ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С
УЧЕНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ
Проблема развития деловых отношений с родителями обучающихся актуальна
не только для специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для всей
системы общего образования: достаточно полистать страницы тематических газет и
журналов и увидеть заголовки, призывающие администрацию и специалистов ОУ к
созданию партнёрских отношений с родителями обучающихся. Это значит, что
администрация школы, учителя и специалисты должны выстраивать продуктивные
партнёрские отношения с семьями своих учеников, добиваясь сотрудничества,
понимания родителями сути происходящих вокруг ребёнка и с самим ребёнком
событий.
В нашей школе сложились разнообразные формы взаимодействия с
семьёй:
--- проведение
совместных праздников;
--- родительские собрания;
--- беседы учителей и специалистов с родителями после окончания
учебного дня;
--- деятельность общешкольного и классного родительского комитетов;
--- тематические индивидуальные консультации;
--- родительские тренинги.
Интересной и продуктивной формой работы с родителями является
проведение совместных праздников. Организация таких праздников --- благодатное
дело, которое сплачивает учительский и родительский коллективы.
Основной формой коллективной работы учителя с семьями
обучающихся, формирующей родительское мнение являются родительские собрания.
Они могут быть:
-- организационными;
-- текущими или тематическими;
-- итоговыми;
-- общешкольными и классными.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и
проводится в начале сентября.
Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной
повесткой дня; результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых
мероприятий и праздников, поездок.
Последующие собрания являются тематическими. Их
тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы,
актуальностью обсуждения темы. Тематические родительские собрания, как правило,
носят характер просветительский и направлены на расширение знаний родителей в
области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания – это собрания, в
задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за
определённое время.
Общешкольное родительское собрание проводится два раза
в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство
с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса (Дни
открытых дверей, дни проведения различных мероприятий), итогами работы за
определённый промежуток времени.
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей
со школой является классное родительское собрание, которое закономерно
считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная
работа. На классном родительском собрании обсуждаются задачи
учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного
процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы,
проводятся итоги работы.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует
тщательной подготовки.
1.
Тема родительского
собрания должна быть актуальна для родителей.
2.
Родительское собрание
должно проводиться в удобное для родителей время.
3.
План проведения
родительского собрания должен быть им известен.
4.
Общение классного
руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
5.
Родительское собрание не
должно навешивать ярлыков.
6.
Родительское собрание
должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Тематика родительских собраний определяется классным
руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и
исходя из запросов родителей класса.
Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нём участвовать,
каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому очень
эффективным шагом является формирование традиций родительских собраний.
Например, в нашем классе существует традиция поощрения родителей,
активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это
может быть награждение Грамотами, Дипломами, сувенирами, сделанными руками
обучающихся. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют
Благодарственные письма.
Огромное значение в процессе работы с родителями имеет
беседа, содержащая вопросы, касающиеся прошедшего учебного дня. Беседу лучше
всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания
взаимоотношений между родителями, детьми, между отдельными педагогами и семьёй.
Направлением совместной деятельности семьи и школы является деятельность
школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят
самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет
класса привлекает других родителей к организации и проведению внеклассных
мероприятий в классе. Члены родительского комитета организуют помощь родителей
в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов,
необходимых для классного коллектива. Ещё одна важная функция родительского комитета
класса – оказание помощи учителю во внеклассной работе.
Следующая форма работы с родителями – тематические и
индивидуальные консультации – проводятся по запросам самих родителей, если они
сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не
могут, а также могут быть проведены для родителей по рекомендации классного
руководителя, если специалист видит, что родители не в состоянии самостоятельно
разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители
пытаются уйти от решения трудной ситуации.
Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и
проведении консультативной работы с семьёй. Её основные положения:
-- необходимо заранее обсудить возможность проведения такой
консультации;
-- родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и
спокойной форме.
-- В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и
положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах.
-- В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно
лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с
сегодняшним днём.
-- Необходимо чётко формулировать цели консультации, её актуальность.
-- Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по
обсуждаемой проблеме.
-- Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних
людей.
В ходе тематической консультации родители получают
рекомендации от специалистов и классного руководителя, знакомятся с литературой
по данной проблеме. Родителям можно предложить встретиться по теме консультации
ещё раз, если в этом будет необходимость. Однако следует помнить, что
тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители
действительно осознают проблему, из-за которой их пригласили. Если личной
заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить
ребёнку и привести к печальным последствиям.
Зачастую встречаешься с такой ситуацией, что разовые встречи с
обучающимися и их родителями, не приносят такого эффекта, которого можно
добиться, организуя тренинговые занятия, рассчитанные на определённое время
общения. Поэтому ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются
тренинги.
Основные преимущества данного вида групповой работы с родителями.
1.
Групповой опыт помогает
решению межличностных проблем.
2.
Группа даёт возможность
увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности
психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя,
не очевидные в житейских ситуациях.
3.
Возможность получения
обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
4.
В группе человек может
обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений
среди равных партнёров, «примерить» новые модели поведения.
Тренинги включают следующие задачи:
-- оптимизацию детско-родительских взаимоотношений;
-- гармонизацию межличностных отношений между диадой
«мать с больным ребёнком» и членами семьи; членами семьи и другими
(посторонними) лицами;
-- коррекцию неадекватных поведенческих и
эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов;
-- развитие коммуникативных форм поведения,
способствующих самоактуализации и самоутверждению;
-- формирование навыков адекватного общения с
окружающим миром.
Таким образом, подводя итог вышесказанному,
хочется отметить, что в современной практике работы нашей школы существует
множество различных форм сотрудничества с родителями обучающихся, самыми
действенными из которых и активно формирующими родительское мнение являются родительские
собрания, индивидуальные беседы, консультации и тренинги.
Работа с родителями очень сложна. Их влияние имеет
огромное значение для ребёнка, однако в большинстве случаев данное влияние
стихийно, поэтому специалист должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать
этому влиянию позитивное направление.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Л.А. Венгер, В.С. Мухина
«Психология», --- М., 2006г.
2.
Б.С. Волков, Н.В. Волкова
«Детская психология. Психическое развитие ребёнка», --- М., 2004г.
3.
Л.С. Выготский «Развитие
высших психических функций», --- М., 2000г.
4.
Н.И. Гутинская
«Психологическая готовность к школе», --- М., 2004г.
5.
Е.М. Мастюкова «Лечебная
педагогика», --- М., 2007г.
6.
И.Н. Эллнеби «Право детей
на развитие», --- Минск, 2007г.
7.
Серия подписных журналов
«Классный руководитель», 2008-2010г.г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.