Инфоурок География Другие методич. материалыСтатья "Знакомство с профессиями в обучении географии"

Статья "Знакомство с профессиями в обучении географии"

Скачать материал

Автор: Ефимова Татьяна Семеновна

учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №45 г. Новосибирска

 

Знакомство с профессиями в обучении географии

Важнейшим социальным заказом современного общества к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, его профессиональной мотивации, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.  

Под профессиональной мотивацией школьника понимают совокупность мотивов, побуждающих его к принятию и реализации определенного решения в выборе профессии.              По мнению доктора педагогических наук Н.Д.Андреевой, процессами становления мотивов и динамикой мотивации можно управлять. «Главное, не упустить наиболее благоприятное время, связанное с возрастными особенностями детей старших классов. В этот период важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации в виде общей, но устойчивой ориентации. В этот период могут быть обозначены основные направления, по которым в дальнейшем будут формироваться разнообразные мотивы, связанные с отношением к будущей профессии».                                 

Поэтому в своей работе учителя географии ставлю перед собой цель - повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников посредством включения технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения.
Проведя анкетирование на параллели 9 классов, мною было установлено, что для детей  основными мотивами в выборе профессии являются:  престиж и социальная значимость профессии, материальная заинтересованность, подражание родителям, наличие специальных способностей, интерес к школьному предмету, возможность творчества.
Как показывают наблюдения, учащимся средних классов одновременно нравятся совершенно разные специальности. В этот период дети обращают внимание только на внешнюю привлекательность профессии, не углубляясь в ее содержание. Поэтому очень важно познакомить учащихся не только с существующими профессиями и специальностями, но и раскрыть содержание труда по различным видам деятельности, их внутреннюю сущность. 

Проблема заключается в недостаточном внимании учителей к возможностям формирования профессиональной ориентации школьников в процессе обучения.                     Поэтому особую актуальность в современных условиях приобретает необходимость развития интереса обучающихся к профессии в процессе преподавания общеобразовательного предмета.

География является одним из таких предметов, который формирует научное мировоззрение, систему комплексных социально ориентированных знаний о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, проблемах взаимодействия общества и природы, даёт богатый  профессиональный кругозор и знакомит с большим списком профессий. Программа курсов физической и экономической географии позволяет дать учащимся значительную информацию о следующих профессиях: топографа, картографа, геодезиста,  геолога, геоморфолога, гидролога, метеоролога, климатолога, эколога, регионоведа, статиста, политолога, этнографа, экскурсовода. Многие сведения, имеющие значение для профессиональной ориентации учащихся, содержатся в текстах, чертежах, картосхемах, иллюстрациях учебников географии. Знакомство происходит и во время учебных экскурсий на природу и производство, а также во время  практических занятий. Практические работы, проводимые на уроках, имеют максимальную приближенность предлагаемых заданий к реальному содержанию профессионального труда, к условиям, в которых работает представитель той или иной профессии.

Все модели педагогических технологий, направленные на активизацию  деятельности школьников, можно объединить в три группы:  индивидуальные; групповые; фронтальные.                                                                                                                                                             Методы профессиональной мотивации подразделяются на следующие: 
методы формирования сознания личности.                                                                                              1. Методы организации деятельности и формирования профессионального опыта.                                                                                                                                        2. Методы стимулирования поведения и деятельности. 

В настоящее время система педагогических технологий профориентации школьников включает в себя следующие формы работы: 
•  профессиональное просвещение -
рассказ ученикам о видах и условиях трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям;                                                                                                                            • предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; 
• профессиональная консультация, нацеленная, в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны учителя и специалистов-профконсультантов; 
• профессиональные пробы с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию.
К основным формам профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и воспитание  школьников относятся: встречи со специалистами, беседа,   профинформационный урок, экскурсии, тематические вечера,  диспуты, конференции, конкурсы, олимпиады, круглые столы, элективные курсы, факультативы. 
Большое значение имеют игровые методы — ролевые игры и упражнения. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты географических наук, способствует развитию интереса к географии как области практической деятельности и влияет на процесс
самоопределения.

Выводы:
Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно–воспитательного процесса. Использование вышеизложенных методов и форм, помогают мне  направить свою работу на становление профессионального самоопределения старшеклассников, формирование профессиональной мотивации, развитие умений учениками осуществлять выбор и нести за него ответственность.

В связи с этим, на заключительном этапе я изучаю профессиональный выбор выпускников 9,11 классов. Мои выпускники поступают в учебные заведения на следующие специальности: картография, экологическая безопасность,  природопользование,  геодезия, космическая геодезия и навигация, геоинформатика, дистанционное зондирование природных ресурсов   стандартизация и метрология,  экономика предприятий и организаций туризма и гостиничного хозяйства.

 Разнообразие выбранных сфер деятельности выпускниками нашей школы говорит о том, что профессиональные интересы учеников сформированы на занятиях по географии.

А своевременный, осознанный выбор профессии нынешними учениками, позволит стране получить грамотных, конкурентноспособных специалистов. 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Знакомство с профессиями в обучении географии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В настоящее время в наибольшей степени актуальна проблема профориентационного информирования, консультирования, профессионального становления и адаптации как комплексного процесса, направленного на подготовку подрастающего поколения к трудовой деятельности.Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема развития интереса учащихся к профессии в процессе преподавания общеобразовательного предмета и преемственной связи между общим и профессиональным образованием.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 556 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.10.2020 181
    • DOCX 20.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аллаярова Гульсина Ульфатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аллаярова Гульсина Ульфатовна
    Аллаярова Гульсина Ульфатовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 91604
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 206 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов