Теоретические основы и
проблемы обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе.
С приходом в школу
ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации. Изменяется его место
в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно
значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, учится
самостоятельно выстраивать отношения с окружающими. Начинает адаптироваться к
новому социальному статусу.
Потому что именно в
первые месяцы обучения в школе, начинают формироваться все системы
межличностных отношений ребёнка, которые в существенной мере определяют в
дальнейшем возможности самореализации в школьной среде и социализации в
обществе.
То, по какому пути пойдёт
развитие школьника, будет ли он адекватно адаптирован, сформируется ли
фундамент его дальнейшего обучения, во многом зависит от родителей, педагогов,
воспитателей и психолога школы.
Известно, что в самом
распространённом своём значении школьная адаптация понимается как
приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям,
требованиям, режиму жизнедеятельности и т. д.
Но, несмотря на все усилия, предпринимаемые обществом, для
успешного обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ в период адаптации,
некоторая часть таких детей всё же оказывается плохо адаптированными к новой
среде.
Результаты исследований и
практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект (отклонение в
развитие) развития, может при соответствующих условиях стать полноценной
личностью, быть полезным обществу.
В современной научной
литературе нет устоявшегося термина для обозначения детей, имеющих дефекты
развития. В одних случаях употреблялся термин « дети со специальными
проблемами», в других – « дети с недостатками развития», «аномальные дети». Но
за основу был взят термин «дети с ограниченными возможностями здоровья»,
которое определяет специфику внутренней и внешней активности ребёнка в
конкретных социальных условиях. У детей, имеющих те или иные отклонения в
развитии, виды активности ограничиваются, и ребёнок начинает испытывать
затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.
В последние годы в нашей
стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся
ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ в лучшую сторону. Приняты на
государственном уровне законодательные акты, законы, в которых отражены
проблемы, касающиеся обучения детей с ОВЗ в специальных коррекционных
учреждениях. Складывается система нового вида специализированных учреждений,
позволяющих комплексно решать многие проблемы. Осуществляется подготовка
специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Однако, проблема обучения,
воспитания детей с ОВЗ остаётся сложной. На подходы к развитию специального
образования, оказывает влияние теоретическая ограниченность, имевшая место в
прошлом по идеологическим соображениям.
Прогрессивные научные
взгляды, разработанные в 20-30-е годы прошлого столетия, на личность ребёнка с
нарушениями развития, были забыты, но успешно использовались в зарубежной
практике.
Односторонняя ориентация
на обучение таких детей привела к сдерживанию поиска новых форм обучения,
воспитания, социализации.
На сегодняшний день в
России теория обучения детей с ограниченными возможностями здоровья значительно
отстаёт от практики.
В настоящее время ведётся
разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию и организации
всей жизнедеятельности детей с ОВЗ, вытекающая из глубокого анализа современных
проблем специального образования, как в нашей стране, так и за рубежом.
Ребёнок с ограниченными
возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Знания психологических
закономерностей, объясняющих специфику развития ребёнка, помогает эффективно
управлять формированием его личности.
Эти закономерности
изучает психология, составляющая научную основу в социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья.
О сложности и значимости
периода, связанного с адаптацией ребёнка с ОВЗ в школе были написаны такие
труды великих учёных-психологов как:
Положения
общепсихологической теории, разработанные такими учёными как: Л.С.Выготского, А.Р.Лурия,
С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М.Я Басова, П.Я Гальперина, А.В. Запорожца,
Д.Б.Эльконина, а так же работы Л.И.Божович, В.С.Мухиной и других, изучавших
личность ребёнка и её формирование в детском возрасте, являются теоретической
основой в деятельностном и личностном подходах воспитания и обучения детей.
Деятельностный подход
предполагает развитие и коррекцию ребёнка с ограниченными возможностями в
процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого
ребёнок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять
контроль и управление своей внутренней и внешней активностью.
Согласно С.Л.
Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через
«внутренние» закономерности, то есть внешнее воздействие даёт тот или иной
психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека,
сложившейся у него строй мыслей и чувств.
Личностный подход
ориентирует специалиста (педагога, психолога) на работу с конкретным ребёнком
с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями
жизнедеятельности, на развитие его как личности. Благодаря такому подходу,
ребёнок становится хозяином собственного «Я», субьектом деятельности и общения,
саморазвивается и самореализуется.
Данные подходы едины в
системе воспитания, обучения ребёнка. Создают внутренние и внешние условия для
продвижения и обеспечения эмоционального благополучия младших школьников с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья) в период адаптации в школе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.