Кириллова Елена Александровна,
магистр, преподаватель ГБОУ СПО МО БПЭК
Десять
рекомендаций педагогам при обучении студентов с аутизмом
Вокруг так много дезинформации и мифов в отношении людей с
инвалидностью, и это относится и к аутизму. Давайте рассмотрим десять пунктов
для лучшего понимания и общения со студентами с аутизмом, чтобы развеять
некоторые мифы о таких людях.
1. Люди с инвалидностью — это не веселые, радостные вечные дети
или «ангелы среди нас». Люди с инвалидностью — это люди.
Это значит, что они испытывают весь спектр человеческих эмоций,
включая те, что вызывают дискомфорт, например, гнев или грусть. Некоторые из
них в целом жизнерадостные, точно так же, как есть в целом жизнерадостные люди
без инвалидности, но некоторые из них растерянные, злые, полные ненависти,
склонные к манипуляциям и так далее. Аутичные дети демонстрируют неуместное и
нежелательное поведение точно так же, как и типичные дети.
2. Всегда предполагайте, что они понимают все, что вы говорите в
их присутствии, хотя бы потому, что это может быть правдой.
Я слышала, как учителя и родители обсуждали ребенка, как будто
его не было рядом. Не педагогично. Особенно в случае аутизма, так как некоторые
дети с аутизмом могут понимать все, что вы говорите, даже если у них нет
способов для самовыражения. Многих способных детей ошибочно считали умственно
отсталыми. Годами родители и учителя говорили о ребенке так, как будто его не
было рядом… а он все понимал. И ему было больно. Но, в отличие от типичного
ребенка, он не мог выразить эту боль.
3. Делайте все возможное, чтобы обращаться с ними в соответствии
с их возрастом.
Им нравится, когда с ними обращаются как с разумными и
интеллектуальными индивидами. Если вам кажется, что вам нужно говорить с
ребенком «как с маленьким», чтобы он вас понял… то лучше попробуйте музыку,
танцы, жестовую речь, коммуникацию изображениями, спорт, письменную речь… и так
далее.
4. Пожалуйста, уменьшайте шум… и не только звуковой шум.
Существует зрительный шум, обонятельный шум, мысленный шум и
тактильный шум. Если ваш кабинет освещается флуоресцентными лампами, то
используйте специальные синие покрытия, которые можно заказать в Интернете.
Используйте ковровые покрытия. Линолеум отражает свет и по нему может быть
трудно ходить. Повседневные школьные принадлежности (точилки, клей, краски)
могут вызвать сильную реакцию у людей с аутизмом. Никогда не задавайте больше
одного вопроса одновременно. Из-за этого у них в голове получается
нагромождение мыслей, которые сталкиваются, и ни одна так и не достигает их
рта. Наконец, предложите уголок для сенсорного отдыха, темный и тихий, где
ребенок может раскачиваться на стуле, полежать на мешке или под утяжеленным
одеялом или покружиться на месте.
5. Предложите столько способов коммуникации, сколько сможете
придумать!
Устной коммуникации недостаточно. Для одних выходом является
печать на компьютере. Для других детей это может быть искусство, спорт, система
коммуникации PECS, жестовый язык, движения, определенные виды музыки, дизайн
или строительство из кубиков… Вы можете обнаружить, что вы можете найти подход
к ребенку с помощью его предпочитаемого метода самовыражения.
6. Всегда предполагайте наличие интеллекта. Вы слышали? ВСЕГДА
предполагайте наличие интеллекта.
7. Рисуйте образ человека, а не инвалидности.
Вместо того, чтобы описывать детей как: «Михаил —
низкофункциональный аутичный ребенок», попробуйте лучше: «Михаил — аутичный
ребенок (или мальчик с аутизмом, как вы предпочитаете) с низким уровнем
экспрессивной, но высоким уровнем рецептивной коммуникации, которому нравится
кружиться на месте, и который одержим историей и танками».
8. Рутина, рутина и еще раз рутина.
Если бы вы жили в таком запутанном мире, каким он предстает им,
то вы бы тоже стремились к тому, чтобы все было максимально предсказуемым. Если
что-то вроде утренней линейки всегда проходит в школе одинаково, а потом вдруг
меняется, то это все равно, если бы вы не смогли выпить с утра кофе, как
обычно, при этом вам бы пришлось ехать на работу совершенно другим маршрутом,
парковать машину в совершенно другом месте, а занятия вести в новой аудитории.
Вы тоже будете расстроены! И ребенок, у которого мало способов коммуникации, в
отличие от вас не может сказать: «Эй, не круто, я сейчас на взводе». Для этого
у него есть только поведение. Визуальное расписание — это ОЧЕНЬ важно для детей
с РАС. У них такие расписания даже по квартире расклеены, только не с
картинками, а со словами.
9. Будьте осторожны в своих ожиданиях от ребенка, который
говорит не на «родном языке».
Некоторые в основном печатают на компьютере. Но вы не можете
ожидать от них того же уровня глубокомысленности, когда они говорят устно.
Представьте, что вам придется всю жизнь писать не вашей ведущей рукой. Для них
это может быть — устная речь или наоборот. Будьте терпеливы. Они учатся, и они
могут добиться прогресса, но им нужна ваша вера в них и ваше терпение.
10. Хвалите их, когда они заслуживают похвалы, но не за каждый
чих, иначе это становится бессмысленным.
Опирайтесь на их сильные стороны, когда вы работаете над их
слабостями. Они гордятся собой, когда они добиваются успеха, так что помогите
им увидеть, на что они способны и кем могут стать! Научите их мечтать!
Удачи!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.