Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия
№1»
Доклад
«Дискуссия как метод подготовки старшеклассников к ЕГЭ
по истории»
Подготовила учитель истории
и обществознания
Ермакова Т.В.
Дискуссия как метод подготовки старшеклассников к ЕГЭ
по истории
О
едином государственном экзамене по прежнему возникает много различных мнений и
споров. Современная школа старается найти различные методы и способы подготовки
старшеклассников к сдаче егэ. Проблема экзамена по истории состоит в том, что данный
предмет являются устным предметом и готовить учащихся следует не только
отрабатывая тестовые задания по алгоритму вырабатывая запоминание, но развивать
навыки исторического описания, анализа и сравнения. Наиболее сложной
методической задачей является развитие у школьников развитие познавательных
действий, необходимых для выполнения заданий части 2. Она решается в процессе систематической
работы по их формированию с помощью различных способов. Универсальным способом,
на мой взгляд, для решения данной задачи является применение на уроках истории
дискуссий.
Слайд № 2
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное
обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.
В методической
литературе существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор,
полемика, дебаты, диспут.
Психологи называют
спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый
защищает свое «я».
Слайд № 3
Выделяются
следующие виды дискуссий:
·
Круглый стол
·
Заседание экспертной группы
·
Форум
·
Симпозиум
·
Дебаты
·
Судебное заседание
·
Мозговой штурм
Наиболее продуктивной, на мой взгляд, и
соответственно чаще применяемая дискуссия является работа экспертных групп с
использованием исторических источников.
Слайд № 4
Необходимо выделить критерии отбора тем для
дискуссий:
·
соответствие теме или блоку тем
·
научность- не стоит брать ненаучные или абстрактные
темы
·
проблемность- должен быть четко выражен вопрос или
противоречие
Слайд №5
Результативность дискуссий очевидна. Умения и
навыки, вырабатываемые дискуссией соответствуют умениям и навыкам необходимым
учащимся для успешного выполнения заданий единого государственного экзамена по
истории части С:
·
подготовка к дискуссия дает возможность заглянуть
в учебник, справочные материалы и др., еще раз закрепив материал, прежде чем
дать ответ;
·
позволяет самостоятельно добывать и анализировать
разноплановую информацию;
·
позволяют сформировать системное видение проблемы;
·
позволяет выделить взаимосвязи событий и явлений, а
так же различные аспекты их рассмотрения ;
·
развивает логику критического мышления;
·
развивает умение конкурировать, вести полемику,
отстаивать свои интересы ;
·
позволяют участникам вырабатывать самостоятельность
оценок.
Слайд №6,7
Для результативности дискуссии я предлагаю
примеры рабочих листов для участников дискуссий.
№1
Дискуссион
ный вопрос
|
Мое
Мнение
|
Мнение
оппонента
|
С чем
я согласен
|
С чем я не согласен
|
|
|
|
|
|
№2
|
Обсуждаемая проблема
|
Обзор
мнений
|
Обзор
фактов
|
Применение
результатов
|
|
|
|
|
Критерии
оценивания дискуссии
критерии
|
1
группа
|
2
группа
|
Степень использования рекомендованных
источников
|
|
|
В ответе отражено свое отношение к теме
|
|
|
Обоснованность и аргументированность точки
зрения и
|
|
|
Умение отвечать на вопросы оппонента,
используя доказательства
|
|
|
Памятка
для участников дискуссии
1. Прежде, чем выступать, определи четко свою
позицию.
2. Внимательно выслушай оппонента.
3. Помни, что доказательством и лучшим
способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
4. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей
и слов оппонента.
5. Доказывая и опровергая, говори ясно,
просто, отчетливо и точно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.