Главная / География / Статья: Летняя полевая практика как форма научно-исследовательской деятельности учащихся.

Статья: Летняя полевая практика как форма научно-исследовательской деятельности учащихся.

Асалханова Любовь Михайловна, учитель географии и биологии, заместитель директора по УВР, МАОУ "СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ".


Летняя полевая практика как форма научно-исследовательской деятельности учащихся.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону школьной жизни. Новые принципы личностно ориентированного обучения, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали новых методов обучения. Таких методов, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, формировали бы компетенции, были направлены на развитие познавательной активности.

Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

С 2002 года в нашей школе начал свою работу биолого-химический профиль, одно из направлений призванное воспитать у ребенка основы ответственного отношения к окружающей его природе и обществу, привить исследовательские начала в познании своей малой родины, побудить желание оберегать и сохранять природу края, расширять свой кругозор и формировать активную жизненную позицию. Преподавание базовых курсов в профильных классах ведется по программам с углубленным изучением биологии и химии и курсов по выбору. Обучение строится на основе гибких форм организации познавательного пространства, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими учащимися. Основными формами учебных занятий, наряду с уроком являются лекции, семинары, практикумы, экскурсии, летние практики и другие предполагающие достижение высоких результатов обучения и развития учащихся.

Учащиеся приобретают знания по основам биологической науки в виде теоретических знаний о законах природы, структуры и развития биосферы, основных принципах и условиях существования биоценозов различных уровней, знакомятся с принципами рационального природопользования и охраны природы. Это, конечно благоприятно сказывается на формирование основ биологического экологического мировоззрения учащихся. Однако, общеизвестно, что приобретаемые теоретические знания в биологии, химии и географии должны совершенствоваться и закрепляться практическими исследованиями и природоохранными проектами, конкретными мероприятиями, ведущими к осуществлению школьниками полезных для природы дел. Подготовка и успешная реализация таких мероприятий уже само по себе воспитывает у ребят заботливое и бережное отношение к природным объектам и сообществам, в частности близкой им местной флоры и фауны. При этом проявляется осознание посильного вклада каждого участника в сохранение биоразнообразия и устойчивости сообществ и биосферы в целом, формируется потребность постоянной заботы и положительных, целесообразных с природой действий.

Особую роль в этом следует отвести участию школьников профильных классов в работе летнего экологического лагеря, когда привлекаются заинтересованные исследовательской и природоохранной деятельностью учащиеся и взрослые, образуя при этом разновозрастный коллектив (8-9-10 классы). В период работы летнего палаточного экологического лагеря закрепляются знания о местной флоре и фауне, их взаимосвязях, формируется правильное поведение в природе, проводятся природоохранные мероприятия.

Организация работы лагеря, способствует формированию следующих ключевых компетенций:


- Научно- исследовательские и коммуникативные компетенции -

  • Активизация научно исследовательской работы в полевых условиях и выполнение программы «Летняя полевая практика»

  • Подготовка сообщений и докладов для участия в конференциях

  • Создание информационного проспекта "Замечательные природные объекты государственного природного биологического заказника «Энхалукский» " для последующего распространения в библиотеки, школы и социокультурные центры.

- Здоровьесберегающие - пропаганда здорового образа жизни.

- Социальные- взаимодействие в палаточном лагере, учащиеся приобретают первый опыт самостоятельного ведения быта, открывают романтику туристических походов.

- Трудовые компетенции - санитарная очистка территории заказника

- Межличностные и политические- проведение мини –акций в селах Энхалук и Сухая по защите и охране озера Байкал

Подготовка и успешная реализация таких мероприятий уже формирует ключевые компетенции, что само по себе воспитывает у ребят заботливое и бережное отношение к природным объектам и сообществам, в частности близкой им местной флоры и фауны.

Механизмы реализации программы по летней полевой практике:

1. Выбор рабочих групп: (постоянные и сменные)

2. Обязательная вакцинация и страхование

3. Выбор природных объектов для исследования. Заключение договоров с заказником и транспортными компаниями.

4. Подбор практических работ: общие, индивидуальные наблюдения, эксперименты, экскурсии.

5. Ведение полевых дневников (записи, рисунки, обработка данных)

6. Сбор коллекционного материала.

7. Творческие задания (к примеру, разработка правил поведения в лесу и установление щитов с наглядностью)

8. Полезные дела (очистка леса, водоема, родника и т.д.)

9. Отчет о полевой практике: - индивидуально, групповой, отряда в целом.
Обработка информации, построение диаграмм, обобщение и выводы, фотоотчеты.

10. Подготовка материалов к школьной экологической, научно-практической конференции.

11. Отбор материала к городской конференции

В ходе летней полевой экологической практики решаются такие задачи, как развитие знаний, приобретённых в классе, формирование умений наблюдать не просто природные объекты и явления, а взаимосвязи человека с природой, оценивать способы природопользования, принятие участия в делах охраны природы. Овладение методиками исследовательской работы : сбор первичного материала, его обработка и оформление. Определение объектов природы, учет запаса ресурсов; наблюдение, описание их состояния, установление причинных связей, прогнозирование развития сообщества, мониторинговые исследования.

Отсюда, одним из важнейших направлений работы является формирование нравственного сознания и чувства ответственности школьников за свое поведение в природе, осознания больших возможностей человека в природоохранной деятельности.
Одной из важных сторон деятельности экологического лагеря считаю проведение мероприятий, направленных на формирование гражданской позиции детей и подростков, воспитание основ сообразного поведения в разновозрастном коллективе, обществе и в природе. Работа организуется так, чтобы четко соблюдался распорядок дня, вводится ученическое самоуправление. Непосредственное общение с природой дает возможность подростку систематизировать знания, полученные в течение учебного года, обогатить их новыми интересными фактами о тех или иных явлениях. Краеведческая направленность обогащает эмоциональную сферу ребёнка. Полевая практика способствует организации занятости детей в каникулярное время и их оздоровлению.      

Главным результатом является привлечение учащихся к научно – исследовательской работе и пропаганда здорового образа жизни. Развитие и совершенствование условий для отдыха, оздоровления, научно-исследовательской деятельности и занятости детей и подростков, создание условий для развития личности ребенка и формирования основ экологического (ответственного) мировоззрения, ответственности за свою малую родину и бережного отношения ко всему живому. Пополнения научных знаний, благоустройство государственного природного биологического заказника «Энхалукский».

В результате работы в летнем палаточном лагере учащимися были выполнены следующие работы:

- Термальные источники в селе Старый Энхалук.

- Калтус Заказника Энхалукский.

- Исследование почв Заказника "Энхалукский"

- Редкие и исчезающие животные Заказника.

- Проблемы бытовых отходов в районе Заказника.

Результаты проведенных исследований были использованы для участия в следующих мероприятиях:

•  выступления на школьных и городских научно-практических конференциях, конкурсах и фотовыставках;

•  защита исследовательской работы в качестве аттестационной работы на выпускных (в 9 классах)  экзаменах в общеобразовательном учреждении.

Таким образом, программа летней полевой практики позволит учащимся не только расширить и углубить свои знания о биологическом разнообразии родного края, а также укрепить здоровье, создать единый коллектив , расширить свою жизненную позицию.

Видеть, чувствовать свою полезность и значимость не в покорении природы, а в заботе о ней не на словах, а на конкретном деле, приобретение навыков самостоятельной деятельности - это и есть неоценимое значение летних полевых исследований.





Список литературы

  1. Маслов А.Г. Юные инструкторы туризма. -  М.: ЦДЮТиК, 2002.

  2. Михайлова Р.А. Мое село – одно на всю Россию. – Нижнекамск, ООО ИПЦ «Гузель», 2005.

  3. Б.М.Мамаев, Е.А.Бордукова. Энтомология для учителя. М., Просвещение, 1985 г.

  4. Пензенская лесостепь. Под ред.- Т.А.Чернецовой. Пенза, 1999 г.

  5. Рожин А.А. Организация тренировок по технике пешеходного туризма. Методические рекомендации. – Елабуга, МО РТ, ГУОЦТиЭУ «Юлдаш», 1997

  6. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

  7. Н.М.Чернова. Основы экологии. М., Просвещение, 1997 г.

  8. О памятниках природы России. М., Сов. Россия, 1983г.
    Экскурсии на водоём.

  9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/161907.


Статья: Летняя полевая практика как форма научно-исследовательской деятельности учащихся.
  • География
Описание:

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования.  

Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его  нужно учить. Необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения.   Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, принятию решений, построению аргументации и др. Наполнение содержания образования призвано обеспечить базовое универсальное содержание, включающее и региональный минимум для всех, а также содержание, дифференцированное по объему и глубине, как параллельное базовому минимуму, так и выходящее за его пределы. Такая дифференциация должна занять, на мой взгляд, достойное место, равнозначное базовому уровню образования. Её необходимо вводить в обучение с раннего возраста, придавая все большую роль. Именно эти проблемы, я и стараюсь решать на уроках географии, работая параллельно, по составленным мною программам, и давать материал, как базового уровня, так и повышенного.

В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогических исследований выделила несколько главных направлений работы с одаренными детьми: нетрадиционный урок  (дидактические игры по географии, семинары, уроки-диалоги), внеурочная исследовательская и проектно-творческая деятельность (научно - практические конференции, олимпиады, конкурсы,    экскурсионно-экспедиционный практикум), работа в профильных классах.

 Применяя технологию перспективно – опережающего  обучения, использую систему заданий на уроках, при которой обучение  одаренных детей идет синхронно с основной массой учащихся на уроке. Каждый раздел курса включает вопросы  на проведение сравнения, анализа с последующими выводами, на поиск и раскрытие причинно – следственных связей, на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений, группировка связей по их генезису, установление прямых и обратных связей, на прогнозирование и моделирование географических ситуаций. В результате возрастает активность обучающихся, создается обстановка на уроке для постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску возможность заниматься на более высоком уровне сложности.

На уроках-семинарах решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. Основными особенностями урока-диалога являются: проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации, интерес к содержанию, а также к процессу диалога и субъектам общения, незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировки в системе многообразных ценностей и др.

Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством и тренажёром.

Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике.

Научное исследование способствует профессиональному росту  учителя и развитию интеллектуальных и творческих способностей ученика, расширяя знания, как в области географии, так и в целом способствует развитию творческого потенциала ученика.

Система практической деятельности по решению  проблем развития детской одаренности включает  создание условий для раскрытия творческого потенциала учащегося  через работу научного общества учащихся школы, включающую научно-исследовательскую деятельность в системе учитель-ученик по подготовке олимпиад разного уровня.

Таким образом, учитель на своих уроках должен создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей.

 Список литературы

1.     Емельянова И.Е. Особенности организации деятельности одаренных детей [Текст] / Е.И.Емельянова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. – 2009. – №8. – С.45-52.

2.     Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [1] с.

3.     Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.

 

4.     Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ А. В. Хуторской. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 320с.

Автор Асалханова Любовь Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 653
Номер материала 30154
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓