Главная / Классному руководителю / Статья Взаимодействие учителя и семьи по воспитанию младших школьников

Статья Взаимодействие учителя и семьи по воспитанию младших школьников

Взаимодействие учителя начальных классов и семьи по воспитанию младших школьников

Учитель истории

МБОУ СОШ № 20, г. Краснодара

магистрант Куб ГУ, Булгакова Т.Н.

научн. консультант, д.п.н. Микерова Г.Г.


Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ученика, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у младшего школьника тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество семьи и школы – это результат целенаправленной и длительной работы учителя начальных классов. Оно, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания учащегося. Семья рассматривается как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин.

  • Однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сестрами и братьями.

  • Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются невостребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек.

  • Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые предполагают, что воспитывать ребенка надо, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».

  • Осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и т.д.).

  • Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или остросюжетного характера (в виде различных сериалов), а общением с детьми, т.е. на их воспитание, не остается времени.

Учитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются:

  • по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;

  • по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей);

  • неполная семья: только один из родителей воспитывает ребенка;

  • внебрачная семья: когда женщина рождает и воспитывает ребенка, не зарегистрировав брак. Исследования психологов, социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная; средняя; негативная или скандально-раздражительная.

Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей: гармоничная; распадающаяся; распавшаяся; неполная.

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные». Их признаки:

  • в «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;

  • «формально благополучные»: благополучие нередко несет видимый характер и определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;

  • «неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания – постоянные окрики, наказания детей. Создается надлом в душе ребенка, это делает его ущербным, он не может найти свое место в семье, в потом и в жизни;

  • рождается новый тип семьи «новых русских»: высокообеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Основными формами работы школы с семьей являются групповые и индивидуальные. К индивидуальным формам относятся беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи. Учителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены или спланированы) необходимо готовиться.

Посещение семьи как форма работы с родителями сегодня необходимо. С одной стороны, учитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, но по возможности может влиять на их улучшение. Но, с другой стороны, в этой форме можно увидеть вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике учитель, классный руководитель использует эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия: 1) не приходить в семью без предупреждения; 2) не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным); 3) не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить?»); 4) нельзя вести беседу в агрессивных тонах; 5) не поучать родителей, а советовать; 5) желательно вести беседу при ученике, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ученика, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).

Среди групповых форм наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Совместная деятельность педагогов, родителей и школьников может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.





Статья Взаимодействие учителя и семьи по воспитанию младших школьников
  • Классному руководителю
Описание:

Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ученика, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению  друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у младшего школьника тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Автор Булгакова Татьяна Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 542
Номер материала 50482
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓