Главная / Логопедия / статья "Задачи, принципы и основные направления работы по развитию речи во внеклассное время."

статья "Задачи, принципы и основные направления работы по развитию речи во внеклассное время."

Бурук Наталья Павловна

воспитатель

КГУ СОШИ для детей с нарушением слуха

г.Караганда



Задачи, принципы и основные направления работы по развитию речи во внеклассное время.


Целью работы по развитию речи слабослышащих школьников во внеклассное время является организация словесного общения, создание речевой среды.

Основными задачами развития речи за пределами занятия являются:

  1. Закрепить и усовершенствовать речевые навыки и умения, полученные школьниками на занятиях:

А) развитие устной разговорной речи в диалогической и монологической формах;

Б) развитие письменной речи( записка, письмо, открытка, заявление, отчёт, отзыв,, дневник, записная книжка);

2. Обогатить речевую практику учащихся новым речевым материалом, необходимым в общении (слова, конструкции словосочетаний, предложений, связные высказывания, новые виды диалогических единств).

3. Развивать внимание и интерес к языку.

4. Обогатить представления учащихся об окружающем мире.

5. Способствовать общему развитию.

Эти задачи решаются созданием и использованием речевых ситуаций, вызывающих потребность в словесной речи, расширением круга лиц, с которыми общаются дети, обеспечением учащихся речевым материалом, подобранным по коммуникативно – тематическому принципу (образцы реплик, разговорно - обиходная лексика, диалогические единства разработанных конструкций, связные высказывания).

Развитие задач развития речи слабослышащих учащихся во внеклассное время тесно связано с повседневной работой по развитию и использованию слухового восприятия, формированием у них связной речи.

Обучение словесному общению во внеклассное время осуществляется в связи с участием школьников в разнообразной внеклассной деятельности, что обеспечивает развитие основных функций языка как средства общения и развития мышления.

Ввиду того, что развитие речи во внеклассное время в школе с нарушением слуха является неотъемлемой органической частью общей системы обучения языку, оно основывается на единых с ней принципах:

  1. Методика развития речи в школе с нарушением слуха опирается прежде всего на дидактические принципы педагогики, которые являются общими для всех школьных предметов. Это принципы научности, систематичности, связи теории с практикой, наглядности, прочности, доступности, сознательности и активности.

  2. В разработке методики развития речи учитываются общие закономерности усвоения языка в норме и специфические принципы обучения слабослышащих школьников языку. Этопрежде всего принцип коммуникации, связь развития речи с деятельностью школьников, развитие потребности словесного общения и организация речевой среды.

  3. Реализация принципа коммуникации предполагает специальное обучение словесному общению, школьники усваивают в первую очередь такой речевой материал, который им необходим в повседневном общении с окружающими. Этот материал (слова и фразы разговорно - обиходной речи) включаются в речевую практику. Участвуя в играх, прогулках, беседах и других видах внеклассной деятельности, дети учатся понимать обращённую к ним речь, выражать свои просьбы, задавать вопросы, а так же овладевают умением вступать в беседы.

  4. Принцип развития речи в связи с коллективной, педагогически организованной деятельностью детей реализуется путём включения их в игровую, трудовую, бытовую, спортивную и другую деятельность в естественной ситуации (или приближённой к ней). Участвуя в деятельности, учащиеся вынуждены постоянно обращаться к учителю, товарищам по классу и другим лицам. При этом внимание педагога направлено на то, чтобы учащиеся не только закрепляли речевой материал, изученный на занятиях, но и обогащали свой речевой запас новой лексикой и новыми структурами предложений.

Интересная для детей коллективная деятельность повышает их речевую активность, создаёт условия для самостоятельной речи.

Участвуя в различных видах внеклассной деятельности, слабослышащие школьники не всегда могут выразить свои мысли словесно из – за ограниченного речевого запаса. Важно вовремя подсказать слабослышащим детям нужное слово или фразу, заставить их подумать, как можно сказать, поддержать детскую активность.

Изучение практики работы школ с нарушением слуха показывает, что словесная речь возникает у ребёнка в процессе коллективной деятельности, побуждающей его вступать в словесное общение. В речевой среде дети получают необходимые образцы речи для выражения своих мыслей, интересов и желаний. Как справедливо отмечал С.А. Зыков, « мы имеем дело не с отсутствием потребности общения, а с невозможностью удовлетворить её посредством языка слов». Поскольку мы можем говорить об отсутствии (или недостаточности) словесных средств общения у слабослышащих учащихся, то важно создать для них такую речевую среду, в которой бы этот недостаток постепенно устранялся.

Потребность в общении словесными средствами возникает в той или иной конкретной ситуации. Ситуативность считается в лингвистике важнейшим признаком диалогической речи. Следует отличать понятие речевой ситуации от понятия ситуации в широком смысле, в том числе и неречевой. «Устная речь – это по преимуществу речь ситуативная, складывающая часто под влиянием условий внеязыкового порядка(экстралингвистических), к которым можно отнести окружающую обстановку, тематику, особенности собеседника, в частности особенности восприятия им речи говорящего и др».

Во внеклассное время общение воспитанников школы – интерната происходит, как правило, в естественной ситуации (в спальне, в столовой, в библиотеке, во дворе, в парке и т.д.) Речевые ситуации в ряде случаев создаются педагогом так, чтобы приблизить их к естественным с помощью наглядных, воображаемых, словесных средств (сюжетно ролевые игры, инсценирование отдельных сюжетных сцен, демонстрация выполнения правил поведения в классе, дома, за столом и т.п.). Содержание ситуаций берется из жизни учащихся, просмотренных фильмов, телепередач, прочитанных книг и статей.

В задачу педагога входит и использование естественно возникающих ситуаций. Такие ситуации могут возникнуть неожиданно. В этих случаях ситуация создаётся самой жизнью, надо только её использовать. Педагог направляет внимание на развитие инициативной речи учащихся, поощряет их самостоятельные высказывания. Каждый слабослышащий ученик должен научиться представлять себе цель высказывания и предполагаемые реплики собеседника.

Слабослышащие школьники ориентируются на речь педагога и данные им речевые образцы. Воспитатель стимулирует их к переходу от образцов к высказываниям своими словами, показом замены одних слов и выражений другими, их синонимами, что позволяет строить высказывание в разных вариантах. При этом обращается внимание на фонетическое, лексическое и грамматическое оформление речевых единиц. Такие умения создают основу для избыточности языка. Как отмечает В.И. Бельтюков, « Опора на избыточность речи составляет встречную речевую активность воспринимающих». В разговорной речи существенным фактором избыточности служат тема разговора, ситуации и т.д.

Все виды деятельности, в которых участвуют школьники во внеклассное время, рождают у них потребность в речевом общении. Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление работы по развитию речи вне класса.

Непосредственное речевое общение осуществляется на осенове устной разговорной речи, которая может быть диалогической и монологической.

Для работы по развитию речи во внеклассное время важно знание правил речевого поведения и выражений речевого этикета, принятых в родном языке. В разговорах со слабослышащими детьми учителя и воспитатели постоянно обращают внимание на использование « вежливых» слов и выражений, правильное их произношение, способы обращения к взрослым. Школьники должны научиться , не перебивать взрослых во время разговора, уметь вовремя обратиться с просьбой , вопросом, вступить в разговор, поддержать его и уметь закончить.

Слабослышащие дети затрудняются использовать приобретённые речевые навыки в естественных условиях (например: в сюжетно – ролевой игре научились пользоваться необходимой фразеологией, а пришли в магазин, не смогли ею воспользоваться). В диалогах отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений. Характерным для диалогической речи слабослышащих школьников является преобладание одних и тех же заученных вопросов и употребление полных предложений.

Необходимо отметить важную роль создания речевой среды для слабослышащих детей.

Речевая среда – это не только говорящая среда, в которой развивается слабослышащий ребёнок и которая побуждает его пользоваться словесной речью в общении с окружающими, но и опосредованное общение через письмо и чтение.

Массовой формой обучения детей с нарушением слуха в нашей стране являются школы – интернаты. На протяжении многих лет делаются попытки решить проблему организации речевой среды применительно к данному типу заведения.

Важнейшим требованием школьного речевого режима является общение слабослышащих школьников с окружающими людьми на основе словесных средств. Следует проводить специальные мероприятия, направленные на развитие речи школьников: вечера речи, вечера сказок, загадок, пословиц и поговорок, юмора, читательские конференции, конкурсы на лучший речевой номер, разыгрывание различных инсценировок и т.п. Важную роль в создании речевой среды играют встречи и беседы слабослышащих школьников со слышащими детьми и взрослыми, а так же участие в играх, общественно полезном труде.



Литература


  1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. Просвещение, М., 1987 г.

  2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! Просвещение, М.,1987 г.

  3. Анишина А.А., Формаковская Н.Ф. Русский речевой этикет М.,1975 г.

  4. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх Просвещение. М. 1992 г.

  5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи М, 1977 г.

  6. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха М., 1987 г.

  7. Выгодская Г.Л. Обучение слабослышащих дошкольников сюжетно – ролевым играм Просвещение. М., 1975 г.

  8. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей М., 1961 г.

  9. Под редакцией А.Г. Зикеева, В.В. Тимохиной Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих Просвещение. М., 1978 г.

  10. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся М, 1976 г.

  11. Зыков С.А. методика обучения слабослышащих детей языку М., 1977 г.

  12. Зыков С.А. Обучение слабослышащих детей языку по принципу формирования речевого общения М, 1961 г.

  13. Зыков С.А. Характеристика процесса обучения слабослышащих детей языку. М., 1977 г.




статья "Задачи, принципы и основные направления работы по развитию речи во внеклассное время."
  • Логопедия
Описание:

Речевая среда – это не только говорящая среда, в которой развивается слабослышащий ребёнок и которая побуждает его пользоваться словесной речью в общении с окружающими, но и опосредованное общение через письмо и чтение.
Массовой формой обучения детей с нарушением слуха в нашей стране являются школы – интернаты. На протяжении многих лет делаются попытки решить проблему организации речевой среды применительно к данному типу заведения.

Автор Бурук Наталья Наталья Павловна
Дата добавления 21.09.2015
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 539
Номер материала MA-060812
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓