Главная / Другое / Статья "Эффективные формы и методы формирования у детей экологических представлений по средством проектного метода"

Статья "Эффективные формы и методы формирования у детей экологических представлений по средством проектного метода"

«Эффективные формы и методы формирования у детей экологических представлений посредством проектного метода».

« Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой».

В.А.Сухомлинский

Экологическое воспитание – одна из задач нашего детского сада, которая рассматривается через воспитание любви к природе родного края. Ухудшающее экологическое положение в современном мире побуждает к новому пониманию взаимоотношений природа - человек. В связи с этим ясно, что экологическое образование – это необходимость и понимание этого не только у экологов, педагогов, но и значительной части простого населения. Главное воспитание правильного отношения к природе, экологического самосознания надо начинать с самого раннего детства. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги, родители. Комплексно реализовать ряд педагогических задач при взаимодействии ребёнка с окружающим миром помогает метод проектов.

Специфика метода проекта заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной ребёнком деятельности, опирается на его собственный опыт. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Проект – это «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим комплексным программам. Экологический проект – это решение задач, поставленных педагогами в процессе практической и исследовательской деятельности, способствующий формированию экологически грамотной личности.

В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературным произведением, сочиняют свои рассказы и сказки. Этот метод идущий от детских потребностей и интересов.

В нашем дошкольном учреждении широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность.

Интегрированный метод обучения является инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2. Развитие познавательных способностей.

3. Развитие творческого воображения.

4. Развитие творческого мышления.

5.Развитие коммуникативных навыков.

Проблема исследовательской деятельности дошкольников состоит в повышении эффективности формирования экологической культуры дошкольников за счёт использования дидактических игр с экологическим содержанием. Её решение определило цель исследования – изучить влияние экологизированных игр на процесс формирования

экологических представлений и экологической культуры воспитанников.

Объектом исследования выступают дидактические игры с экологическим содержанием , используемые в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста. Предметом исследования является роль экологических игр в процессе формирования экологических знаний детей об объектах живой и неживой природы.

Если применять дидактические игры с экологическим содержанием не только в детском саду, но и в семье, в сочетании их с другими методами работы по экологическому воспитанию, то формирование экологической культуры будет проходить более эффективно.

Учитывая объект, предмет, цель исследования, можно выделить следующие задачи:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по исследовательской проблеме.

2. Определить значение игры в процессе воспитания и развития дошкольников.

3. Определить влияние дидактических игр с экологическим содержанием на формирование экологической культуры и экологических представлений об объектах живой и неживой природы.

4. Предложить технологию формирования экологической культуры детей, основанную на использовании дидактических игр в экспериментальном исследовании.

Для решения поставленных задач можно использовать следующие методы исследования:

- анализ психологической, педагогической и методической литературы;

- статистическое процентирование;

- диагностирование дошкольников;

- анкетирование родителей;

- наблюдение;

- индивидуальный контакт с детьми;

- экспериментирование.

Практическая значимость методов исследований определяется тем, что они дают возможность совершенствовать педагогический процесс в формировании экологической культуры детей.

Одной из интересных форм работы стало проведение экологических акций с детьми.

Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.

Акция «Ёлочка - зелёная иголочка».

Эта акция включает следующие мероприятия:

- Изготовление плакатов на тему: «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов».

- Оформление группы плакатами с детьми и родителями.

- Проведение циклов занятий, наблюдений.

- Новогодние праздники вокруг ёлки в зале.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Тематические наблюдения, прогулки в природу не только расширяют познания детей об окружающем мире, но и активизируют родителей, помогают лучше понять своего ребёнка, осознать то, что окружающий мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны. Необходимо защищать и оберегать мир, в котором мы все живём.

Экологический проект: «Цветочные часы».

Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов.

Экологический проект – это решение задач, поставленных педагогами в процессе практической и исследовательской деятельности, способствующей формированию экологически грамотной личности. Проект разработан на основе интегрированного подхода.

Цель: обогащать знания детей о цветах.

Задачи.

- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени

удовлетворения потребностей.

- Учить детей ухаживать за комнатными растениями.

- Развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру.

- Закреплять умение использовать модели для составления рассказов.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

1 этап. Подготовитель

- Беседы: о труде садовода, когда цветут цветы.

- Рассматривание иллюстраций.

- Чтение художественной литературы: «Золотой луг» М. Пришвин, «В живой комнатке» Н. Павлова.

2 этап. Содержание проекта.

- Игры: «Собери цветок», «Что сначала, что потом?», «Магазин цветов», «Четвертый лишний».

- Занятия: ознакомление с окружающим «Первоцветы»;

художественная деятельность: рисование «Весенние цветы», «Нарисуй букет»;

лепка: «Красивый цветок»;

экология: «Сравнение герани с фиалкой»;

исследовательская деятельность: «В чем нуждается растение?», «Посадка семян цветов» (прорастание, отслеживание роста, ведение дневника наблюдений).

3этап. Итог.

«Праздник цветов».

Работа с родителями.

- Родительское собрание в форме круглого стола «Мир вокруг нас».

- Создание макета «Цветочные часы».

В рамках проекта будет проводиться акция «Цветочный сад».

Составление паспортов комнатных растений.

Проведение мастер-класса по изготовлению цветочных композиций из бросового материала. Планируемый результат: дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту окружающего мира, научатся ухаживать за комнатными растениями.

Статья "Эффективные формы и методы формирования у детей экологических представлений по средством проектного метода"
  • Другое
Описание:

Данная статья составлена с целью повышения уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников посредством проектного метода. Она расскрывает наиболее эффективные формы и методы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности, где экологический проект рассматривается как дополнение к любым общеразвивающим комплексным программам. В статье представлены интересные формы работы с детьми и родителями: экологическая акция "Ёлочка - зеленая иголочка"; экологический проект "Цветочные часы".

Автор Грачева Ольга Алексеевна
Дата добавления 15.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 414
Номер материала 56374
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓