Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыСтатья: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростков: особенности профилактики экстремизма среди молодежи.

Статья: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростков: особенности профилактики экстремизма среди молодежи.

Скачать материал

Масловская Натела Джемаловна,

учитель Центра дистанционного образования

для детей-инвалидов ГКОО УРО СШИ № 28 г. Ростова-на-Дону

 

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростков: особенности профилактики экстремизма среди молодежи.

 

    Экстремизм является идеологией крайних взглядов и мер, допускающих и оправдывающих наиболее жестокие и античеловеческие методы для получения поставленных целей. Это антисоциальное явление затрагивает все слои общества, особенно в период экономических кризисов, политической и социальной дестабилизации. Безопасность человека во многом зависит от его взглядов, а также от тех людей, которые окружают его. Важно понимать, что противопоставляя себя обществу, человек практически всегда,  провоцирует опасные последствия, приводящие его в протестные организации и формирования,  чаще всего  использующие для достижения своих целей антисоциальные экстремистские методы. Все организации и объединения, которые пропагандируют ненависть и социальный антагонизм, сегодня рассматриваются в России как экстремистские.

      Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, и проблемы межэтнической, межконфессиональной толерантности нуждаются  в на­учном осмыслении. Деятельность, направленная на профилактику экстремизма – одна из важных задач государства и гражданского общества, но к этому вопросу необходимо подходить с учетом социально-культурных и экономических условий различных регионов, а в особенности такого как Ростовская область, которая в настоящий момент находится в режиме особой психологической напряженности.

   События, которые происходят сейчас в дальнем и  ближнем зарубежье, показали,  к каким страшным трагедиям может привести разжигание межнациональных конфликтов и что  опасность экстремизма заключается не только в вовлечении людей в преступную экстремистскую деятельность, но и в негативном воздействии на их личность, формировании нравственно и идеологически дезориентированного индивида. Самая уязвимая и незащищенная в этом отношении детская и подростковая аудитория. Является подтвержденным фактом, то что членами неформальных молодежных организаций  экстремист-националистической акропетальности, обычно становятся молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Статистика утверждает, что преступления, экстремистской направленности очень часто совершают  несовершеннолетние лица 14 - 18 лет, поэтому в последнее десятилетие особо остро стоит вопрос  о целесообразности усиления профилактической работы среди несовершеннолетних путем проведения мер воспитательного характера, и начинать целенаправленное формирование здоровой личности необходимо с самого раннего детства. Этот сложный процесс должен происходить под воздействием многих факторов, самыми важными и основополагающими из которых являются институты семьи и образования. Чрезмерная занятость родителей, трудное материальное положение, неблагополучие многих семей приводит к  социальному сиротству детей, что в свою очередь вызывает их асоциальное поведение. В этом случае образовательное учреждение остается основным социальным агентом, который может  при помощи интеграции учебного и воспитательного процессов, достичь  цели по  формированию нравственно-здоровой личности, раскрытию ее гражданского потенциала. Особую роль играет образовательное учреждение и в вопросах воспитания  уважения к чести и достоинству каждого народа, кто как не педагог, сможет объяснить  подростку, что нет народа лучше или хуже, что судить о человеке нужно по его поступкам, а не по тому какой он национальности.

Формы и методы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства. В это непростое время на образовательные учреждения ложится  особая ответственность, обусловленная социальной потребностью на  формирования у молодежи активной гражданской позиции, толерантности, привития гуманистических и гражданско-патриотических ориентиров. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, а также утвержденная  государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, так много внимания уделяют именно воспитанию гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества[1]. В содержании учебных программ важное место занимают, не только задачи связанные с освоением нового материала, а в первую очередь – воспитательные. Система базовых национальных ценностей должна отражаться в  содержании единого интегрированного процесса «обучение-воспитание». Воспитание культуры рассматривается как одна из целей образования. Нельзя забывать о том, что духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся не может формироваться без опоры на знания основных событий истории Отечества и его исторического прошлого, представлений о месте России в мировой истории; формирования исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого; знаний основных событий истории края, республики, области, в которой проживает подросток; представлений о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирования чувства гордости за свой род, семью, город (село). Воспитание молодого гражданина России должно основываться  на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью. 

Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности нашло отражение и в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности и гражданина России, разработанной в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с Концепцией, современный национальный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, ― есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»[2]. Ребенок школьного  возраста наиболее  восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.  В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы[3]. Одной из главных задач государства и общества в профилактике экстремизма среди молодежи является формирование представлений учащихся о культурной среде других народностей, проведение  уроков толерантности, привитие приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, стремление следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.

Культурно-нравственные проблемы подрастающего поколения – это один из самых важных факторов, влияющий на проявление экстремизма. Сегодня, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета[4].      Многолетний опыт практической деятельности в подростковой среде, позволяет нам с уверенностью говорить о том, что эффективным средством воспитания гражданина в современном обществе, является интеграция педагогического процесса и воспитательных усилий педагогов и семьи, которые связанны задачами формирования у молодежи нравственных устоев и идеалов, духовной социализации, патриотизма, активной гражданской позиции и правосознания, и только целенаправленно формируя и развивая эти качества, можно рассчитывать на оздоровление современного общества.

 



[1]  http://минобрнауки.рф, Федеральные государственные образовательные стандарты.

 

[2] Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. — М., 1983.― С. 385.

[3] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).

[4] http://www.scienceforum.ru Шевелёв К.Н. Факторы, влияющие на возникновение экстремизма среди молодежи и возможные способы их минимизации. Шуйский филиал Ивановского государственного университета Шуя

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростков: особенности профилактики экстремизма среди молодежи."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Медиатор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

 

 

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростков: особенности профилактики экстремизма среди молодежи.

 

 

 

    Экстремизм является идеологией крайних взглядов и мер, допускающих и оправдывающих наиболее жестокие и античеловеческие методы для получения поставленных целей. Это антисоциальное явление затрагивает все слои общества, особенно в период экономических кризисов, политической и социальной дестабилизации. Безопасность человека во многом зависит от его взглядов, а также от тех людей, которые окружают его. Важно понимать, что противопоставляя себя обществу, человек практически всегда,  провоцирует опасные последствия, приводящие его в протестные организации и формирования,  чаще всего  использующие для достижения своих целей антисоциальные экстремистские методы. Все организации и объединения, которые пропагандируют ненависть и социальный антагонизм, сегодня рассматриваются в России как экстремистские.

 

      Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, и проблемы межэтнической, межконфессиональной толерантности нуждаются  в на­учном осмыслении. Деятельность, направленная на профилактику экстремизма – одна из важных задач государства и гражданского общества, но к этому вопросу необходимо подходить с учетом социально-культурных и экономических условий различных регионов, а в особенности такого как Ростовская область, которая в настоящий момент находится в режиме особой психологической напряженности.

 

   События, которые происходят сейчас в дальнем и  ближнем зарубежье, показали,  к каким страшным трагедиям может привести разжигание межнациональных конфликтов и что  опасность экстремизма заключается не только в вовлечении людей в преступную экстремистскую деятельность, но и в негативном воздействии на их личность, формировании нравственно и идеологически дезориентированного индивида. Самая уязвимая и незащищенная в этом отношении детская и подростковая аудитория.Является подтвержденным фактом, то что членами неформальных молодежных организаций  экстремист-националистической акропетальности, обычно становятся молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Статистика утверждает, что преступления, экстремистской направленности очень часто совершают  несовершеннолетние лица 14 - 18 лет, поэтому в последнее десятилетие особо остро стоит вопрос  о целесообразности усиления профилактической работы среди несовершеннолетних путем проведения мер воспитательного характера, и начинать целенаправленное формирование здоровой личности необходимо с самого раннего детства.Этот сложный процесс должен происходить под воздействием многих факторов, самыми важными и основополагающими из которых являются институты семьи и образования.Чрезмерная занятость родителей, трудное материальное положение, неблагополучие многих семей приводит к  социальному сиротству детей, что в свою очередь вызывает их асоциальное поведение. В этом случае образовательное учреждение остается основным социальным агентом, который может  при помощи интеграции учебного и воспитательного процессов, достичь  цели по  формированию нравственно-здоровой личности, раскрытию ее гражданского потенциала. Особую роль играет образовательное учреждение и в вопросах воспитания  уважения к чести и достоинству каждого народа, кто как не педагог, сможет объяснить  подростку, что нет народа лучше или хуже, что судить о человеке нужно по его поступкам, а не по тому какой он национальности.

 

Формы и методы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства. В это непростое время на образовательные учреждения ложится  особая ответственность, обусловленная социальной потребностью на  формирования у молодежи активной гражданской позиции, толерантности, привития гуманистических и гражданско-патриотических ориентиров.Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, а также утвержденная  государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, так много внимания уделяют именно воспитанию гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества[1]. В содержании учебных программ важное место занимают, не только задачи связанные с освоением нового материала, а в первую очередь – воспитательные. Система базовых национальных ценностей должна отражаться в  содержании единого интегрированного процесса «обучение-воспитание». Воспитание культуры рассматривается как одна из целей образования. Нельзя забывать о том, что духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся не может формироваться без опоры на знания основных событий истории Отечества и его исторического прошлого, представлений о месте России в мировой истории; формирования исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого; знаний основных событий истории края, республики, области, в которой проживает подросток; представлений о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирования чувства гордости за свой род, семью, город (село).Воспитание молодого гражданина России должно основываться  на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью. 

 

Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности нашло отражение и в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности и гражданина России, разработанной в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с Концепцией, современный национальный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

 

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, ― есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»[2]. Ребенок школьного  возраста наиболее  восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.  В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы[3]. Одной из главных задач государства и общества в профилактике экстремизма среди молодежи является формирование представлений учащихся о культурной среде других народностей, проведение  уроков толерантности,привитие приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, стремление следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.

 

Культурно-нравственные проблемы подрастающего поколения – это один из самых важных факторов, влияющий на проявление экстремизма. Сегодня, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета[4].      Многолетний опыт практической деятельности в подростковой среде, позволяет нам с уверенностью говорить о том, что эффективным средством воспитания гражданина в современном обществе, является интеграция педагогического процесса и воспитательных усилий педагогов и семьи, которые связанны задачами формирования у молодежи нравственных устоев и идеалов, духовной социализации, патриотизма, активной гражданской позиции и правосознания, итолько целенаправленно формируя и развивая эти качества, можно рассчитывать на оздоровление современного общества.

 

 

 


[1]  http://минобрнауки.рф, Федеральные государственные образовательные стандарты.

 

[2] Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. — М., 1983.― С. 385.

[3] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).

[4] http://www.scienceforum.ru Шевелёв К.Н.Факторы, влияющие на возникновение экстремизма среди молодежи и возможные способы их минимизации.Шуйский филиал Ивановского государственного университета Шуя

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 551 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 928
    • DOCX 56 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Масловская Натела Джемаловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Масловская Натела Джемаловна
    Масловская Натела Джемаловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 16984
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 410 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 542 человека

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек