Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыСтатья "Детско-юношеский клуб как средство организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей"

Статья "Детско-юношеский клуб как средство организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей"

Скачать материал

Детско-юношеский клуб как средство организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей.

         Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма.

         Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество[4]. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства.  Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов. Гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан.

         Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:

· комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела;

педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки;

· управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов[5].

         Цель гражданско-патриотического воспитания - создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях[6].

         Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Именно поэтому педагоги дополнительного образования имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся.

         Детский  клуб  «АрхiДея представляет собой диссеминационно- проектную модель  патриотического воспитания: разработка и реализация различных проектов  патриотической направленности; внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.

Название клуба образовано из двух слов: «архи» - важное, главное  и «идея»- основная цель, смысл.

Детский  клуб  «АрхiДея» ставит перед собой следующие задачи:

· разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;

· развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять       гражданские обязанности в мирное и военное время;

· воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;

· создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества в творческих конкурсах.

. воспитать творческую, самодостаточную личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить

Детская организация культивирует и развивает детскую инициативу, активность, личностное самовыражение ребенка в привлекательной социально значимой деятельности; детскую солидарность, помощь и поддержка детьми друг друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности; романтика, беззаветность в служении избранной идее.Надо отметить, что в нашей детской организации идет не только обновление процесса развития, но и происходит актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, патриотизма. Именно в детской общественной организации получает человек свои первые социально значимые роли, берёт ответственность не только за самого себя, но и за уcпex всего дела, которое зачастую важно не только группе детей, но и для целого жилого района, города, области, и даже страны.

         Огромное значение имеют предлагаемые виды и формы творческой деятельности по выбору детей, а также использование мотивации успеха и достижений, тренинговых занятий, ситуации размышления и восприятия информации в форме лекций, сообщений, бесед, экскурсий, конференций, творческих встреч, культпоходов; ситуации формирования суждения, отношения, способности к общению (дискуссии, свободный диалог, ролевые игры, круглые столы, коллективное планирование); ситуации, требующей ответственности, способности к принятию решений (деловые игры, работа в микрогруппах,  практикумы); ситуации успеха, признания достижений (конкурсы, выставки, игры, смотры, фестивали).

         Уверена в том, что патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, забота об улучшении своей и окружающей жизни, самодеятельность и творчество, стремление нести радость людям и самосовершенствоваться, коллективизм и товарищество, гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой товарищеской требовательностью к человеку, умная игра и активность - вот что  лежит сегодня в основе детской организации как образа жизни, активной жизненной позиции человека, системы качеств юных граждан России, фактора социального становления личности ребенка.Практика участников нашего клуба дает тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализовываться в условиях постоянно меняющегося социального пространства.

 Направления работы по развитию патриотизма участников клуба:  военно-патриотическое, культурно-историческое, духовно-нравственное, социально-патриотическое.

Ожидаемый результат гражданско-патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.

Методы патриотического воспитания:

1) Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия.

2) Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском;  поощрение, похвала, награда.

3) Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример.

Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности:

o    · организация поисковой работы;

o    · изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;

o    · организация детских творческих конкурсов, участие в мероприятиях, организация и проведение концертов и т д.

В системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.

         Принципы реализации  программы дополнительного образования  военно-патриотической направленности: гражданственность; общенациональность; веротерпимость; приоритетность общественно-государственных интересов над личными; преемственность исторического и культурного наследия России, её духовно-нравственных ценностей и традиций, в том числе и воинских традиций; гуманизм; многообразие видов, форм, методов и средств; адаптивность; постоянное совершенствование; тесная и неразрывная связь с другими видами обучения и воспитания.

         Особенности реализации программы  военно-патриотической направленности в клубе:  добровольный выбор обучающимися деятельности по интересам, по формированию своего профессионально-личностного и гражданского самоопределения. Кроме того, организация работы в клубе  отличается практико-ориентированным, деятельностным подходом. Основными формами реализации образовательной программы клуба являются проектная деятельность и мастер-классы. Проектная деятельность – это социальные проекты и проекты по дизайну национальных костюмов, созданию и исполнению народных танцев, композиций с учетом народного творчества. В современных условиях программы дополнительного образования военно-патриотической направленности являются для подростков школой гражданского становления, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан.

Очевидно и то, что в нашем многонациональном государстве среди молодежи во многом утрачено истинное значение самого понимания сущности интернационализма, напротив насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, не везде созданы условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. Одним из современных вариантов решения данной стратегической задачи являются программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности, сориентированные на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, подготовку к службе в армии и т.п.

 

Используемая и рекомендуемая литература

1.     Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурйой деятельности в системе патриотического воспитания учащихся. Дисс. . канд. пед. наук. Тамбов, 2004. - 214 л.

2.     Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Дисс. . докт. пед. наук. Якутск, 2002. -351 л.

3.     Алиева Сарият Адзиевна. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2002 164 c. РГБ ОД, 61:02-13/1464-6

4.     Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Беседа с зам. пред. ком. Гос. Думы РФ по обороне//Военное обозрение. 2003. - № 1. - С. 2.л

5.     Быть достойным: Программа гражданского и патриотического воспитания подростково-молодёжного клуба "Заречье плюс"

г. Тулы//Воспитание школьников. 2003. - № 2. - С. 37-45.

6.     Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития//Воспитание школьников. - 2002. -№7. - С, 8.

7.     Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс. . докт. пед. наук. М., 2001. - 396 л.

8.     Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. СПб, 2005. - 177 л.

9.     Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». М.: Аркти, 2003. - 166 с.

10. Коробанов В.А. Патриотическое воспитание молодёжи в условиях политической трансформации российского общества. Дисс. . канд. полит, наук. Саратов, 2005. - 184 л.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Детско-юношеский клуб как средство организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 773 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.12.2014 485
    • DOCX 25.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алейникова Анна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алейникова Анна Николаевна
    Алейникова Анна Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 38119
    • Всего материалов: 60

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 398 человек из 63 регионов

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов