Главная / Директору-завучу / статья "Реализация проекта «Безграничные возможности особого ребенка» по созданию специальных условий для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

статья "Реализация проекта «Безграничные возможности особого ребенка» по созданию специальных условий для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Воршевская М.Л.- директор

Абакумова Н.А.- заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МКОУ № 365


Реализация проекта «Безграничные возможности особого ребенка»

по созданию специальных условий для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. При включении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в общеобразовательные организации остро встает вопрос создания всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Опыт создания в коррекционном образовательном учреждении среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям данной категории детей, может быть полезен руководителям образовательных организаций, в том числе реализующих инклюзивную практику.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад VI вида № 365» (далее МКОУ) Сормовского района города Нижнего Новгорода было организовано в 1992 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением опорно- двигательного аппарата (в том числе с детским церебральным параличом). За годы функционирования и развития образовательного учреждения педагоги накопили значительный опыт организации реабилитационного маршрута для каждого ребёнка.

В течение последних лет (2008-2013 г.) в образовательном учреждении был разработан командой администраторов и реализовывался командой всех субъектов образовательного процесса проект инновационной деятельности «Безграничные возможности особого ребенка», основу которого составляли содержательные модули.

Структура проекта инновационной деятельности

Модуль 1 - Доступная среда жизнедеятельности обучающихся и воспитанников с НОДА

Модуль 2 – Учебно-методические комплексы для обучающихся и воспитанников с НОДА

Модуль 3 – Воспитательное пространство макро и микро-социума для обучающихся и воспитанников с НОДА

Модуль 4 – Психолого – медико – педагогическое сопровождение детей с НОДА

Модуль 5 – Включение семей обучающихся и воспитанников в образовательный маршрут

Результатами работы команды педагогов и медицинского персонала стала модель образовательной организации, интегрирующая условия для получения образования всеми детьми с НОДА с учетом специфики их нарушений. Безусловно, основополагающим является модуль «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации» , результаты реализации которого мы и рассмотрим подробнее.

Основание разработки модуля. Необходимыми условиями психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся на протяжении всего периода обучения являются наличие в штатном расписании (или по договору) специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью и привлечение специалистов к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

Характеристика модуля. Создание в образовательном учреждении психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)- одна из моделей психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

-Цель, задачи, структура, особенности организации деятельности ПМП консилиума конкретного ОУ определяются Положением «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», разрабатываемым каждым ОУ самостоятельно на основе документов Министерства образования РФ , региональных положений о консилиумах;

- ПМПк является основной формой организации коррекционной работы в учреждении, результатом работы ПМПк является проектирование индивидуального коррекционного маршрута, основная цель которого - построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями;

-комплексный индивидуальный план оздоровительной и коррекционной работы- это документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования;

- ПМПк решает задачу оценки и корректировки педагогического маршрута каждого воспитанника, отвечает за его исходящие психолого-педагогические характеристики;

ля оценки эффективности коррекционно-образовательной работы применяется психолого-педагогический мониторинг.

Практическая направленность, результаты. Диагностическое направление- основное в работе консилиума. Специалисты ОУ, используя специфические методы обследования, определяют уровень развития ребенка и предлагают актуальные для него методы коррекционно-развивающей работы.

- Плановый консилиум по результатам первичной диагностики (в сентябре) определяет коррекционный маршрут каждого ребенка, на нем определяются программы обучения, принимаются индивидуальные коррекционные задачи. На время подготовки диагностических материалов , при обсуждении коллегиального заключения на каждую группу воспитанников и обучающихся назначается ведущий специалист- обычно это учитель-дефектолог. В ходе обсуждения определяются ресурсы развития каждого ребенка, согласовываются цели, задачи, планируется совместная деятельность для усиления эффекта взаимодействия, кроме того, формируется комплекс рекомендаций специалистов друг другу, родителям, воспитателям. В ходе совместного обсуждения трудностей происходит обогащение специалистов знаниями из смежных дисциплин, формируется интегративное понимание природы и механизмов трудностей развития;

- В ходе углубленной диагностики детей группы риска на заседании ПМПк по результатам промежуточной диагностики (в январе) уточняются, корректируются задачи индивидуального сопровождения, принимаются вопросы о направлении детей «группы риска» на районную психолого-медико-педагогическую комиссию.

- Итоговая диагностика (май) фиксирует результаты коррекционно-развивающей работы, результаты реализации индивидуального маршрута каждого ребенка.

- Важную роль в обеспечении эффективности деятельности ПМПк играет тесное сотрудничество специалистов консилиума с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) – взаимодействие осуществляется при решении вопросов комплектования учреждения , сопровождения детей со сложной структурой дефекта (консультативная помощь специалистов ПМПК), продолжения дальнейшего обучения выпускников детского сада и начальной школы; повышения квалификации специалистов коррекционного блока .

Инструментарий мониторинга результативности включает в себя

- банк подобранных диагностических методик, разработанных или адаптированных специалистами к условиям образовательного учреждения, которые аккумулированы в «Картах речевого развития « и «Картах интеллектуального развития», составленных для каждой возрастной группы;

Контроль за работой консилиума обычно осуществляет администратор, имеющий дефектологическое образование.

Системная контролируемая работа консилиума образовательной организации обеспечивает индивидуализацию образовательного и восстановительного процессов, позволяет достичь планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования максимальным количеством обучающихся.


Дополнительную информацию о реализации содержательных модулей проекта желающие могут получить по адресу: 603128, г.Нижний Новгород, улица Баренца, 4 «а», МКОУ № 365, тел./факс (831) 2264785, (831) 2275430 , e-mail: mou365@mail.ru



статья "Реализация проекта «Безграничные возможности особого ребенка» по созданию специальных условий для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
  • Директору-завучу
Описание:

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. При включении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  (НОДА) в общеобразовательные организации остро встает вопрос создания всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Опыт создания в коррекционном образовательном учреждении среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям  данной  категории детей, может быть полезен руководителям образовательных организаций, в том числе реализующих инклюзивную практику. 

Автор Абакумова Наталья Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 797
Номер материала 44356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓