Главная / Биология / Статья "Дистанционное обучение в старшей школе!

Статья "Дистанционное обучение в старшей школе!

Дистанционное обучение в старшей школе.

Нельзя сказать, что дистанционное обучение — это новое явление в образовании. Уже много лет широко распространено заочное обучение, давно обучает нас и верный друг — телевидение. Но на заре 21 века — века информационных технологий — с появлением сети Интернет дистанционное обучение выходит на качественно новый уровень.Теперь появилась возможность реализовать основные принципы современного образования, определенные ЮНЕСКО: «образование для всех» и «обучение в течение всей жизни».

С переходом на профильное обучение наша гимназия представила возможность каждому учащемуся выбрать свой индивидуальный ученый план. Учеников, которые хотели бы изучать биологию на профильном уровне, оказалось недостаточно, чтобы открыть очную группу. И десятиклассникам предложили заниматься в Московской заочной интернет-школе (Интернет-школа, Просвещение.ru), а мне — роль сетевого преподавателя.

"Дистанционное образование - это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение ..." Bernd Schachtsiek, Президент Европейской ассоциации корреспондентных школ

Исходя из моего опыта работы в системе дистанционного обучения, могу сказать, что для получения успешного результата главным в этой системе является высокая мотивация ученика на «добывание знания»,- это первое, что должно быть сформировано у ребенка, если он выбрал форму дистанционное обучение (ДО). Обучаясь дистанционно, ученик лишен учителя, который, находясь рядом, обязательно бы подсказал, направил, если надо — заставил. Все это теперь ложится на плечи родителей. Их роль -контролировать и помогать ребенку совместно с сетевым психологом и сетевым куратором.

Роль сетевого преподавателя не менее важна для получения хорошего результата. Работаю в Интернет-школе третий год, и, меня, как учителя радуют новые возможности обучения ученика в системе ДО:

  • не только расширение диапазона знаний, но и возможность сравнения уровня знаний учеников учеников своего класса, города, региона, страны (олимпиады, конференции и т.д.);

  • диалог с другими учащимися и преподавателями (форум);

  • создание собственной образовательной траектории обучения;

  • выбор индивидуальной траектории обучения;

  • непрерывное обучение (независимо от болезни, участия в соревнованиях и т.д.)

  • быстрый доступ к различным источникам информации с оперативной передачей любого ее объема и вида (визуальной, звуковой, динамичной, текстовой, графической) на любые расстояния;

  • осуществление контроля с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;

  • осуществление самоконтроля и самокоррекции результатов;

  • визуализация учебной информации в процессе, в том числе, скрытом реальном мире;

  • проведение лабораторных работ в условиях имитации в образовательном ресурсе реального опыта или моделирование эксперимента, который практически невозможно показать в школьной лаборатории (уровень микромира);

  • комфортность условий для творческого самовыражения;

Все эти положительные стороны ДО позволяют формировать моим ученикам ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, проблемную, кооперативную.

А теперь подробно проанализирую содержание профильного курса «биология», который предоставляет Интернет - школа. В основу разработки содержания учебных материалов для дистанционного обучения школьников по биологии положен учебник В.К.Шумного, Г.М. Дымшица, А.О.Рувинского «Общая биология.10-11кл.» издательства «Просвещение» , входящий в Федеральный перечень и рекомендованный для профильного обучения.

Открытая образовательная платформа Интернет-школы «Просвещение.ru», построенная по модульному принципу обеспечивает возможность учащемуся при изучении курса «Биология» строить индивидуальную образовательную траекторию, набирая независимые курсы-модули, с учетом индивидуальных интересов. Гибкость процесса обучения определяется тем, что учащийся не посещает регулярных занятий, а занимается в удобное для себя время, в удобном месте и в индивидуальном темпе в соответствии с индивидуально-ориентированным графиком учебной деятельности. Интерактивность процесса обучения, выражающаяся в постоянных контактах всех участников обучения посредством использования Интернета (форумы, электронная почта), обеспечивает организацию методического сопровождения процесса обучения, заключающегося в координации, руководстве ходом процесса обучения, консультировании по ходу обучения и корректировке индивидуального учебного плана учащихся.

Этап получения информации представлен текстовым изложением материала в сочетании с обширным комплексом мультимедийных объектов (видео- и аудиоматериалов, иллюстрациями, интерактивными картами и таблицами, интерактивными моделями, текстовыми и графическими объектами с дополнительной информацией, словарями терминов и т.д.). Понятийная ступень осуществляется озвученными диктором важнейшими понятиями и положениями курса. Их предлагается прочитать, запомнить и по памяти самостоятельно воспроизвести с помощью микрофона. Программа курса «Биология» составлена таким образом, что наиболее эффективным является комплексное использование представленной информации, дополненное мультимедиа объектами и практическими заданиями и упражнениями, которое реализуется при последовательном прохождении предметов. Благодаря разнообразию мультимедийных компонентов, программа представляет из себя достаточно эффективный механизм (наглядное пособие), способствующий более быстрому запоминанию материала, задействуя не только зрительную, но и слуховую и моторную память.

Этап практических занятий по курсу «Биология» осуществляется путем организации тренинга и закрепления знаний посредством разнообразных интерактивных упражнений. Для всех упражнений существует возможность немедленной проверки с указанием количества и содержания ошибок и правильных ответов, предоставляется возможность повторного выполнения работы. Результаты выполнения упражнений сохраняются и могут быть выведены на экран или печать. В ряде упражнений в случае неправильного ответа, программа дает подсказки: от наводящих вопросов до предложения заново повторить весь материал соответствующей темы (раздела) и (или) демонстрирует правильное решение. Типовые задачи представлены пошаговым решением.

Творческая ступень представлена интерактивными упражнениями, предполагающими моделирование учащимися различных ситуаций (в том числе межпредметные), предлагается возможность работы с различными интерактивными графиками и моделями при условии задания первоначальных параметров; содержащиеся в курсе «Биология» информационные иллюстративные материалы, предоставляют учащимся возможность подготовки различных тематических докладов, рефератов, проектов. Разветвленная система поиска позволяет быстро находить и отбирать нужный материал.

Этап выполнения контрольных работ включает в себя решение тестов, составленных на основе КИМов, включенных в ЕГЭ прошедших лет, а также творческие задания по изученной теме. Контрольные работы, включенные в сетевой учебный курс, являются одновременно контролирующим и обучающим инструментом, так как в содержание каждой тематической контрольной работы включены задания, обобщающие весь учебный материал по пройденной теме. Результаты выполнения сохраняются и могут быть выведены на печать. Ведется статистика выполнения всех упражнений уроков и контрольных работ по каждой теме (уроку).

Эффективность освоения учащимся дистанционного курса по биологии обусловлена тем, что каждый интернет-урок содержит следующие учебные материалы:

    • методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;

    • систему открытого планирования всех тем и разделов урока;

    • последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;

    • терминологический словарь;

    • мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;

    • интерактивные тесты;

    • тренажеры по предметам;

    • лабораторный практикум удаленного доступа;

    • комплексные домашние задания и творческие работы;

    • справочники;

    • богатый иллюстративный материал;

    • архивную и энциклопедическую информацию;

    • библиографические ссылки;

В соответствии с целями и задачами каждого урока учебный материал по курсу «Биология» располагается в соответствии с принятым в Интернет-школе рубрикатором профильных сетевых уроков:

  1. План урока

  2. Авторский текст

  3. Научные основы

  4. Иллюстративные учебные материалы

  5. Тесты «Проверь себя»

  6. Тесты «Готовимся к ЕГЭ»

  7. Важный вывод

  8. Домашнее задание

  9. Практикум

  10. Словарь терминов и понятий

  11. Энциклопедия

  12. Фотоальбом

  13. Школьная галерея

  14. Биографии

  15. Историческая справка

  16. Информация к размышлению

  17. Знаешь ли ты…

  18. Это интересно…

  19. Полезный совет

  20. Типичные ошибки

  21. Разбор заданий Вузовских олимпиад

22.Задания из материалов Вузовских олимпиадсистему поиска информации.

Курс «Биология» ориентирует сетевого учителя, осуществляющего методическое сопровождение учащегося, не только на достижение высокого уровня освоения учебного материала, но и развитие у учащихся таких навыков, как:

  • умение ставить учебную цель,

  • сформулировать информационный запрос,

  • найти адекватные источники информации,

  • грамотно извлекать информацию,

  • владеть приемами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения;

  • использование приобретенной информации и знаний, выработанных на ее основе в собственной письменной речи,

  • развитие визуальной, двигательной и словесно-логической памяти.

Этому способствует методика работы учащихся с дидактическими блоками интернет-уроков. Каждый урок сопровождается ознакомлением учащегося с планом, темами, подтемами и разделами урока.

В рамках изучения курса «Биология» предусмотрена возможность освоения учащимся различных тем не только на уровне, предусмотренном профильным стандартом, но и на более углубленном. Такая возможность реализуется через размещение специальных разделов тем в гиперссылках, которые позволяют учащемуся ориентироваться в учебном материале и самостоятельно выбирать уровень его освоения.

Система оценивания базируется на комплексной задаче максимальной объективизации оценивания учебных достижений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и приоритетов. Именно поэтому в системе присутствует оценивание как в on-line, так и в off-line режимах. Так, проверяя домашние задания, лабораторные и контрольные работы, учитель имеет возможность не только оценить правильность решения задач, но и отметить степень творческого участия каждого ученика, которую он демонстрирует в процессе их выполнения.

Особо существенной является возможность педагога создавать ситуацию успешности для каждого учащегося. В условиях дистанционного образования это достигается путем предоставления учащемуся права осваивать урок заново с условием ротации тестовых заданий. Таким образом, учащийся может достичь того уровня освоения учебного материала, на который он претендует, будучи при этом адекватно оцененным.

Базой для выведения итоговой отметки учащегося по предмету являются:

  • on-line отметки за тесты урока;

  • off-line отметки за домашние задания;

  • off-line отметки за творческие задания;

  • on-line и off-line отметки за контрольные и лабораторные работы.

Такая система оценивания приводит к повышению уровня эффективности учебных занятий.

Методическое и педагогическое сопровождение дистанционного учебного процесса, осуществляемое сетевыми учителями и педагогами-кураторами, является основным фактором управления учебным процессом. Ключевыми направлениями их деятельности являются:

  • координация учебного процесса;

  • контроль за ходом освоения образовательных программ;

  • консультирование учащихся как по вопросам, связанным с построением индивидуальных учебных планов, так и вопросам, возникающим по ходу изучения учебного материала;

  • корректировка (в случае необходимости) индивидуальных учебных планов учащихся.

Формат электронного журнала максимально приближен к формату журналов, используемых образовательными учреждениями. Являясь основным документом, в котором фиксируется образовательная ситуация каждого учащегося, он одновременно является основным открытым информационным средством, которое использует учащийся для выработки своей образовательной стратегии.

Электронный журнал содержат следующие сведения:

    1. По уроку:

  • Прогресс в изучении урока

  • Отметка за тесты урока (заносится автоматически)

  • Отметка за домашнее задание (заносится учителем)

  • Отметка за творческое задание (заносится учителем)

  • 2 отметки за контрольную работу (одна заносится системой автоматически, другая выставляется сетевым учителем)

  • 2 отметки за лабораторную работу (одна заносится системой автоматически, другая выставляется сетевым учителем)

  • Средняя отметка за урок в группе

    1. По курсу:

  • Текущая успеваемость ученика по курсу

  • Текущая успеваемость по курсу в группе

  • Количество пройденных уроков учеником

  • Среднее количество пройденных уроков в группе


Интернет-школа работает в многопользовательском режиме и фиксирует работу всех учащихся, позволяя преподавателю отслеживать результаты выполнения заданий каждым учеником. Наглядная форма представления результатов дает возможность легко оценивать и сравнивать их, определять «слабые места» учащегося и виртуального класса в целом, тем самым, оптимизируя дальнейшую работу.

Итак, дистанционное обучение - это коммуникативное пространство, в котором осуществляются взаимодействия в основных системах «сетевой учитель» и «ученик — ученик» через диалоговое, проблемное изложение материала урока, контроля и самоконтроля за качеством усвоения знаний и уровнем развития умений, функционирование форумов;

  • это информационное пространство, которое включает, как материалы уроков, так и системы ссылок на дополнительную информацию;

  • это пространство, в котором осуществляется обучение биологии с применением эффективных обучающих технологий, основывающихся на реализации деятельностного подхода, предполагающего активную роль ученика в учебном процессе. В условиях возрастающей роли самостоятельной работы учащихся особую значимость приобретают исследовательская, проектная деятельность, мини-исследования, которые предлагают авторы данной системы. Например:

«Пользуясь дополнительной литературой или информацией из интернета, ответьте на вопрос: какими методами пользовались ученые для определения приблизительной даты и последовательности этапов развития земной коры и органического мира»7 Обсуждение этого вопроса может стимулировать интерес учащихся к поиску решения поставленной проблемы и подстегнуть их к активной деятельности.

Специфика дистанционного обучения профильному предмету «Общая биология» позволяет применять методики, отличные от пассивных, - методики активные и интерактивные, определяемые в частности потенциалом дисциплины и важностью задач социализации учащихся, которые способствуют развитию умений находить, получать и анализировать информацию, делать выводы и принимать на их основе решения.

Но, были и сложности в работе педагога ДО. Одной из проблем работы учителя, да и ребенка, в системе является невозможность привычного общения ученика -учителя. Очень часто школьные учителя в классно-урочной системе «по глазам видят» понял ученик материал или нет, выучил основные понятия или не успел. Некоторым детям просто необходимо реальное общение с учителем на уроке. В результате, одна из моих учениц не смогла обучаться в Интернет-школе, именно, по этой причине.

Второй проблемой является проверка знаний учащегося. Если быть точнее, сложность состоит в том, чтобы мотивировать ученика на запоминание основных понятий. Каждый учитель может легко это сделать в классе: достаточно просто провести пятиминутный опрос в начале урока. В случае дистанционной системы обучения ученик, сидя за компьютером, может пользоваться любым справочным материалом, как бумажным, так и электронным. И только очень ответственный, мотивированный старшеклассник сможет заставить себя учить материал, а не просто читать.

Если у ребенка сформирована высокая степень ответственности, если ребенок мотивирован на изучения профильного уровня курса биологии, то результат будет высоким. Что и позволило моим ученикам, из которых 4 -из моей школы и 16 человек из школ края (Очер, Чернушка, Александровск), получить хорошие знания, успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗы.

Мнения учащихся:

1.Брандман Софья (студентка ПГМА-1курс) : «Я считаю, что ДО представляет много возможностей как для дальнейшего поступления в ВУЗ, так и для получения дополнительной информации в интересной и нужной мне области знаний. Работать с компьютером всегда интересно, а в Интернет-школе — тем более»

2.Катаев Сергей ( студент ПГСХА -1курс): «Узнаешь много нового, учишься в удобное для себя время, как только перестаешь учиться, сразу получаешь письмо от преподавателя. И сразу понимаешь — ты на контроле. Твоя учеба всегда в поле зрения, о тебе заботятся.Здорово, что Интернет-школа появилась в моей жизни»

3.Шавкунова Анна (студенка ПГУ, психологический факультет,1курс): «Все здорово, хотя и нелегко. Но как хочется иногда поговорить с учителем, глядя в его глаза»


Статья "Дистанционное обучение в старшей школе!
  • Биология
Описание:

Положительные о отрицательные стороны дистанционного образования старшеклассников на основе образовательной платформы Интернет-школы "Прсвещение.ру" Из опыта работы сетевого преподавателя.Дистанционное обучение обеспечивает возможность учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию, гибкость проесса обучения определяется тем, что обучающийся занимается в удобное для себя время, в индивидуальном темпе. Интерактивность процесса обучения выражается в постоянных контактах всех участников обучения посредством Интернета (форумы).

Автор Рахмангулова Венера Рудольфовна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 495
Номер материала 5355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓