Главная / Биология / статья " Рефлексия на уроках биологии"

статья " Рефлексия на уроках биологии"

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Писаревская Галина Афанасьевна,

МКОУ « СОШ № 5 города Ершова» Саратовской области

учитель биологии.

Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Виды рефлексии:

  • рефлексия эмоционального состояния и настроения;

  • рефлексия деятельности на уроке;

  • рефлексия содержания учебного материала

Классификация рефлексии.

По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.

По цели выделяют 3 группы рефлексии.

Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно – дискомфортно); Является средством самопознания.

Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, в конце урока, чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.

Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При взаимодействии с обучающимся, учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии.

физическую (успел – не успел, легко – тяжело)

Сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).

В зависимости от способов её проведения это может быть анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

По форме деятельности классифицируется как:

Фронтальная (выборочная)

Индивидуальная - формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

Групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал Никита», «Какую помощь в работе оказала Лена»).

Коллективная.

Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика - это 50% успеха урока.

Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

На уроке биологии можно использовать различные способы диагностики интереса учащихся.

Например, для определения уровня понимания материала подойдет такой вариант рефлексии:

3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно; 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен; 1 балл - я не все понял, но мне было интересно; О баллов - я ничего не понял и скучал на уроке.

Можно использовать ассоциацию с погодой (солнечная, дождливая), с цветом (желтый, синий, красный), с выражением лица человека.

Данная рефлексия позволяет определить внешнюю сторону результатов работы. Рефлексия должна обязательно дополняться анализом работы, он может быть устным и письменным.

Для проведения самоанализа предлагается следующие вопросы:

1.Какие цели стояли перед Вами при изучении темы « Строение клетки»?

2.Какую главную проблему Вы решали, изучая данную тему?

3.Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?

4.Какие выводы Вы сделали, изучая строение клетки?

5.Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?

6.Проведите рефлексию.

7. Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

Данный вариант помогает не только ответить на вопрос: «Что хорошо, а что плохо на уроке?», но провести качественный анализ урока. Не все ученики сразу начинают хорошо анализировать свою работу. Но сочетание письменного анализа, когда ученик один на один со своими мыслями, с устным анализом, когда возможна помощь класса, позволяет отработать в течение определенного времени умение анализировать работу.

Свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы ребята оценивают при подведении итогов работы. Уч-ся высказывают одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана» на доске: 1) сегодня я узнал…, 2) было интересно…, 3)было трудно…, 4)я выполнял задания…, 5) я понял, что…, 6) теперь я могу…, 7) я почувствовал, что… , 8) я приобрел…, 9) я научился…, 10) у меня получилось …, 11) я смог… , 12) я попробую…, 13) меня удивило…, 14) урок дал мне для жизни…, 15) мне захотелось…

Прием «Плюс – минус - интересно» позволит учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕССНО




Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Применяться как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Например:

1. Ткани

2.Покровные, основные

3.Выполняют, защищают, придают

4 защищает растения от внешней среды

5. группы клеток

Прием «Кластер (развивать мыслительную деятельность)

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

Н-р: Микроскоп ( штатив, объектив, зеркало, предметный столик, винты, окуляр).

Клетка (микроскоп, ядро, вакуоли, хлоропласты, поры, ядрышко, цитоплазма, оболочка)

Таблица - фиксация знания и незнания о каком- либо понятии

С этой таблички можно начать актуализацию знаний по определенной теме.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

клетка

органоиды клетки

Химический состав клетки: вода, мин. соли

Какие еще хим. Элементы входят в состав клетки

«Перепутанная мозаика» способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.

Даны несколько слов. Надо их объединить по соответствующим группам.

Грибы, цитоплазма, квас, лисички, ангина, спора, кокки, мукор, жгутик, грибница и т.д.

«Двухчастный дневник»

В одной графе – предмет рефлексии, в другой - комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ.

Работа

Результат

 

 

 Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения) можно использовать на обобщающих уроках

бактерии –древнейшие обитатель нашей планеты

бактерии размножаются спорами

бактерии обогащают почву фтором

бактерии не используют для очистки сточных вод

Таблица вопросов

Вопросы

бактерии

грибы

Питание



строение



размножение



Цветограмма ( надо нарисовать определенного цвета цветок или флажок)

РТ стр. 25 упр. 36

Заполнить схему упр. 37 на стр. 25

Дополнительное задание кроссворд




Синий- у меня все получилось, уверенность, спокойствие

Желтый – у меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил

Красный – у меня не получилось, мне нужна помощь

(Можно использовать дерево успеха, на которое уч-ся помещают листики синего, желтого или красного цвета)

Прием «Знание о незнании» не только учит школьников размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный жизненный опыт, анализировать его на этапе изучения нового, когда известно лишь направление или общая тема ypока. Следует попросить учащихся сформулировать незнание с помощью семи основных вопросов: «что?», «как?», «где?», «когда?», «почему?», «если?», «какие?»

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

 Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Прием «Отсроченный контроль» учит школьников анализировать собственные действия. Самостоятельная работа ученика проверяется без выставления оценок, но с пометками на полях ошибок, которые он ищет и исправляет сам. Уметь проверить собственную работу т важно для будущей учебной деятельности. Кроме того, применение этого приема способствует развитию усидчивости и концентрации внимания.

Учение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению"

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.

Список использованной литературы:

  • Газета «Первое сентября»  http://ps.1september.ru/

  • А. Г. Каспржак «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г

  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004

  • Л.А. Медникова «Рефлексивная деятельность школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008

  • Педсовет Статья "Технология критического мышления на уроках биологии.

  • Учителький портал :Использование технологии "развития критического мышления" на уроках биологии   

  • Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/













статья " Рефлексия на уроках биологии"
  • Биология
Описание:

Особенностью государственного стандарта является ориентация на универсальные учебные действия, одним из которых является рефлексия.В работе описаны виды и классификация рефлексии. Описаны методы и приведены примеры некоторых тем с использованием рефлексии.  например: фразы из рефлексивного экрана, прием кластер, таблица - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии, перепутанная мозайка, двухчастный дневник, цветограмма, прием синквейна, пантомима. Рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнпруживать незнание в своих знаниях.

Автор Писаревская Галина Афанасьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 3779
Номер материала 2893
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓