Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыСтатья для печати на тему "Гармонизация общения классного руководителя с учениками и родителями"

Статья для печати на тему "Гармонизация общения классного руководителя с учениками и родителями"

Скачать материал

ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

 

         Проблема развития деловых отношений с родителями обучающихся актуальна не только для специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для всей системы общего образования: достаточно полистать страницы тематических газет и журналов и увидеть заголовки, призывающие администрацию и специалистов ОУ к созданию партнёрских отношений с родителями обучающихся. Это значит, что администрация школы, учителя и специалисты должны выстраивать продуктивные партнёрские отношения с семьями своих учеников, добиваясь сотрудничества, понимания родителями сути происходящих вокруг ребёнка и с самим ребёнком событий.

         В нашей школе сложились разнообразные формы взаимодействия с семьёй:

--- проведение совместных праздников;

--- родительские собрания;

--- беседы учителей и специалистов с родителями после окончания учебного дня;

--- деятельность общешкольного и классного родительского комитетов;

--- тематические индивидуальные консультации;

--- родительские тренинги.

Интересной и продуктивной формой работы с родителями является проведение совместных праздников. Организация таких праздников --- благодатное дело, которое сплачивает учительский и родительский коллективы.

         Основной формой коллективной работы учителя с семьями обучающихся, формирующей родительское мнение являются родительские собрания. Они могут быть:

-- организационными;

-- текущими или тематическими;

-- итоговыми;

-- общешкольными и классными.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября.

         Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня; результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, поездок.

Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждения темы. Тематические родительские собрания, как правило, носят характер просветительский и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время.

Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса (Дни открытых дверей, дни проведения различных мероприятий), итогами работы за определённый промежуток времени.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание, которое закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, проводятся итоги работы.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.

1.     Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

2.     Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

3.     План проведения родительского собрания должен быть им известен.

4.     Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

5.     Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

6.     Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нём участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому очень эффективным шагом является формирование традиций родительских собраний.

Например, в нашем классе существует традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение Грамотами, Дипломами, сувенирами, сделанными руками обучающихся. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют Благодарственные письма.

Огромное значение в процессе работы с родителями имеет беседа, содержащая вопросы, касающиеся прошедшего учебного дня. Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми, между отдельными педагогами и семьёй.

         Направлением совместной деятельности семьи и школы является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет класса привлекает других родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Члены родительского комитета организуют помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необходимых для классного коллектива. Ещё одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи учителю во внеклассной работе.

         Следующая форма работы с родителями – тематические и индивидуальные консультации – проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут, а также могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если специалист видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведении консультативной работы с семьёй. Её основные положения:

-- необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации;

-- родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.

-- В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах.

-- В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днём.

-- Необходимо чётко формулировать цели консультации, её актуальность.

-- Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

-- Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

         В ходе тематической консультации родители получают рекомендации от специалистов и классного руководителя, знакомятся с литературой по данной проблеме. Родителям можно предложить встретиться по теме консультации ещё раз, если в этом будет необходимость. Однако следует помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их пригласили. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребёнку и привести к печальным последствиям.

         Зачастую встречаешься с такой ситуацией, что разовые встречи с обучающимися и их родителями, не приносят такого эффекта, которого можно добиться, организуя тренинговые занятия, рассчитанные на определённое время общения. Поэтому ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.

Основные преимущества данного вида групповой работы с родителями.

1.     Групповой опыт помогает решению межличностных проблем.

2.     Группа даёт возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

3.     Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

4.     В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнёров, «примерить» новые модели поведения.

Тренинги включают следующие задачи:

-- оптимизацию детско-родительских взаимоотношений;

-- гармонизацию межличностных отношений между диадой «мать с больным ребёнком» и членами семьи; членами семьи и другими (посторонними) лицами;

-- коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов;

-- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;

-- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

     Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что в современной практике работы нашей школы существует множество различных форм сотрудничества с родителями обучающихся, самыми действенными из которых и активно формирующими родительское мнение являются родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и тренинги.

Работа с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребёнка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно, поэтому специалист должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать этому влиянию позитивное направление.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология», --- М., 2006г.

2.     Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Детская психология. Психическое развитие ребёнка», --- М., 2004г.

3.     Л.С. Выготский «Развитие высших психических функций», --- М., 2000г.

4.     Н.И. Гутинская «Психологическая готовность к школе», --- М., 2004г.

5.     Е.М. Мастюкова «Лечебная педагогика», --- М., 2007г.

6.     И.Н. Эллнеби «Право детей на развитие», --- Минск, 2007г.

7.     Серия подписных журналов «Классный руководитель», 2008-2010г.г.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья для печати на тему "Гармонизация общения классного руководителя с учениками и родителями""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблема развития деловых отношений с родителями обучающихся актуальна не только для специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для всей системы общего образования: достаточно полистать страницы тематических газет и журналов и увидеть заголовки, призывающие администрацию и специалистов ОУ к созданию партнёрских отношений с родителями обучающихся. Это значит, что администрация школы, учителя и специалисты должны выстраивать продуктивные партнёрские отношения с семьями своих учеников, добиваясь сотрудничества, понимания родителями сути происходящих вокруг ребёнка и с самим ребёнком событий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 966 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 366
    • DOCX 44.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузько Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузько Наталья Александровна
    Кузько Наталья Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10925
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 126 человек

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 782 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 991 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 144 человека

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов