Главная / Директору-завучу / СТАТЬЯ. «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ».

СТАТЬЯ. «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ».

Хабовец Т.В.,

учитель начальных классов

МБОУ лицей №13 г.Ростов-на-Дону.


«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ».



Самое большое,что может сделать человек для других людей, это воспитать хороших детей.

Ч.Айтматов

Воспитание в общеобразовательном учреждении должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Только при каком взаимодействии возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин), внеклассную (деятельность классного руководителя, внешкольных детских организаций) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном  процессе.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и

огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и

внутренних границ.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения

ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность,

традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость,

хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ

между культурой и антикультурой и т. д.).

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от

проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает

процессы их взросления.

Происходит подмена реальных форм социализации виртуальными.

И собственно все сводится к переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель. А как же тогда жить в обществе?


Внеурочная деятельность по сути взяла на себя решение выше перечисленных проблем.

В нашем лицее внеурочная работа представлена следующими направлениями:

  • Социальное

  • Спортивно-оздоровительное

  • Общекультурное

  • Духовно-нравственное

  • Обще-интеллектуальное

Не смотря на то, что конкретно социальное направление представлено лишь двумя часами, каждое из направлений включает в себя решение социальных задач – наполнение ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивает интеллектуальное, эстетическое, физическое воспитание, культивирует в детской среде здоровый образ жизни и формирует готовность жить в обществе.

Рассмотрим работу некоторых кружков и студий через призму социализации личности ребенка.

АЗБУКА КУЛЬТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Социальное направление)

Девизы данной программы раскрывают всю ее значимость.

Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Учись оберегать свою жизнь
!

С целью формирования у детей представлений о школьных правилах проводится ряд таких занятий, как "Я - ученик", "Давайте познакомимся", "Права и обязанности школьников", "Как вести себя в школе", "Наш класс на перемене" и др., а для стимулирования внутригруппового общения тренинги общения: например "Я и мы".

Развитию коммуникативных способ­ностей способствуют ролевые игры "Знакомство", "Приветствие", "Разговор по телефону", а также речевые игры "Учимся благодарить", "Поздравление" и др.

Чтобы научить детей решать возникающие проблемы без ссор, - круглый стол - "Мы дружные ребята», «Давайте разберемся» и т.п.; чтобы научить младших школьников анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых) организовывается проведение игровых упражнений "Догадайся о выборе" и разбор жизненных ситуаций   "Я на улице", "Я в общественном транспорте", «Идем в гости», «День рождение друга» и т.д.

Для развития положительной самооценки, самоорганизованности: игры "Самореклама", составление автопортрета "Это - я" и т.п.

Так же на занятиях данного кружка ребята знакомятся с рядом правил поведения в незнакомых местах, общения с незнакомыми людьми, с ситуациями на улицах города, на природе и т.д.


МИР ТВОЕЙ ДУШИ.(Духовно-нравственное направление)

Воспитанность человека характеризуется различными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе, и любая личность обязана действовать по правилам, принятым в обществе, в стране. Следование этим нормам и правилам может служить критерием социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Основные качества, присущие социализировавшейся личности, - товарищество, уважительное отношение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисцип­линированность, любознательность, любовь к прекрасному.

Цель программы замечательных педагогов-воспитателей А.А.Лопатиной и М.В.Скребцовой: формировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни, нравственно-этических норм, воспитание социально одобряемых стереотипов поведения развития таких познавательных процессов как речь, общение, творческое мышление и воображение.

Достижению данных целей помогает решение таких задач, как дать понятие красоты, богатства, и разнообразия окружающего мира; учить охранять и заботиться о природе; учить радоваться чудесам жизни; формировать личность, способную к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности.

На занятиях кружка ребята окунаются в атмосферу взаимопонимания, добросердечности, добропорядочности, мира и любви. Курс рассчитан на четыре года обучения.

Уже в первом классе  при каждом предъявлении “новой” буквы и звука познавательной чтение развивается путем чтения вариационных и альтернативных текстов из книг А. Лопатиной и М. Скребцовой «Азбука мудрости». Сфера упражнений и заданий при чтении широка и разнообразна. Ведение занятия, форма упражнений и заданий, их содержание основаны на том, чтобы сделать чтение жизненным. Познавательное чтение выращивается и развивается в условиях разносторонней деятельности.

"Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захваты­вающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца. Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира", писал В.Сухомлинский.

Знакомство с такими высокими понятиями в 6 - 7 - летнем возрасте не проходит особенно трудно, благодаря подобранным текстам, доступным и интересным; музыкальному сопровождению, настраивающему детей на нужный тон; и возможности самовыражения ребят в рисунках и сочинениях, коллективных творческих проектах.

Такие занятия пробуждают мысли и чувства детей, вызывают желание высказаться, заставляют рассуждать и делать выводы, применимые к их жизни, учат находить некоторые закономерности жизни, видеть взаимосвязь событий.

Во втором классе  занятия проводятся с использованием второй книги А. Лопатиной и М. Скребцовой «Природа глазами души».

Основная цель - формирование межличностных отношений на основе осозна­ния законов природы, единства человека с природой. Мы знакомимся с четырьмя стихиями и их связью с человеком. Проводим аналогию между чувствами человека и явлениями природы. Учимся наблюдать и выражать свои мысли, переживания в рассказе, музыке, рисунке, игре. Стремимся понять боль природы и помочь ей. Делали вывод, что природа дана во благо челове­ку, но человек может сделать её своим врагом. Отсюда мысли-рассуждения вслух.

Друг- это…Я – друг. Значит…природа- друг, поэтому…

Использование экскурсий, игр, музыкальных произведений, репродукций картин способствует развитию чувств и творческих способностей учащихся.

В третьем классе мы читаем третью книгу А. Лопатиной и М. Скребцовой «Времена года. Мир твоей души», бо­лее подробно знакомясь с природой в разные времена года.

Ведь богатство, красота и разнообразие окружающего нас мира неисчерпаемы и могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребенок поймет всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма - нашей природы, никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть малую часть её. Если человек поймет, что окружающий его мир - это Божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами.

Поэтому первый урок 1 сентября - урок Знаний - был об «Удивительном чуде природы». Активны были все: учитель, дети, родители, удивляя друг друга, помогая друг другу, познавая себя и других.

Вновь стихи и сказки, музыка и картины природы - все в гармонии, единстве учит видеть чудо природы, чудо жизни о различных его проявлениях.

На последующих занятиях идет погружение в мир природы: экскурсии и на­блюдения; чтение и рассуждения; рисунки, игры, сочинения... Мы продолжаем учиться у природы, продолжаем любить природу, стараемся её понять, увидеть ее краски, услышать ее разговор, помогаем ей, как можем. И вновь маленький шажок в познании природы - это маленький шажок в познании и воспитании себя: мы стали чуть добрее, внимательнее, терпимее и терпеливее и в то же время - активнее, дея­тельнее. Богатство чувств и речи, свободу мысли, фантазии объединяют доброта, стремление узнать, увидеть, поделиться своими переживаниями, единение с приро­дой.

 Четвертый класс. Первое сентября. Урок знаний. «Солнце в природе и в человеке». И вновь - учитель - дети - родители. Новый виток спирали. Вместе поднимаемся от солнца - источника света, тепла, жизни - до солнца души человека, «золотой огневинки». Вместе думаем, от чего же зависит свет солн­ца в душах людей.

Так мы подходим к следующей ступеньке для чтения, бесед, размышлений, на­блюдений, творчества; к новой ступени духовно - нравственного воспитания уча­щихся, ступени развития человека, неравнодушного к окружающему миру.

В творчестве детей взаимоотношения людей переплетаются со сказочным ми­ром природы. Ребята пытаются разобраться в характерах героев, причинах их по­ступков: стремятся найти достойный выход из сложившихся ситуаций. Конечно, добро побеждает. Дети в это верят и стараются показать его торжество в жизни че­рез игру и реальные события.

Так шаг за шагом расширяется сознание, углубляются мысли, совершенствуют­ся поступки - формируется личность, растет человек. И замечательно, когда рядом во все времена есть друг - человек, друг - хорошая книга, друг - окружающий мир.

ИГРОВАЯ СТУДИЯ.(Спортивно-оздоровительное направление)

Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в результатах Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Процесс социализации в младшем школьном возрасте должен выполнять следующие задачи:

1.Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества».

2.Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям.

3.Адаптировать к социальной среде.

4.Интегрировать в жизнь общества.

Для решения поставленных задач могут быть использованы такие игры как сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.

В сюжетно-ролевых играх, дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, а также, сопоставляя себя с выполняемой ролью, приобретают различные социально значимые качества, учатся понимать, что такое добро и зло. Также сюжетно-ролевая игра предоставляет большие возможности по овладению детьми морально-нравственными качествами личности. Кроме того, сюжетно-ролевые способствуют усвоению правил общения, что крайне важно для усвоения общественного опыта.

Подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, способность и стремление к сотрудничеству. Развивают умение общаться, договариваться между собой.

Дидактические игры помогают расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания, развитию мыслительных процессов и операций. Способствуют межличностному общению, совместной деятельности.

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ. (Спортивно-оздоровительное направление)

Никакие пожелания, приказы или наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Как же сформировать это сознательное отношение?

Мы познакомимся с основными стилями  мотивации  здорового образа  жизни ребенка 7-10 лет и намечаем пути формирования у них сознательного  отношения к здоровому образу жизни:

Самосохранение. Через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.

Через ознакомление с правилами дорожного движения сформировать у  них  навыки безопасного поведения на улице.

Подчинение этнокультурным требованиям. Именно сейчас члены семьи и педагоги являются для ребенка примером осознанного подражания, ребенок в 7-8 лет действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.

Получение удовольствия от самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста.

Ребенок учится осознавать эту радость - он овладевает рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда - тоже приятно.

Эти мотивации формирования стиля здоровой жизни доступны ребенку 7-8 лет. На таких занятиях даются общие представления о понятии "личность" (в теме "Знакомство с самим собой"), разбираются такие понятия  как  человеческое общество, семья - (маленькое общество), общественное "Я", индивидуальное "Я", биологическое "Я". Из этих трех "Я" складывается единая человеческая личность. Каждый из нас - личность.


Необходимо отметить такой важный момент, как использование регионального компонента, как на классных занятиях, так и во внеурочное время.

Несмотря на то, что каждое направление имеет свои цели и задачи, работа кружков тесно переплетается с местом, где живут дети, обычаями и традициями Донского края и каждой семьи в отдельности.

На занятиях кружка «Азбука культуры жизнедеятельности» ребята знакомятся с правилами поведения не только в гостях, школе на занятиях и на переменах, но и в музеях, театрах, храмах. После таких теоретических занятий следуют практические. Дети посещают главные храмы г.Ростова-на-Дону, совершают коллективные походы в музеи и театры города и области.

Кружок «Мир твоей души» знакомит детей с музыкой и живописью донских авторов, знакомит с поэтическим творчеством ростовских поэтов. Ребята создают проекты «Времена года на Дону», «Мой край родной!», «Храмы на Дону», «Казачья станица», «Животные и птицы Донского края», «Природа Донского края» , «Водоемы Ростовской области» , «Красная книга Ростовской области» , «Жаворонок на СОроки »и др.

Игровая студия знакомит обучающихся с народными казачьими играми, потешками и хороводами.

На занятиях «Школы Здоровья» дети создают проекты « Опасные ягоды и грибы Ростовской области», рисунки «Моя улица», «Места отдыха в моем городе» и т.п.


Роль внеклассных мероприятий, проводимых классным руководителем, так же велика в становлении личности ребенка.

Прежде всего - это воспитание патриотизма семье. «Традиции и обычаи в семье», «Мои родные в годы Великой Отечественной войны», «Как уживаются представители разных национальностей в моей семье», «Моя семья – за здоровый образ жизни!», «Работа моей мамы (папы)» и др. – такие проекты, совместные с родителями мероприятия помогают укреплять связь поколений, воспитывают гордость за свою семью и Родину.

Невозможно обойтись без экскурсионной работы при развитии  у ребят познавательных способностей, интереса к изучению истории родного края, при формировании осознанных знаний и устойчивых качеств личности.

 

Родина – это то, что нас окружает, что с первых дней становится дорогим и близким для человека. Родина – это не только место, где родился человек. Это место, откуда берёт начало его род, где жили и похоронены его предки. Это его родной дом, его земля, край, где человек живёт, учится, работает. Родина – это и то, что было до нас: наша история, наша культура, наши памятники, традиции. Родина – это то, что есть сегодня: наши города и села, луга и леса, наша школа. Родина – это наше будущее.

С целью совершенствования процесса гражданско-патриотического воспитания школьников проводятся следующие экскурсии: в город Азов, где дети могут стать участниками реконструкции великого исторического события «Азовского осадного сидения донских казаков в 1641 году», в город Старочеркасск, колыбели донского казачества, в город Новочеркасск, столицу казачества, в город Аксай, Батайск и др.

Так же проводятся интересные занятия в музее Краеведения, музее Русско-армянской дружбы, Изобразительного искусства.

Ребята с удовольствием посещают премьеры Молодежного театра «На Свободе», театра им.Горького, Ростовского музыкального театра, Кукольного театра, где знакомятся с репертуаром классиков, современных авторов и с удовольствием смотрят постановки с элементами донского фольклора.

Запомнилась и такая экскурсия как «История куклы. Посещение фабрики мягких игрушек и галереи кукол». Это мероприятие имело интересное продолжение. Ребята получили задание к празднику «Казачьи посиделки» изготовить макет куреня или куклы в костюме жителя Донского края.

На празднике каждый ребенок вместе с семьей защищал свой проект. Рассказывал, что это за костюм, из чего выполнен, кто принимал участие в работе. То же самое было и с защитой казачьих домов – куреней. Некоторые ребята изготовили макеты целых подворий, и даже церковь.

На празднике звучали народные донские песни в исполнении детей, родителей и учителей. Дети играли в народные игры, потешки , сценки, водили хороводы. Показывали родителям правила, вовлекая их в процесс праздника. Закончился праздник чаепитием с пирогами, калачами и маковыми бубликами. Все работы детей были переданы в музейный уголок лицея, где каждый может увидеть и оценить труд детей и порадоваться за их мастерство.

На занятиях «Мир твоей души» ребята пробуют себя в качестве поэтов. Вот одно из таких творений.

О край родной, тебя люблю

И восхищаюсь я тобой!

Люблю окинуть взором дали,

Готова жить всегда с тобой!

Мне нравятся твои все люди –

Они добрее всех людей!

Мне нравятся твои все травы –

И нет травинки зеленей!

Люблю я Дон, всегда спокойный,

Все воды плещущихся волн!

И берег твой, навек родимый,

О край! Ты как чудесный сон!

(Ахмади Даяна, 3 В класс)

Продолжая тему экскурсий, хочется отметить экскурсии на природу: в парки, на Набережную реки Дон и т.д. Дети с удовольствием фотографируют или рисуют насекомых, птиц, травы, кустарники, деревья, водоемы родного края. Затем создают удивительные проекты, имеющие как познавательное, обучающее, так и огромное воспитательное значение. Уже с первого класса дети видят и красоту родной природы, и экологические проблемы.


Каждое событие в жизни общества, будь ли это день рождения любимого писателя, космонавта и др.; мероприятия , посвященные Олимпиаде 2014 в Сочи, Охране окружающей среды, Культуре, освобождению родного города от немецко-фашистких захватчиков, экологической ситуации в регионе и др. всегда находит отклик на любом занятии как на уроке, как и на занятиях внеурочной деятельности.


Таким образов в таком союзе всех видов деятельности в общеобразовательном процессе, в союзе школы, семьи, дополнительного образования и иных образовательных учреждений мы можем воспитать гармонично всесторонне развитую личность, таким образом, выполняя запросы государства.

СТАТЬЯ. «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ».
  • Директору-завучу
Описание:

 «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА  КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ».

Самое большое,что может сделать человек для других людей, это воспитать хороших детей.

Ч.Айтматов

       Воспитание в общеобразовательном учреждении  должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей,  детей друг с другом. Только при каком взаимодействии   возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин), внеклассную (деятельность классного руководителя, внешкольных  детских организаций) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Автор Хабовец Татьяна Вячеславовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 431
Номер материала 39898
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓