Главная / Начальные классы / Статья "Формирование здорового образа жизни младших школьников."

Статья "Формирование здорового образа жизни младших школьников."

Формирование здорового образа жизни младших школьников.



Здоровье - не все,

Но все без здоровья – ничто.

Сократ.



В соответствии с законом РФ « Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психологических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:

- 14% детей практически здоровы;

- 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

- 35-40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Формирование здорового психолого-педагогического пространства в образовательном учреждении сейчас горячо обсуждается на самых разных уровнях образования и здравоохранения.

Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течении дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда: воздушная, педагогическая и т.п., конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, внеурочное время, так или иначе заполненное. Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством. Оно воспитывает, обучает, формирует картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей и окружающих их взрослых автоматически становится лишь показателем грамотности построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети и находятся взрослые.

Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного процесса (УВП).

Понятие комфортных условий УВП, прежде всего, означает создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только умственные, нравственные, индивидуальные качества личности ребенка, но и его физическое и психологическое здоровье.

Это убедительно доказывают данные института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходит около 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. Однако уже к концу 1-го класса число таких детей увеличивается до 60-70%. За 8-9 месяцев обучения существенно не меняется влияние ни гигиенических, ни социальных, ни экологических факторов, но резко ухудшается состояние психического здоровья детей, что свидетельствует о негативном влиянии, которое оказывает именно школа. Это влияние всей совокупности школьных факторов: условий обучения, учебной и внеурочной нагрузки, стиля взаимодействия с педагогом, со сверстниками, адекватности требований и методик обучения.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав:

1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главной целью учителя должно быть – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем:

  • включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности.

  • проявлением и тренировкой познавательной активности.

  • показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психологического состояния. Психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

1 этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы)

2 этап: ученики формулируют и задают вопросы

3 этап: ученики отвечают на вопросы.

Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 этап.

Врабатывание

5 минут

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную.

Повторение

2 этап.

Максимальная работоспособность

20-25 минут

Максимальное снижение на 15 минуте

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.

3 этап.

Конечный порыв

10-15 минут

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного



  • 5-25 минута – 80%

  • 25-35 минута – 60-40%

  • 35-40 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15-20-я минута урока.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс их 3-4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • упражнения для кистей рук;

  • гимнастика для глаз;

  • гимнастика для слуха;

  • упражнения, корректирующие осанку;

  • дыхательная гимнастика.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом».Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуется:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение

Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:

гимнастику для глаз.

- использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами;

- работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры и т. д.( размер от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.;

- рисование носом;

- раскрашивание ( предлагается закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом. Но закончить нужно обязательно сасым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.)


  • Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют

дыхательную гимнастику:

- дыхательная медитация (Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нжный аромат цветка…Старайтесь вдохнуть его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.)

- «Каша кипит» ( Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых»)

- «Ветерок» ( Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть « ворсинку» (подул нежный ветерок.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи.)

- «Нырярие»

- « Шарик» и т.д.

Понятие « здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего?- однозначное и строгое определение целей обучения,

Что?- отбор и структура содержания,

Как? – оптимальная организация учебного процесса,

С помощью чего? – методы, приемы и средства обучения,

Кто? – реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения, - а также принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К.Смирнов

« Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

  • Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

  • Субъект - субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном.

  • Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

  • Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действии педагогов, психологов и врачей.

  • Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

  • Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.

  • Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья


Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья..




Литература:

  1. . Оздоровительные технологии в школе. - Е.В. Советова, Ростов-на Дону, изд-во Феникс,2006

  2. Здоровьесбережение в дошкольном и школьном образовании и начальной школе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции

hello_html_m4d466bb7.png

Статья "Формирование здорового образа жизни младших школьников."
  • Начальные классы
Описание:

        Формирование   здорового  психолого-педагогического  пространства  в  образовательном  учреждении  сейчас  горячо  обсуждается  на  самых  разных  уровнях  образования  и  здравоохранения.

 

         Достаточно  очевидно,  что  состояние   здоровья  школьника  напрямую  зависит  от  процесса  обучения.  Поэтому  в  слагаемые  психолого-педагогической  среды   школы  входит  все  то,  с  чем  учащийся   соприкасается  в  течении  дня.  Это  и  родители,  и  их  взаимоотношения  с  ребенком,  и  окружающая  школьная  среда:  воздушная,  педагогическая   и  т.п.,  конкретный  процесс  на  уроках, общение  со сверстниками,  внеурочное  время, так  или  иначе  заполненное. Все  это  находится  в  постоянной  взаимосвязи  и  является  психолого-педагогическим  пространством. Оно  воспитывает, обучает,  формирует  картину мира, которая  прочно  укладывается  в  сознании  ребенка   и  остается  как  основа  культуры  человека  и  общества  в  целом. Заболеваемость   же  детей  и  окружающих  их  взрослых  автоматически  становится  лишь  показателем  грамотности  построенной  среды, в  которой  обучаются и  воспитываются  дети  и  находятся  взрослые.

Автор Алфеева Татьяна Анатольевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 332
Номер материала 17323
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓