Учитель МАОУ СОШ
№11 Кононова Н.Б.
Дифференциация и
индивидуализация в обучении математике.
Пока будет
существовать классно- урочная система занятий, в школе всегда будет актуальна
дифференциация обучения.
Понятие
«дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в
русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах. Когда
говорят «дифференцированный подход к учащимся»,это предполагает предъявление
различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием
образования.
Сущность
дифференциации состоит в поиске приёмов и способов обучения, которые
индивидуальными путями вели бы обучающихся к достижению цели.
Дифференцированный
подход к обучению является залогом предоставления ученику равно высокого шанса
достичь высоких результатов обученности.
Я стараюсь
подходить дифференцированно к обучению математике, начиная с 5 класса. Обычно
во время изучения темы во всех классах на определённом этапе, я провожу
самостоятельные работы проверочного характера, с целью выявления уровня
усвоения знаний. По результатам этих работ ученики делятся на две группы:
усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами,
естественно, строится по - разному. Ученики, усвоившие материал получают
возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы
организуется работа по отработке и коррекции изученного материала. Для каждой
из этих групп подбираются задания различного уровня сложности, а также
проводится дозирование помощи учителя ученикам.
Работая в старших
классах, я стараюсь искать такие приёмы и методы работы, которые стимулировали
бы сильных учеников, которых в классе меньшинство, для решения заданий уровня
С. Большая часть заданий С разбирается после уроков на индивидуальных консультациях.
Мы прорабатываем определённый тип задания на нескольких примерах, после чего я
предлагаю им для самостоятельного решения несколько заданий такого же типа (
допустим 3 тригонометрических уравнения с отбором корней), которые нужно
выполнить в течение недели (т.е. до следующей консультации). Они могут решать
эти уравнения постепенно, одно решил – объяснил учителю, затем второе, затем
третье. На этих учеников, также как и на слабых, я веду карты учёта знаний, в
которых я фиксирую отработанные темы. В зависимости от качества решения всех
трёх уравнений и размера помощи учителя, можно выставить оценку.
Задавая домашнее
задание после урока, иногда предлагаю сильным ученикам по желанию выполнить
дополнительное какое – нибудь интересное, более сложное задание по изучаемой
теме на отдельную оценку.
В работе со
слабыми учениками на первый план выходит такая форма работы, как индивидуальная
консультация.
Одним из приёмов в
работе со слабыми применяю создание алгоритма по выполнению того или иного
задания:
1. Прочитай
внимательно задание
2. Подумай,
что означает каждое условие
3. Повтори
задание на память
4. Подумай,
что надо знать, чтобы выполнить задание
5. Составь
план решения
6. Реши
У слабых учащихся,
как правило, интерес к математике невысок или вовсе отсутствует, поэтому для
них полезно использовать такие задания, которые привлекают необычностью способа
решения.
В работе со
слабыми учащимися очень важно:
1. Поддерживать
тесную связь с родителями
2. Правильно
организовывать самостоятельную работу ученика под постоянным контролем учителя
3. Прослеживать
на каждом уроке его продвижение
4. Добиться
самостоятельной оценки учеником своих успехов
Работая в 11
классе, я свою работу выстраиваю с целью подготовки учащихся к ЕГЭ и в
соответствии с его требованиями. Веду на каждого ученика диагностические карты,
в которых прослеживаю «западаемые» темы.
Перед каждой
краевой работой я провожу свою проверочную работу по проверяемым темам, причём
работы составляю в 4 – 5 вариантов.
Проверочную работу
провожу за неделю до краевой, после чего работаю над ошибками в течение
недели, ликвидирую пробелы в знаниях учащихся.
После краевой
работы, по её результатам составляю план индивидуальной работы отдельно со
слабыми и отдельно с сильными учениками.
С сильными
учениками отрабатываем нестандартные способы решения, обсуждаем возможные пути
поиска решения задачи. Таким ученикам полезно решить одну задачу тремя
способами, чем три задачи одним и тем же способом.
К работе со
слабыми учениками привлекаются все математики нашей школы. Мы распределили
отстающих на каждого учителя математики, которые работают со своими подопечными
по определённому графику
Я, по примеру
Ашхен Петровны, на каждого ученика завела папки – накопители, в которых собраны
задания для подготовки к ЕГЭ. Задания для учащихся подбираю не одинаковые по
сложности, а дифференцированно. Часто в начале урока ученики работают с этими
заданиями, цель – решить задание до конца либо самостоятельно, либо с помощью
учителя. Если задание не выполнено в классе, его можно взять домой и
разобраться с чьей – либо помощью. В этом году мы с начала учебного года
прикрепили слабых учеников к сильным для оказания им помощи.
Безусловно, только
диагностический подход в работе с учащимися может
способствовать успешному
дифференцированному обучению математике, а учителю необходимо помогать учащимся делать для себя
«математические открытия», максимально повышая вклад самого ученика в это
открытие.
Я проводила открытые
уроки в 5 классе и в 11 классе по теме «Разноуровневый подход к обучению
математике» на районных семинарах учителей математики и завучей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.