
Особое внимание в процессе обучения, основным
каналом взаимодействия учителя и ученика становится речь.
Колоссальные возможности для гуманизации
учебного взаимодействия обучения содержатся в речи педагога. Речь учителя
насыщает, обогащает учебный материал, учит создавать проблемные ситуации, не
только пробуждает, но и создаёт условия для творчества.
Используя уроки речевого мастерства, учу ребят
видеть, слышать, чувствовать текст, здесь же использую речевые тренинги,
которые развивают образное мышление учеников, развивают устную и письменную
речь, способствуют осознанному отбору речевых конструкций для собственных
текстов, которые затем совершенствуются.
Особое внимание уделяю самоконтролю и
взаимоконтролю. Формирование речевого самоконтроля в объёме макроструктуры
текста тесно связано с реализацией коммуникативной цели сообщения и в объёме
микроструктуры текста, т. е. способности предупреждать, обнаруживать и устранять
речевые ошибки на уровне предложения.
Особое значение для развития умения речевого
самоконтроля имеет отсроченная повторная работа с тестом изложения, сочинения,
когда ученик редактирует изложения своих одноклассников. Результатом такой
работы является умение учащихся правильно выражать свои мысли, строить свою
речь, писать изложения и сочинения с использованием языковых средств,
приобретая собственный стиль речи.
Развитие речи протекает более успешно в
благоприятной речевой среде. Благоприятная речевая среда складывается там, где
проявляется интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются
интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре
речи.
Прекрасные
условия для развития речи складываются во время экскурсий, путешествий, где
возникает желание поделиться увиденным с товарищами, родителями, написать
творческую работу, а погружаясь в художественные миры писателей, поэтов,
живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь,
сопереживать.
Формы такой
работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие,
самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный
подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению
словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически,
правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно,
строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом
деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к
написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения,
систематичности, начинаю вести ее с пятого класса. После того как ученики
познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы
бывают широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской речи, к
текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа
текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы
ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.
Много времени
уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности,
хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой
творческой работе.
Таким образом,
я пришла к выводу, что успешное написание изложения или сочинения невозможно
без словарной работы на уроках русского языка. Эффективность этой работы
зависит от профессионализма учителя-словесника. Применение новых технологий
повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из
новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Умение пользоваться толковым словаремимеет большое
социальное значение. Оно обеспечивает
ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания.
Остановлюсь на
некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного
урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его
результативности.
Важным
моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической
деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной
материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.
По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных
заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так,
например, после объявления темы урока спрашиваю:
-
Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?
-
О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
-
Какие задачи вы ставите перед собой?
-
Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Вопросы
могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат
будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к
нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.
Огромные
возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования
устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в
школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными
формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения,
сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть
приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы,
учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве
консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что
помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности.
Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности,
распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей
работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку
своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою
позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более
убедительным.
Задания при
групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы
использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка в 7
классе по теме «Повторение изученного о наречии», для того чтобы учащиеся могли
проверить, умеют ли они правильно писать наречия, им было предложено из текста
выбрать наречия и объяснить их правописание. Сначала ребята выполняли эту
работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у
членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.
На следующем
этапе урока учащиеся должны были пронаблюдать за ролью наречий в тексте. Двое
учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать
текст без наречий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль
играют наречия в нем.
В данном
случае групповая работа развивает орфографическую зоркость учащихся, дает
возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае
несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке
зрения.
Часто
использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой
подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный
участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах
эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на
других этапах урока.
Дидактический
материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с
возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.
В связи возросшими требованиями к культуре речи школьников необходимо
работать не только над количественным, но и над качественным обогащением
их словарного запаса. В этой связи большой интерес представляет работа над
многозначностью слова, причем очень важно раскрывать многозначность уже
известных детям слов. Многочисленные ошибки учащихся, связанные с
использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости
серьезной и систематической работы над многозначностью и - шире – над
многозначностью вообще. Дети не знают, а часто не умеют использовать различные
значения полисемантичных слов, особенно переносное. Систематически налаженная
словарная работа помогает решить и эту проблему.
Литература
- Сысоев П.В.Концепция
языкового поликультурного образования: Монография.- М.: «Еврошкола», 2003.
– 406 с.
- Шишова И.Е.
Проблема развития социальной компетенции одаренных детей»// Иностранные языки
в школе. – 2007. - №3. – с.27-35
- Дьюи Д.
Демократия и образование. – М.: «Педагогика Пресс»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.