Развитие
тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми
образовательными
потребностями.
«Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна…»
Каменская Н.В.
Учитель начальных классов.
Именно
восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из
внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в
дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление,
эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах
отражаются такие свойства предметов и
явлений, для
которых нет специфических анализаторов, например величина, вес, форма,
регулярность,- что свидетельствует
о сложной организации этого психического процесса. Восприятие зависит не только от
раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а
живой человек), поэтому в восприятии обязательно сказываются особенности личности воспринимающего. Отсюда следует, что внешняя
"среда воспринимается под углом зрения потребностей, интересов, под давлением
необходимости выбирать адекватную форму поведения. Можно сказать, что
восприятие - это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с
помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем
ориентируются в ней.
Работая в диагностическом классе, я поняла, что детям с особыми
образовательными потребностями особенно необходимо развивать
тактильно-двигательное восприятие.
Так как всестороннее представление об окружающей действительности у детей
не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, именно оно лежит в
основе чувственного познания. Становится ясно, что первоначальная роль в
познании отводится активному осязанию. А важным компонентом процесса осязания
является мышечно - двигательная чувствительность.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных
окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах
окружающего мира.
С этой целью я использую различные виды деятельности, прямо или косвенно
способствующие развитию тактильно - двигательных ощущений у детей с особыми
образовательными потребностями, постоянно их усложняя.
Большое внимание я уделяю пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм, так
как они, несомненно, способствуют повышению тактильной чувствительности.
Тренировка пальцев рук и ног стимулирует умственное развитие. Пальчиковые
гимнастика и игры очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей
импровизацией, непосредственностью. Они способствуют развитию речи, творческой
и мыслительной деятельности. Пальчиковые гимнастику и игры всегда подбираю к
теме урока и слежу, чтобы они имели развивающее значение.
Например:
«Перелетные птицы».
Тили-тели, тили-тели- Скрестив
большие пальцы,
С юга птицы прилетели! помахать
ладошками.
Прилетел к нам скворушка- Поочередно
сгибать пальцы
Серенькое перышко: на обеих
руках, начиная с
Жаворонок, соловей мизинца
левой руки.
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж, Снова
скрестив большие
Аист, ласточка и чиж - пальцы,
помахать ладошками.
Все вернулись, прилетели, Указательным
и большим паль-
Песни звонкие запели! цами
сделать «клюв» - «птицы
поют».
«Судорога»
Распрямить ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за
большой палец.
Хороший эффект дает использование следующих игр:
* «Осязательная»
ванна – в небольшой коробке рассыпаю горох, фасоль, желуди, камушки,
ракушки.
Поиск мелких предметов в такой «ванне», способствует активизации пальцевого
гнозиса.
*
Игры
«Угадай, что в мешочке», «Ящик ощущений» - такие упражнения развивают не
только сенсорные навыки, но и речь, мышление.
*
Игры с цифрами и буквами из
бархатной и наждачной бумаги «Определите на ощупь», «Найди нужную цифру»
и т.д. Ребенок многократно проводит рукой по цифре или букве, ощупывает ее и
называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой
цифры или буквы, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут
же написать данную цифру или букву, предоставляется такая возможность. Игры
данного типа провожу с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим
действиям под моим руководством – к самостоятельному выполнению задания
учеником, причем с закрытыми глазами.
*
Игра «Пишу и рисую
цветными камушками» - из камушков составляются рисунки, буквы, цифры, детям предлагается
найти одинаковые камушки.
*
«Сенсорная тропа для
ног» - это
дорожка из резинового коврика с неострыми шипами, на которой закреплены мешочки
из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, поролон, мелкие
камушки, горох и т.п.). Ходьба по такой тропе полезна для развития тактильного
восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для
получения более полных ощущений дети ходят босиком или в тонких носках.
*
«Подушечки с
камушками для массажа стоп». Дети с удовольствием ставят ноги на мешочки с мелкими
камушками во время уроков.
Такие
упражнения и игры учат детей прислушиваться к себе и проговаривать вслух свои
ощущения, которые возникают в результате соприкосновения объектов с наружными
покровами тела детей и дают возможность познать величину, упругость, плотность
или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета, что очень важно
для развития речи, внимания, памяти.
Практика
работы с детьми с особыми образовательными потребностями подтверждает, что
наиболее полные представления у них возникают при включении восприятия в
практическую деятельность. Кроме того, практическая деятельность вызывает
положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление у детей.
Тактильное
восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых
операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.
Учитывая
недоразвитие двигательной чувствительности и тесно связанной с ней координации
движений, я большое внимание уделяю таким видам деятельности, как:
*Лепка
из пластилина, теста;
*Аппликация из
разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга, макароны и т.д.);
*Аппликационная
лепка
(заполнение рельефного рисунка пластилином).
Эти задания очень
любят выполнять и ученики индивидуального обучения- Захарова Полина и Гранкин
Дима.
Такие
упражнения направлены на развитие чувствительности рецепторов руки, и органом
осязания служит рука.
Но самое
любимое занятие моих учеников - это рисование при помощи ног. Такие занятия
приводят детей в восторг и остаются в памяти как праздник.
Ступни ног
обладают высокой чувствительностью, на них расположено много различных по
функциональной направленности активных точек, которые так или иначе привязаны к
внутренним органам и внешним частям тела.
Активируя
чувствительные точки ступней, нормализуется кровообращение во всем теле,
появляется комфортное ощущение, улучшается настроение, усиливаются защитные и
восстановительные функции организма, снимается усталость, повышается иммунитет.
Рисование
ногами дает ощущение свободы. Перед началом работы мы обязательно делаем
гимнастику для пальцев ног и рассказываем о своих ощущениях.
Рисовать ногами можно
все что угодно, все, что захочется. Вот наш
вернисаж:
Рисование
ногами повышает опорную роль нижних конечностей, активно вступает в работу
портняжная, ягодичная мышцы бедра, мышцы живота и спины.
Но главное
- это удовольствие от самого процесса, это активный отдых и хорошо проведенное
время, отличное настроение – и неоценимая польза для здоровья.
Положительные эмоции
стимулируют активность детей, и это переходит в заинтересованность самой
учебной работой, в познавательный интерес. И моя задача – помочь каждому
ребенку преодолеть ошибки, вселить уверенность в своих возможностях, так как
успех формирует у детей веру в себя, желание получать новые знания. Радостный
жизнеутверждающий тонус рождает энергию для преодоления трудностей.
Именно
такие уроки дают глубину восприятия и эмоциональную окрашенность. Дети,
увлеченные замыслом работы, сталкиваясь с трудностями, не замечают скрытой
учебной задачи, что позволяет им раскрепоститься. Эти уроки делают жизнь детей
в школе более эмоциональной и привлекательной, дают чувство уверенности в своих
силах. Школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.