Главная / Начальные классы / Статья. Дидактические игры на уроках математики.

Статья. Дидактические игры на уроках математики.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Одно из эффективных средств развития интереса учащихся к изучению мате­матики, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - ди­дактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательно­сти, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, трени­роваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, на­ходчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры;

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интерес­ным и занимательным, создает у детей бодрее рабочее настроение, облегчает пре­одоление трудностей в усвоении учебного материала.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные во­просы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мысли­тельной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?», «Не зевать! Отвечай сразу » и т.д. Значи­тельная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать пра­вило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в сис­теме, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 мож­но использовать игру «Самый быстрый почтальон»,

Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие отве­ты выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Эти игра позволяет в увлекательной форме повторить таб­лицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более соб­ранными и быстрыми.

Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Например, можно самостоятельную работу провести в форме игры «Кто первый добежит до финиша?» Поскольку это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом присту­пают к работе. Каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная. Хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, соста­вив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Цель игры: тот, кто решит задачу быстро и пра­вильно, может считать себя спортсменом.



Карточка 1


Цена

Количество

Стоимость

1-й покупатель

Одинаковая

7

на 18 больше

2-й покупатель

Одинаковая

5

?

Составь задачу по краткой записи и реши ее выражением. |


Карточка 2



Цена


Количество

Стоимость

1-й покупатель


ковая

Одинаковая


7

на 18 больше

2-й покупатель


ковая

Одинаковая



5

?

Решение:

1)7-5=____(метров)

2)18: ___=_____(рублей)

3)

На таких уроках ставится цель привить любовь к математике учащимся с разны­ми математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть спортсменами. В завершении задания на доске можно написать фамилии учащихся, справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, необходимо дать индивидуальную помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.

Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с развити­ем у учащихся ориентировки в пространстве, умением определять положение пред­метов по отношению к себе и свое положение по отношению к различным объек­там. В школе дети определяют левую и правую сторону страницы, верхнюю и ниж­нюю часть листа, проводят линии в указанном направлении и т.д. Полезно в игровой деятельности постоянно и систематически упражнять детей в ориентировке в пространстве. Для этой цели предназначены игры «Лучший разведчик», «Прятки с цифрами».

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобрета­ют определенные знания, умения и навыки по математике.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средст­вом развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

  2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

  3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

  4. Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

hello_html_32bb2217.gif

Ход игры:

  • На доску прикреплены домики и сказочные герои. У каждого персонажа математическое выражение, которое нужно решить.

  • На каждом домике записано число, которое будет являться решением одного из выражений.

  • Вычислив значения выражений, дети смогут узнать номера домиков, в которых живут герои.


hello_html_m5a2bc35d.gif


hello_html_646df83e.gif


hello_html_m4c706b96.gif





hello_html_m7ce05a45.gifВ маршрутном листе даны задания:

  • Начинай движение от объекта, число которого в 5 раз меньше 250. Если твой ответ правильный, то твое число в 2 раза больше 25.

  • Прокладывай дорогу к объекту, число которого получится от частного чисел 720 и 90. Если это число в 2 раза меньше 16, то ты движешься по верному пути.

  • Далее реши задачу:

Глубина Ладожского озера –260 метров, Онежского 237 метров. На сколько метров Онежское озеро мельче, чем Ладожское?

  • Двигайся к этому числу. Замени это число суммой разрядных слагаемых, сложи первые цифры этих чисел и узнаешь оценку, на которую ты выполнил задание.


hello_html_m5e92e4ed.gif


Условия игры:

  • С помощью фигур сделать заплаточки на одежду.

  • Игру можно проводить по группам или в парах, Детям раздаются шаблоны кукол, одежды, различные фигуры. По сигналу ведущего нужно подобрать одежду для кукол и соответствующие заплаточки.

  • Выигрывает пара или команда, которая быстрее и правильно подберет заплаточки к одежде и расскажет правила ухода за одеждой.


hello_html_m5afa3fff.gif


hello_html_m16c8013b.gif

hello_html_m57bddf51.gif


hello_html_m62857a31.gif


hello_html_77c169a2.gif


hello_html_m3af76848.gif


hello_html_5539b79b.gif



Ход игры:

У каждого футболиста соответствующий номер. Начинает игру футболист, номер которого в 3 раза меньше числа 27 (27:3=9). Тот, кто ответил первым, выходит к доске и решает выражение, которое помещено под №9. Решив его, он задает любой вопрос классу по математической терминологии, получив правильный ответ, передает эстафету следующему участнику игры и т. д.





hello_html_m4f8c91e6.gifhello_html_m42a1dc6b.gif

Статья. Дидактические игры на уроках математики.
  • Начальные классы
Описание:

        Одно из эффективных средств развития интереса учащихся к изучению мате­матики, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - ди­дактическая игра. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интерес­ным и занимательным, создает у детей бодрее рабочее настроение, облегчает пре­одоление трудностей в усвоении учебного материала.Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные во­просы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мысли­тельной деятельности.

Автор Соколова Елена Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 499
Номер материала 38739
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓