Инфоурок Математика Другие методич. материалыСтатья. Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире.

Статья. Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире.

Скачать материал

Простакишина О.А.,

учитель математики МБОУ СОШ № 6,

 г.Балей

Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире.

Настоящее открытие преподносит человеку

 больше, чем он ожидал найти.

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. Человек - существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому, совершая тот или иной поступок, мы, так или иначе, оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. Ведь общество- это  сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

Процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями, это и есть социализация.

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чём он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма.

Проблема социализации школьников и посей день остается одной из самых актуальных проблем. Современное общество требует от школы воспитания «нового» человека, то есть выпускники должны обладать определенным набором качеств, знаний и навыков. Таким образом, ФГОС предъявляет нам новые требования к результатам усвоения образовательных программ в школе: личностные, предметные и метапредметные. В связи с этим, перед педагогами встает ряд вопросов: «Как учить? Чему учить? Как добиться высоких результатов?».

В своей педагогической деятельности, как учителю математики, мне приходится тоже искать ответы на поставленные вопросы. Начиная свою деятельность учителя, я  фактически обучала  детей по принципу «слушай, смотри, запоминай и повторяй». Часто  в процессе преподавания процессы запоминания преобладали над процессами мышления. Учащиеся, принимая готовый материал, запоминали механически, но в нестандартных ситуациях применить их не могли. Низкая познавательная мотивация, слабая успеваемость заставили задуматься о том, что надо вводить новые способы организации обучения. Таким образом, я определила для себя приоритетом задачу формирования мыслительных способностей, через проблемное обучение, которое реализую в исследовательской  деятельности на уроке и во внеурочное время.

Более полноценно и продуктивно проведение  исследований учащихся во внеурочной деятельности, где работу можно выполнить за больший промежуток времени, ученик получает больше возможности проявить самостоятельность. В своей практике организую исследовательскую работу с учащимися индивидуально, или же малыми группами. Одной из таких работ стало исследование   на тему: «Математические иллюзии в окружающем мире», которое провели  учащиеся 7 класса. Свою работу по организации исследовательской деятельности я начинала  с мотивации обучающихся. На уроках геометрии ребятам был представлен материал, на примере которого попробовала детям показать необходимость обоснования и доказательства своих рассуждений. Ребята убедились, что  не всегда можно  наедятся на собственное восприятие. Мы привыкли доверять собственному зрению, однако оно нередко обманывает нас, показывая то, чего в действительности не существует. Учащиеся были заинтересованы данной темой и некоторые ребята решили провести исследование, выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между  видимыми предметами и действительностью. В результате  с детьми была спланирована совместная деятельность. Мы вместе определили проблему, поставили цели и задачи исследования.  После чего учащиеся приступили к изучению и сбору теоретического материала. Анализируя собранный материал, ребята учились выделять наиболее существенные факты для решения поставленной проблемы.  Кроме теоретической части, в работе была представлена практическая составляющая в виде видео ролика, где учащиеся сами продемонстрировали некоторые из математических иллюзий. После полного исследования, учащиеся выступили с результатами работы на  районной научно-практической конференции, где заняли первое место в области математики. Данная работа способствовала  формированию следующих умений:

-проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

    -целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

     -самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

     -представления результатов своей деятельности и хода работы;

     -работы с компьютерными технологиями;

   - поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

 -практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  -проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. Только в таком случае, данный метод будет работать на  развитие личностных качеств ученика, его способностей.

Помимо всего прочего, нельзя забывать и о том, что юный исследователь, в процессе работы понимая, каким огромным трудом добывается новое знание, учится ценить свою и чужую «интеллектуальную собственность», что очень важно в настоящее время.

Несомненно, целью общества должно стать формирование зрелой личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность, ответственность, активность, независимость. Эти характеристики присущи чаще всего взрослому человек, однако их фундамент закладывается уже в детстве. Поэтому все усилия педагогов, общества в целом должны быть направлены на формирование обозначенных качеств.

Интернет-ресурсы

1.                  http://festival.1september.ru  Аверина М.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся старших классов

2.                  www.one-school.info  Иванчихин В.Г. Организация научно-исследовательской деятельности школьников.

3.                  www.one-school.info Швецов С.П. Научно-практические конференции как один из аспектов научно-исследовательской деятельности учащихся.

Список литературы

1.                  Бородина Н.Я. Главное в образовании – воспитание.//            Воспитание школьников №1-2011. – с.12

2.                  Герасименко В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе работы над проектом// Воспитание школьников №4-2010

3.                  Лисина К.Л. Воспитательные возможности проектной деятельности школьников// Воспитание школьников №2-2010

4.                  Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

5.                  Савенков А.И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности.// Завуч №8-2009

6.                  Шик С.В. Проблема становления самопонимания у подростков//Воспитание школьников №8-2010

7.                  Шмачилина С.В. Исследовательская культура старшеклассников: формирование и диагностика// Воспитание школьников №1-2010

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья. Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья. Тема : «Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире». Данная статья была опубликована в сборнике XI Сократовские чтения. Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления.  Статья содержит описание опыта по работе с детьми при написании исследовательской работы во внеурочное время.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 542 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 296
    • DOCX 45 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Простакишина Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 11362
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания математики в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 523 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 179 человек

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 226 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека