Главная / Математика / Статья. Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире.

Статья. Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире.

Простакишина О.А.,

учитель математики МБОУ СОШ № 6,

г.Балей

Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире.

Настоящее открытие преподносит человеку

больше, чем он ожидал найти.

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. Человек - существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому, совершая тот или иной поступок, мы, так или иначе, оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. Ведь общество- это сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

Процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями, это и есть социализация.

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чём он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма.

Проблема социализации школьников и посей день остается одной из самых актуальных проблем. Современное общество требует от школы воспитания «нового» человека, то есть выпускники должны обладать определенным набором качеств, знаний и навыков. Таким образом, ФГОС предъявляет нам новые требования к результатам усвоения образовательных программ в школе: личностные, предметные и метапредметные. В связи с этим, перед педагогами встает ряд вопросов: «Как учить? Чему учить? Как добиться высоких результатов?».

В своей педагогической деятельности, как учителю математики, мне приходится тоже искать ответы на поставленные вопросы. Начиная свою деятельность учителя, я фактически обучала детей по принципу «слушай, смотри, запоминай и повторяй». Часто в процессе преподавания процессы запоминания преобладали над процессами мышления. Учащиеся, принимая готовый материал, запоминали механически, но в нестандартных ситуациях применить их не могли. Низкая познавательная мотивация, слабая успеваемость заставили задуматься о том, что надо вводить новые способы организации обучения. Таким образом, я определила для себя приоритетом задачу формирования мыслительных способностей, через проблемное обучение, которое реализую в исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.

Более полноценно и продуктивно проведение исследований учащихся во внеурочной деятельности, где работу можно выполнить за больший промежуток времени, ученик получает больше возможности проявить самостоятельность. В своей практике организую исследовательскую работу с учащимися индивидуально, или же малыми группами. Одной из таких работ стало исследование на тему: «Математические иллюзии в окружающем мире», которое провели учащиеся 7 класса. Свою работу по организации исследовательской деятельности я начинала с мотивации обучающихся. На уроках геометрии ребятам был представлен материал, на примере которого попробовала детям показать необходимость обоснования и доказательства своих рассуждений. Ребята убедились, что не всегда можно наедятся на собственное восприятие. Мы привыкли доверять собственному зрению, однако оно нередко обманывает нас, показывая то, чего в действительности не существует. Учащиеся были заинтересованы данной темой и некоторые ребята решили провести исследование, выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью. В результате с детьми была спланирована совместная деятельность. Мы вместе определили проблему, поставили цели и задачи исследования. После чего учащиеся приступили к изучению и сбору теоретического материала. Анализируя собранный материал, ребята учились выделять наиболее существенные факты для решения поставленной проблемы. Кроме теоретической части, в работе была представлена практическая составляющая в виде видео ролика, где учащиеся сами продемонстрировали некоторые из математических иллюзий. После полного исследования, учащиеся выступили с результатами работы на районной научно-практической конференции, где заняли первое место в области математики. Данная работа способствовала формированию следующих умений:

-проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

-целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

-самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

-представления результатов своей деятельности и хода работы;

-работы с компьютерными технологиями;

- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

-практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

-проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. Только в таком случае, данный метод будет работать на развитие личностных качеств ученика, его способностей.

Помимо всего прочего, нельзя забывать и о том, что юный исследователь, в процессе работы понимая, каким огромным трудом добывается новое знание, учится ценить свою и чужую «интеллектуальную собственность», что очень важно в настоящее время.

Несомненно, целью общества должно стать формирование зрелой личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность, ответственность, активность, независимость. Эти характеристики присущи чаще всего взрослому человек, однако их фундамент закладывается уже в детстве. Поэтому все усилия педагогов, общества в целом должны быть направлены на формирование обозначенных качеств.

Интернет-ресурсы

  1. http://festival.1september.ru Аверина М.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся старших классов

  2. www.one-school.info Иванчихин В.Г. Организация научно-исследовательской деятельности школьников.

  3. www.one-school.info Швецов С.П. Научно-практические конференции как один из аспектов научно-исследовательской деятельности учащихся.

Список литературы

  1. Бородина Н.Я. Главное в образовании – воспитание.// Воспитание школьников №1-2011. – с.12

  2. Герасименко В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе работы над проектом// Воспитание школьников №4-2010

  3. Лисина К.Л. Воспитательные возможности проектной деятельности школьников// Воспитание школьников №2-2010

  4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

  5. Савенков А.И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности.// Завуч №8-2009

  6. Шик С.В. Проблема становления самопонимания у подростков//Воспитание школьников №8-2010

  7. Шмачилина С.В. Исследовательская культура старшеклассников: формирование и диагностика// Воспитание школьников №1-2010


Статья. Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире.
  • Математика
Описание:

Статья. Тема : «Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире». Данная статья была опубликована в сборнике XI Сократовские чтения. Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления.  Статья содержит описание опыта по работе с детьми при написании исследовательской работы во внеурочное время.

 

Автор Простакишина Ольга Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 382
Номер материала 49771
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓