Хабовец
Т.В.,
учитель
начальных классов
МБОУ
лицей №13 г.Ростов-на-Дону.
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ЛИЧНОСТИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ».
Самое большое,что может сделать человек для других
людей, это воспитать хороших детей.
Ч.Айтматов
Воспитание в
общеобразовательном учреждении должно идти только через совместную
деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Только при каком
взаимодействии возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.
При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к
какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и
пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных
дисциплин), внеклассную (деятельность классного руководителя, внешкольных
детских организаций) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную,
досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности
школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в
образовательном процессе.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и
огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и
внутренних границ.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером
присвоения
ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность,
традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость,
хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ
между культурой и антикультурой и т. д.).
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от
проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает
процессы их взросления.
Происходит подмена реальных форм социализации виртуальными.
И собственно все сводится к переориентации воспитания с
коллективистской на индивидуалистическую модель. А как же тогда жить в
обществе?
Внеурочная деятельность по сути взяла на себя решение выше
перечисленных проблем.
В нашем лицее внеурочная работа представлена следующими
направлениями:
Ø Социальное
Ø Спортивно-оздоровительное
Ø Общекультурное
Ø Духовно-нравственное
Ø Обще-интеллектуальное
Не смотря на то, что конкретно социальное направление
представлено лишь двумя часами, каждое из направлений включает в себя решение
социальных задач – наполнение ценностями духовной культуры, мировоззрения и
нравственности, обеспечивает интеллектуальное, эстетическое, физическое
воспитание, культивирует в детской среде здоровый образ жизни и формирует
готовность жить в обществе.
Рассмотрим работу некоторых кружков и студий через призму социализации
личности ребенка.
АЗБУКА
КУЛЬТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Социальное направление)
Девизы данной программы раскрывают всю ее значимость.
Старайся делать
добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по
отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Учись оберегать свою жизнь!
С целью формирования у детей представлений о школьных
правилах проводится ряд таких занятий, как "Я -
ученик", "Давайте познакомимся", "Права и обязанности
школьников", "Как вести себя в школе", "Наш класс на
перемене" и др., а для стимулирования внутригруппового общения – тренинги
общения: например "Я и мы".
Развитию коммуникативных способностей
способствуют ролевые игры "Знакомство", "Приветствие",
"Разговор по телефону", а также речевые игры "Учимся
благодарить", "Поздравление" и др.
Чтобы научить детей решать возникающие
проблемы без ссор, - круглый стол - "Мы дружные ребята»,
«Давайте разберемся» и т.п.; чтобы научить младших школьников анализировать
свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других
взрослых) организовывается проведение игровых упражнений "Догадайся о
выборе" и разбор жизненных ситуаций "Я на улице", "Я в
общественном транспорте", «Идем в гости», «День рождение друга» и т.д.
Для развития положительной самооценки,
самоорганизованности: игры "Самореклама", составление автопортрета
"Это - я" и т.п.
Так же на занятиях данного кружка ребята знакомятся с рядом правил
поведения в незнакомых местах, общения с незнакомыми людьми, с ситуациями на
улицах города, на природе и т.д.
МИР ТВОЕЙ ДУШИ.(Духовно-нравственное направление)
Воспитанность
человека характеризуется различными качествами, отражающими разнообразные отношения
личности к окружающему миру и к самой себе, и любая личность обязана
действовать по правилам, принятым в обществе, в стране. Следование этим нормам
и правилам может служить критерием социального развития школьника,
характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Основные качества,
присущие социализировавшейся личности, - товарищество, уважительное отношение к
старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность,
любознательность, любовь к прекрасному.
Цель программы замечательных
педагогов-воспитателей А.А.Лопатиной и М.В.Скребцовой: формировать
осознанное духовно-нравственное отношение к жизни, нравственно-этических норм,
воспитание социально одобряемых стереотипов поведения развития таких
познавательных процессов как речь, общение, творческое мышление и воображение.
Достижению данных целей помогает решение таких
задач, как дать понятие красоты, богатства, и разнообразия окружающего мира; учить
охранять и заботиться о природе; учить радоваться чудесам жизни; формировать
личность, способную к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу
окружающей действительности.
На занятиях кружка ребята окунаются в атмосферу
взаимопонимания, добросердечности, добропорядочности, мира и любви. Курс
рассчитан на четыре года обучения.
Уже в
первом классе при каждом
предъявлении “новой” буквы и звука познавательной чтение развивается путем
чтения вариационных и альтернативных текстов из книг А. Лопатиной и М.
Скребцовой «Азбука мудрости». Сфера упражнений и заданий при чтении широка и
разнообразна. Ведение занятия, форма упражнений и заданий, их содержание
основаны на том, чтобы сделать чтение жизненным. Познавательное чтение
выращивается и развивается в условиях разносторонней деятельности.
"Процесс
обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захватывающим куском
жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан
запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца. Обучение грамоте
надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира", писал
В.Сухомлинский.
Знакомство
с такими высокими понятиями в 6 - 7 - летнем возрасте не проходит особенно
трудно, благодаря подобранным текстам, доступным и интересным; музыкальному
сопровождению, настраивающему детей на нужный тон; и возможности самовыражения
ребят в рисунках и сочинениях, коллективных творческих проектах.
Такие занятия пробуждают
мысли и чувства детей, вызывают желание высказаться, заставляют рассуждать и
делать выводы, применимые к их жизни, учат находить некоторые закономерности
жизни, видеть взаимосвязь событий.
Во втором классе занятия проводятся с использованием второй книги А.
Лопатиной и М. Скребцовой «Природа глазами души».
Основная
цель - формирование межличностных отношений на основе осознания законов
природы, единства человека с природой. Мы знакомимся с четырьмя стихиями и их
связью с человеком. Проводим аналогию между чувствами человека и явлениями
природы. Учимся наблюдать и выражать свои мысли, переживания в рассказе, музыке,
рисунке, игре. Стремимся понять боль природы и помочь ей. Делали вывод, что
природа дана во благо человеку, но человек может сделать её своим врагом.
Отсюда мысли-рассуждения вслух.
Друг- это…Я –
друг. Значит…природа- друг, поэтому…
Использование
экскурсий, игр, музыкальных произведений, репродукций картин способствует
развитию чувств и творческих способностей учащихся.
В третьем классе мы читаем третью книгу А. Лопатиной и М. Скребцовой «Времена
года. Мир твоей души», более подробно знакомясь с природой в разные времена
года.
Ведь богатство,
красота и разнообразие окружающего нас мира неисчерпаемы и могут служить
прекрасным средством воспитания души. Если ребенок поймет всю неповторимость
нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма - нашей
природы, никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть малую часть её.
Если человек поймет, что окружающий его мир - это Божественный дар, он будет
нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами.
Поэтому первый урок 1 сентября - урок
Знаний - был об «Удивительном чуде природы». Активны были все: учитель, дети,
родители, удивляя друг друга, помогая друг другу, познавая себя и других.
Вновь стихи и
сказки, музыка и картины природы - все в гармонии, единстве учит видеть чудо
природы, чудо жизни о различных его проявлениях.
На последующих занятиях идет погружение в
мир природы: экскурсии и наблюдения; чтение и рассуждения; рисунки, игры,
сочинения... Мы продолжаем учиться у природы, продолжаем любить природу, стараемся
её понять, увидеть ее краски, услышать ее разговор, помогаем ей, как можем. И
вновь маленький шажок в познании природы - это маленький шажок в познании и
воспитании себя: мы стали чуть добрее, внимательнее, терпимее и терпеливее и в
то же время - активнее, деятельнее. Богатство чувств и речи, свободу мысли,
фантазии объединяют доброта, стремление узнать, увидеть, поделиться своими
переживаниями, единение с природой.
Четвертый класс. Первое сентября. Урок знаний. «Солнце в природе и в
человеке». И вновь - учитель - дети - родители. Новый виток спирали. Вместе
поднимаемся от солнца - источника света, тепла, жизни - до солнца души
человека, «золотой огневинки». Вместе думаем, от чего же зависит свет солнца в
душах людей.
Так мы подходим к
следующей ступеньке для чтения, бесед, размышлений, наблюдений, творчества; к
новой ступени духовно - нравственного воспитания учащихся, ступени развития
человека, неравнодушного к окружающему миру.
В творчестве
детей взаимоотношения людей переплетаются со сказочным миром природы. Ребята
пытаются разобраться в характерах героев, причинах их поступков: стремятся
найти достойный выход из сложившихся ситуаций. Конечно, добро побеждает. Дети в
это верят и стараются показать его торжество в жизни через игру и реальные
события.
Так шаг за шагом
расширяется сознание, углубляются мысли, совершенствуются поступки -
формируется личность, растет человек. И замечательно, когда рядом во все
времена есть друг - человек, друг - хорошая книга, друг - окружающий мир.
ИГРОВАЯ СТУДИЯ.(Спортивно-оздоровительное направление)
Игра — один из видов
деятельности, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в
результатах Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир
человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают
окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий
взрослых и отношений между ними.
Игра — есть сильнейшее
средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им
богатств культуры.
Игра
позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у
него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть
сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он
принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются
интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
Процесс
социализации в младшем школьном возрасте должен выполнять следующие задачи:
1.Научить
воспитанников быть «продуктивными членами общества».
2.Приобщить
их к социальным ролям, правам и обязанностям.
3.Адаптировать
к социальной среде.
4.Интегрировать
в жизнь общества.
Для
решения поставленных задач могут быть использованы такие игры как
сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.
В сюжетно-ролевых играх, дети
усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в
обществе, а также, сопоставляя себя с выполняемой ролью, приобретают
различные социально значимые качества, учатся понимать, что такое добро и зло.
Также сюжетно-ролевая игра предоставляет большие возможности по овладению
детьми морально-нравственными качествами личности. Кроме того, сюжетно-ролевые
способствуют усвоению правил общения, что крайне важно для усвоения
общественного опыта.
Подвижные игры с правилами
помогают детям укреплять социальные связи, способность и стремление к
сотрудничеству. Развивают умение общаться, договариваться между собой.
Дидактические игры помогают расширять представления об окружающем мире,
систематизировать знания, развитию мыслительных процессов и операций.
Способствуют межличностному общению, совместной деятельности.
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ. (Спортивно-оздоровительное
направление)
Никакие пожелания, приказы или наказания не
могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять
здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль
здорового поведения. Как же сформировать это сознательное отношение?
Мы познакомимся с основными стилями мотивации здорового образа жизни ребенка 7-10 лет и намечаем пути
формирования у них сознательного отношения
к здоровому образу жизни:
Самосохранение. Через обучение детей санитарным навыкам можно дать им
расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на
здоровье человека.
Через ознакомление с правилами дорожного
движения сформировать у них навыки безопасного поведения на улице.
Подчинение этнокультурным требованиям. Именно сейчас члены семьи и педагоги являются для
ребенка примером осознанного подражания, ребенок в 7-8 лет действия взрослых
повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.
Получение удовольствия от
самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость
независимо от возраста.
Ребенок учится осознавать эту радость - он
овладевает рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда
приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда - тоже приятно.
Эти мотивации формирования стиля здоровой
жизни доступны ребенку 7-8 лет. На таких занятиях даются общие представления о
понятии "личность" (в теме "Знакомство с самим собой"),
разбираются такие понятия как человеческое
общество, семья - (маленькое общество), общественное "Я",
индивидуальное "Я", биологическое "Я". Из этих трех
"Я" складывается единая человеческая личность. Каждый из нас -
личность.
Необходимо отметить такой важный момент, как использование
регионального компонента, как на классных занятиях, так и во внеурочное время.
Несмотря на то, что каждое направление имеет свои цели и задачи,
работа кружков тесно переплетается с местом, где живут дети, обычаями и
традициями Донского края и каждой семьи в отдельности.
На занятиях кружка «Азбука культуры жизнедеятельности» ребята
знакомятся с правилами поведения не только в гостях, школе на занятиях и на
переменах, но и в музеях, театрах, храмах. После таких теоретических занятий
следуют практические. Дети посещают главные храмы г.Ростова-на-Дону,
совершают коллективные походы в музеи и театры города и области.
Кружок «Мир твоей души» знакомит детей с музыкой и живописью
донских авторов, знакомит с поэтическим творчеством ростовских поэтов. Ребята
создают проекты «Времена года на Дону», «Мой край родной!», «Храмы на Дону»,
«Казачья станица», «Животные и птицы Донского края», «Природа Донского края» ,
«Водоемы Ростовской области» , «Красная книга Ростовской области» , «Жаворонок
на СОроки »и др.
Игровая студия знакомит обучающихся с народными казачьими играми,
потешками и хороводами.
На занятиях «Школы Здоровья» дети создают проекты « Опасные
ягоды и грибы Ростовской области», рисунки «Моя улица», «Места отдыха в моем
городе» и т.п.
Роль внеклассных мероприятий, проводимых классным руководителем,
так же велика в становлении личности ребенка.
Прежде всего - это воспитание патриотизма семье. «Традиции и
обычаи в семье», «Мои родные в годы Великой Отечественной войны», «Как
уживаются представители разных национальностей в моей семье», «Моя семья – за
здоровый образ жизни!», «Работа моей мамы (папы)» и др. – такие проекты,
совместные с родителями мероприятия помогают укреплять связь поколений,
воспитывают гордость за свою семью и Родину.
Невозможно обойтись без экскурсионной
работы при развитии у ребят познавательных
способностей, интереса к изучению истории родного края, при формировании
осознанных знаний и устойчивых качеств
личности.
Родина – это то, что нас окружает, что с первых дней становится дорогим и близким для человека. Родина – это не только место, где родился человек. Это место, откуда берёт начало его род, где жили и похоронены его предки. Это его родной дом, его земля, край,
где человек живёт, учится, работает. Родина – это и то, что было до нас: наша история, наша культура, наши
памятники, традиции. Родина – это
то, что есть сегодня: наши города и села, луга и
леса, наша школа. Родина – это
наше будущее.
С целью совершенствования процесса
гражданско-патриотического воспитания школьников проводятся следующие
экскурсии: в город Азов, где дети могут стать участниками реконструкции
великого исторического события «Азовского осадного сидения донских казаков в
1641 году», в город Старочеркасск, колыбели донского казачества, в город
Новочеркасск, столицу казачества, в город Аксай, Батайск и др.
Так же проводятся
интересные занятия в музее Краеведения, музее Русско-армянской дружбы, Изобразительного
искусства.
Ребята с удовольствием посещают премьеры
Молодежного театра «На Свободе», театра им.Горького, Ростовского музыкального
театра, Кукольного театра, где знакомятся с репертуаром классиков, современных
авторов и с удовольствием смотрят постановки с элементами донского фольклора.
Запомнилась и такая экскурсия как
«История куклы. Посещение фабрики мягких игрушек и галереи кукол». Это
мероприятие имело интересное продолжение. Ребята получили задание к празднику
«Казачьи посиделки» изготовить макет куреня или куклы в костюме жителя Донского
края.
На празднике каждый ребенок
вместе с семьей защищал свой проект. Рассказывал, что это за костюм, из чего
выполнен, кто принимал участие в работе. То же самое было и с защитой казачьих
домов – куреней. Некоторые ребята изготовили макеты целых подворий, и даже
церковь.
На празднике звучали народные
донские песни в исполнении детей, родителей и учителей. Дети играли в народные
игры, потешки , сценки, водили хороводы. Показывали родителям правила, вовлекая
их в процесс праздника. Закончился праздник чаепитием с пирогами, калачами и
маковыми бубликами. Все работы детей были переданы в музейный уголок лицея, где
каждый может увидеть и оценить труд детей и порадоваться за их мастерство.
На
занятиях «Мир твоей души» ребята пробуют себя в качестве поэтов. Вот одно из
таких творений.
О край родной, тебя люблю
И восхищаюсь я тобой!
Люблю окинуть взором дали,
Готова жить всегда с тобой!
Мне нравятся твои все люди –
Они добрее всех людей!
Мне нравятся твои все травы –
И нет травинки зеленей!
Люблю я Дон, всегда спокойный,
Все воды плещущихся волн!
И берег твой, навек родимый,
О край! Ты как чудесный сон!
(Ахмади
Даяна, 3 В класс)
Продолжая тему экскурсий, хочется отметить экскурсии
на природу: в парки, на Набережную реки Дон и т.д. Дети с удовольствием
фотографируют или рисуют насекомых, птиц, травы, кустарники, деревья, водоемы
родного края. Затем создают удивительные проекты, имеющие как познавательное,
обучающее, так и огромное воспитательное значение. Уже с первого класса дети
видят и красоту родной природы, и экологические проблемы.
Каждое событие в жизни общества, будь ли это день рождения
любимого писателя, космонавта и др.; мероприятия , посвященные Олимпиаде 2014
в Сочи, Охране окружающей среды, Культуре, освобождению родного города от
немецко-фашистких захватчиков, экологической ситуации в регионе и др. всегда
находит отклик на любом занятии как на уроке, как и на занятиях внеурочной
деятельности.
Таким образов в таком союзе всех видов деятельности в
общеобразовательном процессе, в союзе школы, семьи, дополнительного образования
и иных образовательных учреждений мы можем воспитать гармонично всесторонне
развитую личность, таким образом, выполняя запросы государства.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.