Главная / Школьному психологу / Статья .I. Теоретические основы и проблемы обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе.

Статья .I. Теоретические основы и проблемы обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе.

Теоретические основы и проблемы обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе.



С приходом в школу ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, учится самостоятельно выстраивать отношения с окружающими. Начинает адаптироваться к новому социальному статусу.

Потому что именно в первые месяцы обучения в школе, начинают формироваться все системы межличностных отношений ребёнка, которые в существенной мере определяют в дальнейшем возможности самореализации в школьной среде и социализации в обществе.

То, по какому пути пойдёт развитие школьника, будет ли он адекватно адаптирован, сформируется ли фундамент его дальнейшего обучения, во многом зависит от родителей, педагогов, воспитателей и психолога школы.

Известно, что в самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности и т. д.

Но, несмотря на все усилия, предпринимаемые обществом, для успешного обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ в период адаптации, некоторая часть таких детей всё же оказывается плохо адаптированными к новой среде.







Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект (отклонение в развитие) развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, быть полезным обществу.

В современной научной литературе нет устоявшегося термина для обозначения детей, имеющих дефекты развития. В одних случаях употреблялся термин « дети со специальными проблемами», в других – « дети с недостатками развития», «аномальные дети». Но за основу был взят термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», которое определяет специфику внутренней и внешней активности ребёнка в конкретных социальных условиях. У детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, виды активности ограничиваются, и ребёнок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.

В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне законодательные акты, законы, в которых отражены проблемы, касающиеся обучения детей с ОВЗ в специальных коррекционных учреждениях. Складывается система нового вида специализированных учреждений, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Осуществляется подготовка специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако, проблема обучения, воспитания детей с ОВЗ остаётся сложной. На подходы к развитию специального образования, оказывает влияние теоретическая ограниченность, имевшая место в прошлом по идеологическим соображениям.

Прогрессивные научные взгляды, разработанные в 20-30-е годы прошлого столетия, на личность ребёнка с нарушениями развития, были забыты, но успешно использовались в зарубежной практике.

Односторонняя ориентация на обучение таких детей привела к сдерживанию поиска новых форм обучения, воспитания, социализации.

На сегодняшний день в России теория обучения детей с ограниченными возможностями здоровья значительно отстаёт от практики.

В настоящее время ведётся разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности детей с ОВЗ, вытекающая из глубокого анализа современных проблем специального образования, как в нашей стране, так и за рубежом.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребёнка, помогает эффективно управлять формированием его личности.

Эти закономерности изучает психология, составляющая научную основу в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка с ОВЗ в школе были написаны такие труды великих учёных-психологов как:

Положения общепсихологической теории, разработанные такими учёными как: Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М.Я Басова, П.Я Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б.Эльконина, а так же работы Л.И.Божович, В.С.Мухиной и других, изучавших личность ребёнка и её формирование в детском возрасте, являются теоретической основой в деятельностном и личностном подходах воспитания и обучения детей.

Деятельностный подход предполагает развитие и коррекцию ребёнка с ограниченными возможностями в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого ребёнок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью.

Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через «внутренние» закономерности, то есть внешнее воздействие даёт тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, сложившейся у него строй мыслей и чувств.

Личностный подход ориентирует специалиста (педагога, психолога) на работу с конкретным ребёнком с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности. Благодаря такому подходу, ребёнок становится хозяином собственного «Я», субьектом деятельности и общения, саморазвивается и самореализуется.

Данные подходы едины в системе воспитания, обучения ребёнка. Создают внутренние и внешние условия для продвижения и обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе.






Статья .I. Теоретические основы и проблемы обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе.
  • Школьному психологу
Описание:

С приходом в школу ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, учится самостоятельно выстраивать отношения с окружающими. Начинает адаптироваться к новому социальному статусу.

Потому что именно в первые месяцы обучения в школе,  начинают формироваться все системы межличностных отношений ребёнка, которые в существенной мере определяют в дальнейшем возможности самореализации в школьной среде и социализации в обществе.

То, по какому пути пойдёт развитие школьника, будет ли он адекватно адаптирован, сформируется ли фундамент его дальнейшего обучения, во многом зависит от родителей, педагогов, воспитателей и психолога школы.

Известно, что в самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности и т. д.

Но, несмотря на все усилия, предпринимаемые обществом, для успешного обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ в период адаптации, некоторая часть таких детей всё же оказывается плохо адаптированными к новой среде.

 

 

 

 

Автор Ильина Ольга Николаевна
Дата добавления 06.02.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 500
Номер материала 55781
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓