Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья. Социальное служение: пути взаимодействия государства и церкви. Духовно-нравственная культура в профилактике интолерантного поведения несовершеннолетних в условиях полиэтнического региона.

Статья. Социальное служение: пути взаимодействия государства и церкви. Духовно-нравственная культура в профилактике интолерантного поведения несовершеннолетних в условиях полиэтнического региона.

Скачать материал

Социальное служение: пути взаимодействия государства и церкви.

Духовно-нравственная культура  в профилактике интолерантногоповедения несовершеннолетних  в условиях полиэтнического региона.

        За последние годы накопилось немало примеров много полезного и плодотворного сотрудничества Церкви и государства, которые, как показывает жизнь, не могут существовать совершенно изолированно друг от друга. В той или иной мере Церковь выполняет целый ряд социальных функций государства, например таких, как образование и воспитание подрастающего поколения, медицинское обслуживание, оказание помощи неимущим, забота о беженцах. Поэтому чрезвычайно важно придать имеющему место взаимодействию Церкви и государства характер социального партнерства.

       В Законе Российской Федерации «Об образовании», в образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания — формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Отмечается, что в процессе воспитания необходимо опираться на сотрудничество культуры, науки и религии на основе общего понимания нравственных начал мотивации поведения человека.  Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный)  также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.

        Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие),обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур.

Образовательное пространство нашего региона  функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

         В целях формирования  убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, а также  поддержки семьи, здорово­го образа жизни, сохранение и развитие системы ценностей, которая обеспечивает преемственность поколений и со­циальный мир, в нашем образовательном  учреждении  (МБОУ «Красноярская СОШ №1»)  слажена работа по формированию духовно-нравственной личности в  системе  сотрудничества школы, семьи, социально-культурных учреждений, общественных организаций и религиозных объединений.

          Социальный анализ каждого класса  показывает, что в нем обучаются дети из неполных семей, дети из многодетных семей,  дети из малообеспеченных семей, дети, из приемных и опекаемых семей, дети, имеющие ограниченные возможности здоровья,  дети из семьи беженцев, дети «группы риска». Реформирование экономики повлекло за собой глобальные изменения в социальной сфере. Негативные последствия социально-экономических преобразований сильнее всего сказываются на детях. Существует целый ряд проблем в учебных и воспитательных учреждениях, где обучаются дети вышеназванных категории. По результатам проведённого опросника интолерантного общения среди учащихся II ступени (5-8 классов) следует вывод, что  в школьном подростковом  возрасте проблема интолерантного поведения зачастую приобретает особенно острую выраженность, и связано это бывает с возрастными особенностями личности подростка.

         Никакое материальное обеспечение, каким бы хорошим оно ни было, не может само по себе решить проблему социальной адаптации и реабилитации детей-сирот, инвалидов, детей «группы риска». Более того, без духовного наставления  таких категории детей материальное обеспечение может привести лишь к формированию у них иждивенческих настроений и потребительского отношения к жизни.

        С целью формирования духовно-нравственной личности и  профилактики интолерантного поведения несовершеннолетних в нашем образовательном  учреждении  активно проводятся мероприятия,  включённые в такие  программы, как «Толерантный класс» (1-4 классы), «Формирование установок толерантного сознания» (5-11 классы),  «Азбука семейного воспитания» (9-11 классы). Мероприятия проводятся по основным направлениям:

·        в разделе «Личность» - мероприятия, позволяющие воспитывать понимание и веротерпимость, уважение к чужому мнению, формирующие нормы социального поведения, например:

- классные часы «Толерантность – что это?», «Кто мои друзья?», «Дружбой верной дорожу»;

-фестиваль «Ковёр дружбы народов»;

- анкета «Знаю ли я себя»;

-дискуссии, круглые столы, тренинги по темам  «Виды толерантности», «Толерантная и интолерантная личность», «Учимся жить в современном мире»,  «Агрессивное поведение в молодёжной среде», «Мыпротив насилия и экстремизма».

·        в разделе «Семья» - рассматриваются вопросы роли семьи в воспитании у подрастающего поколения доброжелательности, неконфликтности, готовности к сотрудничеству, например:

- родительские собрания по темам «Толерантное общение в семье и школе», «Религиозные традиции в нашей семье»,  «Роль семьи в сохранении и передаче национальных традиций» с фотовыставкой  «Я – дома, я – в школе, я –  с друзьями», конкурсом рисунков «Словно радуги цвета мы едины навсегда»;

- виртуальная экскурсия «История страны – в судьбах людей»;

- праздник «Секреты национальной кухни»;

-подготовка и проведение игры «Дружат дети на планете», посвященного Дню народного единства. 

         Все мы знаем, что основы нравственных качеств ребёнка закладываются в семье. И очень важно, какая атмосфера царит дома, каковы взаимоотношения между родителями, между детьми и родителями, между братьями и сёстрами. На сегодняшний день, когда мы наблюдаем нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенную конфликтность в их взаимоотношениях, всё больше возрастает роль классного руководителя и школьной социально-психологической службы, полноценная работа которых  способна заполнить тот вакуум, в который попадают многие учащиеся.

·        в раздел «Общество» - включены мероприятия по пропаганде миролюбия, повышения устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, профилактике агрессии и экстремизма, например:

-выставка рисунков и плакатов «Мы – многонациональный народ»;

- классные часы «Уроки толерантности», «Выбор за вами», а также встречи с представителями религиозных объединении, помогающие учащимся определённый уровень правовой культуры, осознать себя и своё место в обществе, не нанося при этом вреда и не ущемляя права других людей.

        С 2009 года в школе проводятся мероприятия по межведомственной программе «Азбука семейного воспитания от А до Я», подписанная тремя сторонами: Астраханско - Енотаевской иепархией Московского Патриархата, Службой  ЗАГС Астраханской области и Министерства образования и науки Астраханской области.

Цели программы:

       Популяризация в молодёжной среде традиционных семейных ценностей.

      Донесение до молодёжи основ здоровых отношений между юношей и девушкой до брака.  

·        Формирование в молодёжной среде культуры взаимоотношений в семье как залога интеллектуального развития детей.

     С 2009 года совместно с районным и областным службами Загс и представителями религиозных конфессии  проведены круглые столы, тренинги на темы «Семейные ценности», «Как вступить в брак и не ошибиться», «Ранний брак: за и против», «Семья: стереотип или потребность?».

     В 2013 году учащиеся школы принимали участие на областном  семинаре, посвященный теме «Красноярский район – территория межнационального согласия». На мероприятии присутствовали  представители  областной и районной  администрации, руководители  национально-культурных объединений, представители духовенства, образовательных  учреждений района, главы сельских  муниципальных  образований  района.  На заседании круглого стола шла речь о роли семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. Как неоднократно отмечали участники заседания, воспитание толерантности начинается в семье, а продолжается в школе.

       В 2014 году педагоги нашего ОУ принимали активное участие в областном семинаре по теме «Психолого-педагогическая профилактика и коррекция интолерантного поведения обучающихся в условиях поликультурного пространства ОУ». Педагогический коллектив МБОУ «Красноярская СОШ №1» представил большую программу, в которой показал опыт системной многолетней работы.На регистрации участники семинара посетили выставку «Памятники культуры народов Красного Яра», подготовленную учащимися школы. Открыли семинар учащиеся старших и начальных классов школы музыкально-литературной композицией «Мы все такие разные – дети одной планеты». На семинаре в форме круглого  стола проходило обсуждение  темы «Толерантность-интолерантность - две грани социальных отношений в обществе», который  стал местом откровенного и конструктивного диалога старшеклассников, членов управляющего совета школы с приглашёнными на мероприятий представителей педагогов Астраханского института повышения квалификации и переподготовки, оперативных  сотрудников  Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Астраханской области, представителей районных структур подразделении по делам несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, службы ЗАГС по Красноярскому району, религиозных конфессии. Также на семинаре были представлены внеклассные мероприятия: музыкально-литературная композиция «Россия-Родина моя!», социальный проект «Наследие культуры народов села Красный Яр. Семейные традиции и обычаи»,  «Урок Толерантности», экскурс-заочное путешествие по Планете Толерантности, практические занятия  по формированию толерантного сознания  у старшеклассников «Мы тучи разведём руками» и по профилактике и коррекции  интолерантного  поведения детей  младшего школьного возраста  «Мы все такие разные» и мастер- класс «Планета «Мы вместе». Семинар завершился большим праздничным концертом, где учащиеся школы – воспитанники музыкальной школы искусства показали яркие национальные музыкальные номера.

         Проблема воспитание патриота – гражданина в духе толерантности, противостоящего экстремизму, терроризму, имеющего определённый уровень психологической и правовой культуры, в современных условиях приобретает приоритетное значение, и требует много времени, всеобщих усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и религиозных объединений. Именно совместные усилия обязательно принесут свои плоды.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья. Социальное служение: пути взаимодействия государства и церкви. Духовно-нравственная культура в профилактике интолерантного поведения несовершеннолетних в условиях полиэтнического региона."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

По последним произошедшим событиям в стране можно сказать, что в современной России  среди детей и подростков растет и взрослеет поколение  юных граждан, для которых нет ни светлых идеалов, ни чётких жизненных ориентиров. По статистике в стране среди молодёжи распространены наркомания, преступность, многих отличает агрессивность.

     Школа учит многому и тому, как жить. Задача, которая может и должна решаться в современной школе – это помочь молодому человеку, вступающему в жизнь, в его становлении.

 

     Сегодня, когда ставятся и решаются вопросы о том, каким быть российскому образованию и российской школе, взгляды ученых - педагогов и практиков всё более обращаются и истокам – к духовности и нравственности. В статье описана работа нашего образовательного учреждения по воспитанию у учащихся нравственности, духовности.  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.01.2015 272
    • DOCX 32.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галимзанова Айгуль Сагатбаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10873
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов