Главная / География / Статья "Знакомство с профессиями в обучении географии"

Статья "Знакомство с профессиями в обучении географии"

Автор: Ефимова Татьяна Семеновна

учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №45 г. Новосибирска



Знакомство с профессиями в обучении географии

Важнейшим социальным заказом современного общества к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, его профессиональной мотивации, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. 

Под профессиональной мотивацией школьника понимают совокупность мотивов, побуждающих его к принятию и реализации определенного решения в выборе профессии. По мнению доктора педагогических наук Н.Д.Андреевой, процессами становления мотивов и динамикой мотивации можно управлять. «Главное, не упустить наиболее благоприятное время, связанное с возрастными особенностями детей старших классов. В этот период важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации в виде общей, но устойчивой ориентации. В этот период могут быть обозначены основные направления, по которым в дальнейшем будут формироваться разнообразные мотивы, связанные с отношением к будущей профессии».

Поэтому в своей работе учителя географии ставлю перед собой цель - повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников посредством включения технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения.
Проведя анкетирование на параллели 9 классов, мною было установлено, что для детей основными мотивами в выборе профессии являются: престиж и социальная значимость профессии, материальная заинтересованность, подражание родителям, наличие специальных способностей, интерес к школьному предмету, возможность творчества.
Как показывают наблюдения, учащимся средних классов одновременно нравятся совершенно разные специальности. В этот период дети обращают внимание только на внешнюю привлекательность профессии, не углубляясь в ее содержание. Поэтому очень важно познакомить учащихся не только с существующими профессиями и специальностями, но и раскрыть содержание труда по различным видам деятельности, их внутреннюю сущность. 

Проблема заключается в недостаточном внимании учителей к возможностям формирования профессиональной ориентации школьников в процессе обучения. Поэтому особую актуальность в современных условиях приобретает необходимость развития интереса обучающихся к профессии в процессе преподавания общеобразовательного предмета.

География является одним из таких предметов, который формирует научное мировоззрение, систему комплексных социально ориентированных знаний о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, проблемах взаимодействия общества и природы, даёт богатый профессиональный кругозор и знакомит с большим списком профессий. Программа курсов физической и экономической географии позволяет дать учащимся значительную информацию о следующих профессиях: топографа, картографа, геодезиста, геолога, геоморфолога, гидролога, метеоролога, климатолога, эколога, регионоведа, статиста, политолога, этнографа, экскурсовода. Многие сведения, имеющие значение для профессиональной ориентации учащихся, содержатся в текстах, чертежах, картосхемах, иллюстрациях учебников географии. Знакомство происходит и во время учебных экскурсий на природу и производство, а также во время практических занятий. Практические работы, проводимые на уроках, имеют максимальную приближенность предлагаемых заданий к реальному содержанию профессионального труда, к условиям, в которых работает представитель той или иной профессии.

Все модели педагогических технологий, направленные на активизацию деятельности школьников, можно объединить в три группы:  индивидуальные; групповые; фронтальные.  Методы профессиональной мотивации подразделяются на следующие: 
методы формирования сознания личности. 1. Методы организации деятельности и формирования профессионального опыта. 2. Методы стимулирования поведения и деятельности. 

В настоящее время система педагогических технологий профориентации школьников включает в себя следующие формы работы: 
• профессиональное просвещение - рассказ ученикам о видах и условиях трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям; • предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; 
• профессиональная консультация, нацеленная, в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны учителя и специалистов-профконсультантов; 
• профессиональные пробы с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию.
К основным формам профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и воспитание школьников относятся: встречи со специалистами, беседа, профинформационный урок, экскурсии, тематические вечера, диспуты, конференции, конкурсы, олимпиады, круглые столы, элективные курсы, факультативы. 
Большое значение имеют игровые методы — ролевые игры и упражнения. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты географических наук, способствует развитию интереса к географии как области практической деятельности и влияет на процесс самоопределения.

Выводы:
Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно–воспитательного процесса. Использование вышеизложенных методов и форм, помогают мне направить свою работу на становление профессионального самоопределения старшеклассников, формирование профессиональной мотивации, развитие умений учениками осуществлять выбор и нести за него ответственность.

В связи с этим, на заключительном этапе я изучаю профессиональный выбор выпускников 9,11 классов. Мои выпускники поступают в учебные заведения на следующие специальности: картография, экологическая безопасность, природопользование,  геодезия, космическая геодезия и навигация, геоинформатика, дистанционное зондирование природных ресурсов   стандартизация и метрология,  экономика предприятий и организаций туризма и гостиничного хозяйства.

Разнообразие выбранных сфер деятельности выпускниками нашей школы говорит о том, что профессиональные интересы учеников сформированы на занятиях по географии.

А своевременный, осознанный выбор профессии нынешними учениками, позволит стране получить грамотных, конкурентноспособных специалистов. 

Статья "Знакомство с профессиями в обучении географии"
  • География
Описание:

В настоящее время в наибольшей степени актуальна проблема профориентационного информирования, консультирования, профессионального становления и адаптации как комплексного процесса, направленного на подготовку подрастающего поколения к трудовой деятельности.

Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема развития интереса учащихся к профессии в процессе преподавания общеобразовательного предмета и преемственной связи между общим и профессиональным образованием.

Автор Ефимова Татьяна Семеновна
Дата добавления 13.11.2016
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 41
Номер материала MA-068508
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓