Главная / Химия / Статья для учителей химии и биологии: "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии и биологии как фактор развития познавательной активности»"

Статья для учителей химии и биологии: "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии и биологии как фактор развития познавательной активности»"

«Школа насилует личность»

«Школа убивает таланты»

Как горько это слышать, нам, учителям…

Время перемен требует от нас новых подходов к работе, к детям.

Моя школа не исключение. Главная педагогическая проблема нашего коллектива внедрение личностно-ориентированных технологий, направленных на развитие творческих способностей каждого ребенка.

Современные личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания этих технологий целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей в соответствии с природными задатками.

Еще в студенчестве я увлеклась психологией, это мое хобби, которое помогает мне в работе с детьми. В школу приходят разные дети (для их родителей: они самые умные, самые талантливые, самые творческие…). Они видят в них Пушкиных, Гейцев, Ростроповичей…

Когда ко мне приходят новые ученики, я пытаюсь выявить их скрытые возможности, таланты. Здесь мне помогает психология. В первую очередь я определяю «полушарность» ребенка, т.е. его склонность к мыслительной и художественной деятельности. Этот момент имеет большое значение в выборе методов и форм работы с одаренными детьми.

Все мы знаем, что люди делятся на праворуких (их больше, т.к. этот признак является доминантным) и леворуких, что связано с полушариями головного мозга. Ученые установили, что среди леворуких чаще встречаются одаренные и талантливые дети.

Было время, когда левшей переучивали, тем самым нарушали их внутреннюю гармонию. У таких детей происходило затормаживание восприятия окружающего мира, нарушался мыслительный процесс. Дети замыкались, уходили в себя, трудно шли на контакт, часто конфликтовали с учителями, видя в них угнетающую силу.

Сейчас к леворуким особое отношение, даже трепетное, ведь им характерна гениальность. Оглянитесь вокруг, сколько великих людей обладает леворукостью. Возможно, они достигли таких высот именно потому, что их не переучивали, не нарушали их природой заложенную гармонию.

Но нельзя умалять достоинства и праворуких, среди них огромное число великих ученых и политиков. Им, как правило, легко даются точные науки, где необходимы логика и мышление.

Делаем вывод: нет бездарных детей! Просто кому-то не повезло с учителями, а может быть и с родителями, которые не смогли или не захотели разглядеть гениальность в своем ребенке.

Как же определить «полушарность» ребенка?

Проведем маленький тест:

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или, правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?

В. Встаньте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

  1. Если вы обладатель ЛЛПП или ППЛЛ, либо ЛПЛП или ПЛПЛ вам повезло это золотая середина. Природа наделила вас хорошим мышлением и умением видеть красоту окружающего мира (смешанный тип: и художник и мыслитель). Если у вас преобладает Л – это художественный тип (люди одаренные в области искусства), а если П – это мыслители (люди одаренные в области точных наук). Обладатели ЛЛЛЛ или ПППП очень ранимые, часто незащищенные люди. Как правило, в чистом виде они встречаются нечасто, в основном мы наблюдаем смешанный тип. Это подтверждает утверждение, что бездарных детей не бывает.Проведя такой тест со своими учениками, я прошу их записать сочетание букв на обложке тетради. При проверке самостоятельных, домашних и контрольных работ легко оценивать каждого ученика по его способностям. Кого-то необходимо похвалить, за «3», а кого-то пожурить за «4», растут дети, растут запросы. Те, кому дается все легко надо давать усложненные задания, а те, кому трудно давать щадящую нагрузку, т.е. дифференцировать работу с учетом индивидуальных особенностей. Дифференциация обучения - один из самых древних и наиболее популярных путей согласования традиционной для большинства стран мира системы школьного образован

  2. Результат (рисунок с указанием уровня воды в начале и в конце опыта).

    1. Вывод о причинах изменения уровня воды.

  3. В. Встаньте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

  4. Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

  5. Теперь посмотрим, что у вас получилось.

  6. Если вы обладатель ЛЛПП или ППЛЛ, либо ЛПЛП или ПЛПЛ вам повезло это золотая середина. Природа наделила вас хорошим мышлением и умением видеть красоту окружающего мира (смешанный тип: и художник и мыслитель). Если у вас преобладает Л – это художественный тип (люди одаренные в области искусства), а если П – это мыслители (люди одаренные в области точных наук). Обладатели ЛЛЛЛ или ПППП очень ранимые, часто незащищенные люди. Как правило, в чистом виде они встречаются нечасто, в основном мы наблюдаем смешанный тип. Это подтверждает утверждение, что бездарных детей не бывает.Проведя такой тест со своими учениками, я прошу их записать сочетание букв на обложке тетради. При проверке самостоятельных, домашних и контрольных работ легко оценивать каждого ученика по его способностям. Кого-то необходимо похвалить, за «3», а кого-то пожурить за «4», растут дети, растут запросы. Те, кому дается все легко надо давать усложненные задания, а те, кому трудно давать щадящую нагрузку, т.е. дифференцировать работу с учетом индивидуальных особенностей. Дифференциация обучения - один из самых древних и наиболее популярных путей согласования традиционной для большинства стран мира системы школьного образования с современными задачами обучения детей.

  7. Биологию учащиеся начинают изучать с 6 класса. Именно с 6 класса необходимо постепенно переходить на эту систему, так как она положительно влияет на развитие одаренного ребенка. Сначала провожу учет индивидуальных особенностей учеников в классе. Затем начинаю работу в трех направлениях: I - разноуровневый подход к детям, II - обучение самостоятельной работе и III -обучение исследовательской работе. В 6-8 классах больше делается акцент на разноуровневые задания. Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.

  8. I уровень - задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они были изложены в учебнике или раскрыты учителем.(оценка “3”)

  9. II уровень - задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации. (оценка “4”)

  10. III уровень - задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. (оценка “5”)

Учиться работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу, т.к. дети по природе своей исследователи. С большим интересом, особенно в среднем звене, они участвуют в самых различных исследовательских делах. Больше характерно это для одаренных детей. У них проявляется неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляется желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Но, чтобы уже с 6 класса вовлечь ребят в самостоятельный творческий поиск, их нужно этому научить. Поэтому на начальном этапе вовлекаю в эту работу весь класс, чтобы каждый мог попробовать себя в роли исследователя. Для этого даются одинаковые карточки-задания на весь класс, где описывается весь ход работы и дается план отчета.

Работа №2 Опыт. Испарение воды листьями

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Испарение воды листьями

  1. Налейте в бутылку воды и поставьте в нее побег с листьями.

  2. Долейте немного растительного масла так, чтобы оно покрывало всю поверхность воды в бутылке.

  3. Отметьте уровень воды в начале опыта. Запишите его в дневник наблюдений.

  1. Поставьте побег на 2 - 3 дня в теплое освещенное место (можно вблизи настольной лампы).

  2. Отметьте уровень воды в конце опыта. Поясните причину изменения уровня воды.

  3. Оформите отчет об опыте для проверки по предложенному учителем плану.

ПЛАН ОТЧЕТА

  1. Цель опыта.

  2. Ход опыта.

  3. Результат (рисунок с указанием уровня воды в начале и в конце опыта).

  4. Вывод о причинах изменения уровня воды.

Работа №2 Опыт. Рост корня

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Рост корня

  1. Вырастите несколько проростков фасоли или гороха.

  2. Прикрепите их к высокой пробке корнем вверх.

  3. Осторожно, чтобы не повредить корни, обложите все семена мокрой ватой, а на тарелку, где стоит пробка, налейте немного воды и накройте “колоколом”

  4. Наблюдайте, какое направление примут корни через 1-2 дня.

  5. Результат зарисуйте. Сделайте выводы.

  6. Оформите отчет для проверки по предложенному учителем плану.

ПЛАН ОТЧЕТА

  1. Цель опыта (Что хотим выяснить?)

  2. Ход опыта (Что для этого делаем?)

  3. Результат опыта (Что получили?).

Работа №2 Опыт. Рост корня

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Рост корня

  1. Вырастите несколько проростков фасоли или гороха.

  2. Прикрепите их к высокой пробке корнем вверх.

  3. Осторожно, чтобы не повредить корни, обложите все семена мокрой ватой, а на тарелку, где стоит пробка, налейте немного воды и накройте “колоколом”

  4. Наблюдайте, какое направление примут корни через 1-2 дня.

  5. Результат зарисуйте. Сделайте выводы.

  6. Оформите отчет для проверки по предложенному учителем плану.

ПЛАН ОТЧЕТА

  1. Цель опыта (Что хотим выяснить?)

  2. Ход опыта (Что для этого делаем?)

  3. Результат опыта (Что получили?).




Доклад

"Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития

познавательной деятельности учащихся

В процессе обучения каждый школьник должен овладеть определённой суммой знаний и приобрести умения самостоятельного учебного труда с использованием познавательного интереса и активности. Методический подход к развитию познания заключается в показе образца действий, повторении его школьниками, применении этих способов действий с некоторой помощью учителя, например, по инструкции или по аналогичным заданиям, а затем при самостоятельном выполнении ими учебных заданий. В программах по химии и биологии заложено обучение учащихся некоторым приёмам мышления: сравнению, выделению главного, обобщению, классификации и систематизации, а это используется при выполнении самостоятельных заданий и работ. Большое значение в развивающем обучении имеют самостоятельные работы, где предусмотрены вопросы сравнения веществ и явлений по двум и нескольким признакам, выявление главных признаков изучаемых понятий или объектов. Задания для самостоятельного выполнения применяют для проверки сформированности знаний (например, подтверждают известные понятия новыми примерами, объясняют ход решения задачи, химического эксперимента), для выявления умений устанавливать связи (например, между разными системами знаний в разных видах деятельности по химии, физике, биологии, математике), для проверки умения самостоятельного применения знаний в различных ситуациях.

На уроках химии и биологии используются знания учащихся при выполнении заданий разного вида. Так, при изучении условий прохождения реакций ионного обмена можно применять следующие задания:

1) указать несколько способов получения сульфата бария,

2) объяснить условия протекания реакции,

3) назвать вещества, необходимые для проведения опытов.

В теме «Оксиды. Кислород. Горение» на уроке «Оксиды» школьники выполняют задания по взаимодействию кислорода с простыми веществами (фосфором, серой, углем, железом), пишут уравнения реакций.

При рассмотрении вопроса об оксидах записываются уравнения реакций по свойствам оксидов. Ученики самостоятельно делают обобщающие выводы: при горении сложных и простых веществ получаются оксиды. Они указывают также, чем оксиды похожи – отмечают состав данных соединений. Овладение понятиями «оксиды» и «окисление» достигается и контролируется с помощью упражнений на уроках и в аналогичных домашних заданиях. Задания выполняются самостоятельно без указания учителя с дальнейшей проверкой выполнения. Примеры заданий


1. Выпишите формулы оксидов из предложенного списка веществ:

ZnSH2OCH4HClHNO3 NO2SO3KOH


2. Составьте уравнения реакции горения метана и окисления сульфида магния.


3. . Составьте уравнения следующих превращений: H2O→O2 →ZnO ↓ Al2O3 Запишите значения определений «оксиды» и «реакции окисления».

На уроке по теме «Кислород, его применение» закрепляются умения обучающихся применять знания в дифференцированных заданиях.


Примеры заданий


1. Запишите формулы известных вам оксидов.


2. Составьте уравнения, где в качестве исходных веществ выступают оксиды.


3. Составьте уравнения реакций получения оксидов их простых или сложных веществ.

На уроках «Состав воздуха», «Условия горения» применяются упражнения, где предлагается сделать предположения о способах применения оксидов на основе состава и свойств. В курсе химии 9 класса используются задания для самостоятельного выполнения по реакциям электролитической диссоциации, ионному обмену, реакциям окисления - восстановления для проверки знаний, при работе с новым материалом, для закрепления и контроля знаний. Это применяется в темах о химической связи, свойствам металлов, процессов, связанных с металлами, об аммиаке, азотной кислоте, соединениях углерода, кремния, азота. В 10 и 11 классах задания для самостоятельных работ применяются для формирования умений объяснять, предсказывать свойства веществ. Школьники учатся самостоятельно объяснять связь строения и свойств органических веществ, их получения и применения в народном хозяйстве. В курсе химии используются задания для развития химического языка.

1. Задания, позволяющие записывать знаки химических элементов, формулы веществ, читать записи уравнений реакций и разъяснять их смысл.

2. Задания, которые учат называть вещества, составлять уравнения химических реакций.

3. Задания по применению знаний химического языка и решению задач, опытов, прогнозу состава, строения, свойств, получения веществ. Используются задания практического выполнения по плану или инструкции. Очень большое значение имеют задания по дидактическому материалу в биологии для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся. На занятиях используются задания, которые содержат вопросы, требующие при ответе на них анализа, сравнения, доказательства, формулирования определений, таблицы (в ряде случаев показаны примерные образцы их заполнения учащимися) и схемы, задачи, тексты, которые необходимо проанализировать, сделать выводы.


С целью лучшего усвоения знаний применяются задания:

1) для организации работы с учебником на уроке при изучении нового материала;

2) для закрепления и проверки усвоения знаний;

3) для организации самостоятельной работы дома.

При выполнении заданий для организации работы с учебником при изучении нового материала обращается внимание на развитие умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умений находить ответы на вопросы в тексте параграфов, объяснять рисунки и схемы, выявлять главное в положениях теории. Задания помогают ученикам объяснять явления, проводить сравнения, делать выводы. Задания для проверки знаний используются для самостоятельного выполнения при работе с материалом, трудным для усвоения, для получения дополнительной информации, обобщения знаний. Задания для организации самостоятельной работы школьников применяются для использования дополнительной информации, обобщения знаний, развития самостоятельности в наблюдениях.


Задания для организации работы с учебником на уроке при изучении нового материала.


Задание 1. Заполните таблицу. Роль К. Линнея в биологии. Годы жизни учёного. Значение его работ. Чем представления К.Линнея отличаются от современных. 

Задание 2. Заполните таблицу. Роль Жана-Батиста Ламарка в биологии. Годы жизни учёного. Значение его работ. Чем представления Ж.Б. Ламарка отличаются от современных. 
В чём противоречивость взглядов Ламарка на живую природу? Задание


3. Заполните таблицу. Роль Ч. Дарвина в биологии. Годы жизни учёного. Какие работы написал, их значение Какие явления и законы были открыты? 

Задания для закрепления и проверки усвоения знаний.


Задание 1. В работе «Происхождение видов» Ч. Дарвин рассмотрел факторы, благоприятствующие искусственному отбору. Какие из перечисленных факторов он отметил и почему? Малочисленность породы, свободное скрещивание, устранение скрещивания, хороший уход за организмами, плохой уход за организмами, большой период времени, не большой период времени?


Задание 2.Основной путь наращивания производства зерна – повсеместное повышение урожайности. Какой преимущественно фактор (изменчивость, наследственность, искусственный отбор) может обеспечить этот подъём? Объясните ответ.

Задание 3. Какое значение для науки и практики имела дарвиновская теория искусственного отбора?


Задание 4. Какие из жидкостей проводят электрический ток: а) вода дистиллированная, б) вода водопроводная, в) раствор серной кислоты? Ответ объясните, используйте текст параграфа. Выпишите примеры заряженных частиц катионов и анионов; объясните, чем они отличаются между собой?


Задания для организации самостоятельной работы.


Задание 1. На рисунке 2 учебника изображены галапагосские вьюрки, описанные Ч. Дарвиным во время путешествия на корабле «Бигль». Составьте текст, поясняющий данный рисунок.


Задание 2. Заполните таблицу. Рудименты и атавизмы у человека.

Рудиментарные органыАтавистические проявления и признаки 

Задание 3. Пронаблюдайте изменения, происходящие в природе, с наступлением зимы, отметьте их в таблице. Факторы внешней среды, имеющие ведущее значение. Примеры приспособлений растений. Примеры приспособлений животных 

Задание 4. Объясните значение терминов по теме «Основы экологии», записи оформите в таблицу. Термины к теме «Основы экологии». Термины. Определение термина. Значение в природе 

1. Экология 
2. Экологические факторы 
3. Оптимальный фактор 
4. Ограничивающий фактор 
5. Анабиоз 
6. «Биологические часы» 

Задание 5. Опишите: 1) физические, 2) химические свойства СО2; 3) применение СО2; 4) нахождение в природе.


Задание 6. Дать характеристику элементу № 16 по плану: 1. Название элемента, его порядковый номер. 2. Номер периода. 3. Номер группы, подгруппы. 4. Металл или неметалл. 5. Высший оксид. 6. Имеет ли летучее соединение с водородом? 7. Строение атома: заряд ядра атома, число протонов и нейтронов, количество орбиталей, общее число электронов, их расположение на орбиталях, число электронов на внешней орбитали, является ли внешняя орбиталь завершённой или нет?

Особое место в обучении занимают задания практического характера в химии и биологии. Эксперимент позволяет школьникам следить за ходом явления, повторять его. В процессе наблюдений, при самостоятельном выполнении опытов ученики лучше запоминают материал о свойствах веществ, приобретают умения работать самостоятельно, пользуясь планом или инструкцией, оформляют результаты работ.

На уроках химии и биологии используются самостоятельные работы по подготовке сообщений, докладов, рефератов, творческих работ по изучаемым и предложенным темам. При их подготовке учащиеся используют дополнительную литературу, работают с текстом книги, составляют таблицы, схемы, рисунки, делают выводы, выделяют главную мысль в тексте. Такая форма работы используется в разделах разных наук. Например, при изучении деятельности учёных, при изучении законов и теорий, открытии химических элементов, при выяснениироли экологических факторов в природе; строении и жизнедеятельности организмов и т.д.

В заключение необходимо отметить, что на результаты выполняемых работ школьниками влияют степень подготовленности к обучению, желание обучаться новому, участвовать в познавательной деятельности, самодисциплина и интерес к предметам.

































Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии и биологии как фактор развития познавательной активности»

 

 Учитель химии и биологии Филиппович Е.А. г. Актобе ССШ №2


Содержание

 

1. Введение

2. Система самостоятельной работы учащихся

3. Классификация видов самостоятельной работы учащихся

4. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

5. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности учащихся

6.  Список литературы

 

 Введение

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это  ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и  самостоятельности необходимо  рассматривать  как  составную  часть  воспитания  учащихся.  Эта задача  выступает  перед  каждым  учителем  в  числе  задач   первостепенной важности.

Целью   данной  работы   является   изучение    организации самостоятельной работы школьников и  условий  их  успешной  реализации.  Для этого необходимо выяснить, какие  функции  выполняет  самостоятельная познавательная  деятельность  учащихся  и  почему  она  так  необходима  для формирования зрелой личности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо  иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи.

- Первая из  них  заключается  в том,  чтобы  развить   у   учащихся   самостоятельность   в   познавательной деятельности, научить их  самостоятельно  овладевать  знаниями,  формировать свое  мировоззрение;- вторая  —  в  том,  чтобы  научить  их  самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является  средством  борьбы  за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них  активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных  способностей. Ребенок,  в  первый  раз   переступающий   порог   школы,   не   может   еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах  еще  планировать свои  действия,  корректировать  их  осуществление,  соотносить   полученный результат с поставленной целью.

В  процессе  обучения  он  должен  достичь  определенного    достаточно высокого уровня самостоятельности,  открывающего  возможность  справиться  с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания,  умения,  убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая  только  к словам.   Этот   процесс   включает   в   себя    знакомство,    восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И,  пожалуй,   главной   функцией   самостоятельной   работы   является формирование  высококультурной  личности,  т.к.  только  в   самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек, что способствует дальнейшей самореализации и самоопределению личности ученика. Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

Научно доказано безусловное положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления и воспитания положительных сторон психики учащихся.

Основополагающим требованием  общества  к  современной  школе  является формирование личности, которая  умела  бы  самостоятельно  творчески  решать научные,  производственные,   общественные   задачи,   критически   мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически  и непрерывно  пополнять  и  обновлять  свои  знания   путем   самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.


Что же такое самостоятельная работа?

Самостоятельная  работа  –  это высшая  работа  учебной  деятельности  школьника  и   является   компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие  функции,  как воспитательная, образовательная, развивающая.

В   процессе   управления   самостоятельной деятельностью не последнее  место  принадлежит  преподавателю,  так  как  он принимает прямое (затем косвенное)  участие  в  организации  педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

1) дифференцированный подход к учащимся с  соблюдением  посильности учебных заданий;

2)   планомерное   возрастание    интеллектуальных    нагрузок    и последовательный переход к более неточным и  неполным  указаниям по выполнению самостоятельной работы;

3) постепенное отдаление учителя и занятие  им  позиции  пассивного наблюдателя за процессом;

4) переход от контроля учителя к самоконтролю.

Организация самостоятельной работы – это отбор учителем  средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.


Система самостоятельной работы учащихся


На различных  уроках  с  помощью  разнообразных  самостоятельных  работ учащиеся приобретают знания, умения и навыки. Все  эти  работы  только тогда  дают  положительные  результаты,  когда  они   определенным   образом организованы, т.е. представляют систему.

При  построении  системы  самостоятельных  работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований:

1. Система самостоятельных работ должна  способствовать  решению  основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию  у  них  познавательных  способностей,   формированию   умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять  их на практике.

2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики,  и,  прежде всего  принципам  доступности  и  систематичности,   связи   теории   с практикой, сознательной и творческой активности, принципу  обучения  на высоком научном уровне.

3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по  учебной  цели  и содержанию, чтобы  обеспечить  формирование  у  учащихся  разнообразных умений и навыков.

4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало  из  предыдущих  и  готовило  почву  для  выполнения последующих.

Эффективность самостоятельной работы  достигается,  если  она  является одним их составных элементов  учебного  процесса,  и  для  нее предусматривается специальное время на каждом  уроке,  если  она  проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных  учащихся,  учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с  заданиями  на  выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений  можно свести до минимума.  Другим  дать  значительно  больше  таких  упражнений  в различных вариациях, чтобы они усвоили  новое  правило  или  новый  закон  и научились самостоятельно применять его  к  решению  учебных  задач.  Перевод такой группы учащихся  на  выполнение  более  сложных  заданий  должен  быть своевременным.  Здесь  вредна  излишняя  торопливость,   как   и   чрезмерно продолжительное «топтание на  месте»,  не  продвигающее  учащихся  вперед  в познании нового, в овладении умениями и навыками.

6. Задания,  предлагаемые  для  самостоятельной  работы,  должны  вызывать интерес  учащихся.   Он   достигается   новизной   выдвигаемых   задач, необычностью их содержания, раскрытием  перед  учащимися  практического значения  предлагаемой  задачи  или  метода,  которым  нужно  овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам,  в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и  систематически включать в учебный  процесс.  Только  при  этом  условии  у  них  будут вырабатываться твердые умения и навыки.

8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание  изложения  материала  учителем  с  самостоятельной   работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом  деле  нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой  может замедлить темпы  изучения  программного  материала,  ввиду чрезмерной перегрузки учащихся.

9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль  должна  принадлежать   учителю.   Учитель   продумывает   систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный  процесс.  Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной  работы,  ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля  и  осуществляет  контроль  за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и  учитывает  их при организации самостоятельной работы.


Классификация видов самостоятельной работы учащихся


Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу,  которая выполняется  учащимися  по  заданию  и  под  контролем   учителя,   но   без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для  этого время. При  этом  учащиеся  сознательно  стремятся  достигнуть  поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и  выражая  в  той  или  иной  форме (устный ответ, графическое построение,  описание  опытов,  расчеты  и  т.д.) результат умственных и физических действий.

Самостоятельная  работа  предполагает  активные   умственные   действия учащихся, связанные с поисками  наиболее  рациональных  способов  выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды  самостоятельной  работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения  и навыки. Все виды самостоятельной работы,  применяемые  в  учебном  процессе, можно классифицировать по различным признакам:  по  дидактической  цели,  по характеру  учебной  деятельности  учащихся,  по   содержанию,   по   степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели  можно  разделить на пять групп:

1)  приобретение  новых   знаний,   овладение   умением   самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении  учебных  и  практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5)  формирование  творческого  характера,  умения  применять  знания   в усложненной ситуации.

Каждая  из  перечисленных  групп  включает  в  себя   несколько   видов самостоятельной работы, поскольку  решение  одной  и  той  же  дидактической задачи может осуществляться различными  способами.  Указанные  группы  тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды  работ могут  быть  использованы  для  решения   различных   дидактических   задач.

Например, с помощью экспериментальных,  практических  работ  достигается  не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых  знаний  и выработка умения применять ранее полученные знания. Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.

1.  Приобретение  новых  знаний  и   овладение   умениями   самостоятельно приобретать  знания  осуществляется  на  основе  работы  с   учебником, выполнение  наблюдений  и   опытов,   работ   аналитико-вычислительного характера.

2. Закрепление  и  уточнение  знаний  достигается  с  помощью  специальной системы упражнений по  уточнению  признаков  понятий, отделению существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с  помощью решения  задач  различного  вида,   решение   задач   в   общем   виде, логических задач, задач практического характера,   экспериментальных работ и т.д.

4. Формирование умений творческого  характера  достигается  при  написании эссе, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта, составления кроссвордов,  и т.п.


Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.


Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе  учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит  результат  обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности  определяется  в  значительной степени тем,  как  учитель  организует  их  учебную  деятельность.

Важную  роль  в  организации  самостоятельной  работы  играет подборка учебного материала,  т.к.  с  его  помощью  мы  черпаем  информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности  ребенка не имеет для него никакого значения и  не  оказывает  никакого  воздействия. Если  же  информация  созвучна   потребностям   учащегося (личная значимость учебного материала)   и   подвергается эмоциональной  переработке,   то   он   получает   импульс   к   последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно  быть  доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и  на жизненный опыт детей, но в то  же  время  материал  должен  быть  достаточно сложным и трудным.

Формулирование цели ещё один важный аспект в данной работе.  Хорошо, если  учитель  не  только  сам  формулируют,   но   и привлекают к этому учащихся, т.к. это  дает  возможность  лучше понять задачу, более сознательно ее решить, осознать ее  назначение,  и  тем самым создаёт условия  для  лучшего  её  усвоения.  Этот  способ  называется способ целевого требования.

Ещё один способ – учебно-проблемный, когда учитель  не  только  формулирует цель, но строит процесс ее решения,  как  процесс  разрешения проблемы, и после  решения  обсуждают  с  учащимися  как была разрешена проблема, осуществлена цель решения.

Таким  образом,   если  мы  хотим  найти  наиболее  эффективный  путь   формирования внутренних мотивов самостоятельной познавательной  деятельности,  то  есть необходимость использования в обучении учебно-проблемного   способа  организации  решения задач.

Самостоятельная работа должна состоять из следующих трех основных этапов:

1) Вводно-мотивационный этап.

На этом этапе  учащиеся  должны  осознать  основную  цель  предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее  практическое и теоретическое значение. В нужных случаях, учитель указывает  какие  знания и умения ранее  пройденного  материала  особенно  понадобятся  при  изучении данной темы. Затем учитель сообщает, сколько  уроков  отведено  на  изучение темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет  основные  элементы  темы, т.е.  знания,  умения  и  навыки,  которыми  должны  овладеть   учащиеся   в результате изучения этой темы.

2) Операционно-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в  содержание  данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ  или лекция, фронтальная работа  по  изучению  понятия.  Коллективная  работа  по усвоению  учебного   материала,   решению   задач,   проведению   опытов   и экспериментов, индивидуальная работа по решению задач, и т.д.

Изложение учебного материала производится в основном  учителем,  но  по мере взросления учащихся, часть учебного материала должна выносится на самостоятельное изучение.

3) Рефлексивно-оценочный этап.

Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы  поданной теме. При этом, главная  цель  этого  этапа  –  развитие  у  учащихся рефлексивной  деятельности  (самоанализа),  способностей   к   обобщению   и формирование адекватной  самооценки.  Для  обобщения  пройденного  материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки,  доклады  учащихся, составление по группам обобщающих схем, проектная работа и т. д.

Итак, чтобы организовывать   самостоятельную    деятельность    классного    коллектива, необходимо постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли,  и,  не  подавляя инициативы, руководить самостоятельной  работой  учащихся.  Как  показывает опыт, если эту систему вводить начиная с первого класса, то учащиеся  быстро осваиваются с ней и она становится для них привычной, и школьники  смогут  в полной мере испытать чувства эмоционального  удовлетворения  от  сделанного, радость победы  над  преодоленными  трудностями,  счастье  познания  нового, интересного.  Тем  самым  будет  формироваться  у  учащихся  ориентация   на переживание  таких  чувств  в  будущем,   что   приведет   к   возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.

На уроках химии и биологии используются знания учащихся при выполнении заданий разного вида. Так, при изучении условий прохождения реакций ионного обмена можно применять следующие задания:

1) указать несколько способов получения сульфата бария,

2) объяснить условия протекания реакции,

3) назвать вещества, необходимые для проведения опытов.

В теме «Оксиды. Кислород. Горение» на уроке «Оксиды» школьники выполняют задания по взаимодействию кислорода с простыми веществами (фосфором, серой, углем, железом), пишут уравнения реакций.

При рассмотрении вопроса об оксидах записываются уравнения реакций по свойствам оксидов. Ученики самостоятельно делают обобщающие выводы: при горении сложных и простых веществ получаются оксиды. Они указывают также, чем оксиды похожи – отмечают состав данных соединений. Овладение понятиями «оксиды» и «окисление» достигается и контролируется с помощью упражнений на уроках и в аналогичных домашних заданиях. Задания выполняются самостоятельно без указания учителя с дальнейшей проверкой выполнения.


Примеры заданий:


1. Выпишите формулы оксидов из предложенного списка веществ:

ZnS H2O CH4 HCl HNO3 NO2 SO3 KOH


2. Составьте уравнения реакции горения метана и окисления сульфида магния.


3. . Составьте уравнения следующих превращений: H2O → O2 → ZnO →Al2O3 Запишите значения определений «оксиды» и «реакции окисления».


4. Опишите:

1) физические свойства СО2,

2) химические свойства СО2;

3) применение СО2;

4) нахождение его в природе.


5. Дать характеристику элементу № 16 по плану:

1. Название элемента, его порядковый номер.

2. Номер периода.

3. Номер группы, подгруппы.

4. Металл или неметалл.

5. Высший оксид.

6. Имеет ли летучее соединение с водородом?

7. Строение атома: заряд ядра атома, число протонов и нейтронов, количество орбиталей, общее число электронов, их расположение на орбиталях, число электронов на внешней орбитали, является ли внешняя орбиталь завершённой или нет?




Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие

познавательной способности учащихся


Самостоятельная работа оказывает  значительное  влияние  на  глубину  и прочность  знаний  учащихся  по  предмету,  на  развитие  их  познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт показал, что:

1.  Систематически  проводимая  самостоятельная  работа  при  правильной  ее организации способствует получению учащимися более глубоких  и  прочных знаний по сравнению с  теми,  которые  они  приобретают  при  сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели  и содержанию   самостоятельных    работ    способствует    развитию    их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной  методике  проведения  самостоятельных  работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою  очередь  оказывает  положительное  влияние  на формирование познавательных умений и навыков.

4. С течением  времени  при  систематической  организации  самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы  по предмету у учащихся вырабатываются  устойчивые  навыки  самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно  одинаковых  по  объему  и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с  учащимися  таких  классов,  в  которых  самостоятельная работа совершенно  не  организуется  или  проводится  нерегулярно.  Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного  материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ  и других видов работ творческого характера.


Список литературы


Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной  деятельности” Открыт. школа. – 1998.

Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., -1982.

Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.

Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения  обобщёнными  способами

самостоятельной учебной деятельности.” М. – 1989.

Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.

Пидкасистый  П.И.,  Горячев  Б.В.   “Процесс   обучения   в   условиях

демократизации и гуманизации школы.” — М, 1991.

Подласый И.П.  “Педагогика” - М., 1996.

Столяренко Л.Д.  “Педагогика” - Ростов, 2000.

Харламов И.Ф.  “Педагогика” - М., 2002.

Статья для учителей химии и биологии: "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии и биологии как фактор развития познавательной активности»"
  • Химия
Описание:

 Введение

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это  ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и  самостоятельности необходимо  рассматривать  как  составную  часть  воспитания  учащихся.  Эта задача  выступает  перед  каждым  учителем  в  числе  задач   первостепенной важности.

Целью   данной  работы   является   изучение    организации самостоятельной работы школьников и  условий  их  успешной  реализации.  Для этого необходимо выяснить, какие  функции  выполняет  самостоятельная познавательная  деятельность  учащихся  и  почему  она  так  необходима  для формирования зрелой личности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо  иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи.

- Первая из  них  заключается  в том,  чтобы  развить   у   учащихся   самостоятельность   в   познавательной деятельности, научить их  самостоятельно  овладевать  знаниями,  формировать свое  мировоззрение;- вторая  —  в  том,  чтобы  научить  их  самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является  средством  борьбы  за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них  активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных  способностей. Ребенок,  в  первый  раз   переступающий   порог   школы,   не   может   еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах  еще  планировать свои  действия,  корректировать  их  осуществление,  соотносить   полученный результат с поставленной целью.

В  процессе  обучения  он  должен  достичь  определенного    достаточно высокого уровня самостоятельности,  открывающего  возможность  справиться  с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

 

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания,  умения,  убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая  только  к словам.   Этот   процесс   включает   в   себя    знакомство,    восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

Автор Филиппович Елена Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 688
Номер материала 30555
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓