ОРЛОВСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Статья
Пивоварова Валентина Петровна
Учитель начальных классов
Орловская общеобразовательная школа
Раздольненский
район
Республика Крым
2015
г.
«Формирование природоведческих
знаний
в процессе ухода
за комнатными растениями»
Комнатные растения есть в каждом классе, однако
младшие школьники часто не умеют за ними правильно ухаживать, не проявляют интереса
к ним. В детском саду дети поливали комнатные растения, в некоторых детских
садах в старших группах их учили удалять пыль с листьев разными способами:
протирать влажной тряпкой, обливать из леечки с распылителем, стирать влажной
и сухой кисточкой; учили определять потребность растения в свете, влаги в
зависимости от особенностей листьев. Чтобы младшие школьники научились
узнавать, сколько требуется растению света, влаги, желательно поставить
определенные опыты и затем закрепить выявленные особенности растений в играх
с моделями, которые можно изготовить на уроках природоведения, трудового обучения
или во внеурочное время.
Как показали исследования, младшим школьникам
доступен для выявления такой признак тенелюбивых растений, как наличие у них
тонких зеленых листьев. С такими тонколистными комнатными растениями проводится
такой опыт: одну ветку бальзамина, зеленой традесканции поставить на
солнечную, а другую — на теневую сторону, далее понаблюдаем, с какой стороны
растение будет более живое и зелёное. На светлой солнечной стороне листочки
бальзамина станут бледными, желтоватыми, а в тени останутся зелеными. У такого
листа на опорной карточке зеленым карандашом нарисован контур (рис. а).
Растения, у которых толстые плотные листья -
светолюбивые. Чтобы детям было понятно по рисунку, что листья плотные, толстые,
их изобразили в виде двойного контура (б). Растения с опушенными, пестрыми листьями
или те, у которых листья полностью окрашены в другой, не зеленый цвет, также
относятся к светолюбивым. Исключения из этого правила составляют бегонии и
фиалки узамбарские. На опорных карточках волоски изображены черточками, а
наличие другой окраски — пятнами (в, г).
Опорные карточки к формированию понятий: засухоустойчивые,
влаголюбивые и теневыносливые растения.
Каким способом можно удалять пыль с растений.
а — тонкий, зеленый лист; б —
лист толстый; в — лист опушенный; г — лист цветной; д — ежевый
кактус; е — частая поливка; ж ~ редкая поливка; з — светолюбивые
растения; и — тенелюбивые растения; к — обливание; л —
протирание тряпочкой; м — стряхивание сухой кисточкой.
Хорошо сделать
опыт с колеусом: выяснить, с какой стороны листья будут лучше — на теневом или
солнечном окне. У колеуса, стоящего на солнышке, больше ярких цветных пятен. Несомненно,
что к светолюбивым можно отнести растения с цветной окраской листьев.
Путем логического рассуждения можно подвести
детей к выводу, что растения с толстыми листьями, колючие кактусы тоже любят
солнце.
Засухоустойчивые растения имеют кожистые,
плотные, восковые листья с запасом воды или листья с волосками, сильно
опушенные. К этой группе растений относятся и ежевые кактусы, они же и
светолюбивые (д).
Чтобы закрепить знания детей о том, к какой
группе по отношению к свету, влаге относятся растения, можно сделать
дополнительные карточки с рисунками тучи, солнышка и леек с рызным уровнем воды
(е, ж, з, и).
Вначале дети учатся соотносить опорные карточки с
листьями растений. Например, подобрать растения, листья у которых такие же, как
на рисунках а и г; объяснить, почему выбрано такое растение. Ученик
должен найти колеус. У колеуса лист тонкий, цветной. Можно дать задание
подобрать опорную карточку, которая была бы похожа на лист воскового плюща,
столетника, и ребенок должен найти карточку с рисунком б.
Затем знакомим детей с правилами полива, т.е. как
часто поливать то или иное растение. Тонколистные растения больше берут воды,
а цветы с утолщёнными листьями или опушенными меньше. В этом поможет опыт:
взять эталоны-лоскутки ткани различной толщины. Предложить учащимся смочить лоскут
из шелка и из сукна, разложить их на подоконнике и понаблюдать, какой из
лоскутов испарит воду раньше. Учащиеся сами приходят к выводу, почему
бальзамин надо поливать чаше, а фиалку узамбарскую нет. У бальзамина листочек гладенький
и тоненький, у фиалки же они толстые, опушенные. Листок бальзамина схож с
лоскутком из шёлкового материала, а фиалковые листочки напоминают сукно. Тонкий
материал высох раньше, поэтому для бальзамина требуется больше влаги, а
значит и более частого полива, чем фиалка узамбарская.
Таким образом, к влаголюбивым
растениям относятся тонколистные растения, например: бальзамин, колеус.
В заключение дети учатся подбирать все опорные
карточки, характеризующие растение.
— Подбери карточку к колеусу; объясни, почему
так сделал.
— У колеуса листья тонкие (а), цветные
(г), это светолюбивое растение (з), любит обильную, частую поливку (г).
Игра с опорными карточками позволит сформировать
у детей знание о дифференцированных потребностях растении во влаге, свете.
Эти карточки можно использовать для усвоения
учащимися правил, как надо правильно удалять пыль с растений. У бальзамина лист
тонкий (а), его надо обливать (к), у фиалки лист опушенный, с него пыль надо
удалять сухой кисточкой (м), у сансевьерры лист толстый, гладкий, его
лучше мыть тряпочкой (л).
Использование сенсорных карточек способствует
формированию у учащихся природоведческих знаний, развитию внимания,
наблюдательности, основам анализа, умению обобщать, оперировать понятиями,
рассуждать.
Литература.
1.
Воспитание и
развитие детей в процессе обучения природоведению. – М.: Просвещение 1981.
2.
Долгачева В.С.
Изучение комнатных растений с младшими школьниками в связи с экологизацией
образования. ж-л Начальная школа, 1996 N8, с. 52.
3.
Журкова Е.Н.
Ильина Е.Я. Комнатные растения /Справочная книга для учителя/ - М., 1968.
4.
Изучение
комнатных растений в начальной школе /рекомендации в помощь учителю начальных
классов./ - Саратов, 1973.
http://images.yandex.ru/yandsearch
http://iplants.ru/aloe.htm
http://greenokonze.ru/pustyna.html
http://www.floriculture.ru/rast/Chlorophytum.shtml
http://ficusweb.ru/ficus-elastica.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.