Социальное служение: пути взаимодействия
государства и церкви.
Духовно-нравственная культура в
профилактике интолерантногоповедения несовершеннолетних в условиях
полиэтнического региона.
За последние годы накопилось немало примеров много полезного и плодотворного
сотрудничества Церкви и государства, которые, как показывает жизнь, не могут
существовать совершенно изолированно друг от друга. В той или иной мере Церковь
выполняет целый ряд социальных функций государства, например таких, как образование
и воспитание подрастающего поколения, медицинское обслуживание, оказание помощи
неимущим, забота о беженцах. Поэтому чрезвычайно важно придать имеющему место
взаимодействию Церкви и государства характер социального партнерства.
В Законе Российской Федерации «Об образовании», в образовательной инициативе
«Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования
обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. В Стандартах
нового поколения указано, что задача школьного воспитания — формирование
целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений.
Отмечается, что в процессе воспитания необходимо опираться на сотрудничество
культуры, науки и религии на основе общего понимания нравственных начал мотивации
поведения человека. Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен
быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный,
художественный, религиозный) также виды образовательной деятельности (учебная,
внеучебная, внешкольная, семейная) согласованно обеспечивали
духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и
патриота.
Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в
межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение
терроризма, нарастание межконфессиональной розни) связаны с разрушением
традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими
негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения
национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой
ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной
ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм,
гражданственность, благочестие),обладающей опытом этнокультурной ориентации,
самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к
представителям других культур.
Образовательное
пространство нашего региона функционирует в полиэтнической среде и
характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях
необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным
традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную
основу.
В целях формирования убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага,
законопослушных граждан, а также поддержки
семьи, здорового образа жизни, сохранение и развитие системы ценностей,
которая обеспечивает преемственность поколений и социальный мир, в нашем
образовательном учреждении (МБОУ «Красноярская СОШ №1») слажена работа по
формированию духовно-нравственной личности в системе сотрудничества школы, семьи,
социально-культурных учреждений, общественных организаций и религиозных объединений.
Социальный анализ каждого класса показывает, что в нем обучаются дети из
неполных семей, дети из многодетных семей, дети из малообеспеченных семей, дети,
из приемных и опекаемых семей, дети, имеющие ограниченные возможности здоровья,
дети из семьи беженцев, дети «группы риска». Реформирование экономики повлекло
за собой глобальные изменения в социальной сфере. Негативные последствия
социально-экономических преобразований сильнее всего сказываются на детях.
Существует целый ряд проблем в учебных и воспитательных учреждениях, где
обучаются дети вышеназванных категории. По результатам проведённого
опросника интолерантного общения среди учащихся II ступени (5-8 классов) следует
вывод, что в школьном подростковом возрасте проблема интолерантного поведения
зачастую приобретает особенно острую выраженность, и связано это бывает с возрастными
особенностями личности подростка.
Никакое материальное обеспечение, каким бы хорошим оно ни было, не может само
по себе решить проблему социальной адаптации и реабилитации детей-сирот,
инвалидов, детей «группы риска». Более того, без духовного наставления таких
категории детей материальное обеспечение может привести лишь к формированию у
них иждивенческих настроений и потребительского отношения к жизни.
С целью формирования духовно-нравственной личности и профилактики интолерантного
поведения несовершеннолетних в нашем образовательном учреждении активно
проводятся мероприятия, включённые в такие программы, как «Толерантный класс»
(1-4 классы), «Формирование установок толерантного сознания» (5-11 классы), «Азбука
семейного воспитания» (9-11 классы). Мероприятия проводятся по основным
направлениям:
·
в разделе «Личность» - мероприятия, позволяющие воспитывать
понимание и веротерпимость, уважение к чужому мнению, формирующие нормы
социального поведения, например:
- классные
часы «Толерантность – что это?», «Кто мои друзья?», «Дружбой верной дорожу»;
-фестиваль
«Ковёр дружбы народов»;
-
анкета «Знаю ли я себя»;
-дискуссии,
круглые столы, тренинги по темам «Виды толерантности», «Толерантная и
интолерантная личность», «Учимся жить в современном мире», «Агрессивное
поведение в молодёжной среде», «Мыпротив насилия и экстремизма».
·
в разделе «Семья» - рассматриваются вопросы роли семьи в
воспитании у подрастающего поколения доброжелательности, неконфликтности,
готовности к сотрудничеству, например:
- родительские
собрания по темам «Толерантное общение в семье и школе», «Религиозные традиции
в нашей семье», «Роль семьи в сохранении и передаче национальных традиций» с фотовыставкой
«Я – дома, я – в школе, я – с друзьями», конкурсом рисунков «Словно радуги
цвета мы едины навсегда»;
-
виртуальная экскурсия «История страны – в судьбах людей»;
-
праздник «Секреты национальной кухни»;
-подготовка
и проведение игры «Дружат дети на планете», посвященного Дню народного единства.
Все мы знаем, что основы нравственных качеств ребёнка закладываются в семье. И
очень важно, какая атмосфера царит дома, каковы взаимоотношения между
родителями, между детьми и родителями, между братьями и сёстрами. На
сегодняшний день, когда мы наблюдаем нарушение семейных связей, отчуждение
взрослых и детей, повышенную конфликтность в их взаимоотношениях, всё больше
возрастает роль классного руководителя и школьной социально-психологической
службы, полноценная работа которых способна заполнить тот вакуум, в который
попадают многие учащиеся.
·
в раздел «Общество» - включены мероприятия по пропаганде
миролюбия, повышения устойчивости к этническим, религиозным и политическим
конфликтам, профилактике агрессии и экстремизма, например:
-выставка
рисунков и плакатов «Мы – многонациональный народ»;
- классные
часы «Уроки толерантности», «Выбор за вами», а также встречи с представителями
религиозных объединении, помогающие учащимся определённый уровень правовой
культуры, осознать себя и своё место в обществе, не нанося при этом вреда и не
ущемляя права других людей.
С 2009 года в школе проводятся мероприятия по межведомственной программе
«Азбука семейного воспитания от А до Я», подписанная тремя сторонами: Астраханско
- Енотаевской иепархией Московского Патриархата, Службой ЗАГС Астраханской
области и Министерства образования и науки Астраханской области.
Цели программы:
•
Популяризация в молодёжной среде
традиционных семейных ценностей.
•
Донесение до молодёжи основ здоровых
отношений между юношей и девушкой до брака.
·
Формирование в молодёжной среде культуры
взаимоотношений в семье как залога интеллектуального развития детей.
С 2009 года совместно с районным и областным службами Загс и представителями
религиозных конфессии проведены круглые столы, тренинги на темы «Семейные
ценности», «Как вступить в брак и не ошибиться», «Ранний брак: за и против»,
«Семья: стереотип или потребность?».
В 2013 году учащиеся школы принимали участие на областном семинаре,
посвященный теме «Красноярский район – территория межнационального
согласия». На
мероприятии присутствовали представители областной и районной администрации,
руководители национально-культурных объединений, представители духовенства,
образовательных учреждений района, главы сельских муниципальных образований района.
На заседании круглого стола шла речь о роли семьи и школы в воспитании
подрастающего поколения. Как неоднократно отмечали участники заседания,
воспитание толерантности начинается в семье, а продолжается в школе.
В 2014 году педагоги нашего ОУ принимали
активное участие в областном семинаре по теме «Психолого-педагогическая
профилактика и коррекция интолерантного поведения обучающихся в условиях
поликультурного пространства ОУ». Педагогический коллектив МБОУ «Красноярская
СОШ №1» представил большую программу, в которой показал опыт системной
многолетней работы.На регистрации участники семинара посетили выставку
«Памятники культуры народов Красного Яра», подготовленную учащимися школы. Открыли
семинар учащиеся старших и начальных классов школы музыкально-литературной
композицией «Мы все такие разные – дети одной планеты». На семинаре в форме круглого
стола проходило обсуждение темы «Толерантность-интолерантность - две грани
социальных отношений в обществе», который стал местом откровенного и
конструктивного диалога старшеклассников, членов управляющего совета школы с
приглашёнными на мероприятий представителей педагогов Астраханского института
повышения квалификации и переподготовки, оперативных сотрудников Центра по
противодействию экстремизму УМВД России по Астраханской области, представителей
районных структур подразделении по делам несовершеннолетних, комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав, службы ЗАГС по Красноярскому району, религиозных
конфессии. Также на семинаре были представлены внеклассные мероприятия:
музыкально-литературная композиция «Россия-Родина моя!», социальный проект
«Наследие культуры народов села Красный Яр. Семейные традиции и обычаи», «Урок
Толерантности», экскурс-заочное путешествие по Планете Толерантности, практические
занятия по формированию толерантного сознания у старшеклассников «Мы тучи
разведём руками» и по профилактике и коррекции интолерантного поведения детей
младшего школьного возраста «Мы все такие разные» и мастер- класс «Планета
«Мы вместе». Семинар завершился большим праздничным концертом, где учащиеся
школы – воспитанники музыкальной школы искусства показали яркие национальные
музыкальные номера.
Проблема воспитание патриота – гражданина в духе толерантности, противостоящего
экстремизму, терроризму, имеющего определённый уровень психологической и
правовой культуры, в современных условиях приобретает приоритетное значение, и
требует много времени, всеобщих усилий семьи, образовательных учреждений, общественных
организаций и религиозных объединений. Именно совместные усилия обязательно
принесут свои плоды.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.