Главная / Начальные классы / Статья. "Формирование природоведческих знаний"

Статья. "Формирование природоведческих знаний"

ОРЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




Статья


hello_html_1a404f51.gif



Пивоварова Валентина Петровна

Учитель начальных классов

Орловская общеобразовательная школа

Раздольненский район

Республика Крым











2015 г.


«Формирование природоведческих знаний

в процессе ухода за комнатными растениями»

Комнатные растения есть в каждом классе, однако младшие школьники часто не умеют за ними правильно ухаживать, не проявляют интереса к ним. В детском саду дети поливали комнатные растения, в некоторых детских садах в старших группах их учили удалять пыль с листьев разными способами: протирать влажной тряпкой, обливать из леечки с распыли­телем, стирать влажной и сухой кисточ­кой; учили определять потребность расте­ния в свете, влаги в зависимости от особенностей листьев. Чтобы младшие школьники научились узнавать, сколько требуется растению света, влаги, желательно поставить определен­ные опыты и затем закрепить выявлен­ные особенности растений в играх с моделями, которые можно изготовить на уроках природоведения, трудового обуче­ния или во внеурочное время.

Как показали исследования, младшим школьникам доступен для выявления такой признак тенелюбивых растений, как наличие у них тонких зеленых листьев. С такими тонколистными комнатными растениями проводится такой опыт: одну ветку бальзамина, зеленой традесканции поста­вить на солнечную, а другую — на теневую сторону, далее понаблюдаем, с какой стороны растение будет более живое и зелёное. На светлой солнечной стороне листочки бальзамина станут бледными, желтоваты­ми, а в тени останутся зелеными. У такого листа на опорной карточке зеленым карандашом нарисован контур (рис. а).

Растения, у которых толстые плотные листья - светолюбивые. Чтобы детям было понятно по рисунку, что листья плотные, толстые, их изобразили в виде двойного контура (б). Растения с опушенными, пестрыми лис­тьями или те, у которых листья полностью окрашены в другой, не зеленый цвет, также относятся к свето­любивым. Исключения из этого правила составляют бегонии и фиалки узамбарские. На опорных карточках волоски изображены черточками, а наличие дру­гой окраски — пятнами (в, г).


hello_html_m22db5af5.jpg


Опорные карточки к формированию понятий: засухоустойчивые, влаголюбивые и теневыносливые растения.

Каким способом можно удалять пыль с растений.

а — тонкий, зеленый лист; б — лист толстый; в — лист опушенный; г — лист цветной; д — ежевый кактус; е — частая поливка; ж ~ редкая поливка; з — светолюбивые растения; и — тенелюбивые растения; к — обливание; л — протирание тряпочкой; м — стряхивание сухой кисточкой.

Хорошо сделать опыт с колеусом: выяснить, с какой стороны листья будут лучше — на теневом или солнечном окне. У колеуса, стоящего на солнышке, больше ярких цветных пятен. Несомненно, что к светолюбивым можно отнести растения с цветной окраской листьев.

Путем логического рассуждения можно подвести детей к выводу, что растения с толстыми листьями, колючие кактусы тоже любят солнце.

Засухоустойчивые растения имеют ко­жистые, плотные, восковые листья с запасом воды или листья с волосками, сильно опушенные. К этой группе растений относятся и ежевые кактусы, они же и светолюбивые (д).

Чтобы закрепить знания детей о том, к какой группе по отношению к свету, влаге относятся растения, можно сделать дополнительные карточки с рисунками тучи, солнышка и леек с рызным уровнем воды (е, ж, з, и).

Вначале дети учатся соотносить опор­ные карточки с листьями растений. Например, подобрать растения, листья у которых такие же, как на рисунках а и г; объяснить, почему выбрано такое растение. Ученик должен найти колеус. У колеуса лист тонкий, цвет­ной. Можно дать задание подобрать опорную карточку, которая была бы похожа на лист воскового плюща, столетника, и ребенок должен найти карточку с рисунком б.

Затем знакомим детей с правилами полива, т.е. как часто поливать то или иное растение. Тонколистные растения больше берут воды, а цветы с утолщёнными листья­ми или опушенными меньше. В этом поможет опыт: взять эталоны-лоскутки ткани различной толщины. Предложить учащимся смочить лоскут из шелка и из сукна, разложить их на подоконнике и понаблюдать, какой из лоскутов испарит воду раньше. Учащиеся сами приходят к выво­ду, почему бальзамин надо поливать чаше, а фиалку узамбарскую нет. У бальзамина листочек гладенький и тоненький, у фиалки же они толстые, опушенные. Листок бальзамина схож с лоскутком из шёлкового материала, а фиалковые листочки напоминают сукно. Тонкий материал высох раньше, поэтому для бальзамина требуется больше влаги, а значит и более частого полива, чем фиалка узамбарская.

Таким образом, к влаголюбивым растениям относятся тонколистные растения, например: бальзамин, колеус.

В заключение дети учатся подбирать все опорные карточки, характеризующие растение.

Подбери карточку к колеусу; объясни, почему так сделал.

У колеуса листья тонкие (а), цветные (г), это светолюбивое растение (з), любит обильную, частую поливку (г).

Игра с опорными карточками позволит сформировать у детей знание о диффе­ренцированных потребностях растении во влаге, свете.

Эти карточки можно использовать для усвоения учащимися правил, как надо правильно удалять пыль с растений. У бальзамина лист тонкий (а), его надо обливать (к), у фиалки лист опушенный, с него пыль надо удалять сухой кисточкой (м), у сансевьерры лист тол­стый, гладкий, его лучше мыть тряпоч­кой (л).

Использование сенсорных карточек способствует формированию у учащихся природоведческих знаний, развитию внимания, наблюдательности, основам анализа, умению обоб­щать, оперировать понятиями, рассуж­дать.

Литература.

  1. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. – М.: Просвещение 1981.

  2. Долгачева В.С. Изучение комнатных растений с младшими школьниками в связи с экологизацией образования. ж-л Начальная школа, 1996 N8, с. 52.

  3. Журкова Е.Н. Ильина Е.Я. Комнатные растения /Справочная книга для учителя/ - М., 1968.

  4. Изучение комнатных растений в начальной школе /рекомендации в помощь учителю начальных классов./ - Саратов, 1973.


http://images.yandex.ru/yandsearch 

http://iplants.ru/aloe.htm 

http://greenokonze.ru/pustyna.html 

http://www.floriculture.ru/rast/Chlorophytum.shtml 

http://ficusweb.ru/ficus-elastica.html 

5


Статья. "Формирование природоведческих знаний"
  • Начальные классы
Описание:

   Статья знакомит читателя, как формировать природоведческие знания в процессе ухода  за комнатными растениями.Комнатные растения есть в каждом классе, однако младшие школьники часто не умеют за ними правильно ухаживать, не проявляют интереса к ним. Проведение опытов, исследований, создание моделей способствует формированию у учащихся  природоведческих знаний, развитию внимания, наблюдательности, основам анализа, умению обоб­щать, оперировать понятиями, рассуж­дать.

Автор Пивоварова Валентина Петровна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 348
Номер материала 20715
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓