Главная / Логопедия / Статья «Применение в работе молодого специалиста учителя-логопеда информационно- коммуникативных технологий (ИКТ)

Статья «Применение в работе молодого специалиста учителя-логопеда информационно- коммуникативных технологий (ИКТ)


«Применение в работе молодого специалиста учителя-логопеда

информационно- коммуникативных технологий (ИКТ)


Статья предназначена для начинающих учителей-логопедов. В ней написано о преимуществе использования ИКТ в работе логопеда; о том, что применение компьютера на логопедических занятиях позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение, и помогает молодым специалистам решать затруднения в работе, которые связанны с недостаточным наполнением кабинета на начальном этапе работы.


Очень важную и ответственную работу в детских садах выполняют учителя-логопеды, которые должны не только научить ребёнка правильно произносить звуки, развивать фразовую речь, память, внимание, но и в целом привить интерес к учёбе, к познанию чего-то нового. Чему - бы мы не учили ребёнка, и какие бы сферы не развивали, самая главная конечная цель - это полноценная социализация в обществе. Для ребёнка каждое занятие с логопедом должно быть очень интересным. Только тогда можно рассчитывать на положительный результат. Часто беседуя с родителями можно услышать: «он не хочет», или «совсем не старается», такая оценка родителей абсолютно неверна, ведь ребёнок делает с желанием и хорошо, только то, что у него получается. А если что то не получается, над этим надо работать, и чтобы это занятие ребёнку стало интересно. Мне кажется, я нашла способ заинтересовать ребёнка.

Мой опыт работы учителем-логопедом небольшой, и как молодой специалист я могу сказать, что при проведении занятий на начальном этапе у меня возникли трудности из-за недостатка развивающей среды в кабинете. Для плодотворной работы нужна большая наполняемость кабинета. Это различные дидактические обучающие и развивающие игры, наглядный материал по каждой лексической теме и много, много всего. Сразу купить всё невозможно, и для себя я нашла выход в использовании в своей работе ИКТ.

Многие специалисты используют ПК только для работы с документами, и не все знают какие огромные возможности с появлением этой «чудо-техники» у нас есть.

Конечно, к каждому занятию я добросовестно готовлюсь, выдумываю, клею, вырезаю, рисую,

но использование ИКТ на занятиях делает их более продуктивными.


Презентационные материалы могут применяться для:

  • развития речевого дыхания;

  • развития фонематического слуха;

  • \активизации артикуляционного аппарата;

  • формирования правильного звукопроизношения;





  • уточнения, обогащения и активизации словаря;

  • коррекции грамматического строя речи;

  • коррекции просодической стороны речи;

  • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

  • дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

  • развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

  • развития навыков словообразования и словоизменения;

  • развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

Применение компьютера на логопедических занятиях помогает:

1. Решить дефицит наглядных пособий;

2. Оптимизировать запоминание изучаемого материала;

3. Создать ситуацию занимательности, заинтересованности;

4. Задействовать как визуальный канал восприятия информации дошкольников (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и слуховой (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;

5. Повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Хотелось бы рассказать о некоторых заданиях подготовленных с использованием компьютерных технологий.

Например, для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают на письме, предлагается следующий вид задания.

Существует известный приём для дифференциации кинетически сходных букв Б-Д : данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц (Б - белка, Д - дятел).

Используя анимацию, пишем прописную букву « Б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита.

Также используя анимацию, пишем прописную букву «Д » на изображении дятла. Его хвост

направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает отличные результаты.

- На логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. В работе использую игру, которую все дети очень любят. Вниманию ребенка представляется





буквы алфавита. Гласные выделены красным цветом, а согласные синим. Ребёнку предлагается выбрать букву. После выбора буквы на экране появляется предмет на заданный звук и необходимо собрать это слово по буквам. Когда слово собрано на экране появляется предмет на заданную букву и ребёнок собирает его по частям, после сбора предмета малыш может перекрасить предмет в любой предлагаемый цвет. Вся игра идёт с звуковым сопровождение, что делает игру очень увлекательной и полезной..

- На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и выполнять задания вместе с человечком из « Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

- Выполнение заданий на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребёнку необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук и т.д. Для проведения индивидуальных занятий с детьми с ОНР, я использую дидактические игры: "Дикие животные", "Кто на ферме живет", "Времена года", "Посуда", "Бытовые приборы", «Овощи и фрукты», «Одежда» и др.

На интегрированных занятиях используются презентации в соответствии с темой и планом занятия: "Космос", "Защитники Отечества", "Поможем птицам". Физ. минутки, физкультурные паузы, упражнения для глаз, упражнения на развитие силы голоса,
упражнения для развития мелкой моторики.

В работе я использую дидактические игры, выполненные в программах Movie Maker и Power Point. Это такие как: «Кому живется лучше», «Определи какое слово зашифровано», «Исключи лишнее слово», «Отгадай название цветка (гриба)», тренажер «Звуковой анализ слова», «Игры для развития фонематического слуха». Для индивидуальной работы скачиваю с интернета рабочие тетради, это более дешёвый вариант, чем покупка в магазине. Интересной информацией делюсь с коллегами, представленной в электронном виде, которую использую в своей работе. Это может быть методическая литература, рабочие тетради, игры, которые помогают автоматизировать тот или иной звук, это такие как: «Домашний логопед», «Азбука в картинках», «Алик»; картинки, представленные в электронном виде на автоматизацию заданного звука; игры на развитие общей, мелкой моторики рук; приемы самомассажа и т. д.

С помощью компьютера оформляю карточки, создаю кроссворды, ребусы, таблицы, диаграммы, оформляю информационные стенды для родителей.

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

1.Составление отчётов в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями

информации;

2.Позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям; Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу. Хочется отметить, что на групповых занятиях ПК можно использовать




только тогда, если есть мультимедийный экран, а во всех остальных случаях он будет использоваться как аудиозапись (музыка, физминутки).

При проведении занятий, важно не забывать о здоровьесберегающих технологиях

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании такого занятия учитываются следующие правила:

  • Продолжительность занятия на компьютере - 10 минут;

  • Игра может быть включена, как часть занятия на основном, или заключительном

этапе;

  • Периодичность - 2 раза в неделю;

  • Индивидуальные, дозированные нагрузки при зрительных нарушениях;

  • Противопоказания – эпилепсия.

  • Устанавливать время и возможность занятия с ребёнком на ПК, только после беседы

с врачом;

Данные правила были разработаны в соответствии с Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп.2.12.10.

Особое внимание необходимо уделить подбору компьютерных игр для занятий. В продаже много игр сомнительного содержания, которые прививают ребёнку жестокость и агрессию.

При подборе игр я их изучала и учитывала требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:


  • программа должна иметь указание на возраст ребенка;

  • программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;

  • объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными ребёнку;

  • программа должна быть на русском языке;

  • текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;

  • задания - интересные, понятные, простые для выполнения;

  • периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут, желательно, чтобы

ребенок работал не только с клавиатурой, но и с мышкой;

  • программа должна развивать ребёнка, давать ему знания, обучать навыкам в игровой форме.

У меня нет пока в кабинете простых музыкальных инструментов, но я использую замечательную

логопедическую игру, и мне хочется о ней рассказать. Называется она « Учимся говорить правильно». При запуске программы вы попадаете на главный экран, который включает в себя четыре основных раздела:

1.Неречевые звуки;




2. Звукоподражание;

3. Речевые звуки;

4. Развитие связной речи.

Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходима мышь и колонки.

Разделы "Неречевые звуки" и "Звукоподражание" представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается два режима работы: "Изучение" и "Задание".

Раздел "Речевые звуки" представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и

направлен на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского

языка.

Игровые задания раздела "Развитие связной речи" учат детей связно говорить, формулировать

целые предложения. В заданиях: "Слово-действие", "Подбери действие", "Слово-признак", "Подбери признаки", "Составляем описание».

Компьютерные технологии можно использовать в разных видах работы с детьми, при прове-

дении не только логопедических, но и других видов занятий другими педагогами: воспитате-

лями, психологами, дефектологами.

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи дошкольников, позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха дошкольника, и, конечно же, решать трудности, возникающие в работе молодых специалистов из-за недостаточной наполняемости логопедических кабинетов.










Статья «Применение в работе молодого специалиста учителя-логопеда информационно- коммуникативных технологий (ИКТ)
  • Логопедия
Описание:

Статья предназначена для  начинающих учителей-логопедов. В ней написано о преимуществе использования ИКТ в работе логопеда. Применение компьютера на логопедических занятиях позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение,  и помогает молодым специалистам решать затруднения в работе, которые связанны с недостаточным наполнением кабинета на начальном этапе работы.

 Применение компьютера на логопедических занятиях помогает:

  1.  Решить дефицит наглядных пособий;

  2.  Оптимизировать запоминание изучаемого материала;

  3.  Создать ситуацию занимательности, заинтересованности;

  4. Задействовать как визуальный канал восприятия информации дошкольников       (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  слуховой (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;

5. Повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей. 

 Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. 

Автор Стекольникова Марина Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 923
Номер материала 47351
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓