Главная / Начальные классы / Статья. Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями

Статья. Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми

образовательными потребностями.

hello_html_6d3c6b79.jpg

«Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки,

Значит, это ёлочки.


А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна…»



Каменская Н.В.

Учитель начальных классов.



Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие свойства предметов и явлений, для которых нет специфических анализаторов, например величина, вес, форма, регулярность,- что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а живой человек), поэтому в восприятии обязательно сказываются особенности личности воспринимающего. Отсюда следует, что внешняя "среда воспринимается под углом зрения потребностей, интересов, под давлением необходимости выбирать адекватную форму поведения. Можно сказать, что восприятие - это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней.

Работая в диагностическом классе, я поняла, что детям с особыми образовательными потребностями особенно необходимо развивать тактильно-двигательное восприятие.

Так как всестороннее представление об окружающей действительности у детей не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, именно оно лежит в основе чувственного познания. Становится ясно, что первоначальная роль в познании отводится активному осязанию. А важным компонентом процесса осязания является мышечно - двигательная чувствительность.

Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

С этой целью я использую различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно - двигательных ощущений у детей с особыми образовательными потребностями, постоянно их усложняя.

Большое внимание я уделяю пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм, так как они, несомненно, способствуют повышению тактильной чувствительности.

Тренировка пальцев рук и ног стимулирует умственное развитие. Пальчиковые гимнастика и игры очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Пальчиковые гимнастику и игры всегда подбираю к теме урока и слежу, чтобы они имели развивающее значение.

Например:

«Перелетные птицы».

Тили-тели, тили-тели- Скрестив большие пальцы,

С юга птицы прилетели! помахать ладошками.

Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы

Серенькое перышко: на обеих руках, начиная с

Жаворонок, соловей мизинца левой руки.

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж, Снова скрестив большие

Аист, ласточка и чиж - пальцы, помахать ладошками.

Все вернулись, прилетели, Указательным и большим паль-

Песни звонкие запели! цами сделать «клюв» - «птицы

поют».


«Судорога»

Распрямить ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец.

Хороший эффект дает использование следующих игр:

* «Осязательная» ванна – в небольшой коробке рассыпаю горох, фасоль, желуди, камушки, ракушки. Поиск мелких предметов в такой «ванне», способствует активизации пальцевого гнозиса.

  • Игры «Угадай, что в мешочке», «Ящик ощущений» - такие упражнения развивают не только сенсорные навыки, но и речь, мышление.

  • Игры с цифрами и буквами из бархатной и наждачной бумаги «Определите на ощупь», «Найди нужную цифру» и т.д. Ребенок многократно проводит рукой по цифре или букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры или буквы, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру или букву, предоставляется такая возможность. Игры данного типа провожу с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под моим руководством – к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами.

  • Иhello_html_4015a324.jpg
    гра «Пишу и рисую цветными камушками»
    - из камушков составляются рисунки, буквы, цифры, детям предлагается найти одинаковые камушки.


  • «hello_html_m5251426a.jpg
    Сенсорная тропа для ног»
    - это дорожка из резинового коврика с неострыми шипами, на которой закреплены мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, поролон, мелкие камушки, горох и т.п.). Ходьба по такой тропе полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений дети ходят босиком или в тонких носках.


  • «hello_html_m414e23b5.jpg
    Подушечки с камушками для массажа стоп»
    . Дети с удовольствием ставят ноги на мешочки с мелкими камушками во время уроков.


Такие упражнения и игры учат детей прислушиваться к себе и проговаривать вслух свои ощущения, которые возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела детей и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета, что очень важно для развития речи, внимания, памяти.

Практика работы с детьми с особыми образовательными потребностями подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включении восприятия в практическую деятельность. Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление у детей.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.

Учитывая недоразвитие двигательной чувствительности и тесно связанной с ней координации движений, я большое внимание уделяю таким видам деятельности, как:

*Лепка из пластилина, теста;

*hello_html_m2b516c9b.jpg
Аппликация из разного материала
(бумага, ткань, пух, вата, фольга, макароны и т.д.);


*Аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином).

hello_html_4518edf5.jpg
Эти задания очень любят выполнять и ученики индивидуального обучения- Захарова Полина и Гранкин Дима.


Такие упражнения направлены на развитие чувствительности рецепторов руки, и органом осязания служит рука.

Но самое любимое занятие моих учеников - это рисование при помощи ног. Такие занятия приводят детей в восторг и остаются в памяти как праздник.

Ступни ног обладают высокой чувствительностью, на них расположено много различных по функциональной направленности активных точек, которые так или иначе привязаны к внутренним органам и внешним частям тела.

Активируя чувствительные точки ступней, нормализуется кровообращение во всем теле, появляется комфортное ощущение, улучшается настроение, усиливаются защитные и восстановительные функции организма, снимается усталость, повышается иммунитет.

Рисование ногами дает ощущение свободы. Перед началом работы мы обязательно делаем гимнастику для пальцев ног и рассказываем о своих ощущениях.

Рhello_html_783d1e14.jpg
исовать ногами можно все что угодно, все, что захочется.
Вот наш вернисаж:

hello_html_7035710b.jpg

Рисование ногами повышает опорную роль нижних конечностей, активно вступает в работу портняжная, ягодичная мышцы бедра, мышцы живота и спины.

Но главное - это удовольствие от самого процесса, это активный отдых и хорошо проведенное время, отличное настроение – и неоценимая польза для здоровья.

hello_html_2abb4252.jpg

Пhello_html_207a1e98.jpg
hello_html_31390202.jpg
hello_html_m709311da.jpg
оложительные эмоции стимулируют активность детей, и это переходит в заинтересованность самой учебной работой, в познавательный интерес. И моя задача – помочь каждому ребенку преодолеть ошибки, вселить уверенность в своих возможностях, так как успех формирует у детей веру в себя, желание получать новые знания. Радостный жизнеутверждающий тонус рождает энергию для преодоления трудностей.


Именно такие уроки дают глубину восприятия и эмоциональную окрашенность. Дети, увлеченные замыслом работы, сталкиваясь с трудностями, не замечают скрытой учебной задачи, что позволяет им раскрепоститься. Эти уроки делают жизнь детей в школе более эмоциональной и привлекательной, дают чувство уверенности в своих силах. Школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Статья. Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями
  • Начальные классы
Описание:

Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие свойства предметов и явлений, для которых нет специфических анализаторов, например  величина, вес, форма, регулярность,- что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а живой человек), поэтому в восприятии обязательно сказываются особенности личности воспринимающего. 

Автор Каменская Наталья Валентиновна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 749
Номер материала 12928
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓