Главная / Начальные классы / Статья "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"

Статья "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifИспользование приемов критического мышления на уроках в начальной школе



С 2011 года наша школа начала работать по новым образовательным стандартам. Начинать всегда сложно. Необходимо искать новые пути, которые требуют больших временных затрат.  Как следствие, возникло много вопросов, которые  предстояло и ещё предстоит решать в процессе реализации ФГОС.  Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся  УУД?  Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить?

Я обратила внимание на один из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, на технологию развития критического мышления через письмо и чтение, которая как я думаю, помогает формировать УУД. Данная технология известна в России более 10 лет.

Особенность  этой педагогической технологии заключается в том, что школьник в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

          Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

ТРКМ дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

     Технология РКМЧП решает следующие задачи:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

  • Развитие аналитического, критического мышления.

Базовая модель технологии, состоит  из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи.

Вот некоторые приёмы стадии «Вызова».

Первый прием: Это «Верные и неверные утверждения».

Приведём пример. Урок «Окружающий мир» 3класс, по теме «Почва»

У каждого на парте таблица, как на доске. Я читаю вопросы, а учащиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  • ветер может разрушить горы?

  • опавшие осенью листья вредят почве?

  • 1см почвы образуется за 300 лет?

  • норы животных, живущих в почве, разрушают её?

  • растения участвуют в образовании почвы?

  • почва и камень родственники?

  • почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7















- В течение урока мы обращаемся к таблице и видим, насколько были правы учащиеся.

2прием. Приём «Корзина идей»

Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода?»

- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода?

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Погода – это …

температура воздуха

осадки и ветер

изменения на улице

облачность

светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.

Следующая стадия - это стадия Осмысления.

На этой стадии можно использовать приём «Кластер».

«Кластер» - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями

Окружающий мир. 2класс. «Какие бывают животные?»





Следующий прием - это прием «Сводная таблица»:

Например, урок ОМ во 2 классе по теме «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ»

При рассмотрении разнообразия животных – заполняется сводная таблица по определённым признакам.



Название группы

Количество ног

Покровы

Звери

4 ноги

шерсть

Птицы

2 ноги, 2 крыла

перья

Рыбы

плавники

чешуя

Насекомые

6 ног

-

Земноводные


голая кожа

Пресмыкающиеся


роговые чешуйки





Следующий приём - Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.

Для маркировки текста используем следующие знаки.

hello_html_e76fb7c.png

Вот пример «Инсерта» по предмету «Окружающий мир». 2 класс,по теме «В гости к осени»

hello_html_m41d2ddc1.png

Также существуют различные приёмы стадии «Рефлексия»:

Приём: таблица «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали.

1 шаг: До знакомства с содержанием урока учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу знать».

Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали

Суффикс – незнакомое слово

Что такое суффикс?

Где он встречается в словах?

Для чего нужен суффикс в словах?

Как обозначается суффикс?

Какие бывают суффиксы?

?



2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». (этап рефлексии)

Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали

Суффикс – незнакомое слово

Что такое суффикс?

Где он встречается в словах?

Для чего нужен суффикс в словах?

Как обозначается суффикс?

Какие бывают суффиксы?

Суффикс – часть слова.

Встречается в словах после корня.

Нужен для образования новых слов.

Обозначается

Суффиксы бывают ик ок ник ищ

Следующий приём – всем известный «Синквейн»

Слово синквэйн происходит от французского слова, которое обозначает пять. Таким образом, синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример синквейна:

Суффикс

ласкательный, новый,

образует, называет, обозначает.

Суффиксы образуют новые слова.

Часть.

Я привела примеры лишь некоторых приемов из множества приёмов этой технологии.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом помогают приёмы технологии Развития критического мышления

  Работая по любой программе, можно  применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.







Статья "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"
  • Начальные классы
Описание:

В данной работе описаны цели технологии развития критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

А также задачи, которые решает данная технология: 

·         Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

·         Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

·         Развитие аналитического, критического мышления.

 

Автор Власова Любовь Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 494
Номер материала 25393
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓