- 03.10.2020
- 423
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростков: особенности профилактики экстремизма среди молодежи.
Экстремизм является идеологией крайних взглядов и мер, допускающих и оправдывающих наиболее жестокие и античеловеческие методы для получения поставленных целей. Это антисоциальное явление затрагивает все слои общества, особенно в период экономических кризисов, политической и социальной дестабилизации. Безопасность человека во многом зависит от его взглядов, а также от тех людей, которые окружают его. Важно понимать, что противопоставляя себя обществу, человек практически всегда, провоцирует опасные последствия, приводящие его в протестные организации и формирования, чаще всего использующие для достижения своих целей антисоциальные экстремистские методы. Все организации и объединения, которые пропагандируют ненависть и социальный антагонизм, сегодня рассматриваются в России как экстремистские.
Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, и проблемы межэтнической, межконфессиональной толерантности нуждаются в научном осмыслении. Деятельность, направленная на профилактику экстремизма – одна из важных задач государства и гражданского общества, но к этому вопросу необходимо подходить с учетом социально-культурных и экономических условий различных регионов, а в особенности такого как Ростовская область, которая в настоящий момент находится в режиме особой психологической напряженности.
События, которые происходят сейчас в дальнем и ближнем зарубежье, показали, к каким страшным трагедиям может привести разжигание межнациональных конфликтов и что опасность экстремизма заключается не только в вовлечении людей в преступную экстремистскую деятельность, но и в негативном воздействии на их личность, формировании нравственно и идеологически дезориентированного индивида. Самая уязвимая и незащищенная в этом отношении детская и подростковая аудитория.Является подтвержденным фактом, то что членами неформальных молодежных организаций экстремист-националистической акропетальности, обычно становятся молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Статистика утверждает, что преступления, экстремистской направленности очень часто совершают несовершеннолетние лица 14 - 18 лет, поэтому в последнее десятилетие особо остро стоит вопрос о целесообразности усиления профилактической работы среди несовершеннолетних путем проведения мер воспитательного характера, и начинать целенаправленное формирование здоровой личности необходимо с самого раннего детства.Этот сложный процесс должен происходить под воздействием многих факторов, самыми важными и основополагающими из которых являются институты семьи и образования.Чрезмерная занятость родителей, трудное материальное положение, неблагополучие многих семей приводит к социальному сиротству детей, что в свою очередь вызывает их асоциальное поведение. В этом случае образовательное учреждение остается основным социальным агентом, который может при помощи интеграции учебного и воспитательного процессов, достичь цели по формированию нравственно-здоровой личности, раскрытию ее гражданского потенциала. Особую роль играет образовательное учреждение и в вопросах воспитания уважения к чести и достоинству каждого народа, кто как не педагог, сможет объяснить подростку, что нет народа лучше или хуже, что судить о человеке нужно по его поступкам, а не по тому какой он национальности.
Формы и методы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства. В это непростое время на образовательные учреждения ложится особая ответственность, обусловленная социальной потребностью на формирования у молодежи активной гражданской позиции, толерантности, привития гуманистических и гражданско-патриотических ориентиров.Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, а также утвержденная государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, так много внимания уделяют именно воспитанию гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества[1]. В содержании учебных программ важное место занимают, не только задачи связанные с освоением нового материала, а в первую очередь – воспитательные. Система базовых национальных ценностей должна отражаться в содержании единого интегрированного процесса «обучение-воспитание». Воспитание культуры рассматривается как одна из целей образования. Нельзя забывать о том, что духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся не может формироваться без опоры на знания основных событий истории Отечества и его исторического прошлого, представлений о месте России в мировой истории; формирования исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого; знаний основных событий истории края, республики, области, в которой проживает подросток; представлений о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирования чувства гордости за свой род, семью, город (село).Воспитание молодого гражданина России должно основываться на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности нашло отражение и в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности и гражданина России, разработанной в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с Концепцией, современный национальный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, ― есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»[2]. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы[3]. Одной из главных задач государства и общества в профилактике экстремизма среди молодежи является формирование представлений учащихся о культурной среде других народностей, проведение уроков толерантности,привитие приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, стремление следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.
Культурно-нравственные проблемы подрастающего поколения – это один из самых важных факторов, влияющий на проявление экстремизма. Сегодня, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета[4]. Многолетний опыт практической деятельности в подростковой среде, позволяет нам с уверенностью говорить о том, что эффективным средством воспитания гражданина в современном обществе, является интеграция педагогического процесса и воспитательных усилий педагогов и семьи, которые связанны задачами формирования у молодежи нравственных устоев и идеалов, духовной социализации, патриотизма, активной гражданской позиции и правосознания, итолько целенаправленно формируя и развивая эти качества, можно рассчитывать на оздоровление современного общества.
[2] Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. — М., 1983.― С. 385.
[3] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).
[4] http://www.scienceforum.ru Шевелёв К.Н.Факторы, влияющие на возникновение экстремизма среди молодежи и возможные способы их минимизации.Шуйский филиал Ивановского государственного университета Шуя
6 663 551 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Масловская Натела Джемаловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.