Научно-практическая педагогическая
конференция
"Знаменские чтения -
2013"г Сургут
электронный журнал
Легович Маргарита Владимировна
Тюменская область,Россия
МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Методист по науке, учитель математики,
Аспирантка кафедры педагогики и
психологии АПК и ППРО(г.Москва)
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД ПРИ ВОВЛЕЧЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ
В статье рассматривается
аксиологический подход в системе работы школы по организации педагогического
взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Ключевые
слова:
Аксиологический подход, процесс
освоения ценностей, цели воспитания , составлением прогноза развития
ребенка, технологии взаимодействия школы и семьи, гуманистическое
взаимоотношение родителей и детей
Как самостоятельная область
философии аксиология выделяется в период ослабления власти церкви, после
Возрождения, когда стало позволительно обращать внимание на расхождение
человеческих устремлений и реальной жизни. Аксиологический подход (В.А.
Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов,
Н.Е.Щуркова, Е.А. Ямбург). В основе этого подхода лежит философская теория
ценностей, которая оформилась как самостоятельная научная дисциплина во второй
половине XIX в., а
в XX в. произошло широкое обращение
к теории ценностей в разных сферах научной мысли, и в том числе в педагогике, в
частности, в теории воспитания.
Для воспитания в рамках
аксиологического подхода чрезвычайно важно понимание того, что мир ценностей
объективен, это — сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества.
Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание
учит подрастающее поколение решать проблему "как жить". Однако
ценности имеют и личностные проявления, ценностные ориентации (установки,
убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). Именно ценностные
ориентации детерминируют отношение личности к окружающему миру и самой
себе.
Воспитание в системе
педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей, их
интериоризации. Он включает несколько этапов:
• предъявление ценности в
реальных условиях воспитания;
• ее первичное
оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной
ценности;
• выявление смысла
ценности и ее значения;
• принятие осознанной
ценности;
• включение принятого
ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения
воспитанников;
• закрепление ценностного
отношения в деятельности и поведении воспитанников.
Одним из самых сложных
вопросов воспитательной практики вообще, и в рамках аксиологического подхода в
частности, является вопрос о том, как выражается ценностный результат
воспитания. Существует несколько позиций в этом вопросе.
1. Освоение ценностей
напрямую зависит от их осознания воспитанниками. Такая позиция тяготеет
к "познавательным" (эпистемологическим) формам воспитательной
деятельности: разъяснениям, беседам, дискуссиям.
2. Степень освоения
ценностей проявляется только на уровне мотивов социального поведения. Воспитатели,
стоящие на этой позиции, активно организуют собственную деятельность
воспитанников, создают ситуации выбора, побуждения их к инициативным
проявлениям и ответственности.
3. Результат воспитания
на аксиологическом уровне связан с ценностным отношением воспитанников.
Ценностное отношение имеет трехкомпонентную структуру:
• когнитивный компонент —
понятия и представление о той или иной стороне жизни;
• эмоционально-оценочный
компонент — переживание данного события, явления, его оценка;
• поведенческий компонент
— опыт действий, умения, навыки, поведенческая готовность к определенным
социальным действиям.
"Воспитанные дети —
это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять
ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с
миром на уровне ценностей, ...поэтому способные самостоятельно выстраивать
собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте
которой они родились" [4, с. 19—20].
Но теоретики
аксиологического подхода осторожно обходят принципиальную проблему: систему,
каких ценностей должно осваивать современное отечественное воспитание в
качестве своего содержания? Одни авторы предлагают ориентироваться на
глобальные ценности: Природа, культура, любовь, семья, труд, свобода, другие
оперируют наименованиями качеств личности: духовность, творчество,
сотрудничество, ответственность, толерантность, гуманизм. Наконец, третьи
апеллируют к гуманистической философии, где достигнуто согласие, что подлинно
человеческое определяется тремя главными ценностями — Истина, Добро, Красота,
которые взаимно дополняют и взаимно обусловливают друг друга. Парадоксальность
ситуации состоит в том, что общественное сознание уже признает неизбежность
пересмотра старого социокультурного содержания воспитания, а современная
педагогика еще не готова выстроить принимаемые всеми ценностные воспитательные
ориентиры.
Все
ценности в совокупности дают возможность сформулировать цель.
Важно
прояснить сходство и различие в употреблении понятий ценности и цели — эти две
категории часто упоминаются вместе. Цель (от греч. «телос» — результат,
завершение) — осознанное предвосхищение результата деятельности. В самом общем
виде цель можно определить (вслед за Аристотелем) как «то, ради чего». Высокая
значимость (ценность ) какого-то объекта в глазах данного человека может
побудить его стремиться к обладанию им, т.е. поставить перед собой такую цель.
Таким образом, ценность как переживаемое отношение и цель как предвосхищенный
результат деятельности могут замыкаться на одних и тех же объектах, но
располагаются в различных плоскостях рассмотрения.
Человек
может ставить себе цели и порой делает это, но по отношению к ценностям
личности его цели занимают подчиненное положение, как в свою очередь средства
по отношению к целям. Личность скорее ощущает свои ценности, нежели сознает
свои цели. В процессе развития она вырабатывает ценности, нормы и идеалы,
которые и определяют (вместе с совокупностью обстоятельств внешнего окружения)
ее путь.
В
истории педагогики цели воспитания рождаются в бесконечных спорах о том,
что такое воспитанный человек, каким он должен быть.
Древние
мыслители полагали, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей:
Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств; Аристотель –
воспитанию мужества и закаленности (выносливости), умеренности и
справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. По мнению Я.А.
Коменского, воспитание должно быть направленно на достижение трёх целей:
познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой
(нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание). Дж.
Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека,
«умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно». К. Кельвеций утверждал,
что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть
выражена как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и
счастью наибольшего числа граждан. Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях
подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям. И. Песталоцци говорил,
что цель воспитания – развить способности и дарования человека, заложенные в
него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить
гармоническое развитие сил и способностей человека.И. Кант возлагал на воспитание
большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к
завтрашнему дню.И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие
интересов, направленное на гармоническое формирование человека.По мнению К.Д.
Ушинского, воспитанный человек – это, прежде всего человек нравственный: «Мы
смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную
задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение
головы познаниями».[1.c 27-30]
Следует
отметить, что в современной педагогике проблема целей воспитания является
дискуссионной. Ни одно из существующих определений цели воспитания не
представляется исчерпывающим. В различных педагогических концепциях цель
воспитания трактуется в зависимости от сознательно – философской позиции
авторов.
Итак, идеальная
цель воспитания отражает соответствие идеалу
воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность.
История
развития человеческого общества показывает, что в одном человеке реально не
могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности. Идеальная цель
воспитания помогает человеку сформулировать задачи воспитания в разных
направлениях многогранной личности.
Если
существует идеальная цель воспитания, то, вероятно, должна существовать и
реальная цель, т. е. такая цель, которая может быть осуществлена, реализована в
конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Иначе вопрос о
воспитании подрастающего поколения не мог бы быть поставлен. Реальные цели
воспитания, в отличие от идеальных, не являются раз и навсегда заданными. [3.c
35-37]
Чтобы воспитать у
выпускника развития потребности и способности личности к самопознанию,
самоактуализации, самореализации, само развитие и самосовершенствование –залог
успеха выпускника школы. Именно классный руководитель совместно с родителями
могут и должны учить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности,
навыкам целеполагания и самоорганизации. За период работы педагог может
выпустить не более 5 выпусков (это старшее звено 5-11) и 8 выпусков(1-4классов)
За время моей работы 4 выпускных класса как классного руководителя. Вот уже
второй выпуск (а в этом году они в 11 классе ) мы начинаю работать заранее т.е
со 2 класса как с подшефным классом при этом помогает более раньше узнать детей
и родителей ,а в тоже время у учащихся шефского класса формируются
организаторские, заботу о младших и другие качества.
И
родители приводя ребенка в 5 класс будут спокойны – зная при этом кто будет
классным руководителем . В пятом классе мы начинаем планирования с того каким
хотят видеть родители своего ребенка в 11 классе исходя из желания родителей и
детей мы совместно составляем перспективное развитее на 7 лет, за тем разбивая
на блоки 5-6 класс( по возрастным особенностям)7-8 классы, 9-10классы, и 11
класс.
Конкретно, что мы хотим видеть в детях, какие качества на данный период должны
быть выработаны за период 5-6 класс и конечно учитывая, что нам рекомендует
школа, район, государство. Это делает не отдельная группа детей и не спускается
свыше, и не рекомендуется родительским комитетом, а это класс разбивается на
группы (которые состоят из родителей и детей) и создаются проекты плана работы
и происходит защита данных проектов. Родители и дети с удовольствием принимают
участие, планируя при этом совместное проведение мероприятий. При таком
планирование родители не самоустраняются и не обсуждают школу и не становятся
наблюдателями, а являются активным участником, и болеют не только за своего
личного ребенка, а за коллектив в целом и за школу, в общем. Рассматривая
таким образом планирование происходит саморазвитие самих родителей, накопление
и обмен опытом. Дети в 5-6 классах очень хотят общаться с родителями, но в
данный период родители считают, что ребенок вырос и стал самостоятельный и
самоустраняются от какой-то совместной деятельности, забывая о том, что именно
сейчас они необходимы для развития дальнейших навыков. А к 7-8 классу после
подхода самоустранения начинаются проблемы переходного периода, но когда в 5-6
классах дети проводили много мероприятий и родители активно принимали участие в
творчестве класса, школы. Автоматически родители остаются с детьми они больше
им доверяют, советуются и видят в них соратника, не стесняются своих родителей.
[2,c.41]
В 9-10класс помогают подготовится к экзаменам и переходят на новый виток
взаимоотношений родители воспринимаю уже детей как взрослых и равных при этом
обучая своих повзрослевших детей.
11 класс- это
итоговый класс где подводятся итоги ,где видна должна быть самостоятельность
желание самосовершенствоваться и мы видим плоды своего нашего труда.
В
чем плюс аксиологического подхода, не все ложится на плечи классного
руководителя, а работа распределяется по всему коллективу как ученическому, так
и родительскому. Конечно, ты являешься основным куратором событий, но это не
сложно. И когда наблюдаешь за полученным результатом, становится приятно и
гордо как родителям, так и нам педагогам и не стыдно за свой проделанный труд.
Выпускник выходит приспособленный к жизни и старается проводить активный образ,
активную позицию. Таким образом, понимание педагогической общественностью
значимой роли семьи в процессе воспитания и развития личности ребенка позволяет
совершенствовать этот процесс путем содействия в решении воспитательных
образовательных проблем, направленного на становление гуманистических
взаимоотношений родителей и детей.
Литература:
1.
Розин В.М.философия
образования: предмет, концепция,осн.темы и направления изучения/Философия
образования для ХХI века.-М: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов,2009г.
4.
Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.