Создание ситуации успеха на уроке.
«Интерес к учению есть только там,
где есть вдохновение, рождающееся
от успеха.»
В.А.Сухомлинский.
Нет, и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала
учения. Неумение трудиться порождает нежелание.
Я работаю в классе компенсирующего
обучения. Среди моих учеников – дети с задержкой речевого и психического
развития, недоразвитием памяти, соматически ослабленные дети. Для создания
благоприятной обстановки на уроках я использую различные приёмы и
коррекционно-развивающие упражнения. Но и это не гарантирует того, что
абсолютно все ученики осмыслят все полученные во время урока знания.
Неоднократно приходится индивидуально прорабатывать многие упражнения и навыки.
Но часто во время урока видишь, как
переживает ребёнок то, что он не может поднять руку и ответить, как его сосед,
а очень хочется, чтобы тебя тоже похвалил учитель и остался доволен твоим
ответом.
Выход найден. На помощь пришли технологии
коллективного обучения.
Начала с уроков обобщения и повторения
русского языка.
У меня в классе 12 человек. Я разделила их
на 3 команды по 4 человека.Во главе поставила учеников, которые имеют
определённые успехи по русскому языку. Сообщила, что через 3 дня у нас будет
обобщающий урок по теме «Предложение и текст». Каждой команде раздала листы с
заданиями.
Карточка 1 Вспомни о предложении и
ответь:
1.Как предложение отличить от набора слов
на письме?
2.Какие «опасные места» встречаются в
предложении?
3.Какие бывают предложения по цели ?
(примеры)
4. Какие бывают предложения по интонации?
(примеры)
Карточка 2
Вспомни о тексте и ответь:
1. Из чего состоит текст?
2.Какие условия надо выполнить, чтобы
получился красивый текст?
Карточка 3.
В учебнике чтения выберите из изученного
текста 4-5 предложений и поменяйте их местами. Это будет задание для другой
команды.
Я сказала, что цель этой работы- научить
каждого члена вашей команды справляться с задачей. О знаниях команды я буду судить
по ответам любого члена команды.
Что меня удивило, никто ни в чей адрес не
сказал типа: «Из-за него мы получим плохую оценку!» Дети обрадовались. А двое
подошли ко мне и тихо сказали: «Я всё повторю!»
Я ,конечно, предупредила, что я рядом и
в любой момент могу помочь.
И ещё сказала ,что надо уважать чувства и
возможности своих друзей, поэтому необходимо помнить о культуре общения. И при
любой трудности не выходить из себя и не злиться, а обратиться ко мне. Забегая
вперёд, скажу, что помощь потребовалась лишь раз.
И началась работа. В любой свободный
момент они собирались вместе. Командиры проявили такую заботу о своих
товарищах, что выписали номера страниц, на которых содержатся ответы на все
вопросы. Любимая игра в школу приняла особый смысл. Дети объясняли, спрашивали
правила, отвечали, подсказывали друг- другу.
Один момент . Не каждый ребёнок может
признаться учителю, что он чего-то не понял. Даже после объяснения он
предпочтёт сказать, что понял, т.к. неудобно перед учителем. А теперь можно
свободно выяснять всё и просить помощи у друзей!
И вот наступил этот урок. Все сидели на
своих местах. Больше всех волновались командиры.
Когда речь зашла о видах предложений, я
вызвала к доске двух самых слабых учеников. Я не стала их спрашивать правило, а
попросила прочитать предложения на доске и назвать их вид по цели. Своими
словами, рассуждая, они нашли поочереди вопросительное (самое лёгкое),
побудительное и повествовательное предложение. И тут же сами придумали свои!
Командирам их команд так и хотелось захлопать в ладоши! Я сказала: «Какие вы
молодцы!» Эти два мальчика, казалось, не шли, а летели на своё место через
весь класс!
Все остальные задания были выполнены
отлично. Все ученики тянули руки, и на каждом личике читалось: «Я знаю! Ура!»
Проведённая позже контрольная работа была
написана с хорошими результатами: две тройки, остальные, в основном, четвёрки.
По итогам второй четверти качество знаний
по русскому языку составило 75%.
Закончить хочу опять же словами
В.А.Сухомлинского:
«Берегите огонёк пытливости,
любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк,
является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте
каждый успех, каждое преодоление трудностей. Почва, на которой строится наше
педагогическое мастерство -в самом ребёнке, в его отношении к знаниям и нам,
учителям. Это-желание учиться , вдохновение, готовность к преодолению
трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы!»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.