Автор:
Ефимова Татьяна Семеновна
учитель
географии высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №45
г. Новосибирска
Знакомство с профессиями в обучении географии
Важнейшим социальным заказом современного
общества к школе является ориентация образования не только на усвоение
обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие
личности школьника, его профессиональной мотивации, на формирование у него
познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации
в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Под профессиональной мотивацией школьника
понимают совокупность мотивов, побуждающих его к принятию и реализации
определенного решения в выборе профессии. По мнению доктора
педагогических наук Н.Д.Андреевой, процессами становления мотивов и динамикой
мотивации можно управлять. «Главное, не упустить наиболее благоприятное время,
связанное с возрастными особенностями детей старших классов. В этот период
важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации в виде общей, но
устойчивой ориентации. В этот период могут быть обозначены основные
направления, по которым в дальнейшем будут формироваться разнообразные мотивы,
связанные с отношением к будущей профессии».
Поэтому в своей работе учителя географии ставлю
перед собой цель - повысить уровень сформированности профессиональной мотивации
школьников посредством включения технологий профориентационной работы в
учебно-воспитательный процесс обучения.
Проведя анкетирование на параллели 9 классов, мною
было установлено, что для детей основными мотивами в выборе профессии
являются: престиж и социальная значимость профессии, материальная
заинтересованность, подражание родителям, наличие специальных способностей,
интерес к школьному предмету, возможность творчества.
Как показывают наблюдения, учащимся средних
классов одновременно нравятся совершенно разные специальности. В этот период
дети обращают внимание только на внешнюю привлекательность профессии, не
углубляясь в ее содержание. Поэтому очень важно познакомить учащихся не только
с существующими профессиями и специальностями, но и раскрыть содержание труда
по различным видам деятельности, их внутреннюю сущность.
Проблема заключается в недостаточном внимании
учителей к возможностям формирования профессиональной ориентации школьников в
процессе обучения. Поэтому
особую актуальность в современных условиях приобретает необходимость развития
интереса обучающихся к профессии в процессе преподавания общеобразовательного
предмета.
География
является одним из таких предметов, который формирует научное мировоззрение, систему комплексных социально ориентированных знаний о
закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, проблемах
взаимодействия общества и природы, даёт богатый профессиональный кругозор и знакомит с
большим списком профессий. Программа курсов физической и экономической географии
позволяет дать учащимся значительную информацию о следующих профессиях: топографа, картографа, геодезиста, геолога,
геоморфолога, гидролога, метеоролога, климатолога, эколога, регионоведа,
статиста, политолога, этнографа, экскурсовода. Многие
сведения, имеющие значение для профессиональной ориентации учащихся, содержатся
в текстах, чертежах, картосхемах, иллюстрациях учебников географии. Знакомство
происходит и во время учебных экскурсий на природу и производство, а также во
время практических занятий. Практические работы, проводимые на
уроках, имеют максимальную приближенность предлагаемых заданий к реальному
содержанию профессионального труда, к условиям, в которых работает представитель
той или иной профессии.
Все модели педагогических технологий,
направленные на активизацию деятельности школьников, можно объединить в три
группы: индивидуальные; групповые; фронтальные. Методы
профессиональной мотивации подразделяются на следующие:
методы формирования сознания личности. 1.
Методы организации деятельности и формирования профессионального опыта.
2. Методы стимулирования поведения и деятельности.
В настоящее время система педагогических
технологий профориентации школьников включает в себя следующие формы работы:
• профессиональное просвещение - рассказ ученикам о видах и условиях трудовой деятельности, профессиях и
специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям;
• предварительная профессиональная диагностика,
направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
• профессиональная консультация, нацеленная, в
основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны
учителя и специалистов-профконсультантов;
• профессиональные пробы с целью выбора лиц,
которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию.
К основным формам профориентационной работы, с
помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и воспитание школьников
относятся: встречи со
специалистами, беседа, профинформационный урок, экскурсии, тематические вечера,
диспуты, конференции, конкурсы, олимпиады, круглые столы, элективные курсы, факультативы.
Большое значение имеют игровые методы — ролевые
игры и упражнения. Выполнение
школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты географических
наук, способствует развитию интереса к географии как области практической
деятельности и влияет на процесс самоопределения.
Выводы:
Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная
помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным
завершением всего учебно–воспитательного процесса. Использование вышеизложенных
методов и форм, помогают мне направить свою работу на становление профессионального
самоопределения старшеклассников, формирование профессиональной мотивации,
развитие умений учениками осуществлять выбор и нести за него ответственность.
В связи с этим, на заключительном
этапе я изучаю профессиональный выбор выпускников 9,11 классов. Мои выпускники
поступают в учебные заведения на следующие специальности: картография,
экологическая безопасность, природопользование, геодезия, космическая геодезия и
навигация, геоинформатика, дистанционное зондирование природных ресурсов
стандартизация и метрология, экономика предприятий и организаций туризма
и гостиничного хозяйства.
Разнообразие выбранных сфер деятельности выпускниками
нашей школы говорит о том, что профессиональные интересы учеников сформированы на занятиях по
географии.
А своевременный, осознанный выбор профессии
нынешними учениками, позволит стране получить грамотных, конкурентноспособных
специалистов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.