Главная / Школьному психологу / Статья "особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению"

Статья "особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению"



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18им.А.П.Ляпина ст.Урухской»









Особенности социально-психологической

адаптации первоклассников

к школьному обучению






Работу выполнила

учитель начальных классов

Вилкова О.Н.






2014

Особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Как известно, при поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта - складывающиеся в школьном коллективе межличностные отношения. Это так называемая «скрытая программа социализации, благодаря которой развивается эмоциональная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.

С первых дней пребывания в школе первоклассник включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Рассмотрим этот процесс подробнее.

Взаимоотношения между сверстниками теперь тоже существенно отличаются от тех, которые складывались в группе детского сада. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителем его поведения и успехов в учебе. Совместное участие в обязательной деятельности в то же самое время порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности. Здесь по-новому начинают развиваться способности к сотрудничеству, товарищество. Здесь обязательно возникнут отношения соревнования и появятся связанные с этим переживания и поступки. Именно в школе произойдет многое, что может пройти незамеченным для учителя, но определит психическое состояние ребенка. Бывшие лидеры из дошкольного детства могут занять низкое статусное положение в классе, бывшие непринимаемые тихони и неумехи могут стать любимыми и уважаемыми. В первые дни все дети переполнены радостью начала новой жизни. Они верят, что они хотят учиться. Они хотят признания как ученики. Они жаждут оценки их знаний.

Ребенок, как мы уже знаем, стремится утвердить себя среди других детей. Раньше он это делал в игре. Теперь он начал учиться. Задача учителя первого класса в том и состоит, чтобы научить каждого ребенка учиться - учить себя. И это нужно делать без отметки, потому что отметка для ребенка - знак, который определит его место среди сверстников: поднимет его престиж или отбросит в число последних, худших. Семилетний школьник еще не обладает тем запасом психической прочности, который помог бы ему выдержать все психические нагрузки, связанные с ученьем, оценкой его успехов и однозначной четкой отметкой.

По своему содержанию и по организации основная, ведущая деятельность школьника - учебная деятельность. Она отличается от игровой деятельности дошкольника. Усвоение знаний - основная цель, которая выступает в чистом виде. В современных условиях усвоение знаний не должно быть единственной целью. Ребенок должен быть еще и правильно воспитан. Это вторая по счету, но не по значению, цель учебной деятельности.

Основная форма организации учебной работы школьников - урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти особенности условий жизни к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.

Школьник должен ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.

Совершенно необходимо школьнику тот комплекс качеств, который образует умение учиться. Сюда входит понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способа выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

Таким образом мы выявили, что в процессе социальной адаптации на ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и появление новых обязанностей. Организм ребенка приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе. Социальная адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Да ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми учениками. Процесс «притирки» друг к другу продолжается достаточно долго, но учителю легче - и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что он имеет существенное влияние на процесс адаптации. А вот дети далеко не одинаково легко «вживаются в новые условия», потому, что у них индивидуально интенсивно развиваются все физиологические системы: сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная и др., находятся в зависимости от условий этого развития. Поэтому семилетний ребенок нуждается в организованном щадящем режиме, индивидуальном подходе, регулярном наблюдении медицинского персонала.

Двигательный режим ребенка из относительно свободного меняется на обусловленный строгими правилами поведения. Теперь в школе ребенок несет большую физическую нагрузку. Он должен сидеть неподвижно в определенной, обусловленной правилами позе. Статистическая нагрузка противоречит 2язическому развитию - в этот период ребенок интенсивно растет, его позвоночник очень чувствителен. Для правильного физического развития ребенку следует предоставлять условия к облегчающим его напряжение свободным движениям.

К семи годам организм ребенка хотя и обладает большой пластичностью благодаря интенсивному физическому созреванию, но по той же причине он

легко травмируется. В определенных условиях ребенок становится физически активным, а иные условия утомляют его и резко снижают эту активность.

Гигиенистами был введен специальный термин школьная зрелость как готовность организма ребенка к систематическому обучению. Определенный уровень морфологического и функционального развития обеспечивает возможность обучения. Для установления этого уровня школьной зрелости существуют специальные критерии. Но для учителя все дети его класса, выдерживающие школьный режим и чрезмерно утомляющиеся от уроков (незрелые), находятся на его попечении и зависят от его любви и внимательности. Для того чтобы помочь первокласснику адаптироваться к школе, следует знать особенности работоспособности семилетних временных циклах года.

Приведем дневную, недельную и годовую динамику работоспособности.

Работоспособность в течение учебного дня.

У семилетних детей работоспособность невелика. Первый урок самый продуктивный, хотя и в это время работоспособность неустойчива. На последующих уроках продуктивность и качество работоспособности снижаются. Однако рациональная организация учебного дня поддерживает ребенка в тонусе.

Для семилетних детей продолжительность урока должна составлять не более 35 минут. Хорошо продуманное расписание включает динамические упражнения и танцы под музыку на уроках, когда каждому ребенку предоставляется возможность освободиться от статического напряжения. Кроме того, должны быть введены в расписание уроков подвижные игры и развлечения на чистом воздухе.

Работоспособность в течение учебной недели.

Самые продуктивные для учебной деятельности детей дни недели - вторник и среда; день наиболее низкой работоспособности - пятница.

Расхождения между работоспособностью шестилетних и семилетних детей более выражены в первом полугодии и менее - во втором. Исследования многих учебных лет показывают, что в условиях рационального режима учебных занятий шестилетних детей их умственная работоспособность к концу учебного года сравнивается с таковой у семилетних.

Работоспособность в течение учебного года.

Здоровые семилетние дети, готовые к обучению в школе, привыкают к школьному режиму и дают продуктивные показатели работоспособности начиная с 4-6 недель. Однако у многих этот период продолжается до 8-9 недель, то есть до конца первой четверти учебного года.

Надо отметить, что качественные показатели умственной работоспособности детей, не готовых к обучению в школе, на протяжении примерно первого полугодия (с сентября по декабрь) значительно ниже, чем у остальных детей. Поэтому учитель по возможности должен учитывать неспособность этих детей работать с таким же напряжением, как другие дети.

Особенностью всех детей семилетнего возраста является достаточно быстрая утомляемость в условиях одной и той же деятельности. Субъективно это состояние переживается потерей интереса к выполнению задания, появлением отрицательных эмоций и стремлением незамедлительно переменить занятие. Если учитель недостаточно хорошо чувствует своих детей и не дает им возможности разрядиться, то дети сами бессознательно ищут способ переключить свое внимание от задания к развлечению.

Это были личные наблюдения. Теперь рассмотрим деление детей по 3 уровням их адаптации к школьному обучению.

А.Л.Венгер описывает 3 уровня социальной адаптации первоклассников к школьному обучению:

1. Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко;

глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; всегда готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

  1. Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, указаний взрослого, но при непосредственном контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то интересным, готовится к урокам почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

  1. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; учебный материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; необходимы постоянный контроль и систематические побуждения со стороны учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

В соответствии с данной А.Л.Венгером классификацией школьный психолог и социальный педагог, проводя диагностику, получают 3 группы первоклассников;

1 группа - первоклассники, имеющие показатели учебной мотивации не ниже среднего. Они нормально адаптируются и успешно овладевают учебной

деятельностью. Кроме того, они полны желаний не связанных со школой; кружки, студии, секции. Родители не отмечают какого-либо неблагополучия в поведении детей и их функциональном состоянии по сравнению с преддошкольным периодом.

  1. группа - первоклассники, приспособившиеся к школьным требованиям, достаточно успешные в учебе. При этом они часто болеют, утомляются, не имеют желания для активной внешкольной жизни. Иногда они имеют комплекс психосоматических проблем.

  2. группа - первоклассники, имеющие неблагоприятные показатели уровней учебной мотивации и работоспособности. Функциональное состояние их здоровья вполне благополучно, однако проявляются трудности в обучении, связанные с типом воспитания и деятельной сферой детей. В большинстве случаев это тревожные, потерявшие веру в себя и интерес к познанию школьники.

Естественно, социальный педагог, психолог должны проводить коррекционную работу не только с первоклассниками третьей группы, но также улучшить положение детей второй группы. На практике школьный психолог и социальный педагог сталкиваются с двумя прям ©противоположны ми понятиями адаптации. С одной стороны, приспособить ребенка к школе - значит, приспособить его к функционированию, создать стереотип прилежного ученика. С другой стороны, социально адаптировать ребенка к школе - значит, приспособить его к развитию, где он сам выступает активным исследователем школьной среды.

Говоря о социальной адаптации, следует учесть некоторые ее особенности:

1. Ребенок семи лет должен быть готов к принятию новой социально- педагогической ситуации в психическом, физическом и социальном плане. Схему готовности к школьному обучению можно представить следующим образом:

Готовность ребенка к школьному обучению

hello_html_10f8bb09.gifhello_html_m543eece9.gif

hello_html_m543eece9.gif

hello_html_3660538c.gif

hello_html_m60e1f14e.gif

Рhello_html_m672670c3.gifазвитие личностной

сферы -произвольность ; поведения; -проявления волевых качеств;

-развитая эмоциона­льная устойчивость и ! Т.Д.

Развитие познавательных процессов -запас конкретных знаний;

-аналитическое мышление; -овладение разговор­ной речью; развитие тонких движений руки и т.д.

Развитие мотивацн-

онной сферы -желание учиться; -интерес к знаниям.

Социально-психоло- гическая готовность -осознание статуса школьника; -потребность в общении.




  1. Особенностью адаптации является и тот факт, что немаловажную роль в этот период играет значимый взрослый человек, в частности учитель, родители. Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения учителя, конфликты между родителями и учителем - все это затрудняет вхождение ребенка в новую полосу жизни.

  2. Адаптационный период у разных детей длится неодинаково от нескольких дней до нескольких месяцев. Это зависит от уровня готовности к обучению, умению общаться, наличия интереса к школе, а также темперамента я типа семейного воспитания.

Таким образом, рассмотрены два варианта социальной адаптации: первый путь - либо ребенок приспосабливается к школе и принимает все ее требования, либо школа создает необходимые условия для каждого ребенка и учитывает его индивидуальность. Второй путь сложнее, но именно он позволяет создать для ребенка оптимальные условия развития, помогает ему безболезненно войти в школьную систему. Кроме того, адаптация характеризуется как двусторонний процесс: с одной стороны, ученик

приспосабливается и к учителю, и к новой социальной обстановке; с другой стороны учитель должен узнать своих учеников, их индивидуальные особенности, установить личный контакт с каждым из них.

Диагностируя детей, социальный педагог, психолог убеждаются в том, что уровень адаптации у них различен. Так ребенок может находиться на высоком, среднем или низком уровне адаптации. Соответственно психолог должен разработать программу работы с детьми каждого уровня. Следует также учитывать, что адаптация - процесс динамичный. Это означает, что социальный педагог, психолог должны так простроить работу с детьми, чтобы ребенок постепенно с низкого уровня перешел на более высокий уровень адаптации.

Также указаны и некоторые особенности детей семи лет к школьному обучению:

- необходимость предварительной подготовки к школе в психическом, физическом и социальном плане;

  • влияние референтной личности на процесс адаптации;

  • динамика индивидуального приспособления ребенка к новым жизненным условиям.


Статья "особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению"
  • Школьному психологу
Описание:

Как известно, при поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта - складывающиеся в школьном коллективе межличностные отношения. Это так называемая «скрытая программа Как известно, при поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта - складывающиеся в школьном коллективе межличностные отношения. Это так называемая «скрытая программа социализации, благодаря которой развивается эмоциональная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.

С первых дней пребывания в школе первоклассник включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Рассмотрим этот процесс подробнее.

 

Автор Вилкова Ольга Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 813
Номер материала 35737
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓