Главная / Другое / Статья .Использование интерактивных средст обучения в образовательном процессе.

Статья .Использование интерактивных средст обучения в образовательном процессе.

Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе

Развитие современного общества невозможно без соответствующей подготовки квалифицированных специалистов, способных осваивать новые, передовые технологии, добывать новую информацию и использовать ее для решения образовательных, производственных, социальных и других задач.

Разработчики стандартов второго поколения во главу образования  ставят личность ученика, ее саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей обучающихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребенка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе,  то есть с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией . Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться.

В связи с этим прослеживается весьма устойчивая тенденция использования в практике преподавания различных учебных дисциплин метода проектов.

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится учение, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего познавательный интерес, активность, инициативу, самостоятельность.

Массовое распространение социальных сервисов Web 2.0. открывает широкие возможности для развития различных форм сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, использования в учебных целях свободных электронных ресурсов, самостоятельного создания контента. Применение социальных сервисов в учебном процессе позволяет педагогам существенно повысить качество обучения, спроектировать занятие на ином уровне: сделать его более интересным, интерактивным, личностно-ориентированным, результативным.

Сейчас все большую популярность при организации проектной деятельности приобретает технология Web 2.0. Особенностью Web 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. Основу данной технологии составляют социальные сервисы сети Интернет.

Социальный сервис – это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.

Эти групповые действия включают:

  • коммуникации участников между собой;

  • персональные действия участников;

  • записи мыслей;

  • заметки и аннотирование чужих текстов;

  • размещение мультимедийных файлов;

  • обмен сообщениями.

В процессе реализации проектов используются все основные типы информационных услуг: электронная почта, телеконференции, гипертекстовые среды (WWW – серверы), ресурсы мировой сети Интернет (страницы WorldWideWeb, информационно-поисковые системы), виртуальные интерактивные доски, плакаты, видеоконференции.

С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи.

С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.

Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением преподавателя. Участники конференций могут просматривать поступившие сообщения, присылать свои собственные письма (сообщения) в конференцию, принимая, таким образом, участие в дискуссии.

На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал.

Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивный плакат не может представлять собой статичную иллюстрацию, либо набор мультимедиа компонентов – он должен обеспечивать взаимодействие контента (содержания плаката) с пользователем.  Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода, аудио и видео записей.

Для реализации проектной деятельности также можно использовать виртуальные интерактивные доски. Виртуальная интерактивная доска – это сетевой социальный сервис, который предназначен для совместного рисования на онлайн-доске в реальном времени. Под «рисованием» имеется в виду использование текста, картинок, схем для выражения своих мыслей.

Сайт - совокупность электронных документов  частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом. Все сайты в совокупности составляют Всемирную паутину, где коммуникация объединяет сегменты информации мирового сообщества в единое целое — базу данных и коммуникации планетарного масштаба. При работе над проектом сайт можно использовать для организации коммуникации и оформления результатов.

Ещё одним средством, используемым при работе с проектом, может служить блог -интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке его так же можно использовать для коммуникации и оформления результатов.

Благодаря использованию сервисов Интернет значительно повышается:

  • интерес учащихся к проектно-исследовательской деятельности;

  • активность и интенсивность взаимодействия участников проекта;

  • становится «открытым» для всех участников процесс и результативность продвижения каждого в проекте.

Таким образом, сетевые сервисы являются одним из инструментов формирования у школьников умения анализировать и синтезировать информацию. На основе полученных знаний, умений, навыков и опыта работы в сети Интернет, формируются ключевые компетенции, приводящие к образованности ученика и его самостоятельности.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.


Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана-Граф, 2004.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: «Академия», 2002.

  4. Метод проектов. Электронное методическое пособие. [Электронный ресурс] // http://m-proektov.narod.ru

  5. Сайт. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]// http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E9%F2







Статья .Использование интерактивных средст обучения в образовательном процессе.
  • Другое
Описание:

Полежаева Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классовМОУ СОШ № 20 г. Мурманск

Статья посвящена проблеме использования интерактивных средств обучения в образовательном процессе. Автор освещает, как новые информационные технологии помогают в достижении целей образования, учитывая реалии XXI века. В статье дана классификация всех средств обучения и отдельно рассматриваются интерактивные СО. Особый акцент ставится на широкие возможности интерактивности для влияния на курс и содержание информации. Благодаря анализу различных форм интерактивности и описанию основных интерактивных средств обучения, автором делаются выводы о высокой эффективности использования ИСО в образовательном процессе и о необходимости их разнообразного и широкого применения в современной школе.

В наше время мы можем наблюдать процесс становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Содержание образования обогащается новыми умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников.
Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию и традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. Но в XXI веке достичь цели образования помогут новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивных средств обучения.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, то есть приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. П.И. Пидкасистый понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний.

Условно все средства обучения можно разделить на следующие группы:
1. Учебники и учебные пособия на печатной основе.
2. Средства наглядности.
3. Вспомогательные средства учебного процесса.
4. Средства осуществления практических действий.
5. ТСО
Интерактивные средства обучения – средство, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Смолянинова О.Г. рассматривает три формы интерактивности:

1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.
2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.
3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.

Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:

• Управление объектами на экране с помощью мыши;
• Линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
• Иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
• Диалоговая функция справки, которая наиболее эффективна, если приспособлена к мгновенному информационному представлению;
• Обратная связь, то есть реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;
• Конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;
• Рефлексивные взаимодействия, то есть хранение программой индивидуальных действий ученика для дальнейших исследований.

В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Мультимедиа – это комплекс аппаратных программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация). Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивная доска – устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор.
Использование интерактивной доски на уроках информатики способствует эффективно провести занятие по таким темам как «MicrosoftOffice», при изучении пакетного приложения программного обеспечения «AdobePhotoshop», «AdobePremier» и других.

Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики в школе дает возможность:

• Повысить у учащихся интерес к предмету;
• Подготовить к самостоятельному усвоению материала;
• Овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
• Интеллектуально развивать учащихся;
• Подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
• Расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;
• Повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.

Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.

Список литературы:

  1. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.,1998.
  2. Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса /Хозяинов Г.И. //юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии.-М.:1998.-Т.5.-С.130-136.
  3. Нурмухамедов Г.М. О подходах к созданию электронного учебника //информатика и образование.-2006.-№5, С.104-107.
  4. Сайков Б.П. Информационная среда школы //Информатика, 2007.-№20, С.14-37
  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., Академия, 2005.
Автор Полежаева Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1479
Номер материала 20094
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓