Главная / Другое / Статья для газеты "История далекая и близкая"

Статья для газеты "История далекая и близкая"

История далекая и близкая…


5 мая 2005 года на здании «Авиадома» по улице Вавилова, 35 состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память летчикам и технического персонала секретной авиаперегоночной трассы «АлСиб», действовавшей с годы Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 гг. Инициаторами события стали учащиеся лицея №11.


«Лишний человек» Печорин совершенно справедливо говорил о том, что мы ленивы и нелюбопытны. Подтверждение этому мы получаем каждодневно. В лучшем случае большинство из нас интересуют последние новости из нашей общей сутолочной жизни. История же более отдаленная интересует совсем небольшой круг людей зрелого возраста, молодежь же к ужасу старшего поколения зачастую не знает элементарных вещей из истории Отечества, хотя предмет такой в школьной программе есть. Да мало ли что есть в этой программе!

Вот и ходим мы по улицам, не зная, чьими именами они названы. А почему, собственно? Меня, например, всегда интересовал такой вопрос: откуда взялось название улицы «3-го августа»? Что было 3-го августа? В каком году это было и было ли вообще? Я спрашивала об этом людей, всю жизнь проживших на этой улице. Они только пожимали в ответ плечами. Полная бессмыслица получается.

А чего стоит красноречивое название улицы «Диктатуры пролетариата»? Старожилы уже до того свыклись с ним, что и не задумываются над смыслом. А если задуматься? До каких же пор мы будем жить под диктатурой победившего класса?

Мне приходилось довольно много ездить по Сибири и России в целом, но нигде я не встречала такого названия улицы…

На правом берегу по улице Вавилова 35 стоит красивый пятиэтажный дом, построенный в 1934 году для летчиков и технического персонала полярной авиации. Он имеет не одно, а целых два «народных» названия – «Дом Мазурука», и «Авиадом». Илья Мазурук – это легендарный полярный летчик, полковник авиации, в годы войны возглавивший авиаперегоночную трассу «Аляска-Сибирь», сокращенно «АлСиб»(1942-1945). Название «Авиадом» для старожилов правобережья является общеупотребительным до сих пор: так долгое время называлась и остановка транспорта по «Красноярскому рабочему». А откуда взялось такое название, знают единицы, да и то только те, кто один за другим сейчас уходят из жизни по причине преклонного возраста.

Лицей № 11 ( бывшая сороковая школа, старейшая на правом берегу) соседствует в прямом смысле с этим знаменитым домом по улице Вавилова, 37. Сам бог велел заняться нам его историей. Мы и занялись. Раскопали исторические сведения, отыскали старожилов-ветеранов, которые так или иначе имели отношение к этому дому и авиаремонтному заводу в сороковые годы, вышли даже на контакты с Аляской, откуда перегоняли самолеты в Красноярск по авиаперегоночной трассе. А самолетов различных типов – Бостонов, Киттитаухов, Кингкобр и прочих было перегнано больше 8 тысяч. Связались с музеем 149-й школы, инициативная группа которой уже несколько лет занимается этой темой, договорились о сотрудничестве.

Из интернета узнали, что в Иркутске, оказывается, регулярно проводятся научно-практические конференции по теме «АлСиб», установлены мемориальные доски, совершаются летние поисковые экспедиции к местам падения самолетов. У нас же, в городе, где был начальный и конечный пункт этой трассы, откуда американские бомбардировщики сами летели на фронт, а с истребителей снимали крылья, грузили их на платформы и везли на Запад по железной дороге, нет ни одного памятного знака. Издана, правда, книга – сборник статей по этой теме под редакцией Н.И.Дроздова «Небо без границ» в 1995 году. И это все.

Лицеисты решили восполнить этот пробел: итогом их исследовательской работы стала установка мемориальной доски в память погибшим летчикам трассы «АлСиб» на Авиадоме в предпраздничные дни. А летом планировалась поисковая экспедиция на восток Красноярского края, где в тайге лежат два самолета, потерпевшие катастрофу в 1943 году. К сожалению, ни гороно, ни администрация города не выделили нам на это средств, несмотря на убедительный проект.

Мы вообще интересуемся историей места, в котором живем, событиями, происходившими в недалеком прошлом, главными действующими лицами которых были наши бабушки и дедушки. В нашем лицее создан музей поисково-исторического направления, который так и называется «Моя малая Родина». Приоритетными темами музея стали, помимо развития полярной авиации на территории Красноярского края и секретной трассы «АлСиб», история школы и политрепрессий .

А для нас это и есть история повседневности.





Ольга Леонидовна Подборская,

руководитель музея « Моя малая Родина»


Материал был опубликован в краевой газете «Красноярский рабочий» 4 мая 2005 года


Статья для газеты "История далекая и близкая"
  • Другое
Описание:

      Перед вами статья для городской газеты, в которой я размышляю о смысле своей деятельности, о необходимости вовлечения молодых людей в историю своей малой Родины. Причем, вовлечение это обязательно должно быть деятельностным, т.е. молодой человек сам должен что-то сделать для постижения истории: записать чью-то устную историю, съездить в поисковую экспедицию, написать исследовательскую работу, принять участие в проекте и т.д.

    Общий смысл статьи сводится к тому, чтобы разбудить "любопытство" в наших учащихся ко всему, что нас окружает.

Автор Подборская Ольга Леонидовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 293
Номер материала 23544
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓