Главная / Классному руководителю / Статья для печати на тему "Гармонизация общения классного руководителя с учениками и родителями"

Статья для печати на тему "Гармонизация общения классного руководителя с учениками и родителями"

ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ


Проблема развития деловых отношений с родителями обучающихся актуальна не только для специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для всей системы общего образования: достаточно полистать страницы тематических газет и журналов и увидеть заголовки, призывающие администрацию и специалистов ОУ к созданию партнёрских отношений с родителями обучающихся. Это значит, что администрация школы, учителя и специалисты должны выстраивать продуктивные партнёрские отношения с семьями своих учеников, добиваясь сотрудничества, понимания родителями сути происходящих вокруг ребёнка и с самим ребёнком событий.

В нашей школе сложились разнообразные формы взаимодействия с семьёй:

--- проведение совместных праздников;

--- родительские собрания;

--- беседы учителей и специалистов с родителями после окончания учебного дня;

--- деятельность общешкольного и классного родительского комитетов;

--- тематические индивидуальные консультации;

--- родительские тренинги.

Интересной и продуктивной формой работы с родителями является проведение совместных праздников. Организация таких праздников --- благодатное дело, которое сплачивает учительский и родительский коллективы.

Основной формой коллективной работы учителя с семьями обучающихся, формирующей родительское мнение являются родительские собрания. Они могут быть:

-- организационными;

-- текущими или тематическими;

-- итоговыми;

-- общешкольными и классными.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня; результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, поездок.

Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждения темы. Тематические родительские собрания, как правило, носят характер просветительский и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время.

Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса (Дни открытых дверей, дни проведения различных мероприятий), итогами работы за определённый промежуток времени.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание, которое закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, проводятся итоги работы.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.

  1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

  2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

  3. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

  4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

  5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

  6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нём участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому очень эффективным шагом является формирование традиций родительских собраний.

Например, в нашем классе существует традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение Грамотами, Дипломами, сувенирами, сделанными руками обучающихся. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют Благодарственные письма.

Огромное значение в процессе работы с родителями имеет беседа, содержащая вопросы, касающиеся прошедшего учебного дня. Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми, между отдельными педагогами и семьёй.

Направлением совместной деятельности семьи и школы является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет класса привлекает других родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Члены родительского комитета организуют помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необходимых для классного коллектива. Ещё одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи учителю во внеклассной работе.

Следующая форма работы с родителями – тематические и индивидуальные консультации – проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут, а также могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если специалист видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведении консультативной работы с семьёй. Её основные положения:

-- необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации;

-- родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.

-- В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах.

-- В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днём.

-- Необходимо чётко формулировать цели консультации, её актуальность.

-- Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

-- Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

В ходе тематической консультации родители получают рекомендации от специалистов и классного руководителя, знакомятся с литературой по данной проблеме. Родителям можно предложить встретиться по теме консультации ещё раз, если в этом будет необходимость. Однако следует помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их пригласили. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребёнку и привести к печальным последствиям.

Зачастую встречаешься с такой ситуацией, что разовые встречи с обучающимися и их родителями, не приносят такого эффекта, которого можно добиться, организуя тренинговые занятия, рассчитанные на определённое время общения. Поэтому ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.

Основные преимущества данного вида групповой работы с родителями.

  1. Групповой опыт помогает решению межличностных проблем.

  2. Группа даёт возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

  3. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

  4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнёров, «примерить» новые модели поведения.

Тренинги включают следующие задачи:

-- оптимизацию детско-родительских взаимоотношений;

-- гармонизацию межличностных отношений между диадой «мать с больным ребёнком» и членами семьи; членами семьи и другими (посторонними) лицами;

-- коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов;

-- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;

-- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что в современной практике работы нашей школы существует множество различных форм сотрудничества с родителями обучающихся, самыми действенными из которых и активно формирующими родительское мнение являются родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и тренинги.

Работа с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребёнка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно, поэтому специалист должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать этому влиянию позитивное направление.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология», --- М., 2006г.

  2. Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Детская психология. Психическое развитие ребёнка», --- М., 2004г.

  3. Л.С. Выготский «Развитие высших психических функций», --- М., 2000г.

  4. Н.И. Гутинская «Психологическая готовность к школе», --- М., 2004г.

  5. Е.М. Мастюкова «Лечебная педагогика», --- М., 2007г.

  6. И.Н. Эллнеби «Право детей на развитие», --- Минск, 2007г.

  7. Серия подписных журналов «Классный руководитель», 2008-2010г.г.



4


Статья для печати на тему "Гармонизация общения классного руководителя с учениками и родителями"
  • Классному руководителю
Описание:

Проблема развития деловых отношений с родителями обучающихся актуальна не только для специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для всей системы общего образования: достаточно полистать страницы тематических газет и журналов и увидеть заголовки, призывающие администрацию и специалистов ОУ к созданию партнёрских отношений с родителями обучающихся. Это значит, что администрация школы, учителя и специалисты должны выстраивать продуктивные партнёрские отношения с семьями своих учеников, добиваясь сотрудничества, понимания родителями сути происходящих вокруг ребёнка и с самим ребёнком событий.

Автор Кузько Наталья Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 459
Номер материала 52190
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓