Главная / Русский язык и литература / Статья. "Проектная деятельность как средство реализации ФГОС"

Статья. "Проектная деятельность как средство реализации ФГОС"

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой    поисковой исследовательской работе

А. Н. Колмогоров

Слайд №1.

Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении.  Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?

  • Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

  • Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

  • Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;

  • Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Ответственность учителя в образовании всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС эта ответственность существенно возрастает.

Слайд №2 - 3



Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике. Вот именно эти ключевые компетенции, как показывают результаты международного исследования образовательных достижений российских учащихся (PISA), слабо сформированы у наших школьников, а именно: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

СЛАЙД №4

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

    • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи

    • Уметь работать в команде и обладать навыками общения

    • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них

    • Эффективно использовать знания реальной жизни

    • Компьютерная грамотность

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Идея его использования в образовательных учреждениях была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

СЛАЙД №5

Краткая историческая справка

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем. Определяя суть этого метода, называли его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала первая станция по народному образованию. В 1931г. Постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.

Родившись от идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть этого метода остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение ( и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединять академические знания с практическим опытом их применения, что и предполагают ФГОС

Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС :

формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий):

организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных),

оценочных (личностных), коммуникативных.

Что такое проект? Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проекты - научные, социальные, учебные.

СЛАЙД №6 -7

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Проект – это:

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио

Тема проекта

Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.


Название проекта должно выражать главную идею. Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание. В названии должна быть заложена какая- то тайна, проблема или вопрос. Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным. (Темы проектов. Русский язык: «Тайны фразеологизмов», «Роль эпитетов в поэме А.С.Пушкина «Руслан Людмила», «Тайны происхождения русских отчеств», «Прозвище: это хорошо или плохо?» ( Учебник русского языка .5класс). Литература: «Урок – конкурс по басням Крылова», «Электронный альбом иллюстраций «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» и др. – учебник литературы, 5 класс . Автор В.Я.Коровина).

Важно продумать темы проектов при разработке рабочих программ по предмету. Темы проектов должны быть прописаны в разделе «Содержание»

СЛАЙД №8 – 9

Типология проектов:

1) По доминирующей деятельности учащихся:

-практико – ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении . Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);

-исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.);

- информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);

- творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.),

ролево – игровые ( создание спектакля, сценария, игры) ;


2.) По продолжительности: мини – проекты (один урок), краткосрочные ( несколько уроков), средней продолжительности ( от недели до года) ,

долгосрочные (годовые)

3) По количеству участников: индивидуальные (личностные-проект, выполняемый одним учащимся), парные( выполняется двумя учащимися ), групповые- проект, выполняемый группой (группами) учащихся.

4) По охвату предметов: монопроект( монопредметный,- проект по одному учебному предмету); межпредметный проект- проект, объединяющий несколько предметных областей, и свободный – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

5) По форме продукта (проектный продукт) Слайд №10 - 11

1.Научные или учебные материалы: научный доклад, научная статья, отчёт об исследовательской экспедиции, анализ данных социологического опрос, словарь. тесты , учебное пособие

2. Публицистические материалы: настенная газета ,школьная тиражная газета, журнал, заметка, интервью, обзор и др.

3.Творческий продукт: сборник стихотворений ,литературный альманах, альбом с иллюстрациями ,картина театральная постановка (ПРИМЕРЫ)

4. Мероприятие: экскурсия, праздник, соревнование, деловая игра, викторина КВН, Что? Где? Когда? выставка, пресс-конференция, литературное кафе

5.Мультимедийный продукт: мультимедийная презентация, видеоклип ,видеофильм, гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно- музыкальными материалами) компьютерная графика, веб- сайт


СЛАЙД №12

Этапы проектной деятельности: подготовительный, планирование, реализация проекта, презентация, осмысление и оценка


Этап 1. Подготовительный. Собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей; поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Тема (что мы будем делать?) Цели (для чего мы это будем делать?) Задачи проекта (как мы это будем делать?) Проектный продукт (что должно получиться в результате?)

«Мозговой штурм». Принимать все взгляды и временно отказаться от оценки и критики чужих идей; приветствуется свободный полёт фантазии, разрешается высказывать любые, даже фантастические идеи; идей должно быть много: каждого участника обсуждения просят представить максимально возможное количество идей; нужно стремиться развивать чужие идеи, достраивать, улучшать, комбинировать элементы разных идей; необходимо записывать все идеи.


Этап 2. Планирование. Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Ученики разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.


Вопрос – Ответ. Почему выбрана эта тема проекта? Проблема проекта. Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Образ проектного продукта (ожидаемый результат). Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом.


Вопрос. Ответ. Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придётся научиться)? Развёрнутый план работы. Когда ты будешь осуществлять всё необходимое? Индивидуальный график проектной работы.



Слайд №13



Лист планирования


п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Место и время проведения совместных обсуждений

Ответственный








Этап 3. Реализация проекта .Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков


Этап 4. Презентация проекта. Основная задача - представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы. Устное сообщение на уроке. Защита проекта. Театрализованное представление. Демонстрация видеофильма. Презентация веб-сайта и др.


Этап 5. Осмысление и оценка проекта Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой? Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили? Что было самым трудным в работе над проектом? Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта? Что нуждается в доработке? Чего вы до сих пор не понимаете? В чем вы стали более уверенны? Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?


При использовании метода проекта ученик…

  • Определяет цель деятельности

  • Открывает новые знания

  • Экспериментирует

  • Выбирает пути решения

  • Активен

  • Субъект обучения

  • Несёт ответственность за свою деятельность


Учитель…

  • Помогает определять …

  • Рекомендует источники информации

  • Раскрывает возможные формы работы

  • Содействует прогнозированию результатов

  • Создаёт условия для активности школьника

  • Партнёр ученика

  • Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки


    Слайд №14

    Портфолио проекта

    Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом. Портфолио включает: паспорт проекта; планы и графики выполнения этапов проекта; отчёты рабочих групп; рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта; материалы к презентации; результаты экспертизы.

    Слайд №15. Паспорт проекта




1

Название проекта

Предмет

2

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины


3

Тип проекта



Цель проекта


5

Задачи проекта


6

Руководитель и консультанты проекта


7

Возраст участников проекта


8

Состав проектной группы (имена и фамилии участников)


9

Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение).


10

Предполагаемые продукты проекта


11

Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные)


12

Необходимое оборудование и ресурсы.




























Слайд №16. Оформление проекта

Оформить проект можно по-разному. В школе должно быть разработано Положение о проекте, где необходимо прописать определенные требования к оформлению.

Обычное, стандартное оформление» выглядит следующим образом:

- на первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, школа и класс автора проекта, а также год выполнения. Здесь же можно указать данные о руководителе проекта

-на второй странице содержание или оглавление проекта;


С третьей страницы начинаем описывать суть проекта:

Введение – постановка задачи и цель работы, краткая предыстория вопроса и отношение самого ученика к проблеме, описанной в проекте.

Далее само описание проекта, где вы детально разворачиваете проблему и либо находите решение, либо описываете, как это делают другие, опираясь на определенных авторов, цитируя различные высказывания.

Заключение – вывод, сделанный в результате исследования.

Защита проекта осуществляется на научно-практической конференции, ежегодно проводимой в школе и приуроченной к Международному Дню науки ( в феврале). Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения жюри.

Слайд №17 - 19 Требования к реализации метода

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов

Слайд № 20 - 21

Цель любого проекта – формирование универсальных учебных действий

  • Личностные УУД

  • Регулятивные УУД:

  • целеполагание ;

  • планирование;

  • прогнозирование

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД

  • Коммуникативные УУД

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.


Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя.

По сути, весь труд учителя – это ежедневное проектирование.

Наша работа имеет конкретную цель. Мы ставим цели, задачи,

ищем информацию, обрабатываем ее, представляем итоги публично.

Так, план урока на современном языке часто звучит «проект урока»


Притча Джорджа Риверса «Школа для животных»


Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный
лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Есть ли у этой басни мораль?

Беда и одновременно вина устроителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных, забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Оптимальный выход - это создание системы вариативного образования. Совместима ли она с образовательными стандартами?
Да, если понимать под стандартом необходимый каждой живой особи минимум, обеспечивающий ей двигательную активность, а в человеческом варианте еще интеллектуальное развитие и нравственный рост личности. Трудности отбора такого минимального содержания образования очевидны, но преодолимы. Есть большая вероятность, что при наличии новых образовательных стандартов, мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.


Давайте сделаем вывод

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми














Творческий блок (или моделирование)


А сейчас предлагаю вам фрагмент ролевой игры «Мы создаем проект». 


Участники: консерватор, идеалист, пессимист и новатор. 

Автор: 
Не создать ли нам учительский проект?
 
А какую проблему поставим? Без проблемы нет проекта.
 

Автор: Проблема: Проектно-исследовательская деятельность – «за» или «против»? А гипотеза? 

Автор: Проектно-исследовательская деятельность школьников формирует…


  • Формирует навыки активного приобретения знаний


  • Развивает аналитические способности


  • Стимулирует творческую активность


  • Способствует успешной социальной адаптации.

Автор: тогда давайте доказывать или опровергать эту гипотезу.

Консерватор: 
Вы говорите, что проектная технология прогрессивна. Но все новое требует дополнительных затрат сил, времени. А где их взять? Когда мы увидим устойчивые положительные результаты от применения новой технологии? И будут ли они?
Идеалист: 
Вы понимаете что такое проектная технология! Основа - получить результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Но даже не это главное, а главное то, что мы учим детей быть самостоятельными. Мое любимое изречение по поводу воспитания: «Самая главная задача, это научить детей обходится без нас!» Мы учим детей
- самостоятельно мыслить;
- находить и решать проблемы;
- планировать свои действия;
- принимать ответственные решения;

- учим общению, развиваем творческие способности, учим умению представлять себя.
 
Все это не только развивает познавательный интерес, но повышает качество знаний учащихся, а если хорошие знания, значит гарантия поступления в
 ВУЗ, в будущем получения интересной, любимой работы. Значение проектной деятельности можно выразить в одном предложении - мы учим детей быть успешными!

Пессимист: 
Я не уверена, что проектная технология даст положительный результат. Как реализовать исследовательскую деятельность, если в моем классе почти половина учеников – троечники? Я – против применения проектной технологии в учебном процессе.
 

Новатор: 
Проектные технологии – это, прежде всего, творчество детей, нет ничего ценнее, чем видеть, как загораются глаза детей от новых идей, нестандартных решений, как в их сердцах разгорается интерес к казалось бы совершенно скучнейшей теме. Интересный проект может быть мощным стимулом, мотивирующим к изучению того или иного предмета или темы. И, я думаю, что именно троечников надо в первую очередь приобщать к проектной деятельности. Они ведь не отличаются особым прилежанием, а знания добытые самостоятельно, в ходе собственных изысканий – самые прочные. Поэтому я- «за» проектно – исследовательскую деятельность школьников.
 

Карточка №1

1.Пессимист (от лат. pessimus — наихудший) — человек с присущими ему отличительными качествами и свойствами, выражающимися, прежде всего в отрицательной оценке человеческой и всемирной жизни.

Пессимист — это человек, у которого все на свете идет к худшему, видящий во всем одно только зло, глядящий на все мрачно.


Карточка №2

2.Идеалист — ИДЕАЛИСТ, а, муж. 1. Последователь идеалистической философии. 2. Человек, к рый идеализирует действительность, мечтатель (устар.). 3. Человек, к рый в своём поведении, жизни руководствуется идеалистическими (см. идеализм в 3 знач.) принципами. |… …   Толковый словарь Ожегов

Карточка №3

3.Консерватор это человек, который с надеждой смотрит в прошлое и сожалеет о будущем. Леонард Луис Левинсон



Психологический тренинг.

Если мы срежем цветы, корневая система растения укрепится. Да и срезанные бутоны порадуют нас. Так и в нашей работе. Если постоянно менять содержание, качество образования улучшится.

















         




.













Статья. "Проектная деятельность как средство реализации ФГОС"
  • Русский язык и литература
Описание:

      Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена  новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении.  Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.     Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Автор Горина Людмила Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3929
Номер материала 33049
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓