Л.В.Овчинникова (МОУ «Гимназия №19», г. Саранск)
Роль проектной деятельности в поликультурном
воспитании
учащихся начальной школы.
Образование в начальной школе
является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная
ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и
интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной
деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы
нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и
окружающими людьми. В проекте ФГОС говорится о том, что новое время диктует
новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным
действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка.
Поэтому никого не приходится убеждать в важности и необходимости использования
в учебной и внеурочной деятельности метода проектов. Главной идеей метода проектов
является направленность учебно-познавательной деятельности школьников
на результат, который получается при решении практической или теоретической,
но обязательно личностно значимой и социальной проблемы.
Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная
деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. То
есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск
информации – Продукт – Презентация.
В нашей гимназии поставлена
работа и по исследовательской и проектной деятельности.
С первого класса мы включаемся
в проектную деятельность. По окончанию букварного периода, когда прошли все
буквы, учащимся предлагается тема: «Весёлая азбука». Ученики интересуются у
бабушек и мам, какие стихи про буквы они учили, работают с дополнительной
литературой и с помощью родителей создают свои проекты. Получаются интересные
книжки-малышки.
На уроках окружающего мира,
когда изучали тему «Одежда», учащимся нужно было нарядить кукол в национальные
костюмы (мокша и эрзя). Класс поделился на две группы. Каждая группа на
подгруппы.
Кто-то отвечал за сбор информации,
кто-то шил костюмы, кто-то вышивал
элементы мордовского костюма. В
итоге учащиеся каждой группы продемонстрировали результат своей работы, защищали
свой проект и читали стихи на мордовском языке.
При изучении водоёмов мы
разрабатываем проект на тему «Водоёмы Мордовии». Каждой группе нужно создать
проект о реке или озере Мордовии. В присутствии родителей проходит защита.
На уроках литературного чтения
в первом классе много сказок. В конце раздела была проведена проектная работа
«Мордовские сказки». Мы много беседовали о видах сказок, о словах и выражениях,
присущих сказке. Были в библиотеке, собирали информацию. В результате получились
разнообразные проекты. Это книжки-малышки с иллюстрациями любимых сказок,
кто-то сочинил свою сказку, у другой группы получилась инсценировка.
Метод проектов – это совместная
деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей
проблемы, проблемной ситуации.
Считаю, что вовлечение младших школьников в проектную деятельность необходимо.
В этом возрасте закладываются личностные качества, формируются отношения в
коллективе. Кроме того, в процессе проектирования у учащихся формируется
система интеллектуальных, общетрудовых, специальных знаний, умений и навыков;
развиваются психические процессы; воспитывается коммуникативность,
инициативность, предприимчивость. Они учатся работать самостоятельно,
пользоваться разными источниками для нахождения информации.
Литература.
1. Воронцов
А. Б., Заславский В. М., Клевцова С. В. и др. /Под ред. Воронцова А. Б. Сборник
проектных задач. Начальная школа. В 2 выпусках. Издательство « Просвещение», 2011г.
2. Проектные задачи в
начальной школе. Пособие для учителя. / Под ред. А.Б.Воронцова. 2010г.
3. Горячев А.В., Иглина
Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе.
4. Поливанова К.Н. Проектная
деятельность школьников. Пособие для учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.