Главная / Русский язык и литература / Статья "Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы"



Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»





Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы

(выступление на МО).






Учитель

Рой Елена

Владимировна







- г. Курчатов-2012-




Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.


Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности.


Основная миссия педагога при этом заключается в том, чтобы обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом индивидуальных потребностей, особенностей, творческих запросов обучающихся, обеспечить формирование творческой личности.


Именно воспитанию творческой и активной личности, умеющей учиться, самосовершенствоваться и самостоятельно добывать знания, и подчиняются основные задачи современного образования.


Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. А изучаемые теоретические сведения по предмету способствуют формированию и развитию практических навыков.


Немаловажно при этом соблюдать следующие принципы:

личностно-ориентированные

культурно-ориентированные

деятельностно - ориентированные.


Работа над формированием Ф Г обучающихся опирается как на традиционные методы и формы обучения, так и на инновационное обучение. Развитию Ф Г способствуют и нетрадиционные уроки, и отдельные фрагменты уроков. Они позволяют повысить интерес и к уроку, и к учебному процессу в целом. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:

Урок-семинар

Урок-лекция

Урок-беседа

Урок-практикум

Урок-экскурсия

Урок-исследование

Урок- дебаты

Урок-игра

Урок-КВН

Урок-защита проекта

Урок-диспут

Урок-форум

Урок-конференция

Урок-зачет

Урок-путешествие


Но при всём многообразии и эффективности нетрадиционных уроков лучше использовать отдельные моменты. Это могут быть словарные диктанты. Интересное представление новых словарных слов помогает эффективному усвоению и развивает важнейшие интеллектуальные качества школьников и развивает речемыслительные процессы.


Виды словарных диктантов:

диктант-алфавит

тематический диктант-алфавит

терминологический диктант

диктант- пазл

диктант на одну букву

диктант с иллюстрациями

диктант-кроссворд

выборочный диктант

творческий диктант



Одним из видов словарных диктантов может быть терминологический диктант, в котором нужно узнать слова по толкованию лексического значения. Для этого вида подбираются слова на одно правило . Например, изучается правило о написании Ы и И после Ц. Диктант проводится следующим образом: я читаю и задаю вопросы, а дети отвечают одним словом-термином.

*Как называется дословная выдержка из текста?-ЦИТАТА.

*Каким словом можно назвать обязательное для всех подчинение установленному порядку, правилам?-ДИСЦИПЛИНА,

*Как называется предмет для вычерчивания окружностей , дуг?-ЦИРКУЛЬ,

*Как называется систематизированное собрание каких-либо предметов?-КОЛЛЕКЦИЯ,


Одновременно идет и орфографическая работа, и работа со словом.

При изучении разных орфограмм можно проводить аукцион трудных слов. Проводить можно и устно, и письменно. Например, нужно назвать слова , которые имеют в своем составе исторический корень –ЧАР-. В значении ,,волшебство, колдовство,, Чаровать, очаровать, очарование, очаровательный, чародей, чародейка, чаровница, разочаровать, разочарование и другие.


Опираясь на знание этимологии, дети сознательно активизируют свой словарный запас. К тому же данное упражнение развивает внимание и память, так как не должны повторяться уже названные слова.


Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, являются дидактические игры или фрагменты. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для детей более доступным, работоспособность увеличивается. Это могут быть такие игры, как: «Четвёртый лишний», «Слабое звено», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение». Например, при изучении рассказа Куприна « Куст сирени» продолжения предложений были такими:



///рассказ о любви, о силе любви, написанный с чувством печальной иронии и восхищения со стороны писателя.

///рассказ о сочувствии и сострадании, о взаимопонимании, о теплоте человеческих отношений, которая идёт от самого сердца.

///рассказ о доброте... бескорыстной, действенной доброте, не ожи­дающей ни наград, ни признания, о доброте, которая вдохновляет на благородные поступки.

/// гимн женской преданности и верности, мудрости и искренности, оптимизму и жизнелюбию.

///это история настоящей любви и взаимопонимания. Это пример взаимоотношений между мужчиной и женщиной в семейных отношениях.

///это нравоучительная история , основанная на сознании основного человеческого долга: близкому человеку в трудную минуту всегда нужно помочь, посочувствовать , поддержать добрым словом.

Одним из видов дидактической игры может быть сочинение лингвистической сказки. При изучении правила о чередовании гласных в корнях –ГАР –ГОР- или изучении правила о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-. Если персонажами сказки будут эти приставки, то придумываем ситуацию, в которой ПРИ- совершала бы присущие ей действия, а ПРЕ- получала бы оценочную характеристику. Возможное начало:

« За тридевять земель, в царстве грамматики жили племена приставок и суффиксов. В одном из домов жили неразлучные подружки, приставки ПРЕ- и ПРИ-…» Дети продолжают самостоятельно. Или вариант, который вы видите на слайде.

Перспективным в плане повышения уровня Ф.Г. представляется мне проектная и исследовательская деятельность. Она позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности и творческую деятельность обучающихся. Исследовательская деятельность стимулирует на каждом этапе обучения природную любознательность и направляет её по пути специально организованного поиска ответов на вопросы, приучая таким образом к самостоятельности мышления и более глубокому погружению в интересующий материал.

В настоящее время ребята работают над следующими проектными работами:

«Мир профессий в рассказах Л.Н.Толстого (по книге «Филиппок»)

«Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

«Сопоставительный образ богатырей в былинах и российской мультипликации»

«Символика названий глав романа Т.Н. Толстой «Кысь»

Последние 5 лет мои ученики, являясь членами школьного научного общества «Будущие академики», занимаются проектной деятельностью и принимают активное участие в школьных и городских научно-практических конференциях и краеведческих чтениях.

Большое значение в повышении Ф Г обучающихся имеют уроки развития речи или отдельные элементы речетворчества на уроках русского языка и литературы. Научиться писать сочинение- значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи обучающихся я часто использую сочинения – миниатюры, изложении - миниатюры, которые развивают образное мышление ребенка. Например, при изучении имени прилагательного в 6 классе пишем сочинение-миниатюру о зиме. Нужно создать разные образы зимы: зима-волшебница, зима-художница, зима-хозяйка, зима- злая ведьма, зима-шалунья. Ребята подбирают разные эпитеты к слову ЗИМА: сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, бесконечная, жестокая, унылая, грозная, румяная, веселая, колдунья, чародейка, фея, заснеженная и др.

Интересными получаются сочинения-миниатюры по пословице. Причем пословицы могут быть использованы как на разные темы, так и на одну. Например, тема-добро, доброта, доброе отношение к людям. Данный вид работы позволяет поразмышлять над важными нравственными проблемами, которые актуальны и сегодня, и много лет назад.

В 5, 6 классе ребята с удовольствием составляют небольшие рассказы по заданному сюжету или по сюжетным картинкам. Я часто использую картинки Николая Эрнестовича Радлова. Работу провожу и устно, и письменно, от лица художника, от лица одного из героев, от 3 лица.

Уже в 6 классе уместно и целесообразно проводить работу над сочинением с элементами рассуждения. В учебнике по русскому языку подобных заданий мало. А данный вид работы является элементом подготовки к ГИА и ЕГЭ. В этом плане мне помогают карточки для дифференцированного контроля по русскому языку под ред. Соловьевой Н.Н. Часто использую такой вид работы, как ответ на письмо. Дети выступают в роли редактора, корреспондента какого-нибудь детского издания (газета или журнал, сайт для подростков). Например,………….

Не менее интересной, развивающей, творческой может быть работа по написанию изложения – миниатюры. При этом важно учитывать тематику текстов. Они должны быть интересными, познавательными, вызывающими размышления, информативными. В качестве текстового материала использую истории происхождения различных географических названий, интересные факты, материал на краеведческую тему, истории происхождения фразеологизмов. (Курский край….).

Чтобы повысить интерес к слову, показать его разнообразие и своеобразие, пытаемся сочинять стихи, пишем рассказы. Вызывает интерес у ребят такой вид работы, как создание акростихов. Это не просто увлекательное занятие, но и один из способов художественной выразительности. Некоторые работы проиллюстрирую. (Показать работы Ани и Светы).

Чтобы привести языковую систему обучающегося в состояние речевой готовности, по словам Ю.М. Караулова, необходима многоплановая , разносторонняя работа со словом, которая начинается с определения его глубины и перспективы. Речетворческая глубина слова измеряется прежде всего его значениями, которые представлены в словарях. И здесь уместно сказать о таком типе урока, как УРОК ОДНОГО СЛОВА. Основная цель такого урока – проследить путь от содержания слова к смыслу. Попробую объяснить принцип на примере слова ВЕТЕР.

*Лексическое значение - по толковому словарю -движение воздуха в горизонтальном положении.

*Употребление слова во фразеологизмах: ветер в голове, каким ветром занесло, куда ветер дует, ищи ветра в поле и др.

*Перцептивное значение- значение, связанное с субъективным, конкретно- чувственным восприятием (цвет, звук, запах, характер).

*Индивидуально-авторское значение – это ученическое образное значение и понимание, видение слова.

*Ассоциативное значение слова определяется значениями слов –реакций на данное слово.

*Этимологическое значение слова- происхождение определяется по словарю (общеслав.)

*Символическое значение определяется по словарю(ветер как поэтический образ ожившего духа).

*Мифологическое значение определяется по словарю. Ветер наделялся в народных представлениях свойствами демонического существа.

*Художественно-образное значение определяется в художественном тексте.

Ветер, ветер, ты могуч! Ты гоняешь стаи туч!

Люблю ветер больше всего на свете. Как воет ветер, как стонет ветер.

Большой эффект в развитии ФГ дают письменные игровые диалоги как одна из форм развития устной и письменной речи обучающихся. Достоинством такой формы работы является ещё и то, что он развивает способность ребенка к фантазированию, способность слышать другого человека, сотрудничество, развивает коммуникативные навыки.

Современный урок русского языка и литературы часто сопровождается использованием ИКТ. Они дают широкие возможности для развития широкого потенциала школьника. Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной литературы и информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения , повышают интерес обучающихся к урокам , активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал , повышают уровень ФГ обучающихся. Наиболее эффективно и активно ИКТ используются при осуществлении учебных проектов для создания презентаций . интересным и продуктивным может быть урок-путешествие при изучении биографии и жизненного пути того или иного писателя. Компьютерная презентация является наглядным пособием, а заранее подготовленные ученики озвучивают каждый слайд. Посетив таким образом места, связанные с жизнью и деятельностью поэта или писателя, можно не только детально изучить биографию, но и лучше понять многие произведения.

Сегодняшний урок немыслим без применения разноуровневого дифференцированного подхода, который является одним из основных принципов обучения. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности обучающихся. Используя такие формы работы, как парная форма работы, групповая, взаимопроверка, тестирование, лингвистические конкурсы, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать хорошей успеваемости обучающихся и развивать ФЫГ.

Объяснение нового материала всегда эффективнее , если подкрепляется наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Обучающимся обычно предлагаются схемы-опоры, как модель изученного и изучаемого материала , изображение его устройства , взаимоотношение частей, выделение главного . Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность умений , знаний и навыков. Одним из способов графической организации материала являются кластеры. Они помогают сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную проблему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Принцип составления кластера прост: посередине листа записывается ключевое слово или понятие, отражающее суть темы, а вокруг слова, фразы или предложения, раскрывающие эту тему. По мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом. Не мене интересна и продуктивна работа по составлению кластеров. Данные виды работы можно использовать на любом этапе урока и в качестве домашнего задания.

Нетрадиционные формы домашнего задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ребенка. Дом.задания, с одной стороны, призваны закрепить знания, умения и навыки, полученные во время урока, а с другой стороны, позволяют ребенку проявить самостоятельность , самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

ТИПЫ ДОМ.ЗАДАНИЯ:

*творческие работы(презентации к стихам)

*лингвистические исследования текста

*подготовка иллюстраций к изучаемым произведениям

*инсценировка отдельных эпизодов

*создание самостоятельных литер. произведений разных жанров

*продолжение неоконченных произведений

*создание кластеров, синквейнов

*составление словарей(словарь мифолог .животных, словарь прозвищ) и словарных диктантов

*составление опорных конспектов, опорных схем и таблиц

*творческий пересказ от лица конкретного героя.

Говоря о развитии и формировании Ф Г обучающихся, мы отмечаем различные формы и виды деятельности ребенка: учебные, творческие, коммуникативные, социальные. При этом одним из способов учитывать и фиксировать результаты этой деятельности является ПОРТФОЛИО школьника. Мы их ведем с 5 класса. Здесь учитываются результаты успеваемости, прослеживается динамика развития, творческие работы, поощрения, награды и др.

С учетом поставленных целей и задач сегодня меняется место и роль учителя в образовательном процессе. Я полагаю, учитель должен не только исполнять контролирующую функцию и выступать предметодателем, но и быть организатором , менеджером образовательного процесса в классе. Он должен сформировать образовательную среду, организовав цикл мероприятий и командную работу обучающихся, определив информационные источники и обеспечив их доступность, создав атмосферу сотрудничества в коллективе обучающихся.









Статья "Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы"
  • Русский язык и литература
Описание:

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.Перспективным в плане повышения уровня Ф.Г. представляется мне проектная и исследовательская деятельность.  Она позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности и творческую деятельность обучающихся. Большое значение в повышении Ф Г обучающихся имеют уроки развития речи или отдельные элементы речетворчества на уроках русского языка и литературы. Научиться писать сочинение- значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. 

Автор Рой Елена Владимировна
Дата добавления 15.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 2390
Номер материала 7218
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы