Главная / Начальные классы / Статья "Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе".

Статья "Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе".

Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Молнар Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Красногвардейская школа№1

Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ. В современной школе большое внимание уделяется применению различных форм и методов здоровье-сберегающих технологий. Важно, чтобы в во время учебного процесса они были эффективны для поддержания здоровья учащихся. Во время урока дети получают психологические, умственные и физические нагрузки. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Наибольшая их эффективность достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны и проводятся под музыкальное сопровождение. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам утомления. Как показывает практика самое оптимальное время  проведения  физкультминутки ориентировочно через 20-25 минут после начала урока, то есть когда появляются первые признаки переутомления. Внешним проявлением утомления является потеря интереса и  внимания у ребят, ослабление памяти, нарушение почерка и т.д. Включение в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности поможет восстановить работоспособность у детей и повысить эффективность урока.

Цели и задачи:

  • Профилактика глазных заболеваний, тренировка зрения, снятие напряжения с глаз.

  • Профилактика и пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди учеников.

  • Повышение мотивации к обучению.

  • Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

  • Профилактика развития таких заболеваний как: нарушение осанки - сутулость, сколиоз, асимметрии плеч, заболевание сердечно-сосудистой системы и др.;

  • Развитие у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.

  • Развитие у детей навыков самоконтроля психофизического состояния.

  • Повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках.

В своей работе я использую следующие виды оздоровительных физкультминуток:

Упражнения для снятия общего или локального утомления;

Упражнения для кистей рук;

Гимнастика для глаз;

Гимнастика для слуха;

Упражнения, корректирующие осанку;

Дыхательная гимнастика.

В комплексы физкультурных минуток включаю, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук, четвёртое - для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели. Учителю следует рекомендовать учащимся применять разученные на уроках комплексы обще развивающих упражнений при выполнении домашних заданий.

Комплексы подбираю в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность. Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах.

Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 - 4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Во  время   них   возникают   неожиданные   смешные   ситуации.   Это вызывает  искренний  смех  у  детей.   Непринуждённая    весёлая  атмосфера  является мощнейшим терапевтическим фактором.

На уроках письма мною уделяется особое внимание пальчиковым играм. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальности окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Каждый учитель должен помнить, что физминутка должна быть адресная, непродолжительная, не должна утомлять детей, и просто должна быть!

Хотелось поделиться наработанными физминутками с учителями. Может быть кому – то мой опыт будет полезен.

Упражнения, которые помогут расслабить кисти рук.

*** «Засолка капусты!"

Есть у нас капуста,
Больша-ая капуста.

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту мнём-мнём,

Мы морковку трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмём-жмём.


***Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.


***Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

***На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог? (руки в замочки).
Мы стучали. (стучим ладошками).
Мы крутили. (крутим кистями рук).
Потянули и открыли. (тянем ладошки в разные стороны и разнимаем пальцы).

***Мальчик – пальчик, где ты был? (сгибаем и разгибаем большой палец)

Я на речке братьев мыл. (показать моем руки)

С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел.

Это пальчик самый сильный, самый толстый и большой,

Этот пальчик для того, чтоб показывать кого,

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый,

А мизинчик хоть и мал, он ловок и удал!


***Это пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,

Этот пальчик наш малыш, и зовут его крепыш!


***Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик стал варить,

Этот пальчик стал солить.

Этот пальчик всем мешал и спасибо не сказал!

Выполняется сидя за столом.

Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки» и др.

Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этом беспрерывно произносить звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Упражнения для снятия общего или локального утомления.

***На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

***Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.

***К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

*** Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!

***На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди, да смотри - не упади.
А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый.
А ногу правую - к груди, да смотри - не упади.

***Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

***Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

***Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри
Раз, два, три - раз, два, три

*** Давным-давно жил царь

Горох и делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

 И сильно прогибался,

 Он руки к небу поднимал,

 За солнышко хватался.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.


***Ох, ох что за гром? (руки - к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).


***На поляну, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,
Пляшут все пушинки, белые снежинки.


 ***По осеннему лесу

Тихо мы идём.

Листочки собираем,

В корзиночки кладём.

Тот листочек за пеньком,

Тот листок на ветке,

Ну а этот, как пушинка,

Закружился в ветре.

По осеннему леску

Долго мы гуляли

И из листьев золотых

Свой букет собрали.


***Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)
Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)
Осторожно, горячо (ходьба на месте


***Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!


***Любим мы ходить по лужам
И с дождём мы тоже дружим.
Под зонтом гулять пойдём
И все лужи обойдём.

***Вот и осень наступила. (Развести руки в стороны).
Тучка солнышко закрыла. (Накрыть голову руками).
И по небу, сделав круг(покружиться вокруг себя),
Птицы полетят на юг (взмахи руками).
С веток листья опадают (присесть).
В щель букашки заползают (сели за парты).

***Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

***Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз.
(имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх,
(запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз.
(опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась,
(повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух.
(повернуть голову направо, взглядом "проводить" муху)
Потянулась, улыбнулась
(соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.
(присесть)

 *** Давным-давно жил царь Горох и делал каждый день зарядку. Он головой крутил-вертел И танцевал вприсядку. Плечами уши доставал И сильно прогибался, Он руки к небу поднимал, За солнышко хватался.

***Раз подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире, пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть. Мы руками хлоп – хлоп,

А потом прыг – скок и ещё разок.


***На лугу растут цветы небывалой красоты. (Потягивания – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (  Потягивания – руки вверх.)

Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают и по прежнему цветут.

 

***На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.  (Потягивания – руки вверх.)

Ей не просто жить на свете – ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо и влево.)

 Но рябинка только гнется, не печалится – смеется.  (Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер)


***Мамам дружно помогаем. Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки для сына и для дочки.

( Наклоны вперед, движения руками, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко для одежды три веревки.

(Потягивания – руки в стороны.)

Светит солнышко – ромашка, скоро высохнут рубашки. (Потягивания – руки вверх.)


***Мы устали, засиделись. Нам размяться захотелось.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, а потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз,

Приседай, не торопись! (Приседания.)

А последний раз присели, а теперь на место сели.


***Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной.)

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можешь хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест – накрест руки сложим.


***Две сестрички, две руки,         (Встряхивание кистями рук.)

Рубят, строят, роют,          ( Изображаем.)

Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют.

Месят тесто две руки – левая и правая,

Воду моря и реки загребают, плавая.


***Правая ладошка, левая ладошка.
Наступила вам пора отдохнуть немножко.
Правой ручкой потрясем.

Левой ручкой потрясем.
С неба звездочки достанем
и в тетрадку соберем.





Статья "Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе".
  • Начальные классы
Описание:

         В современной школе большое внимание должно уделятся применению различных форм и методов здоровьесберегающих технологий. Во время урока дети быстро утомляются, внимание их рассеивается. Снять напряжение, активизировать внимание позволяют физкультминутки. В данной статье четко прописаны цели, задачи и значения физкультминуток. Опираясь на опыт работы, были определены виды оздоровительных физультминуток, даны рекомендации по их применению. В статье предлагаются комплекс физкультминуток для снятия общего или локального утомления, упражнения корректирующие осанку, гимнастика для глаз и слуха. Данный материал может быть использован для профилактики утомляемости, перенапряжения и развития детских заболеваний.

Автор Молнар Елена Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 527
Номер материала 49484
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓