Главная / Музыка / Статья "Технологии хорового пения"

Статья "Технологии хорового пения"

Технологии хорового пения


Хоровое пение не только один из древнейших видов творчества, но и самый демократичный его вид. Хоровое музицирование не требует от его участников выдающихся вокальных данных. Каждый певец в хоре вносит свой посильный певческий вклад в его звучание. Но объединённый общей идеей исполняемого произведения, общим сопереживанием, погружаясь в его художественный образ, даже любительский хоровой коллектив может с огромной силой воздействовать на слушателей, вызывая у них эмоциональный резонанс восприятия.

Поэтому хоровые занятия несомненно, развивают их творческие способности, воспитывают художественный вкус и стремление к выразительному и эмоциональному исполнительству.


  1. Образовательная технология


Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Образовательная технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Любая образовательная технология, представляет собой некий учебно-процессуальный комплекс, в котором можно выделить наличие общих для всех технологий пунктов:

  • общего представления о планируемых результатах обучения,

  • средств контроля и диагностики текущего уровня обучаемых,

  • набора моделей обучения,

  • критериев выбора оптимальной модели обучения для конкретных сложившихся условий образовательного процесса.

Поясняя термин «модель обучения», целесообразно выделить в нём два уровневых пласта:

  • верхний пласт – методы и формы обучения – относится к дидактике,

  • нижний пласт – средства и приёмы обучения – составляет педагогическую технику. Педагогическая техника, окрашиваясь личностными особенностями преподавателя (манера общения, интуиция, реакция, мимика, жесты и т. п.), представляет собой педагогическое искусство, основанное на личном опыте и профессиональном мастерстве преподавателя. Уместно заметить, что педагогические приёмы могут совершенно не зависеть от используемых средств. Мимолётная шутка педагога или интересно поставленный им вопрос может заметно активизировать процесс занятия без использования каких-либо средств обучения.



  1. Интерактивная технология в образовательном процессе хорового класса


Для создания высокохудожественного исполнительского хорового коллектива, необходима длительная и кропотливая работа по ознакомлению, привитию и закреплению единых для всех его участников вокально-хоровых навыков, воспитанию хоровой исполнительской культуры. После первого полугодия хор ( младший и старший) должен выступить с первым отчётным концертом и продемонстрировать своё умение и определённое хоровое мастерство. Индивидуальная вокальная работа с хористами допустима только в крайне малом объеме, так как количественный состав хора не позволяет по времени продолжительно заниматься с каждым его участником в отдельности.

В таком сжатом временном пространстве для достижения поставленных целей и эффективности образовательного процесса, наряду с вокально-прикладными (частнопредметными) технологиями, широко применяются интерактивные образовательные технологии и методы, значительно активизирующие процесс освоения и закрепления вокально-хоровых навыков, дающие новый стимул творческой коллективной работе, создающие на хоровом уроке атмосферу сотрудничества и общего познания вокальных и хоровых «секретов».

Говоря о применении интерактивной технологии, необходимо ещё раз подчеркнуть, что занятия хоровым пением уже являются интерактивным методом обучения. Метод хорового интерактивного действия использует свойство голосовых связок копировать частоту слышимых человеком звуковых колебаний. Связки ученика с интонационным дефектом начинают колебаться в частоте слышимого им звука под воздействием хорового окружения. Значительное улучшение вокальной интонации у слабо интонирующих учащихся при пении в хоре, которое неоднократно наблюдалось, является одним из важных доказательств интерактивности хорового обучения.

Интерактивная технология, применяемая в процессе обучения на протяжении всего курса хоровых занятий, позволяет шире использовать разнообразные методы и формы коллективной работы. Учащиеся учатся друг у друга (в хоре всегда есть несколько учащихся, обладающих природными вокальными данными), друг с другом (можно спеть дуэтом, терцетом или ансамблем хоровой партии) и все вместе.

Хористам некогда «скучать» на уроке. Им необходимо не просто петь, но и постоянно контролировать качество хорового пения, определять вокально-технологические ошибки, анализировать причину их возникновения, коллективно, на основе полученных представлений и вокально-хоровых навыков, находить пути решения возникших проблем, добиваться исправления допущенных ошибок. Даже во время короткой работы с одной из хоровых партий, остальным участникам хора предлагается проанализировать интонационный или текстовой ансамбль, качество вокального исполнения, сравнить с исполнением этого фрагмента произведения другими партиями, выявить по исполнению (при коротком коллективном обсуждении) лучшую хоровую партию изучаемого отрывка.

Таким образом, интерактивная технология обучения становится не только используемой, но и преобладающей технологией образовательного процесса хоровых занятий, позволяющей наиболее активно вести образовательный процесс. В результате её реализации значительно интенсифицируются процессы обучения предмету, выработки творческих навыков и умений, освоения профессиональных видов репетиционной работы творческого коллектива, овладения профессиональной терминологией, привития умения работать в коллективе.




  1. Локальная технология и её применение.


Помимо интерактивной технологии в учебном процессе хорового класса используются и другие современные образовательные технологии, способствующие активному и гармоничному развитию творческих способностей будущих музыкантов-профессионалов.

На хоровых занятиях от преподавателя-хормейстера требуется:

  • объяснять установочные позиции;

  • прививать и закреплять вокально-хоровые навыки, добиваясь их единообразия в хоровом звучании;

  • разучивать новые произведения, давать краткую информацию об их авторах;

  • осуществлять контроль уровня обученности;

  • расширять представления о хоровых приёмах и средствах исполнения;

  • работать над художественной выразительностью исполнения, постоянно стремясь к, совершенствованию исполнительского мастерства хорового коллектива.

Для достижения эффективных результатов в решении этих вопросов мною используется локальная технология. Она сосредотачивает внимание на организации «отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решении частных дидактических и воспитательных задач», формировании отдельных понятий и принципиальных подходов, даёт возможность разнообразить виды учебной деятельности хоровых исполнителей, использовать здоровьесберегающую компоновку разделов урока.

Как видно из перечисленных выше требований к преподавателю-хормейстеру, хоровое занятие представляет собой тип комбинированного урока, в процессе которого в различных его разделах активизируются и преобладают разные виды деятельности обучающихся. Локальная технология оснащает преподавателя, а, следовательно, и его учеников, чётким видением главных целей и основных задач каждого раздела хорового занятия, конкретизирует главное направление их совместной деятельности на каждом участке работы, концентрирует внимание на решении наиболее важной задачи каждой отдельной части урока.

Конкретизируя механизм локальной технологии в процессе хорового занятия, воспользуюсь примером, изложенным в виде следующей таблицы.


п/п

Раздел хорового занятия

Основной вид деятельности обучающихся

Цель раздела урока

Задачи раздела урока,

параллельная деятельность обучающихся

1.

Распевание


Разогрев связок, подготовка певческого аппарата к вокальной работе

Самоконтроль певческого дыхания вокальной позиции и звукообразования, формирования гласных звуков

2.

hello_html_md9795ca.gifРазбор нового произведения

Знакомство с нотным текстом и стилем изложения хорового произведения

Осмысленное и чистое интонирование своей партии,

общий анализ гармонического строя

3.

Работа над выученным произведением

Повторение материала.

Совершенствование исполнения.

Выразительное и эмоционально-художественное исполнение


Из приведённого примера видно, что при использовании в различных разделах урока основного вида деятельности – вокализации, учащиеся параллельно, решают более сложные и разнообразные учебные и творческие задачи.

Один из видов локальной технологии – технология урока – используется при проведении занятий-репетиций концертного выступления с показом подготовленной программой. Условия проведения таких занятий диктуются особенностями концертного исполнения: расположение коллектива на хоровых подставках, неукоснительное соблюдение порядка следования исполняемых произведений, общей культуры сценического поведения и другие.

Главным результатом реализации локальной технологии становится поднятие уровня обучения от общего до продвинутого.


  1. Вокально-хоровые прикладные технологии

В вокально-хоровой работе мною используются только такие вокально-прикладные технологии классического пения, которые возможно реализовать в сжатые сроки и получить при этом максимально высокий исполнительский результат. Применительно к хоровому исполнительству они должны быть направлены на выработку единых вокально-хоровых исполнительских навыков коллектива. Единая вокальная позиция (высокая позиция резонансного пения), единый стиль звукообразования, сохраняющий первозданное и уникальное звучание, единое формообразование гласных звуков.

Огромное значение в вокально-хоровой работе имеет создание общехорового ансамбля, который складывается из целого ряда различных видов хоровых ансамблей (вокально-технического, частного, половинного гармонического, динамического, метроритмического, текстового, художественно-исполнительского). Работе над указанными видами ансамблей в хоре уделяется достаточно учебного времени, что положительно сказывается на успешных выступлениях в отчётных хоровых концертах.

Особое место в вокальной работе отводится выработке умения пользоваться певческим дыханием. Эта работа особенно важна, так как нижнерёберное или диафрагменное дыхание, которое используется при пении, полностью соответствует профессиональному дыханию при игре на духовых инструментах.

Важным моментом в ансамблево-хоровой работе является наличие у хормейстера вокально-хорового слуха, который позволяет в полной мере и объективно оценить качество хорового звучания, тонко улавливать его улучшение для дальнейшего закрепления. Неотъемлемой частью такого слуха является умение слышать (выделить из общего звучания) по тембровым особенностям каждую хоровую партию и даже отдельные голоса хоровых исполнителей для ведения полноценной ансамблевой и индивидуальной вокальной работы.

Говоря об эффективности применения вокально-прикладных технологий, нельзя забывать, что речь идёт об их реализации в детском хоре ( старшая группа), где не у всех учащихся полностью закончился пубертатный период.

  1. Эмоционально-художественные прикладные технологии

Пение даже профессионального хора (укомплектованного хорошими вокальными голосами), исполняющего произведения «без души», как часто говорят «не музыкально», не затрагивающее эмоционального восприятия слушателей, у музыкантов- профессионалов называют «механическим».

Хоровой работе учащимися над выразительностью исполнения произведения, наиболее глубокой передаче его художественного образа, заложенного композитором, значительно способствует использование эмоционально-художественных прикладных технологий.

С первых уроков разбора хорового произведения начинается работа с учащимися по выявлению в нём музыкальных фраз и построений, кульминационного момента, цезур, обращается их внимание на темповые, динамические и агогические указания автора. Всё это необходимо для выработки у обучающихся музыкального мышления, позволяющего в дальнейшем наиболее точно и выразительно передать художественный язык и образный строй исполняемого произведения. Учащимся необходимо достаточное время и свободное (в вокально-техническом отношении) владение музыкальным материалом, чтобы до конца «вжиться» в раскрываемый образ, понять самим и передать слушателям художественный замысел автора.

Для эмоционально-художественного и выразительного пения не достаточно только точного исполнения текста и подчёркивания нюансов. Необходимо глубокое погружение в характер исполняемого, творческое сопереживание, ощущение соучастие в процессе создания и передачи смысла произведения и его образного содержания.

Необходимо подчеркнуть, что в этом сложном эмоциональном процессе особенно велика роль педагога-хормейстера. Его воля, талант, вдохновение, умение увлечь и объединить весь коллектив единым пониманием авторского замысла, единой исполнительской идеей, единым творческим порывом должны максимально способствовать раскрытию художественной зрелости хорового коллектива.

Результатом использования эмоционально-художественных прикладных технологий является рост творческого художественно-исполнительского мастерства, гибкости и выразительности исполнения, умения донести до слушателя образно-эмоциональный строй произведения, заложенный автором.


6. Здоровьесберегающая технология.


Одной из самых важных, конечно, является здоровьесберегающая технология. Здоровьесберегающая технология – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Цель использования данных технологий – сохранение физического и психического здоровья ребенка.

На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Поэтому я создаю положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Посещение концертов, оформление кабинета к праздникам развивают эстетический вкус обучающихся, поддерживают психоэмоциональное здоровье детей.

Кроме психоэмоционального здоровья я стараюсь поддерживать физическое здоровье следующими здоровьесберегающими компонентами:

№ п/п

Здоровьесберегающий компонент

Периодичность использования

Краткое обоснование выбора

1

Физкультминутка

На каждом занятии

Размять некоторые группы мышц

2

Гимнастика для глаз

На каждом занятии

Снять напряжение с глаз, сохранить зрение учащихся

3

Проветривание

Перед занятием, на перемене, после занятия

Свежий воздух необходим для профилактики заболеваний органов дыхания и хорошего мышления

4

Питьевой режим

Постоянно

Поддержание водного баланса организма учащихся


Статья "Технологии хорового пения"
  • Музыка
Описание:

Хоровое пение не только один из древнейших видов творчества, но и самый демократичный его вид. Хоровое музицирование не требует от его участников выдающихся вокальных данных. Каждый певец в хоре вносит свой посильный певческий вклад в его звучание. Но объединённый общей идеей исполняемого произведения, общим сопереживанием, погружаясь в его художественный образ, даже любительский хоровой коллектив может с огромной силой воздействовать на слушателей, вызывая у них эмоциональный резонанс восприятия.

Автор Ширшова Анастасия Юрьевна
Дата добавления 14.03.2016
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 505
Номер материала MA-065589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓